[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
Глава 37. Транспортные договоры
§ 1. Источники правового регулирования
Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение
для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой
транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный,
автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт.
Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта
осуществляет Минтранс России.
В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется
та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения.
Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки.
Перевозка - это вид предпринимательской деятельности, направленный
на перемещение грузов, пассажиров и их багажа по договору между
транспортными организациями - перевозчиками и их клиентурой -
пассажирами, грузоотправителями.
Однако процесс перемещения не исчерпывается отношениями, возникающими
из договора перевозки. К числу транспортных договоров в широком
смысле должны быть отнесены и обязательства, имеющие иную юридическую
природу, но опосредующие организацию и обеспечение перевозок,
всего транспортного процесса. Среди них - обязательства по подаче
транспортных средств, договоры об организации перевозок, фрахтования,
соглашения между организациями различных видов транспорта при
перевозках в прямом смешанном сообщении, договоры транспортной
экспедиции и др.
В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК к отношениям, связанным с поставкой газа,
нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы
правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта,
содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй
ГК, где имеется особая гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная
экспедиция". Положения этих глав ГК конкретизируются и развиваются
специальными актами транспортного законодательства - прежде всего
это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции
РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус
федеральных законов.
В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс.
Сохраняет свою силу в части, не противоречащей гл. 40 ГК, УАТ.
Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя
деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми
нормами содержат и нормы публичного права.
Что же касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые
нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования,
содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г.
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения
транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно
облегчает осуществление транспортного процесса, особенно когда
в нем участвуют несколько видов транспорта.
Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон
о защите прав потребителей, а для перевозок грузов - Федеральный
закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.
По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты
Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001
г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном
транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало
разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены
постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.
Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются
правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных
уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных
организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных
транспортных операций, особенности различных видов перевозок,
в том числе в смешанном сообщении.
Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся
прав граждан - потребителей транспортных услуг или деятельности
естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства
РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном
транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности. Они утверждены постановлением
Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.
В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются
Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе
также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они
не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами.
На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период,
предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства,
и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.
Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства
- сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном
порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила
их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления
транспортных операций, и др.
Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный
характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного
числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации
транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием
транспортных средств, которые, как известно, являются источником
повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение
на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки,
как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы
договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется
на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника
их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.
Единообразному применению норм транспортного законодательства
способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так,
Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. N 30
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями
в международном сообщении, как правило, регулируются международными
конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного
законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том
случае, если международным договором РФ это предусмотрено или
необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.
[an error occurred while processing the directive]
|
|