[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
§ 2. Транспортные организации. Управление транспортом
Перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный
предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы
наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством
РФ. В настоящее время на морском транспорте действует около 10
крупных судовладельческих акционерных компаний, на воздушном -
примерно столько же авиапредприятий, среди которых ведущее положение
занимает ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Масса
мелких перевозчиков, образовавшихся еще в 90-х годах прошлого
века на этих видах транспорта, как, впрочем, и на автомобильном
и речном транспорте, постепенно, по мере наведения элементарного
порядка и в результате конкурентной борьбы сокращается.
На железнодорожном транспорте с целью создания условий для развития
рыночных отношений и привлечения инвестиций происходит структурная
реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования
и хозяйственного управления, перевозочной деятельности и инфраструктуры
железных дорог, создание независимых и дочерних акционерных обществ-перевозчиков
на базе имущества, которым сейчас наделены самостоятельные подразделения
ОАО "Российские железные дороги", с последующей их приватизацией.
Правовые основы создания и деятельности ОАО "Российские железные
дороги" определены Федеральным законом от 27 февраля 2003
г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта", а также постановлением Правительства
РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного
общества "Российские железные дороги".
В большинстве крупных обществ контрольные пакеты акций принадлежат
государству, которое осуществляет свои полномочия собственника
через федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России.
Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии
у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы
воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство)
эксплуатанта. Лицензирование - важнейший метод государственного
регулирования транспорта. Основы лицензирования транспортной деятельности
определены Законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Главные задачи лицензирования - обеспечить безопасность движения
и эксплуатацию транспортных средств, защитить права и интересы
потребителей транспортных услуг. Цель - исключить возможность
доступа на рынок перевозок лиц, которые не обладают необходимым
парком транспортных средств, технической базой, профессионально
подготовленным персоналом и не способны обеспечить безопасность
транспортных операций. В процессе выдачи лицензии проводится проверка
сведений и документов, представляемых заявителем, а при необходимости
- независимая экспертиза.
Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор),
которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии
не может быть менее 5 лет. В Законе предусмотрен исчерпывающий
перечень оснований отказа в выдаче или продлении лицензии. Отказ
может быть обжалован заявителем в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой
организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования,
если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация
обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по
обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом,
у транспортных организаций возникает не только право, но и обязанность
осуществлять перевозки.
Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены
к регулируемой им сфере. Постановлением Правительства РФ от 15
декабря 2004 г. N 787 утверждено Положение об основах государственного
регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. Соответствующая
функция возложена на Федеральную службу по тарифам, а в части
международных транзитных перевозок по территории Российской Федерации
- на Минтранс России. Действует Прейскурант N 10-01 "Тарифы
на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими
железными дорогами". Для отдельных видов перевозок и категорий
грузов допускается дифференциация и снижение тарифных ставок.
Вышеназванным актом Правительства РФ утверждены Правила предоставления
исключительных тарифов на железнодорожном транспорте. Эти тарифы
устанавливаются в рамках единой системы тарифов с учетом условий
рынка товаров и услуг, особых условий перевозок. Они должны стимулировать
развитие новых технологий в сфере железнодорожных перевозок и
обеспечивать возможность пользоваться услугами транспорта всем
потребителям на равных условиях. Предоставление исключительных
тарифов в индивидуальном порядке не допускается.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право
вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов
морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров
в местном (пригородном) сообщении.
Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок
важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей
транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы
появляется новый участник транспортного процесса - владелец инфраструктуры.
Им, согласно ст. 2 УЖТ, может быть юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные
пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения,
сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки,
информационные комплексы и системы управления движением, здания,
сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого
комплекса).
Пограничные станции организуют коммерческие операции по перегрузке
экспортно-импортных грузов, таможенное оформление грузов и переоформление
при необходимости транспортной документации, предоставление транспортно-экспедиторских
услуг.
Широкий круг транспортных операций выполняют морские, речные порты,
а также аэропорты. Они обеспечивают управление движением судов
в своей зоне, обслуживание судов, включая погрузочно-разгрузочные
работы, проведение складских операций, обслуживание пассажиров,
местные перевозки. Кроме того, порты, выполняя комплекс операций
по перевалке грузов при перевозке их с участием разных видов транспорта,
обеспечивая исполнение узловых соглашений и договоров на централизованный
завоз (вывоз) грузов между транспортными организациями, являются
важным связующим звеном смешанного сообщения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября
2002 г. N 705 морскими портами управляют их администрации, которые
являются федеральными государственными учреждениями. Капитаны
морских и речных судов наделены широкими полномочиями и осуществляют
надзор за обеспечением безопасности судоходства и охраны порядка
в порту. Для осуществления транспортно-хозяйственных функций морских
портов создано федеральное государственное унитарное предприятие
"Росморпорт", находящееся в ведении Минтранса России.
Для воздушного транспорта кроме аэропортов значение имеет деятельность
федерального государственной унитарного предприятия "Государственная
корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
(Госкорпорация по ОВД).
Организации - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта,
транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением
и др. - выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными
компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции.
На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за
этими организациями закреплены элементы технологического комплекса
(инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой
области не исключено наличие других форм собственности, указанные
организации в своем большинстве являются государственными унитарными
предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены
к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются
в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций
лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают
большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются
Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
[an error occurred while processing the directive]
|
|