[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Финансовое право
Тема 1. Финансовая деятельность государства
В экономической и правовой литературе понятие "финансы"
рассматривается в двух аспектах как совокупность:
1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения
и использования определенных фондов денежных средств, необходимых
государству для выполнения своих задач и функций;
2) фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления
своих задач.
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов
Российской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую составляют
следующие институты:
1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными
бюджетами;
2) внебюджетные целевые фонды;
3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей
народного хозяйства;
3) имущественное и личное страхование;
4) кредит (государственный и банковский).
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные
и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды
банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных
и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений,
взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения
денежных средств.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил
основные принципы организации местных финансов. В соответствии с
ним местные финансы включают средства местного бюджета, государственные,
муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,
и другие финансовые ресурсы.
Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации
не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики,
а также установленных совместно общих принципов налогообложения
и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие
принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного
Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в
Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций
по планомерному образованию, распределению и использованию денежных
фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического
развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть,
что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются
органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной,
исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных
и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования
государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов;
страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного
хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности
выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов
РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.)
в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства
и органов местного самоуправления основана на определенных принципах,
т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее
существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание
этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении
Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71
Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации
находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная
эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги
и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что
весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных
средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение
которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям
мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется
в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью
средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых
актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и
ревизий финансовой деятельности и т.д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства
базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура
которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются
в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.
Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных
методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений,
условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе
принято делить на две группы: методы собирания денежных средств
и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый
метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода,
которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных
средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка
государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады
в банки и т.д.
При распределении и использовании государственных денежных средств
применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном
представлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств
на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование
применяется в отношении государственных организаций, кредитование
- как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных
организаций.
Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться
не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности
всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование
должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами,
признание затрат на их производство общественно необходимыми на
основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления
прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов
в определенных направлениях на длительный период, а также годовое
финансовое планирование.
Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.
Федеральные государственные органы и государственные органы власти
субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности
в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов
ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской
Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики,
финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические
службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты
РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти
(ст. 73, 76).
Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую
деятельность государства. Существует система органов управления,
для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая
содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов,
специально созданных для управления финансами и осуществления контроля
в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают
своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые
внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций,
учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи
с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились
новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена
структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих
органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в
Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства
финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации
и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов
местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов
и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют
все органы государственной власти в зависимости от установленной
компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает
и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного,
таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы,
принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению
Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает
в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, исходя из положений Конституции
и федеральных законов, определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства, соответственно которой строится
финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране,
об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент
РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования
и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования
государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной
политики, организации расчетов, регулирования валютных и других
финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы,
через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый
контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях
информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области
финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ.
Его деятельность распространяется на область общегосударственных
финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования,
кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной,
финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным
конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г. N 3-ФЗ).
В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного
самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в
области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои
основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют
одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение
ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции
были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве
финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. N 329) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных
камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров
и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей,
производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы, противодействия легализации
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие
бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в Российской Федерации;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации;
разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного
бюджета Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового
контроля;
разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых
рынков в Российской Федерации и т.д.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре
Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992
г. N 1556.
В Российской Федерации образована единая централизованная система
органов Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное
управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской
Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве
и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения),
районам и районам в городах.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные
сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения
хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, несут установленную
законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных задач, подчиняются своему вышестоящему органу
и начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации.
Казначейство подчиняется министру финансов Российской Федерации.
На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:
организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского
бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом
Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными
фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными
(федеральными) средствами;
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных
финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами
в пределах установленных на соответствующий период государственных
расходов;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных
финансов, представление высшим законодательным и исполнительным
органам государственной власти и управления Российской Федерации
отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации
и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской
Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской
Федерации;
разработка методологических и инструктивных материалов, порядка
ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции
казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной
власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями,
включая организации, распоряжающиеся средствами государственных
(федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной
казны Российской Федерации.
В целях укрепления бюджетной дисциплины органам казначейства предоставлены
следующие права:
производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях,
основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия,
проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,
планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением
и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации,
а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках;
получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки
о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих
средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных
(федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные)
средства;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых
органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций
устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского
бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;
приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций
(включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих
средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных
(федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства,
в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства
и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных
с использованием указанных средств;
изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие
о нарушениях порядка исполнения республиканского бюджета Российской
Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и совершения
операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для
изъятия соответствующих документов является письменное постановление
должностного лица органа казначейства;
предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятия, учреждений
и организаций средств, выделенных из республиканского бюджета Российской
Федерации или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не
по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей
учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;
налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф
в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в
доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные
(федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из
республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов
на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные
учреждения, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении),
допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании,
увеличенной на 10 пунктов. Вносить в Центральный банк Российской
Федерации представления на лишение соответствующих банков и иных
финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских
операций.
Суммы санкций зачисляются соответственно в доход республиканского
бюджета Российской Федерации или в государственные (федеральные)
внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций осуществляется органами
налоговой службы России в 3-дневный срок по предъявлению органов
казначейства.
Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления,
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных
налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах
их компетенции.
Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность,
занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в
соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О
Центральном банке РФ (Банке России)". Центральный банк РФ (Банк
России) - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа
государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк
России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать
нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал
и иное имущество Банка России - федеральная собственность. Банк
России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
Государственная Дума:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка
России по представлению Президента РФ;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета
директоров Банка России по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом РФ;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном
банковском совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений.
Указанное решение может быть принято на основании предложения Национального
банковского совета;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием
его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка
России (при предоставлении годового отчета и основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики).
Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны.
В каждой из них практически выражаются действия государственных
органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению
и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По
своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.
Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме
и имеющие юридические последствия решения государственных органов
и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности,
входящим в их компетенцию.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам,
юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются
на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые
регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие
правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные
финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства
(налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством,
порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков,
порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения
финансового контроля и т.д.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные,
к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ,
законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
б) подзаконные.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой
деятельности государства и органов местного самоуправления, которые
содержат конкретные задания в области финансов на определенный период,
т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию
финансовых ресурсов.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ,
государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов
государственного управления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и
местном бюджете.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах
соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет
утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому
это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия
как любой финансово-правовой акт.
[an error occurred while processing the directive]
|
|