[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 1
Глава 16. Публичная собственность
§ 1. Право государственной и муниципальной собственности
1. Общие положения. В условиях рынка государственная и муниципальная
собственность сохраняет достаточно важное значение. Особенно это
касается государственного сектора экономики, в котором до сих
пор остаются наиболее крупные компании (ОАО "Газпром",
РАО "ЕЭС", ОАО "РЖД" и т.д.), играющие важнейшую
роль в создании национального богатства.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК Российская Федерация, ее субъекты
и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками
этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Это означает,
что по общему правилу все положения о праве собственности, содержащиеся
в разделе II ГК ("Право собственности и другие вещные права"),
в равной степени касаются граждан, юридических лиц, а также субъектов
государственной и муниципальной собственности.
В то же время в п. 2 ст. 124 ГК установлено, что к публично-правовым
образованиям должны применяться нормы о юридических лицах, если
иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Имущество публично-правовых образований принадлежит не народу,
проживающему на соответствующей территории, а самому государству
(муниципальному образованию) как субъекту гражданского права.
Главной особенностью государственной и муниципальной собственности
является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению
публично-правовых задач и функций государства и муниципальных
образований. Наиболее наглядно это показано в Федеральном законе
от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"*(222) (ст. 26.11) и в Законе
об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 50).
В соответствии с этими законами в собственности субъектов РФ и
муниципальных образований может находиться только то имущество,
которое необходимо для осуществления их публичных полномочий.
Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований
полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные
правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного
уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете,
в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации
всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых
образований такое полномочие производно от суверенитета государства,
на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с
санкции государства.
В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) гражданское
законодательство находится в исключительном ведении Российской
Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно
режим права собственности, может только Российская Федерация.
В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные
образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам,
входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной
(муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное
правовое воздействие и на содержание режима права собственности.
Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения
и прекращения права государственной и муниципальной собственности.
Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК),
конфискация (ст. 243 ГК), приватизация (ст. 217 ГК), обращение
имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК).
В собственности публично-правовых образований может находиться
более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК виды имущества, которые могут
находиться только в государственной или муниципальной собственности,
определяются законом. Например, федеральной государственной собственностью
являются лесной фонд и расположенные на землях обороны леса (ст.
19 Лесного кодекса). Участки лесного фонда могут предоставляться
гражданам и юридическим лицам лишь в пользование (ст. 22 Лесного
кодекса). Исключительно в федеральной собственности находятся
водные объекты (ст. 34 Водного кодекса). Муниципальная и частная
собственность допускается только на обособленные водные объекты.
В государственной собственности Российской Федерации или ее субъектов
находится животный мир (ст. 4 Федерального закона от 24 апреля
1995 г. "О животном мире"*(223)). В муниципальной или
частной собственности могут находиться только изъятые в установленном
порядке из естественной среды обитания объекты животного мира.
В государственной собственности находятся недра (ст. 12 Закона
о недрах). В Российской Федерации также закреплено приоритетное
значение государственной собственности в отношении земли и других
природных ресурсов. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
2. Субъекты права государственной и муниципальной собственности.
Субъектами государственной собственности являются государство
(Российская Федерация в целом), а также государственные образования
- субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области,
автономные округа, автономная область, а также города федерального
значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие
в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный
конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия
в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации"*(224)).
Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские
поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные
районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального
значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются
в государственном реестре муниципальных образований*(226).
Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления
принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ.
В частности, федеральная государственная собственность и управление
ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п.
"д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами,
а также разграничения государственной собственности (пп. "в"
и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и
полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения
ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности,
в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление
ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также
владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных
образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).
[an error occurred while processing the directive]
|
|