[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 1
§ 3. Формы права собственности
1. Формы собственности в Российской Федерации. Конституция РФ
устанавливает, что в России признаются и равным образом защищаются
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
(ст. 8). В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция
РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве
собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной
жизни право собственности и его законодательное регулирование.
На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную
собственность, которая названа также в ряде последующих статей
(ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности
в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления
основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения
широкой приватизации в частной собственности находится около 60%
производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.
Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя
(субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную
природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в
правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их
исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность
имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация,
конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться
исключительно в государственной или муниципальной собственности.
Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях
и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой
роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду
с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами
частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно
для характеристики юридических сущности и особенностей частной
собственности.
Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических
лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом
и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных
законом. Правовой акцент лежит в категориях "любое имущество",
"использование имущества для любой деятельности" и,
наконец, "свободное распоряжение". Использование частной
собственности подконтрольно государству только в общих рамках
законов и свободно определяется интересами самого собственника
и условиями рынка.
Россия является Федерацией, и государственная собственность может
принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов
федеральной собственности не ограничен, он включает природные
ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное
и оборонное значение. В федеральной государственной собственности
находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных
предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например Транснефти,
Газпрома, "Российские железные дороги", "Аэрофлот".
Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов
предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета
России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991
г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется
путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ
(см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют
объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995
г. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности
г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью,
собственностью Российской Федерации или других собственников,
в том числе земельные участки и природные объекты в границах г.
Москвы.
Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские
поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус
таких образований как собственников имущества определяется Законом
об общих принципах организации местного самоуправления. В ст.
50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может
находиться в собственности муниципальных образований (объекты
тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный
фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).
Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит
ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках
гражданского права такие формы собственности не называются, а
иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако,
оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции
допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование
свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм
собственности.
Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно
отнести собственность религиозных организаций (объединений), для
которых вводятся некоторые специальные правила (см., например,
п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также
собственность в Российской Федерации иностранных государств и
международных организаций, которая имеет особенности своего режима
в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.
В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится
о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако
коллективную собственность как особую форму собственности действующее
законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая
нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться
не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы
общей собственности.
2. Равенство различных форм собственности. Из положений Конституции
РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет
равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным
образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности
устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической)
собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.
Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме
различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение
прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства
(ст. 55).
В ГК содержится ряд конкретных норм, основанных на приведенном
конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются
виды имущества, которые могут находиться только в государственной
или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии
с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам
или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности.
Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах
хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства,
которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия
(вооружение, наркотические вещества).
Кроме того, отдельным категориям собственников, например малым
предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые
льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности.
Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические
зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой
и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.
[an error occurred while processing the directive]
|
|