[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
Глава 36. Возмездное оказание услуг
назад
Услуги телефонной связи предоставляются в соответствии с Правилами
оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной
телефонной связи, которые утверждены постановлением Правительства
РФ от 18 мая 2005 г. N 310*(135). Установление телефона производится
по заявлению заинтересованного лица, но зависит от технических
возможностей телефонной сети, и при отсутствии таковой заявитель
ставится на очередь. После заключения письменного договора о телефонной
связи оператор должен обеспечить абоненту возможность пользоваться
ее услугами в течение 24 часов в сутки и бесплатный вызов экстренных
оперативных служб и информационно-справочные услуги. Услуги оплачиваются
по абонентской (помесячной) или повременной системе оплаты, когда
оператором связи выставляется счет с указанием срока платежа.
При нарушении сроков оплаты оператор вправе приостановить оказание
услуг, уведомив об этом абонента.
В ходе исполнения договора о телефонной связи возможны изменения
на стороне абонента (переезд граждан, реорганизация юридических
лиц). В этих случаях вносится изменение в ранее заключенный договор
или подписывается договор с новым абонентом. По желанию абонента-гражданина
возможно указание в договоре нового абонента из членов его семьи.
В договоре, предусматривающем коллективное использование телефона,
абонентом выступает гражданин, уполномоченный на то проживающими
в коммунальной квартире. Соабоненты имеют равные права и обязанности
и несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим
из договора.
В связи с необходимостью определения правового режима мобильной
(сотовой) телефонной связи постановлением Правительства РФ от
25 мая 2005 г. N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной
связи*(136). Общие положения этих Правил близки к рассмотренным
выше нормам о порядке оказания услуг обычной телефонной связи.
Дополнительные предписания отражают технические особенности подвижной
связи и порядок оплаты оказываемых услуг: она производится посредством
авансового или отложенного платежа, т.е. по окончании установленного
оператором расчетного периода.
Бытовые услуги. Такие услуги необычайно разнообразны; основные
их виды регламентируются специальными правилами, которые устанавливают
в интересах граждан минимальные требования к порядку оказания
бытовых услуг.
Имеются Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением
Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036*(137). Они кратки
и уделяют основное внимание информации о таких услугах, которая
должна быть подробной и доводиться до сведения потребителей, и
обязанностям исполнителя контролировать качество и безопасность
оказываемых им услуг. Потребитель вправе в любое время отказаться
от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически
понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим
при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются
правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных
товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является
смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи.
Более подробно правовое регулирование содержится в Правилах предоставления
гостиничных услуг в Российской Федерации, которые утверждены постановлением
Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490*(138). Гостиницы обязаны
давать в регистрационном помещении письменную информацию об оказываемых
услугах, ценах пребывания, перечне услуг и предельных сроках пребывания,
установленных в данной гостинице. Клиент обязан предъявить документ,
удостоверяющий его личность, а сам договор оформляется выдачей
письменной квитанции. Возможно предварительное бронирование мест,
которое при опоздании сохраняется в течение суток. Цена и порядок
ее оплаты устанавливаются гостиницей и зависят от уровня обслуживания.
Некоторые виды услуг должны оказываться клиентам бесплатно: вызов
скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставка в номер
корреспонденции, побудка к определенному времени, предоставление
кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
В организациях бытового питания и обслуживания, размещенных в
гостинице, ее клиенты обслуживаются вне очереди. Недостатки оказываемых
услуг гостиницы должны устранять в течение часа с момента предъявления
клиентом соответствующего требования. Имущественная ответственность
гостиницы и клиента в случае причинения ущерба подчинена общим
правилам гражданского законодательства и Закона о защите прав
потребителя.
Туристические услуги. Они осуществляются туристическими организациями,
которые предоставляют разнообразные услуги в области отечественного
и зарубежного туризма. Правовой режим оказания таких услуг помимо
норм ГК определяется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г.
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(далее - Закон об основах туристской деятельности), а также Законом
о защите прав потребителей.
Туризм определяется в названном Законе как временные выезды (путешествия)
граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях
без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного
пребывания. Такие путешествия осуществляются в соответствии с
условиями письменного договора.
Туристский договор Закон об основах туристской деятельности именует
договором розничной купли-продажи туристского продукта (ст. 10).
Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой
природе, закрепленной в ст. 779 ГК, и затрудняет применение правовых
норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая
перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения
о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная
информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок
осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия
безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон.
Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора,
что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых
стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных
туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой
туристу путевке, именуемой туристическим ваучером.
Оплата туристических услуг осуществляется до начала поездки и
должна включать все платежи, которые предстоит осуществлять в
интересах туриста в ходе намеченного путешествия, если иное прямо
не оговорено в договоре и туристической путевке. Практически,
однако, такие дополнительные платежи оказываются неизбежными ввиду
изменения цен и уточнения, в том числе по желанию самого туриста,
программы путешествия.
Туристические услуги представляют собой совокупность разного рода
услуг, большинство которых практически оказывается не заключившей
договор туристической фирмой, а ее контрагентами, состоящими с
ней в договорных отношениях. Однако в некоторых случаях, например
при перевозках, сам турист вступает в прямые договорные связи
с субъектами, обслуживающими туристическую поездку, в данном случае
- с перевозчиком.
Это обстоятельство не дает оснований рассматривать туристическую
фирму как чистого посредника, отвечающего только за организацию,
но не за исполнение заключенного ею договора*(139). Исходя из
назначения этого договора туристическая фирма должна трактоваться
в качестве должника, отвечающего на основании ст. 403 ГК РФ за
неисполнение обязательства всеми третьими лицами, на которых она
возложила исполнение.
далее
[an error occurred while processing the directive]
|
|