Гражданское право. Том 1

 

§ 3. Осуществление полномочий публичного собственника

Публично-правовые образования выступают в гражданском обороте через свои органы, которые действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).
Все государственное и муниципальное имущество разделено на две основные группы:
а) имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
б) средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации, государственную казну субъекта РФ, муниципальную казну муниципального образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК).
Полномочия по управлению и распоряжению имуществом, закрепленным за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, принадлежат собственникам (Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям) и соответствующим предприятиям и учреждениям, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК)*(235). Государственные (муниципальные) унитарные предприятия в лице своих органов владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Полномочия по управлению и распоряжению имуществом, не закрепленным за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, целиком и полностью принадлежат собственникам в лице их компетентных органов, определяемых законодательством.
В отношении федерального имущества полномочия собственника осуществляет в первую очередь Правительство РФ, за которым закреплена функция по управлению любой федеральной собственностью (п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона от 17  декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"*(236)). Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ часть своих полномочий в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий (п. 15 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.).
До недавнего времени полномочия по управлению государственным имуществом допускалось передавать любым федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых могли находиться государственные предприятия и учреждения. В связи же с проводимой в стране административной реформой было установлено, что функцией по управлению федеральным имуществом могут наделяться только федеральные агентства в соответствующей сфере деятельности. Федеральные министерства и федеральные службы такой функцией (по общему правилу) не обладают, кроме случаев, специально установленных указами Президента РФ пли постановлениями Правительства РФ. Данные ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления (пп. 3-6 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(237)).
В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. (п. 2) под функциями по управлению государственным имуществом понимаются полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Основным органом в сфере управления федеральным государственным имуществом является в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), подведомственное Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации*(238). Агентство осуществляет функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе в сфере земельных отношений, а также права акционера; функции в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ возложены на иные федеральные органы исполнительной власти).
Агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством, полномочия собственника: в отношении федерального имущества, необходимого для исполнения функций федеральных органов государственной власти; в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации; по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Агентство также ведет учет и реестр федерального имущества.
Иные федеральные агентства наделяются полномочиями по управлению федеральным имуществом, необходимым для исполнения функций федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также закрепленным за организациями, подведомственными соответствующему агентству. К таким агентствам относятся: Управление делами Президента РФ, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и ряд других*(239).
Полномочия по управлению федеральным государственным имуществом между Правительством РФ, Росимуществом и отраслевыми агентствами распределяются специальными актами Правительства РФ или устанавливаются в положениях о соответствующих федеральных агентствах, которые также утверждаются Правительством РФ*(240).
Управление имуществом субъектов РФ осуществляют органы, определяемые законодательством соответствующего субъекта РФ (как правило, это мэры, губернаторы, правительства субъектов РФ, а также специализированные органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ - комитеты, фонды и иные органы по управлению имуществом).
Имуществом муниципальных образований управляют муниципальные органы, уполномоченные нормативными актами органов местного самоуправления (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация).
Денежными средствами, образующими бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, заведуют соответствующие распорядители бюджетных средств в рамках бюджетного процесса по правилам бюджетного законодательства РФ (см. Бюджетный кодекс).
Кассовое обслуживание бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета, а также иные правоприменительные функции по исполнению федерального бюджета возложены на Федеральное казначейство, являющееся федеральной службой в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство открывает в банках счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, открывает и ведет лицевые счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, управляет операциями на едином счете федерального бюджета, подтверждает его денежные обязательства и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (см. Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703*(241)).
В последние годы наметилась тенденция превышения доходов федерального бюджета над его расходами (профицит) за счет постоянного роста цен на нефть. Часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над ее базовой ценой, рассчитанной при планировании бюджета, поступает в так называемый Стабилизационный фонд, который подлежит обособленному учету, управлению и использованию (гл. 13.1 Бюджетного кодекса). Средствами Стабилизационного фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации (п. 5.3.9 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329*(242)).

??????????? ???????????? ??????

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки