[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 1
Глава 8. Государство как субъект гражданского права
§ 1. Особенности государства как субъекта права
Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных
запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно
является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми
чертами*(104), и выступает участником разнообразных рыночных операций.
Стремление освободить российское государство от хозяйственной
деятельности, выраженное в экономических программах последних
лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за
развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия
государства в имущественном обороте, но не изменит его общего
правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это
необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для
международных экономических связей, в которых современные государства
активно участвуют и являются гарантом их развития.
ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства
в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК,
а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном
кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами
государства.
Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского
права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики,
края, области, города федерального значения, автономная область
и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские
поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным
термином "государственные образования".
Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований
имеет принципиальные различия. Российская Федерация является суверенным,
международно признанным государством, в то время как ее субъекты
и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят
в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный
объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского
законодательства как субъекты гражданского права они в принципе
равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований
общие правила выступления в имущественном обороте*(105).
Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах
с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими
лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства,
относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона
или особенностей данных субъектов.
Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования
являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки
всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность
по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно
нормам гражданского законодательства. Специфика государственных
образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения
и прекращения*(106), а также в структуре органов, представляющих
их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования
не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых
являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.
Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии
с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью,
т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей.
ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако
из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует,
что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует,
однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе
она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая*(107).
Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно,
что государственные образования должны обладать гражданской правоспособностью
во всех сферах имущественного оборота, представляющих для них
интерес, кроме тех, которые связаны с физиологическими качествами
граждан (физических лиц).
Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности,
государственные образования могут использовать все предоставляемые
гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских
прав (см. § 3 гл. 2 Учебника). Этот правовой аспект выражен в
некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками
названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст.
1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина
и юридического лица, и не называются государственные образования.
Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы
нормы, относящиеся к юридическим лицам.
Свою правоспособность государственные образования реализуют не
как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции
РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени
Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически
выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов
Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом.
Круг органов других государственных образований, представляющих
их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов
РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.
Согласно Закону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает
Мэр города, который своими действиями приобретает и осуществляет
имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст.
52). Органы местного самоуправления и их компетенция определены
в гл. 6 Закона г. Москвы.
Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием
института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125
ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях
от имени государственных образований могут по специальному поручению
выступать государственные органы, юридические лица и граждане.
Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство
возлагает на специализированные организации, прежде всего банки.
Такие представители получили наименование агентов государства*(108).
Реализация полномочий Российской Федерации как собственника в
отношении находящихся в федеральной собственности акций в открытых
акционерных обществах, в том числе "золотой акции",
осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 3 декабря 2004 г.*(109). Согласно Положению
права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное
агентство по управлению федеральным имуществом, которое выдает
необходимые письменные директивы своим представителям в органах
названных АО. В этих случаях также используется гражданско-правовой
институт представительства.
В ряде статей ГК в качестве представляющего государственные образования
органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение
ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов
РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного
бюджета и его кассовое обслуживание*(110). Таким образом, казна
имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых
отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать
Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет
место на практике.
[an error occurred while processing the directive]
|
|