[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Финансовое право
Тема 2. Финансовое право Российской Федерации
Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают в процессе образования,
распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов)
государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации
их задач.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством и местным самоуправлением
финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению
и использованию фондов денежных средств.
Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства по планомерному образованию,
распределению и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные
предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других,
выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими
полномочиями. Такой метод присущ и другим отраслям права, например
административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем
конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством
на властные действия.
Место финансового права в единой системе российского права. Особенности
финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении
от других отраслей права.
В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей
деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным
(конституционным) и административным правом, которое охватывает
своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности,
на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей
права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации
и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в
системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики
Российской Федерации, правового положения личности, федеративное
государственное устройство, принципы организации и деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления,
базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области
государственного управления, осуществляемого органами исполнительной
власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной
деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться
и теми и другими органами.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права,
принято определять как финансовое законодательство.
Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит
финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты
правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для
данной отрасли:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установления в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения
в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности
государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений
таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей,
осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование
централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов)
государства и органов местного самоуправления соответственно их
задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики
по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный
(повелительный) характер.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права)
- это установленное государством и обеспеченное мерами государственного
принуждения строго определенное правило поведения в общественных
финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения
и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов
и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности
их участников.
Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия
на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются
на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности
участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных
действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам
налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог
в определенном размере и в определенный срок.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий,
устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться
от них.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых
отношений на совершение определенных самостоятельных действий в
предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых
актах, регулирующих кредитные правоотношения.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут
быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных
обязательств предприятий и граждан перед государством, источники
образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых
в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание
юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают
порядок деятельности в области сбора, распределения и использования
государственных денежных фондов (доходов).
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов:
гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности
этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е.
предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению
или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает
содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям
финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в
себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового
права общественные отношения, участники которых выступают как носители
юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих
нормах предписания по образованию, распределению и использованию
государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают
в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов
в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства
(финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный
орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег,
денежного платежа в доход государства, государственного расхода
и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два
правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект
финансового права" и "субъект (или участник) финансового
правоотношения".
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью,
т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных
правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности
принадлежат субъектам финансового права.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица
(граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами
юридического лица), государственные образования (Российская Федерация,
субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью
финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих
отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной
власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими
лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими
лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на
частной собственности, а также между данными юридическими лицами.
Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом
финансового правоотношения.
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли
раздела, института финансового права, на следующие виды:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
неналоговые правоотношения;
финансовые правоотношения в области государственного кредита;
финансовые правоотношения в области страхования;
правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов,
в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения
и расчетов;
валютные правоотношения;
б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
органами государственной власти; органами государственной власти
и управления общей компетенции;
вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления,
в том числе финансово-кредитными органами;
предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
финансовыми органами и гражданами;
самими финансово-кредитными органами.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется
на основании правового нормативного или индивидуального юридического
акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства
- закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный
нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости
уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по
волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного
акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.
Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований
вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях.
Из них наиболее часто встречаются следующие:
1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы
в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или
внебюджетным фондам;
3) использование выданных бюджетных ассигнований;
4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки
по налогам;
5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит
по достижении определенного возраста, предусмотренного законом,
например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты
прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях,
применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует, главным образом, в случае применения
мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области
финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам,
предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых
отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности,
но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения
соответствующими государственными органами.
В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина
каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,
местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы
в суде.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой
защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными
договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и
прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них
налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному
страхованию и самообложению сельского населения).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового
права принадлежит Конституционному Суду РФ.
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает
и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко
применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении
разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они
выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил
в области образования, распределения и использования государственных
и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения
в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных
мер и др.).
Понятие "финансовое право" может употребляться в двух
аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует
общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой
деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение
и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие
общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой
деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития
финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий,
выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права,
анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании
полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию
финансово-правового регулирования общественных отношений в области
финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные
представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь
теории права и государства.
Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение
студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности
образуют финансовое право как отрасль права.
[an error occurred while processing the directive]
|
|