[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты

§ 2. Субъекты малого предпринимательства

Легализацию МП следует отнести к концу 80-х - началу 90-х гг. XX  в. Термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол N 14 от 6 июня 1989 г.)*(26). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек.
Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР"*(27). В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990  г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий"*(28) численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.
Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР"*(29). В данном постановлении были изменены лимиты по видам деятельности, а сам показатель числа занятых рассчитывался с учетом лиц, работающих на предприятии по договору подряда. Постановлением критерий "объем оборота" не был введен. Связано это, скорее всего, с тем, что в условиях гиперинфляции это было бессмысленно*(30).
В гл. 4 ГК РФ*(31) (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, введенной в действие 8 декабря 1994 г., нет даже упоминания о малых предприятиях.
Следующим этапом является принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"*(32) (в ред. от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 88-ФЗ), в котором законодатель существенно изменил подход к определению понятия субъекта малого предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 3 указанного закона, "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности  - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица".
В данном законе понятие субъекта МП претерпело некоторые изменения по сравнению с предшествующими актами, посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Трудно согласиться с утверждением Н.Н. Тарусиной, сделанным еще в 1998 г., что "российское нормативное определение субъектов малого предпринимательства в основном уже прошло стадии становления и сомнений"*(33). Сегодня, спустя столько лет, почти каждое слово и даже количественные показатели в определении субъекта МП вызывают сомнения и споры специалистов.
Дискуссия разворачивается, в частности, вокруг вопроса о том, насколько правомерно относить к субъектам МП некоммерческие организации. В законодательстве нет четкого ответа на данный вопрос.
Закон N 88-ФЗ относит к малым предприятиям лишь коммерческие организации. Однако в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ*(34) (далее - НК РФ) (ч. 1) от 31 июля 1998 N 146-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2005 г.) под понятием "организации" подразумеваются любые юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Не содержит указания на коммерческий характер организации как субъекта МП и Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(35) (далее - Закон N 14). В ст. 2 этого закона дана отсылочная норма - "организации, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц и отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством". Это, по-видимому, дало основание законодателю в ст. 1 Закона г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в г. Москве"*(36) (далее - Закон N 25) причислять к субъектам малого бизнеса занимающихся ремесленной деятельностью физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере МП.
Таким образом, к субъектам ремесленничества (юридическим лицам) наряду с ремесленными предприятиями отнесены Московская палата ремесел и Центры ремесел, являющиеся некоммерческими организациями (п. 1 ст. 4, ст. 6 и 7 Закона N 25). В результате некоторые некоммерческие организации фактически пользуются налоговыми льготами, предоставляемыми субъектам МП.
В научной литературе существуют различные мнения по данному вопросу. По мнению одних, к субъектам МП должны относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации. Правда, ученые расходятся в вопросе о том, какие именно некоммерческие организации следует относить к субъектам МП.
М.А. Супатаев считает, что необходимо распространить действие законодательства о МП и законодательства о налогах и сборах (в части предоставления налоговых льгот субъектам МП) на некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, только если это служит достижению целей, ради которых они созданы*(37).
Существует и иная позиция, согласно которой необходимо распространить сферу действия законодательства о малых предприятиях на некоммерческие организации, действующие в области развития инновационной деятельности*(38). Выдвигается также предложение относить к числу субъектов МП лишь те некоммерческие организации, которые являются потребительскими кооперативами*(39).
Необходимость придания некоммерческим организациям статуса субъектов МП обосновывается следующим аргументом: "Подобное объединение субъектов предпринимательства в одну группу основывается прежде всего на единой природе предпринимательской деятельности вне зависимости от конкретизации самого субъекта, что позволяет устанавливать одинаковые права и льготы для этих субъектов"*(40). Данный аргумент основывается на высказывании академика В.В. Лаптева, согласно которому "некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как "тяготеющая" к предпринимательской деятельности"*(41).
С приведенными выше предложениями трудно согласиться по целому ряду причин.
Во-первых, включение некоммерческих организаций в число субъектов МП противоречит самой сущности предпринимательства, и малого в частности. Термин субъект малого предпринимательства неслучайно содержит слово "предпринимательство". То есть это субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (выделено автором) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Собственно, в этом и заключается отличие коммерческих организаций от некоммерческих. Следовательно, субъектами МП, как представляется, могут быть только коммерческие организации.
Во-вторых, при включении в состав субъектов МП некоммерческих организаций пришлось бы и на них распространить стимулирующий тип правового регулирования, касающийся только малых предприятий. В отношении последних протекционистская политика государства заключается в предоставлении различных льгот, существенно влияющих на размер их прибыли, увеличивая тем самым и налогооблагаемую базу перечисления средств в соответствующие бюджеты. Однако получение прибыли не является главной целью некоммерческих организаций, роль которых в формировании местных бюджетов почти незаметна, чего не скажешь о субъектах МП.
В-третьих, при таком подходе стирается грань между коммерческими и некоммерческими организациями, что противоречит всей концепции юридических лиц, заложенной в гражданском законодательстве. Несмотря на единую природу предпринимательской деятельности, тем не менее, ГК РФ разделяет коммерческие и некоммерческие организации по целям их деятельности.
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что нецелесообразно расширять рамки субъектов МП путем включения в их число некоммерческих организаций. Предоставление определенных льгот тем или иным субъектам права вовсе не обязательно должно сопровождаться предоставлением им статуса субъекта МП.
По справедливому замечанию А.Ю. Пахолковой, Закон N 88-ФЗ не распространяет сферу своего действия на некоммерческие организации, поскольку это неизбежно будет приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера*(42). Неслучайно в отношении некоммерческих организаций установлено ограничение на занятие ими предпринимательской деятельностью. Такие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью "лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых они созданы, и соответствует этим целям" (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Если некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, выходит за рамки целей, ради которых она создана, или перестает соответствовать этим целям, то ее деятельность становится незаконной. Если же некоммерческая организация вовсе не занимается предпринимательской деятельностью, то она не имеет никакого отношения к предпринимательству вообще и к малому предпринимательству в частности.
Далее, на практике довольно часто возникает вопрос о правомерности отнесения к субъектам МП организаций с участием иностранных инвесторов. Закон N 88-ФЗ не содержит прямого ответа на данный вопрос, но и не отрицает такой возможности.
В п. 3 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1004 "О некоторых вопросах налоговой политики"*(43) некоторые предприятия с иностранными инвестициями были приравнены к малым предприятиям в части льгот по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет. Впоследствии положения п. 3 этого указа утратили силу, как и сам указ.
Высказывалось мнение о том, что действующее законодательство не дает достаточных правовых оснований для признания предприятия с иностранным участием субъектом МП*(44). В этой связи заслуживает внимания Закон г. Москвы от 9 ноября 2001 г. N 65 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(45) (далее - Закон N 65), который исключил абз. 1 п. 2 ст. 5 Закона N 14, в котором указывалось следующее: "В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные отечественные и иностранные физические лица, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица".
Вышеуказанный акт был принят с целью приведения Закона N 14 в соответствие с федеральным законодательством. Видимо, поэтому возникло сомнение по поводу наличия правовых оснований для признания иностранных индивидуальных предпринимателей и предприятий с иностранным участием субъектами МП.
Неясно, какими соображениями руководствовался законодатель, исключив указанную норму, однако вряд ли есть необходимость в неоправданном ограничении круга лиц, могущих участвовать в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ в капитале субъекта МП.
Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы, косвенно подтверждающие это в письме Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. N 06-1-14/8703 "Изменения и дополнения N 3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"*(46). Согласно данному письму предприятие, отвечающее критериям субъекта МП, относится к нему вне зависимости от того, является ли его учредитель - физическое лицо гражданином иностранного государства или нет. Хотя налоговый орган не является полномочным органом, имеющим право официально разъяснять положения федерального закона, тем не менее позиция, выраженная в письме Госналогслужбы, заслуживает внимания*(47).
Кроме того, по смыслу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(48), иностранные физические и юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ в любых формах. Малые предприятия, думается, не являются исключением.
Таким образом, исходя из смысла и целей законодательства не должно быть препятствий к тому, чтобы учредителями малого предприятия становились как физические лица - граждане иностранных государств, так и юридические лица с долей иностранного участия до 25%.
В определении субъектов МП есть еще одна нерешенная проблема. Закон N 88-ФЗ оставляет открытым вопрос об организационно-правовых формах малых предприятий и оперирует такими категориями, как "коммерческая организация", "уставный капитал", "доля участия".
Уставный капитал, как известно, присущ только хозяйственным обществам. Поэтому если исходить из буквального толкования ст. 3 закона, то субъектами МП следует признать только хозяйственные общества. В то же время в преамбуле Закона N 88-ФЗ записано: "Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности". Следовательно, закон допускает создание малых предприятий в различных организационно-правовых формах, хотя это не нашло адекватного отражения в понятии малого предприятия.
В научной литературе существуют различные взгляды относительно организационно-правовых форм малых предприятий.
Так, исходя из буквального толкования ст. 3 Закона N 88-ФЗ, В.К.  Андреев приходит к выводу, что малые предприятия могут создаваться лишь в организационно-правовой форме хозяйственного общества. Причем только в виде общества с ограниченной ответственностью*(49) (далее  - ООО). При этом непонятно почему общества с дополнительной ответственностью оказались вне поля зрения автора.
В другой своей работе В.К. Андреев пишет: "Малым предприятием может быть только хозяйственное общество (с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество или народное предприятие). Другие коммерческие предприятия не имеют уставного капитала"*(50). И в данном случае автор, причисляя к субъектам МП закрытые акционерные общества (далее ЗАО), почему-то не признает такого права за открытыми акционерными обществами (далее - ОАО). Ведь в обоих видах обществ уставный капитал делится на акции.
При очерчивании круга субъектов МП, думается, не следует исходить из буквального толкования ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Малые предприятия могут создаваться в любых организационно-правовых формах коммерческих организаций, за исключением, пожалуй, унитарных предприятий, имущество которых не делится на акции, доли и паи. Поэтому было бы неверно, исходя из различий в формировании имущественного капитала, исключать из числа малых предприятий хозяйственные товарищества и производственные кооперативы*(51). В этой связи нынешнее нечеткое определение малых предприятий в законодательстве нуждается в уточнении и изменении с целью включения в его орбиту в том числе хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.
Заслуживает внимания еще одно обстоятельство. Законом N 88-ФЗ для субъектов МП, как уже отмечалось, установлен критерий "доли участия" в их уставном капитале. В этой связи возникает резонный вопрос: как определить доли участия юридических лиц, являющихся субъектами МП, и чем они отличаются от других участников - тех, которые заполняют оставшуюся половину уставного капитала?*(52) Видимо, данное положение закона направлено против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ. Ведь невозможно создать действительно конкурентную среду, стимулируя и поддерживая предприятия, формально обладающие признаками малого предприятия, но подконтрольные предприятиям-монополистам.
Целесообразно закрепить в законе, что учредители таких предприятий не могут занимать руководящие должности в иных предприятиях, не являющихся субъектами МП. Однако на практике выявить, является ли данное лицо аффилированным или нет, достаточно сложно, поскольку малые предприятия нередко учреждаются на имена подставных лиц и даже "мертвых душ".
Оставляя вышеуказанный вопрос открытым, В.К. Андреев приходит к выводу, что конструкция малого предприятия, закрепленная в анализируемом законе, противоречит принципиальным положениям об организационно-правовой форме юридического лица в виде хозяйственного общества и практически неосуществима, поскольку невозможно выдержать пропорции в долях собственников, определенные законом*(53). В связи с этим он считает, что малое предприятие является одним из видов организационно-правовой формы хозяйственного общества*(54). Данная точка зрения уже нашла сторонников в научной литературе*(55).
Вряд ли законодатель стремился выделить малые предприятия в качестве нового вида хозяйственных обществ, так как в ГК РФ дается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. Указание на "долю участия" является одним из критериев отнесения предприятий к малым (например, чтобы отличить их от зависимых или дочерних обществ, крупных предприятий), а не признаком какой-то новой организационно-правовой формы юридического лица.
Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство. В научной литературе порой неверно истолковывается ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Утверждается, что доля участия всех перечисленных в данной статье субъектов в совокупности не должна быть более 25%*(56). Это означает, что доля, принадлежащая иным субъектам, не перечисленным в ст. 3 Закона N  88-ФЗ, должна быть от 75% и более. Если бы законодатель придерживался такой точки зрения, то формулировка этой статьи была бы следующая: доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами МП, не превышает 25%. На самом деле по смыслу ст. 3 Закона N 88-ФЗ, доля участия всех перечисленных в ней субъектов в совокупности должна быть не более 50%. Соответственно, доля, принадлежащая иным хозяйствующим субъектам, не названным в этой статье, составляет 50% и более.
Не все специалисты одобряют формулировку данного критерия. Есть точка зрения, согласно которой необходимо снятие требования (хотя бы частично) об ограничении в 25% доли перечисленных в ст. 3 Закона N 88-ФЗ учредителей, за исключением случаев, когда учредителем является государство. Как полагает Н.Н. Тарусина, кроме ограничений, касающихся государства, остальные (т.е. ограничения в отношении общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, юридических лиц, не являющихся субъектами МП) не вполне соответствуют мировой практике*(57). Однако здесь необходимо учитывать следующее: если снять ограничения для перечисленных в ст. 3 Закона N 88-ФЗ субъектов, кроме РФ и субъектов РФ, то под понятие субъекта МП будут подпадать зависимые и дочерние общества (аффилированные лица).
Выдвигается также предложение исключить участие государства, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале малого предприятия. Как считает М.М.  Бахмудов, определение, принятое действующим российским законодательством, согласно которому в РФ малым можно считать предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25%, а также на смешанной форме собственности, не отвечает особенностям функционирования малых предприятий в экономике*(58). По его мнению, данное положение закона сковывает инициативу и правовую независимость субъектов МП, подчиняя их деятельность интересам учредителей, которые могут быть и государственными монополистами, и общественными (политическими) организациями и предприятиями теневого криминального бизнеса.
По мнению М.М. Бахмудова, "увеличение доли частного капитала до 100% правомерно, так как в условиях свободного рынка сущность малых предприятий проявляется прежде всего в организационно-правовом статусе предприятия. Частное малое предприятие - это атрибут свободной рыночной экономики. По подсчетам специалистов, эффективность частных предприятий выше, чем коллективных и государственных"*(59). Поэтому он считает недопустимым положение закона, согласно которому часть уставного капитала малых предприятий может принадлежать организациям, владеющим капиталом не на праве частной собственности. М.М. Бахмудов считает, что такой подход к определению сущности субъектов МП не в полной мере реализует правовую свободу малого предпринимательства, поскольку не учитывает специфику российских рыночных отношений и сложившиеся традиции функционирования МП, особенно на начальном этапе их становления.
Представляется, что сейчас нет оснований для легализации данного предложения, так как в нашей стране традиционно преобладали предприятия, основанные на государственной собственности. Такие ограничения могут иметь место в будущем, с развитием частной собственности.
Оптимальным, на наш взгляд, является подход, согласно которому необходимо сократить совокупную долю участия перечисленных в ст. 3 Закона N  88-ФЗ учредителей до 25%. Аналогичной точки зрения придерживается, вероятно, И.А. Исаев, который предлагает определить долю участия физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц - субъектов МП не ниже 75%*(60).
Таким образом, в результате анализа законодательства и различных взглядов на соотношение долей участников в малых предприятиях можно прийти к следующему выводу. Для приведения законодательства в соответствие с практикой и устранения имеющегося в нем пробела оптимальным представляется закрепление в будущем законе о малом предпринимательстве следующего положения, касающегося соотношения в долях участия в малых предприятиях: "совокупная доля (вклад, пай) участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами МП, общественных, благотворительных и религиозных организаций и объединений в уставном (складочном) капитале или паевом фонде организаций-субъектов МП составляет не более 25%".
Теперь рассмотрим один из основных критериев малых предприятий численность работников.
Критерий "количество работников" имеет несомненные преимущества, поскольку является инфляционно устойчивым (на него не влияет покупная способность национальной валюты), прозрачным (легко определяем и понимаем), сопоставимым (позволяет сравнивать размеры предприятий в одной и той же отрасли) и доступным (по нему легко получить данные с предприятий)*(61). Поэтому в мировой практике данный показатель является основным.
Границы количества работников у субъектов МП во многом определяются уровнем развития рыночных отношений и экономики страны в целом. Кроме того, численные параметры зависят от географических масштабов стран, количества предприятий и других условий. Существует мнение, что там, где уровень монополизации высокий, верхний предел установленного показателя выше, и наоборот*(62).
В то же время отсутствует теоретическая база, определяющая выбор того или иного показателя и границ его изменения. По справедливому замечанию Н. Немчинова, "никакого научного обоснования критерия численности для определения "малого предприятия" никогда не приводилось"*(63).
Не все специалисты одобряют также формулировку критерия численности работников, данную в ст. 3 Закона N 88-ФЗ, по ряду причин.
Во-первых, совершенно не учитывается, что промышленность неоднородна и в ней существует множество отраслей и подотраслей: нефтяная, газовая, химическая, текстильная, пищевая и многие др. Минимально необходимая численность работников для поддержания производства на нормальном уровне, например в нефтедобыче, энергетике и фармацевтике, довольно сильно отличается от численности работников в других отраслях. В связи с этим предлагается внести в закон поправки, отражающие более глубокое ранжирование средней численности работников малых предприятий в разных отраслях экономики*(64).
Размер малого предприятия по количеству работников может отличаться не только в отраслевом, но и в региональном аспекте. В связи с этим в законе предлагается установить границы, в рамках которых субъекты РФ могут корректировать данный критерий отнесения предприятий к субъектам МП*(65).
Более того, предлагается устанавливать критерии для субъектов МП в специальных (отраслевых) законах, регулирующих деятельность в соответствующих отраслях экономики*(66).
Представляется, что вышеизложенные предложения могут внести еще большую путаницу в законодательство. Возникают следующие вопросы: насколько глубоко необходимо ранжировать среднюю численность работников малых предприятий в разных отраслях экономики и до какого предела? Каким образом можно правильно установить границы, в рамках которых субъекты РФ могут корректировать численность работников малых предприятий, если отсутствует научная обоснованность данного критерия в целом? При нерешенности этих вопросов реализация вышеуказанных предложений теряет всякий смысл.
Во-вторых, в Законе N 88-ФЗ средняя численность работников определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица.
В специальной литературе есть высказывания о необходимости уточнения правил подсчета работающих, так как далеко не всех лиц, сотрудничающих с фирмой на основе гражданско-правовых договоров, следует относить к работникам предприятия - ситуация может дойти (и иногда доходит) до абсурда*(67). Например, если в ООО три участника, а средняя численность работников 98, является ли оно малым предприятием? Нужно ли включать в число работников тех участников хозяйственного общества, которые не участвуют в производственной деятельности общества? В научной литературе ответ на этот вопрос дается отрицательный*(68).
В данной связи справедливо было бы установить различные порядки исчисления средней численности работников в зависимости от организационно-правовой формы малых предприятий. Ведь есть же различия в организации труда в акционерном обществе и производственном кооперативе. При решении этой проблемы законодатель должен исходить прежде всего из практики функционирования малых предприятий. Необходим анализ статистических данных по видам работников (работающих по трудовому договору, договорам гражданско-правового характера) малых предприятий различных организационно-правовых форм. К сожалению, в нашей стране такие исследования еще не проводились, поэтому введение сейчас соответствующей нормы преждевременно и нецелесообразно.
Нормы, устанавливающие критерии отнесения предприятий к малым предприятиям, включены не только в Закон N 88-ФЗ, но и в трудовое законодательство, а также в законодательство о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ*(69) от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ предприятие считается малым, если численность его работников не превышает 40 человек, а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - 25 человек.
Необходимо обратить внимание на ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (ч. 2)*(70) от 5 августа 2005 г. N 117-ФЗ (в ред. от 20 октября 2005 г.), согласно которой к субъектам упрощенной системы налогообложения относятся организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период не превышает 100 человек независимо от их отраслевой принадлежности. И в научной литературе выдвигается предложение о необходимости унификации критерия численности работников применительно ко всем субъектам МП независимо от отрасли экономики*(71). Установление единой численности для всех отраслей экономики, безусловно, соответствует мировым стандартам. В частности, в Евросоюзе критерий малого бизнеса - 250 человек и оборот 40 млн. евро. Однако целесообразность такого нововведения в России вызывает определенные сомнения.
В развитых странах с устоявшейся экономикой существует разумное соотношение между различными отраслями народного хозяйства. В России же львиная доля малых предприятий приходится на долю торговых организаций, организаций общественного питания и бытового обслуживания населения, хотя в законе для них установлена наименьшая численность работников. На предприятия промышленности и научно-технической сферы, а также сельского хозяйства приходится наименьшее количество малых предприятий, несмотря на установленную для них законом большую численность работников. Унификация численности работников до 100 человек приведет к увеличению количества малых предприятий в сфере торговли и бытового обслуживания населения в 2-3 раза, но не изменит числа малых предприятий в промышленности, научно-технической сфере, сельского хозяйства.
Нельзя забывать, что существуют диспропорции в распределении малых предприятий по территориям. В восьми крупных городах России, как отмечалось выше, сосредоточена половина малых предприятий страны. В небольшом провинциальном городке предприятие розничной торговли или бытового обслуживания населения численностью 100 человек не должно относиться к категории субъекта МП. К тому же задачей государственных и муниципальных органов власти в нашей стране, как и в развитых странах, должно быть выделение приоритетных отраслей развития малого бизнеса, к которым, без сомнения, должны относиться промышленность, сельское хозяйство, научно-техническая сфера.
К чему может привести значительное расширение круга субъектов МП? Скорее всего к тому, что реальная помощь будет оказана не всем субъектам малого бизнеса или же размер ее будет весьма незначительным. Например, в 2001 г. сумма финансовой поддержки МП из федерального бюджета составила 90 млн. руб., или порядка 100 руб. в расчете на одно предприятие*(72).
Исходя из вышесказанного, целесообразно установить среднюю численность работников для малых предприятий розничной торговли и бытового обслуживания населения - 50 человек, а в других отраслях экономики - 100 человек.
Согласно ст. 3 Закона N 88-ФЗ критерий максимальной численности работников для признания субъектом МП устанавливается лишь для юридических лиц, действующих в различных отраслях экономики. Затем в статье говорится, что под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Но никакой оговорки, что указанные критерии численности работников распространяются и на индивидуальных предпринимателей, в законе нет. Поэтому данный вопрос требует более четкого решения в законодательстве. Оптимальным будет при этом установление равных критериев отнесения к субъектам предпринимательской деятельности как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств, которых было бы целесообразно выделить в законе особо*(73). Следует указать в законе, что к субъектам МП относятся также индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями не более 100 человек.
В научной литературе часто встречается высказывание, что российское законодательство использует лишь один критерий при определении понятия "малое предприятие" - это численность работников*(74). Такое утверждение неверно и не соответствует действующему законодательству. Помимо средней численности работников в определении субъекта МП, как уже отмечалось, присутствуют требования и о коммерческом характере организации, о долях участия в уставном капитале малого предприятия различных хозяйствующих субъектов. Следовательно, в Законе N 88-ФЗ указаны три критерия, необходимых для отнесения к субъекту МП.
В специальной литературе ведется дискуссия по вопросу об использовании еще одного критерия в определении МП - максимального годового оборота компании. Российская действительность дает примеры того, как небольшие с точки зрения количества работников компании (например, в сфере оптовой торговли, экспортно-импортной деятельности) достигают годового оборота размером несколько миллионов, а то и десятков миллионов долларов. Это уже прочно стоящий на ногах, далеко не малый бизнес и притом вполне платежеспособный, но, тем не менее, имеющий по формальным критериям право на предусмотренные законодательством льготы.
Данное обстоятельство заставило некоторых специалистов предложить дополнить Закон N 88-ФЗ критерием максимального годового оборота для малых предприятий*(75). Они считают, что критерии, указанные в Законе N 88-ФЗ, совершенно не позволяют бороться с фирмами-однодневками, которые создаются крупными и (или) полукриминальными структурами для самых различных целей: уход от налогов, отмывание денег, построение финансовых пирамид и т.п. Через такие фирмы, подпадающие под льготный режим налогообложения, часто проводятся многомиллионные сделки. Кроме того, нередко крупное производство, например полностью автоматизированный завод, не нуждается в многочисленном персонале. В связи с такими обстоятельствами возникло предложение о введении показателей "объем оборота" (или ему подобного) и (или) "величина основного капитала" ("стоимость активов") с дифференциацией по видам предпринимательской деятельности*(76).
Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство, отмеченное в научной литературе*(77). В Законе N 88-ФЗ содержатся термины "годовой объем оборота", "годовой объем прибыли". В НК РФ используется фраза "доход от реализации в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг)" (ст. 249, 346.2, 346.12). Наличие критерия "уровень доходов за определенный период" приводит к нередкому занижению предпринимателями объемов выручки от реализации и объемов прибыли. Пороговая величина, характеризующая имущественную базу предпринимателя, необходима в качестве критерия. Однако нецелесообразно использовать ее как показатель хозяйственной деятельности предпринимателей. Успешно работающие предприниматели при таком подходе лишаются статуса субъекта МП. Более объективными являются величины, характеризующие стартовые условия хозяйственной деятельности. В качестве таковых, в частности, выступает стоимость основных средств в имуществе предприятий, которая значительно отличается в различных отраслях экономики. Для предприятий в научно-технической сфере огромное значение имеют нематериальные активы. В имущественной базе предприятий торговли оборотные средства имеют преобладающую долю. В связи с этим выдвинуто предложение применять различные финансовые показатели в зависимости от отрасли экономики*(78).
Противоположная точка зрения заключается в том, что необходимы унифицированные критерии, применимые ко всем субъектам МП независимо от отрасли экономики*(79). Аргументируется это тем, что в многопрофильных предприятиях проблематично определить наличие статуса субъекта МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Нецелесообразно отказываться от применения различных финансовых показателей в зависимости от отрасли экономики лишь из-за многопрофильных предприятий. Данную проблему можно решить следующим образом: установить в законе единый финансовый показатель для всех многопрофильных предприятий или же предоставить право самим многопрофильным предприятиям выбирать финансовый показатель (установленный законодательством), по которому будет определяться статус субъекта МП.
Другая группа специалистов*(80) считает, что на сегодняшний день достаточно тех критериев при определении малых предприятий, которые указаны в Законе N 88-ФЗ. Обосновывая свою позицию, они приводят следующие аргументы.
Во-первых, при определении финансового показателя компании возникают сложности, так как статистические службы зачастую сталкиваются с трудностями при сборе данных. Возможность получить такие данные имеют лишь налоговые службы.
Во-вторых, основная часть малых предприятий сосредоточена в данный момент в непроизводственной сфере, поэтому показатель стоимости производственных фондов и уровня товарооборота не играет для них особой роли.
В-третьих, в условиях высокой инфляции и нерегулярных переоценок имущества фирм использование дополнительных показателей потребовало бы от государственных контрольных органов проведения постоянных имущественных подсчетов, которые связаны с большими затратами. Кроме того, существует и высокая вероятность ошибки при экспертизе.
Таким образом, критериями для отнесения к категории малого предприятия в условиях инфляции и весьма приблизительного учета хозяйственной деятельности, по мнению данной группы исследователей, не может быть ни годовой объем оборота, ни прибыль, ни уровень доходности (финансовые показатели). В связи с этим предлагается ввести критерий максимального годового оборота или иного финансового показателя в дальнейшем, при стабилизации экономики и оптимизации ее структуры.
Тем не менее в ст. 3 Закона N 88-ФЗ есть упоминание о годовом объеме оборота (прибыли), но там речь не идет о его размерах как критерия для отнесения предприятия к малому. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ: "Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли". То есть критерий - вид деятельности, доля которого является наибольшей в годовом обороте. Следовательно, размер годового оборота (прибыли) является косвенным критерием малого предприятия, так как с учетом его определяется вид деятельности, по которому предприятие относится к малому. Нельзя забывать, что спецификой российского малого предпринимательства является многопрофильность. Следовательно, в законе уже есть предпосылки для признания размера годового оборота (или прибыли) критерием отнесения предприятия к малому.
Впрочем, проблема состоит не только в определении финансового показателя, но и в его размере. В Евросоюзе данный критерий - оборот 40 млн. евро. Такой размер для нашей страны, безусловно, велик.
Необходимо также иметь в виду, что в налоговом законодательстве для субъектов МП установлены предельные финансовые показатели для применения ими упрощенной системы налогообложения. Согласно ст.  346.13 НК РФ годовой доход субъекта МП не должен превышать 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - 100 млн. руб. независимо от отраслевой принадлежности предприятия. Однако данные показатели имеют исключительно налоговый характер. Они более применимы к характеристике микропредприятий, чем малого предпринимательства в целом. В то же время установление высокого размера финансового показателя может привести к тому, что крупный бизнес начнет искусственно делиться. В этом случае возникнет эффект клонирования компаний, т.е. когда фирма, подошедшая к пороговому значению финансового показателя, переводит активы в другую компанию (вновь созданную), а первая бросается. Это приводит к номинальному росту числа малых предприятий.
Для решения вышеуказанной проблемы в специальной литературе выдвигается следующее предложение: выделять референтные группы предприятий (до 1000), изучать их реальную микроэкономику и влияние налоговой нагрузки предлагаемых режимов на их корпоративные стратегии. Так делается во многих европейских странах (например, в Италии). В отсутствие такой статистической базы любые цифры становятся "кабинетными". Разумеется, для данного исследования требуется определенный промежуток времени.
В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости повышения уровня доходов субъектов МП для применения ими упрощенной системы налогообложения. Интересно предложение о повышении планки до 20 млн. руб. и выше*(81). Представляет интерес предложение Торгово-промышленной палаты РФ (далее - ТПП РФ) применять дифференцированные планки для различных видов деятельности, чтобы упрощенную систему могли применять не только малые предприятия торговли и общественного питания, но и инновационные малые предприятия*(82).
Таким образом по вопросу о введении критерия максимального финансового показателя в определение малого предприятия, можно сделать следующие выводы.
Несмотря на вышеперечисленные сложности, такой показатель необходимо закрепить в законодательстве о МП. Если на сегодняшний день в России нет достаточных условий для введения критерия максимального финансового показателя для малых предприятий всех отраслей экономики, то вначале можно ввести этот критерий в тех отраслях экономики, где потребность в государственной или иной помощи минимальна (например, в сфере вышеупомянутой оптовой торговли, экспортно-импортной деятельности и др.). В дальнейшем, при стабилизации экономики и совершенствовании нормативно-правовой базы МП, возможно введение этого критерия для всех малых предприятий. При этом необходимо применять различные финансовые показатели в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Не менее важен вопрос о введении критерия минимального финансового показателя. Введение данного критерия целесообразно, поскольку он позволит отсеять неработающие (или брошенные) малые предприятия. За неработающими малыми предприятиями числится задолженность по налогам. Когда правительство составляет бюджет, оно рассчитывает на поступления от этих предприятий и планирует государственные доходы и расходы, полагая, что предприятия выполнят свои обязательства перед государством*(83). Одна из причин недостаточного объема бюджетных средств кроется в том, что государство не получает доходы, на которые рассчитывает. Таким образом, неработающие малые предприятия фактически вводят в заблуждение государство, что отражается на экономике страны.
Вводить такой критерий надо очень осторожно, не навредив работе стартующих и малоприбыльных малых предприятий. Целесообразно устанавливать его для предприятий, проработавших не менее двух лет. Ставка минимального финансового показателя должна быть очень низкой, почти символической, так как ее цель - отсеять неработающие (или брошенные) малые предприятия.
При определении субъекта МП возникает еще один вопрос. Следует ли предоставлять статус субъекта МП всем организациям и индивидуальным предпринимателям, соответствующим установленным в Законе N 88-ФЗ критериям?
Закон N 88-ФЗ относит к субъектам МП все без исключения предприятия, соответствующие определенным критериям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"*(84) государственная поддержка малого предпринимательства оказывается субъектам МП, соответствующим критериям, установленным федеральными законами "О государственной поддержке в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением следующих субъектов малого предпринимательства:
а) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
б) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
в) нерезиденты Российской Федерации.
В ст. 346.12 НК РФ перечислен целый ряд субъектов МП, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.
Таким образом, в законодательстве уже есть предпосылки для исключения некоторых субъектов из числа субъектов МП. Представляется целесообразным исключить некоторые организации и индивидуальных предпринимателей из числа субъектов МП.
Рассмотрим вопрос о том, насколько целесообразно относить к малым предприятиям юридические лица, имеющие представительства и филиалы. НК РФ исключает их из числа субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения. Более того, существует мнение согласно которому к малым предприятиям не должны относиться структуры, имеющие дочерние структуры*(85). Таким образом, выдвигается предложение об исключении из числа субъектов МП не только филиалов и представительств, являющихся обособленными подразделениями юридического лица, но и дочерних организаций. Исключение данных структур из числа малых предприятий имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
С одной стороны, разрешая малым предприятиям иметь обособленные подразделения, государство несколько расширяет их возможности по сравнению с субъектами, не имеющими таких подразделений. Ведь нередко через обособленные подразделения проводятся сверхприбыльные сделки (часто незаконные), получая такие же льготы, как малые предприятия, не имеющие обособленных подразделений. Так нарушается баланс интересов между субъектами МП. К тому же намного сложнее проконтролировать малое предприятие (тем более многопрофильное), имеющее обособленное подразделение (а тем более несколько), на предмет соответствия критериям субъекта малого бизнеса.
В то же время запрещение малым предприятиям иметь обособленные подразделения может привести к ряду негативных последствий.
Во-первых, часть структурных подразделений действующих малых предприятий будет функционировать нелегально из-за перспективы лишиться льгот, отчего пострадают в первую очередь местные бюджеты.
Во-вторых, те фирмы, которые не захотят терять статус малого предприятия, ликвидируют свои обособленные подразделения, работники которых пополнят ряды безработных. К тому же нельзя утверждать, что все малые предприятия, имеющие структурные подразделения, проводят через них сверхприбыльные сделки. Лишение таких предприятий статуса малого, а следовательно, льгот, осложнит их финансовое положение.
В-третьих, это затормозит развитие малых предприятий. Они потеряют стимул к наращиванию своего потенциала. Как правило, создавая филиалы и представительства, малые предприятия затем становятся средними и даже крупными предприятиями. Тормозить данный процесс - значит тормозить динамичное развитие экономики в целом.
В-четвертых, это может привести к еще большей изоляции регионов России друг от друга. Большое количество малых предприятий находится в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Некоторые из них имеют свои обособленные подразделения в других субъектах РФ. Закрытие данных подразделений может обострить социально-экономическую ситуацию в регионах России.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день нецелесообразно исключать из числа субъектов МП те из них, которые имеют свои обособленные подразделения. По мере стабилизации экономической обстановки в стране и увеличения количества малых предприятий можно предусмотреть в законодательстве критерий максимального финансового показателя для малых предприятий, имеющих обособленные подразделения.
Что же касается юридических лиц, имеющих дочерние организации, то они не должны относиться к субъектам МП. Исключение следует сделать лишь для тех субъектов малого бизнеса, которые уже имеют дочерние организации на момент принятия соответствующей нормы закона, во избежание негативных последствий, отмеченных ранее. Можно сохранить за ними статус субъекта МП, например, в течение двух лет.
Следующий субъект, причисление которого к субъектам МП вызывает определенные сомнения, - это индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. НК РФ исключает их из круга субъектов МП, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Представляется, что оказывать индивидуальным предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, какую-либо государственную помощь нецелесообразно. При предоставлении государством помощи и льгот следует, в первую очередь, исходить из того, насколько та или иная деятельность приносит пользу обществу, соответствует интересам государства. Только при положительном ответе на этот вопрос может учитываться и то, кем она осуществляется.
Также необходимым является решение вопроса о правомерности отнесения к субъектам МП многопрофильных организаций, где один из видов деятельности запрещен для осуществления такими субъектами. Например, если организация помимо торговли занимается производством подакцизных товаров или организация помимо бытового обслуживания населения занимается игорным бизнесом? В этой связи важно отметить следующее: если в многопрофильной организации хотя бы одним из видов деятельности является деятельность, запрещенная для субъектов МП, то независимо от ее доли в годовом объеме оборота (прибыли) такая организация не должна относиться к субъектам малого бизнеса. Иначе в законе будет лазейка для тех, кто исключен из числа субъектов МП.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным закрепить в действующем законодательстве следующее определение субъекта МП:
"К субъектам малого предпринимательства наряду с физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся и коммерческие организации, отвечающие следующим требованиям:
- средняя численность работников за год не превышает 100 человек (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 50 человек);
- совокупная доля (вклад, пай) участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами МП, общественных, благотворительных и религиозных организаций (объединений) в уставном (складочном) капитале или паевом фонде организации составляет не более 25%;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей, а в торговле и бытовом обслуживании населения доход от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 50 млн. рублей.
К субъектам малого предпринимательства не относятся: кредитные организации; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; государственные и муниципальные унитарные предприятия; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), не относятся к малым предприятиям, если одним из видов их деятельности является деятельность, не позволяющая относить их к субъектам МП".
Нормативное закрепление приведенной выше дефиниции могло бы способствовать дальнейшему развитию законодательства о малом предпринимательстве.
В научной литературе не раз отмечалась необходимость законодательного закрепления общепринятых в мировой практике понятий "микропредприятие" и "среднее предприятие"*(86). Выделение данных категорий предусмотрено обязательствами России по гармонизации учетной политики в секторе малого и среднего бизнеса согласно рекомендациям ООН и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Введение этих понятий в хозяйственную жизнь позволит также оказать государственную поддержку бизнесу в нашей стране более дифференцированно.
В странах ЕС по решению Европейской комиссии от 20 марта 1996 г. было решено модифицировать и четко определить критерии, использующиеся для классификации малых и средних предприятий.

Таблица 3*(87)

-------------------T-----------------T-------------------T--------------¬
¦Размер предприятия¦  Число занятых  ¦ Оборот (млн. экю) ¦Валюта баланса¦
¦                  ¦                 ¦                   ¦  (млн. зкю)  ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦     Среднее      ¦      50-249     ¦        40         ¦      27      ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦      Малое       ¦      10-49      ¦         7         ¦       5      ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦   Очень малое    ¦     Менее 10    ¦    не является    ¦  не является ¦
¦                  ¦                 ¦     критерием     ¦   критерием  ¦
L------------------+-----------------+-------------------+---------------

Термины "микропредприятие" и "микрофирма" не встречаются в российских нормативно-правовых актах. Фактическое обособление микропредприятий прослеживалось в законодательстве о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу)*(88) действие упрощенной системы распространялось только на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности. В отклоненных Госдумой законопроектах о МП вводилось понятие микропредприятия - это предприятия с численностью не более 10 человек.
По мнению некоторых экономистов, степень жесткости, формализованности определения малого (среднего) бизнеса зависит от нескольких факторов*(89) и, в первую очередь, от поставленных задач: если речь идет об образовательных, консультационных, кредитных программах, поддержке инновационного предпринимательства и т.п., критерии отнесения фирмы к малой (средней) могут быть "размыты", если же о налоговых льготах (причем ориентированных не на величину дохода, а на формально-официальный статус фирмы как субъекта малого предпринимательства), то критерии, как правило, должны быть четкими.
Такое высказывание у любого юриста вызовет недоумение. Как можно реализовывать какую-либо программу, не определив, кому она адресована? Любая программа, касающаяся средних предприятий, будет неэффективной, пока не будут установлены в законодательстве критерии среднего предприятия.
На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют критерии отнесения предприятий к средним, хотя термин "средний бизнес" довольно часто используется в разного рода нормативных актах и подготовленных на их основе документах. Термин "среднее предприятие" был употреблен в п. 8 Типового плана приватизации - приложении N  2 к Постановлению Правительства РФ от 4 августа 1992 г. N 547 (в ред. от 15 сентября 1993 г.)*(90). Однако содержание этого термина в нем не раскрывалось, как и в последующих нормативных актах.
Необходимо также законодательное закрепление понятия "субъект среднего предпринимательства". Когда малое предприятие дорастает до уровня "среднего", ему уже не нужна поддержка в виде льготных кредитов, субсидий, в которых так нуждается малый бизнес. Но для того чтобы среднее предпринимательство, занимающееся, как правило, производством, могло развиваться, ему необходимы определенные налоговые, таможенные и другие льготы. В настоящее время идет работа над проектом федерального закона "О малом предпринимательстве в Российской Федерации", в котором должно быть определено и понятие среднего предприятия.
Таким образом, понятие субъекта МП нуждается в существенной корректировке с учетом вышеизложенных предложений.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]