[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

Глава 36. Возмездное оказание услуг

назад

Услуги телефонной связи предоставляются в соответствии с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310*(135). Установление телефона производится по заявлению заинтересованного лица, но зависит от технических возможностей телефонной сети, и при отсутствии таковой заявитель ставится на очередь. После заключения письменного договора о телефонной связи оператор должен обеспечить абоненту возможность пользоваться ее услугами в течение 24 часов в сутки и бесплатный вызов экстренных оперативных служб и информационно-справочные услуги. Услуги оплачиваются по абонентской (помесячной) или повременной системе оплаты, когда оператором связи выставляется счет с указанием срока платежа. При нарушении сроков оплаты оператор вправе приостановить оказание услуг, уведомив об этом абонента.
В ходе исполнения договора о телефонной связи возможны изменения на стороне абонента (переезд граждан, реорганизация юридических лиц). В этих случаях вносится изменение в ранее заключенный договор или подписывается договор с новым абонентом. По желанию абонента-гражданина возможно указание в договоре нового абонента из членов его семьи. В договоре, предусматривающем коллективное использование телефона, абонентом выступает гражданин, уполномоченный на то проживающими в коммунальной квартире. Соабоненты имеют равные права и обязанности и несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора.
В связи с необходимостью определения правового режима мобильной (сотовой) телефонной связи постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи*(136). Общие положения этих Правил близки к рассмотренным выше нормам о порядке оказания услуг обычной телефонной связи. Дополнительные предписания отражают технические особенности подвижной связи и порядок оплаты оказываемых услуг: она производится посредством авансового или отложенного платежа, т.е. по окончании установленного оператором расчетного периода.
Бытовые услуги. Такие услуги необычайно разнообразны; основные их виды регламентируются специальными правилами, которые устанавливают в интересах граждан минимальные требования к порядку оказания бытовых услуг.
Имеются Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036*(137). Они кратки и уделяют основное внимание информации о таких услугах, которая должна быть подробной и доводиться до сведения потребителей, и обязанностям исполнителя контролировать качество и безопасность оказываемых им услуг. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи.
Более подробно правовое регулирование содержится в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490*(138). Гостиницы обязаны давать в регистрационном помещении письменную информацию об оказываемых услугах, ценах пребывания, перечне услуг и предельных сроках пребывания, установленных в данной гостинице. Клиент обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность, а сам договор оформляется выдачей письменной квитанции. Возможно предварительное бронирование мест, которое при опоздании сохраняется в течение суток. Цена и порядок ее оплаты устанавливаются гостиницей и зависят от уровня обслуживания.
Некоторые виды услуг должны оказываться клиентам бесплатно: вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставка в номер корреспонденции, побудка к определенному времени, предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов. В организациях бытового питания и обслуживания, размещенных в гостинице, ее клиенты обслуживаются вне очереди. Недостатки оказываемых услуг гостиницы должны устранять в течение часа с момента предъявления клиентом соответствующего требования. Имущественная ответственность гостиницы и клиента в случае причинения ущерба подчинена общим правилам гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителя.
Туристические услуги. Они осуществляются туристическими организациями, которые предоставляют разнообразные услуги в области отечественного и зарубежного туризма. Правовой режим оказания таких услуг помимо норм ГК определяется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах туристской деятельности), а также Законом о защите прав потребителей.
Туризм определяется в названном Законе как временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Такие путешествия осуществляются в соответствии с условиями письменного договора.
Туристский договор Закон об основах туристской деятельности именует договором розничной купли-продажи туристского продукта (ст. 10). Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой природе, закрепленной в ст. 779 ГК, и затрудняет применение правовых норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон. Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора, что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой туристу путевке, именуемой туристическим ваучером.
Оплата туристических услуг осуществляется до начала поездки и должна включать все платежи, которые предстоит осуществлять в интересах туриста в ходе намеченного путешествия, если иное прямо не оговорено в договоре и туристической путевке. Практически, однако, такие дополнительные платежи оказываются неизбежными ввиду изменения цен и уточнения, в том числе по желанию самого туриста, программы путешествия.
Туристические услуги представляют собой совокупность разного рода услуг, большинство которых практически оказывается не заключившей договор туристической фирмой, а ее контрагентами, состоящими с ней в договорных отношениях. Однако в некоторых случаях, например при перевозках, сам турист вступает в прямые договорные связи с субъектами, обслуживающими туристическую поездку, в данном случае - с перевозчиком.
Это обстоятельство не дает оснований рассматривать туристическую фирму как чистого посредника, отвечающего только за организацию, но не за исполнение заключенного ею договора*(139). Исходя из назначения этого договора туристическая фирма должна трактоваться в качестве должника, отвечающего на основании ст. 403 ГК РФ за неисполнение обязательства всеми третьими лицами, на которых она возложила исполнение.

далее

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]