[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
§ 3. Договор перевозки груза в системе договоров транспортного
права
назад
Статья 787 ГК, выделяя договору фрахтования в системе транспортных
обязательств особое место, предусматривает, что его форма и порядок
заключения устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
При перевозках на зафрахтованных судах за транспортной организацией,
как правило, сохраняется обязанность выдать отправителю накладную
или коносамент, а пассажиру билет, т.е. заключить договор перевозки.
При этом условия чартера обязательны для получателя груза и пассажира
только в том случае, если в перевозочном документе (коносаменте,
накладной, билете) имеется соответствующая оговорка. Правила перевозок
транспортных организаций применяются к чартерным перевозкам, если
не оговорены договором фрахтования иные условия. Условия чартера
содержатся в типовых проформах, разрабатываемых фрахтовщиками,
однако в отличие от условий перевозочных документов являются предметом
обсуждения и согласования сторон чартера. Чартер не относится
к числу публичных договоров.
Тем не менее согласно КТМ (ст. 115) и КВВТ (ст. 67) чартер является
разновидностью договора перевозки груза, который заключается с
условием предоставления для перевозки всего судна, его части или
определенных помещений. Воздушный кодекс (ст. 104) воспроизводит
лишь определение договора фрахтования, содержащееся в ГК, однако
не относит воздушный чартер к числу документов, удостоверяющих
договор перевозки (ст. 105). Поэтому при необходимости к отношениям,
возникающим из этого договора, могут применяться положения ГК
об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению
и технической эксплуатации (ст. 632-641).
Видом аренды является тайм-чартер - договор фрахтования судна
на время, который распространен на морском транспорте и которому
в КТМ посвящена гл. Х. По этому договору судовладелец обязуется
предоставить фрахтователю за вознаграждение на определенный срок
судно и услуги экипажа как для перевозки грузов, так и для перевозки
пассажиров, а также иных целей. Транспортные средства могут арендоваться
и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
Такая аренда на всех видах транспорта также регулируется § 3 гл.
34 ГК, а на морском - специальной гл. ХI КТМ, где именуется бербоут-чартером.
(Подробнее об этих договорах см. гл. 31 Учебника.)
Крупные грузовладельцы при необходимости осуществления систематических
перевозок грузов заключают с транспортными организациями долгосрочные
договоры об организации перевозок, которые предусматривают обязательства
сторон по приемке и предъявлению грузов к перевозке в установленные
сроки (период навигации) и обусловленном объеме (ст. 798 ГК).
В договорах предусматриваются условия подачи транспортных средств
и предъявления грузов, порядок расчетов и иные условия организации
перевозки. Договорами перевозки они по своей природе не являются,
но без них осуществление транспортного процесса во многих случаях
невозможно.
В связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте
появился новый важный договор транспортного права - договор об
оказании услуг по использованию перевозчиком инфраструктуры железнодорожного
транспорта общего пользования (ст. 50 УЖТ). Он заключается с владельцами
инфраструктуры железных дорог и является публичным. Договор определяет
объемы и сроки перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых
услуг, порядок расчетов, а также ответственность сторон при нарушении
ими своих обязательств. Правила оказания услуг по использованию
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
содержат примерные формы таких договоров и запросов об оказании
услуг.
Более двух третей всего объема погрузочно-разгрузочных операций
на железнодорожном транспорте происходит на подъездных путях необщего
пользования, но связанных с общей сетью железных дорог. Часть
подъездных путей принадлежит владельцам инфраструктуры, а часть
- крупным грузоотправителям. Основные принципы эксплуатационной
работы на подъездных путях определены в гл. IV УЖТ. Грузовладельцы,
имеющие собственные подъездные пути, заключают с перевозчиком
договоры на их эксплуатацию в полном объеме, включая порядок содержания
и ремонта. Грузовладельцы, имеющие склады и погрузочно-разгрузочные
площадки на подъездных путях, принадлежащих владельцу инфраструктуры,
заключают договоры только на подачу и уборку вагонов. Указанными
договорами устанавливаются порядок работы локомотивов, подачи
вагонов к местам погрузки или выгрузки, а также уборки вагонов
с этих мест, технологические сроки оборота вагонов, контейнеров
и нормы погрузки и выгрузки грузов из вагонов. Типовые формы указанных
договоров предусмотрены в правилах перевозок.
В целях рациональной организации работ по обеспечению смешанных
перевозок грузов, в особенности операций по передаче грузов в
пунктах перевалки, их централизованном завозе и вывозе со станций
и портов, ст. 799 ГК предусмотрено заключение соответствующих
договоров, а также узловых соглашений между предприятиями различных
видов транспорта (транспортными организациями, портами и иными
владельцами инфраструктуры транспорта). Эти договоры могут быть
охарактеризованы как договоры об оказании услуг, однако нормы
об этом договоре в ГК весьма кратки. В силу ст. 783 ГК к договорам
на централизованный завоз (вывоз) грузов и узловым соглашениям
субсидиарно должны применяться общие положения о договоре подряда
(§ 1 гл. 37 ГК) в части, не урегулированной гл. 40 ГК и транспортным
законодательством.
Особым видом транспортных обязательств является буксировка. Договор
буксировки весьма распространен на морском и речном транспорте.
По этому договору владелец одного судна (буксировщик) обязуется
за вознаграждение буксировать (посредством тяги или толкания)
другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние,
либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневров
на акватории порта. На морском транспорте буксировка осуществляется
в соответствии с гл. ХII КТМ, а на внутреннем водном - в соответствии
с гл. XII КВВТ. Договор буксировки предусматривает обязанности
владельца буксируемого объекта по его укомплектовке экипажем и
приведению в состояние, годное для буксировки, распределение обязанностей
по управлению буксировкой и ответственность сторон за ущерб, причиненный
в ходе буксировки. На внутреннем водном транспорте к отношениям
по буксировке субсидиарно применяются положения КВВТ о перевозке
груза (п. 6 ст. 88).
Особое место в системе транспортных обязательств занимает договор
транспортной экспедиции, которому посвящена гл. 41 ГК (§ 8 настоящей
главы Учебника).
[an error occurred while processing the directive]
|
|