[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 1
§ 2. Формы участия государства в имущественном обороте
Государственные образования участвуют в имущественном обороте
в различных качествах: как собственник, как сторона в разного
рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества*(111).
Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности
(авторских и патентных), когда это специально предусматривается
законодательством*(112).
В литературе выделяется опосредованное участие государства в отношениях
гражданского права с использованием созданных им государственных
юридических лиц, когда "через этих юридических лиц косвенно,
опосредованно в гражданском обороте участвует и государство"*(113).
Однако в условиях рынка коммерческие юридические лица всех видов,
в том числе и с государственным участием, действуют от своего
имени, в собственных интересах, на свой риск и наделены хозяйственной
самостоятельностью. Конструкция косвенного участия государства
в гражданском обороте, не решая каких-либо практических вопросов,
может вести к необоснованному возложению последствий ошибок государственных
предприятий и учреждений на государство, что было бы неправильно.
1. Государство как собственник. Принадлежащие ему права собственности
государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий,
принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые
последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности
самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают
порядок приватизации государственного имущества*(114), учреждают
государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые
возлагается дальнейшее использование государственного имущества.
От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью,
в частности оказывается финансовая помощь при экстремальных ситуациях
в отдельных регионах страны.
Государство через свои органы ведет учет государственной собственности,
а также включает в ее состав новое имущество, которое становится
государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве
(ст. 235 ГК) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого
имущества, клады, бесхозное имущество и др.
Названные правомочия, которые юридически надо считать формами
распоряжения собственностью, осуществляют Правительство РФ, Министерство
финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом. Это Агентство является федеральным органом исполнительной
власти, наделенным функциями в области приватизации и полномочиями
собственника, в том числе правами акционера в сфере управления
имуществом Российской Федерации*(115). Государственной собственностью
субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего
правительства и губернаторы.
Правомочия владения и пользования своей собственностью государственные
образования практически осуществляют, прибегая к институту юридического
лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными
задачами и унитарные предприятия, которые наделяются необходимым
им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного
ведения и праве оперативного управления. Более подробно правовые
вопросы осуществления государством принадлежащих ему правомочий
собственности рассматриваются в гл. 15 и 16 Учебника.
2. Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Выступление
государственных образований в качестве стороны гражданско-правовой
сделки лишает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу
гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную
ответственность по своим обязательствам.
Круг совершаемых государством сделок обширен. Это прежде всего
государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ
для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает
государственный орган, действующий от имени Российской Федерации
или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров
определен в ГК (§ 4 гл. 30 и § 5 гл. 37) и более полно - в законах
о выполнении таких закупок и работ.
Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки
с участием государства, которое может быть кредитором (кредитующей
стороной) или же, напротив, - должником (заемщиком). Нормы о кредитных
операциях государства имеются в ряде законов Российской Федерации
и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс и годовые законы
о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамках
которых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления
крупных государственных кредитов обычно определяется специальными
постановлениями Правительства РФ, возлагающими их реализацию на
Министерство финансов Российской Федерации.
В качестве заемщика государство выступает при выпуске государственных
займов, облигаций и иных ценных бумаг. Изданы Генеральные условия
эмиссии и обращения облигаций федеральных займов*(116), которые
устанавливают, что эмитентом займов от имени Российской Федерации
выступает Министерство финансов Российской Федерации, а генеральным
агентом по их обслуживанию - Центральный банк РФ. Займы могут
объявляться также субъектами РФ.
Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг
определяются одноименным Федеральным законом от 29 июля 1998 г.*(117),
который допускает их выпуск как в отечественной, так и в иностранной
валюте, и четко оговаривает, что они выпускаются от имени Российской
Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Для обеспечения
надежности таких ценных бумаг могут использоваться институты страхования,
а также гарантии.
От имени государственных образований заключаются соглашения о
разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской
деятельности право на возмездной основе и на определенный срок
эксплуатировать крупные и перспективные месторождения нефти и
газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они
являются предметом специального закона - Закона о соглашениях
о разделе продукции. Особенность таких сделок состоит в том, что
стороной в них является Российская Федерация, от имени которой
выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта
РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации
месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты
являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального
закона от 21 июля 2005 г. "О концессионных соглашениях"*(118)).
При совершении крупных по суммам и значению гражданско-правовых
сделок, в частности кредитов, государство может выступать в качестве
гаранта (поручителя) по обязательствам других субъектов гражданского
права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. За последние годы практика
выдачи таких гарантий (поручительств) от имени Российской Федерации
и ее субъектов стала весьма распространенной, они предоставляются
для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего при долгосрочном
кредитовании на значительные суммы*(119).
3. Государство как наследник. Наследником государство может быть
по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество
умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила
гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус
государства не имеет правовых особенностей. Во втором - действуют
специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества
и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования
такого имущества.
[an error occurred while processing the directive]
|
|