[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 1
§ 5. Право хозяйственного ведения
Это вещное право в силу ст. 294 ГК признается за другой группой
юридических лиц - государственными и муниципальными унитарными
предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении
имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от
их собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета.
В отличие от права оперативного управления институт хозяйственного
ведения используется только в сфере государственной и муниципальной
собственности.
В ряде изданных до принятия ГК законов говорится о наличии права
хозяйственного ведения у юридических лиц некоторых других видов.
Эти нормы надлежит считать утратившими свое значение в силу п.
5 ст. 6 Вводного закона к ч. 1 ГК, согласно которому такие юридические
лица подлежат преобразованию в хозяйственные общества или кооперативы
либо должны быть ликвидированы.
В своем содержании право хозяйственного ведения шире рассмотренного
права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность
государственных и муниципальных предприятий в меняющихся условиях
современного рынка должны давать достаточную свободу и самостоятельность
в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной
предпринимательской деятельности.
Приведенная выше общая характеристика права хозяйственного ведения,
содержащаяся в ст. 294 ГК, текстуально совпадает с правомочиями
собственника, названными в п. 1 ст. 209 ГК. Однако из последующих
статей Кодекса следует, что пределы правомочий носителя права
хозяйственного ведения значительно уже и, кроме того, могут ограничиваться
последующими законами и решениями собственника имущества, переданного
в хозяйственное ведение.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, в общей форме названы в п. 1 ст. 295 ГК. Собственник
решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей
его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора
(руководителя), осуществляет контроль за использованием и сохранностью
принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать
часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном
ведении.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее
ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать
его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным
способом распоряжаться им без согласия собственника.
Движимым имуществом носитель права хозяйственного ведения распоряжается
самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами,
указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Такие
случаи предусмотрены, прежде всего, Законом о государственных
и муниципальных унитарных предприятиях, который устанавливает
при решении этих вопросов ряд ограничений, единых для государственных
и муниципальных предприятий.
Во-первых, в названном Законе установлено, что движимым и недвижимым
имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его
возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой
определены уставом предприятия; сделки, совершенные с нарушением
этого требования, являются ничтожными.
Во-вторых, по Закону согласие собственника требуется на совершение
сделок о предоставлении займа, поручительства, получении банковских
гарантий, уступке требований, переводе долга, а также заключение
договора простого товарищества. Кроме того, действуют правила
о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность,
когда необходимо также получить согласие собственника. Наконец,
в уставе предприятий могут быть названы и другие виды сделок,
совершение которых требует такого согласия.
В отношении прав собственника на имущество, являющееся объектом
права хозяйственного ведения, в п. 40 Постановления Пленумов ВС
РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 было разъяснено, что собственник
(управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать
в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся
в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Акты таких органов по распоряжению имуществом, принадлежащим на
праве хозяйственного ведения, должны признаваться недействительными
по требованию предприятий. Это разъяснение заметно укрепляет хозяйственную
самостоятельность государственных и муниципальных предприятий.
[an error occurred while processing the directive]
|
|