[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Финансовое право
Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов
Государственные доходы - это часть национального дохода страны,
обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных
поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания
финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической
политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая
для функционирования государственных органов.
Виды государственных доходов. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов
образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также
за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец
предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством
РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени
и штрафы.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью
учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся доходы:
от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности;
от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления; средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства,
полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные
суммы принудительного изъятия;
в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
иные неналоговые доходы.
Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются
собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением
налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам
других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы
федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые
доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы
могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов
РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета
зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за
счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением
доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет
собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты
полностью поступают доходы от продажи и использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг,
оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие
доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Классификация государственных доходов. Государственные доходы, поступающие
в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны.
Для их классификации используют различные критерии. При классификации
доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие
различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной
и иных (ст. 8 Конституции РФ).
По территориальному признаку государственные централизованные доходы
подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные
и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие
на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи.
Централизованные государственные доходы. К централизованным доходам
относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства
государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского
страхования).
Децентрализованные государственные доходы. Децентрализованными доходами
служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной
собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь
речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе
федеральных казенных предприятиях.
Местные доходы (местные финансы). Доходы местного самоуправления,
в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные
доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии
со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной
власти.
Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими
нормативными актами.
Неналоговые платежи. Эти платежи относятся к государственным доходам,
поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим разнообразием,
отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания,
источником поступления. К неналоговым доходам относятся:
платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор
за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности
субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации
конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушение финансового
законодательства, и т.д.);
поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной
собственности и собственности субъектов Федерации.
Налоговые доходы бюджета РФ. В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые
доходы федерального бюджета - это:
федеральные налоги и сборы, перечень которых определяется налоговым
законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного
регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ
утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного
увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на
очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов
может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое
законодательство РФ;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов субъектов
РФ относятся:
собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных
налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым
законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной
основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между
бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о
бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом
"О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных
к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых
в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
[an error occurred while processing the directive]
|
|