[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 1

 

§ 4. Ограниченная ответственность должника

Устанавливая в качестве исходного принцип полного возмещения причиненных убытков (ст. 15 ГК), гражданское законодательство допускает в силу закона и договора ограничение размера возмещаемых должником убытков, именуя такую ответственность ограниченной (п.  1 ст. 400 ГК). В ГК и дополняющих его законах содержится ряд норм об ограниченной ответственности. Кроме того, такая ответственность может быть предусмотрена в договоре, и наиболее часто это достигается посредством внесения в договор условия об исключительной неустойке (п. 1 ст. 394 ГК).
Ограниченная ответственность используется законодательством в сфере корпоративных отношений: ответственность акционеров и участников ООО ограничена стоимостью принадлежащих им акций и вкладов (п.  1 ст. 96 и п. 1 ст. 87 ГК); но если они входят в состав руководящих органов названных юридических лиц, то применяются правила общегражданской ответственности. Такое ограничение ответственности участников АО и ООО необходимо для привлечения их вкладов в общество и оправданно тем обстоятельством, что они, как правило, не оказывают решающего влияния на принятие и исполнение обществом его обязательств.
Ограниченная ответственность предусмотрена ГК для участников договора энергоснабжения (п. 1 ст. 547), договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (п. 2 ст. 777), договора перевозки груза и багажа (п. 2 ст. 796), при безвозмездном хранении (п. 2 ст. 902) и в ряде других договоров. Применительно к деликтным обязательствам ответственность причинителя вреда может быть ограничена по решению суда с учетом имущественного положения гражданина, причинившего вред (п. 3 ст. 1083 ГК).
В дополняющих ГК законах случаи введения ограниченной ответственности встречаются многократно. Транспортные уставы и кодексы значительно расширяют круг ограниченной ответственности в транспортных правоотношениях. КТМ предусматривает такие ограничения и для случаев деликтной ответственности (за ущерб от загрязнения нефтью - ст. 320, за ущерб от перевозки опасных и вредных веществ - ст. 331). Предусмотренные в УЖТ многочисленные штрафы (пени) за нарушение обязательств, в том числе за просрочку в доставке груза (ст. 97), понимаются практикой как исключительная неустойка.
Нормы об ограниченной ответственности органов связи содержатся в законодательстве о связи, туристических организаций - в законодательстве о туризме. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии"*(333) содержит норму, согласно которой предел ответственности за убытки от радиационного воздействия в отношении одного инцидента не может превышать размера, установленного международными договорами РФ (ст. 55 Закона).
Ограниченная ответственность предусматривается в различных формах. Наиболее часто это достигается посредством указания, что при нарушении обязательства возмещается реальный ущерб и, следовательно, не компенсируется упущенная выгода. Такие правила установлены в отношении последствий недействительности сделок (ст. 178, 179 ГК), а также ряда договоров, в частности договора перевозки грузов.
Другой формой ограничения ответственности является определение ее границ стоимостью предмета договора или стоимостью оказываемых услуг. Первое имеет место в договоре хранения, второе - в договорах почтового отправления, когда предел возмещения ограничивается суммой уплаченного почтового тарифа. Ответственность должника может быть ограничена определенной суммой, выраженной в МРОТ, рублях или иных валютных единицах, переводимых в рубли.
Причины установления ограниченной ответственности различны. Применительно к органам транспорта и связи такое решение в литературе обычно объясняется наличием в этих областях массовой клиентуры, повышенных рисков и стремлением избежать неблагоприятного для клиентов значительного роста тарифов, что стало бы необходимым при установлении полной ответственности организаций транспорта и связи. Сказывается и влияние широко признанных международных соглашений*(334) и зарубежного законодательства, согласно которым ответственность транспорта и связи является ограниченной.
Конечно, ограниченная ответственность неблагоприятна для многих участников имущественного оборота, однако она в ряде случаев обусловлена объективными факторами. Кроме того, при операциях органов транспорта и связи допускается объявление ценности грузов, багажа и почтовых отправлений, что способно устранять неблагоприятные для клиентуры последствия ограниченной ответственности. Сомнения вызывает обоснованность ограниченной ответственности поставщиков энергоресурсов, поскольку они, являясь мощными в финансовом отношении организациями, повышают тарифы, а нарушение энергоснабжения неизбежно влечет серьезные потери в производственно-хозяйственной деятельности потребителей энергии.
Допуская ограниченную ответственность, гражданское законодательство предусматривает ряд норм, исключающих ее установление. Согласно п. 4 ст. 401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором выступает потребитель, является ничтожным (п. 2 ст. 400 ГК). На недопустимость ограничения ответственности должника указывается и в ряде других норм ГК: в договоре полного товарищества (п. 3 ст. 75) и договоре простого товарищества (ст. 1047).

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]