[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

§ 4. Заключение и исполнение договора перевозки груза

назад

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему маршруту. На автомобильном транспорте возможны отступления от этого правила для случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Воздушный перевозчик имеет право изменять указанный в грузовой накладной маршрут без взимания дополнительной платы.
Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Транспортные уставы и кодексы предусматривают, что сроки доставки и порядок их исчисления регулируются правилами перевозок. На железнодорожном транспорте действуют Правила исчисления сроков доставки грузов. Сроки зависят от расстояния, вида отправки, скорости перевозки. Большой скоростью перевозятся скоропортящиеся грузы, живность и др. Сроки доставки грузовой скоростью примерно в 2 раза продолжительнее, а перевозок негабаритных грузов определяются в каждом отдельном случае. Сроки перевозки повагонных отправок короче сроков, предусмотренных для контейнерных и мелких отправок. Повышенной скоростью отличаются перевозки грузов маршрутными отправками. На автомобильном транспорте сроки доставки груза предусмотрены только для междугородных перевозок.
На других видах транспорта сроки перевозки на регулярных линиях определяются расписанием перевозчика, а при его отсутствии - по соглашению с отправителем (фрахтователем). При отсутствии установленных каким-либо способом сроков перевозки вообще действует правило, согласно которому перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Такое правило содержится в ст. 152 КТМ и подтверждается судебной практикой на других видах транспорта.
В процессе транспортировки отправитель вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения по поводу перевозимого груза. Расходы перевозчика, связанные с исполнением таких указаний, подлежат возмещению.
Права по распоряжению грузом предусмотрены (и одновременно ограничены) транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок. Так, отправитель может вернуть сданный к перевозке груз только до его отправления. Однако при перевозке груза морским транспортом, когда договор заключен с предоставлением для перевозки всего судна, отправитель или фрахтователь, при условии отказа от договора перевозки и оплаты полного фрахта и других причитающихся платежей, может потребовать выдачи груза даже после выхода судна в рейс. Перевозчик обязан за счет отправителя выгрузить груз из судна и выдать его отправителю, даже если это связано с простоем судна (ст. 155 КТМ).
Отправитель может переадресовать груз новому лицу до момента выдачи груза первоначальному получателю. При железнодорожной перевозке грузы могут переадресовываться с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Причем делать это может как отправитель, так и получатель (ст. 31 УЖТ). Переадресовка производится в пути следования и на станции назначения по специальным правилам. Дальнейшая перевозка осуществляется с составлением новой накладной, однако юридически в рамках заключенного ранее договора перевозки.
На внутреннем водном транспорте грузоотправитель имеет право изменить грузополучателя и (или) порт назначения до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучатель может переадресовать груз с момента получения транспортной накладной от перевозчика до момента начала выдачи груза (ст. 78 КВВТ).
В ходе перевозки груза возможны изменения условий перевозки, предусмотренных договором, или возникновение препятствий к его исполнению. Перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и поступить с грузом согласно их указаниям, которые должны быть даны в краткий срок. Статья 153 КТМ содержит подробное регулирование одной из таких ситуаций, когда судно по каким-либо причинам не может зайти в порт назначения.
5. Провозная плата. За перевозку груза отправитель обязан уплатить провозную плату (на морском транспорте - фрахт), которая согласно п. 1 ст. 790 ГК устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. В соответствии с п. 2 ст. 790 ГК плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.
Тарифы на перевозки, осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте, регулируются государством. Это положение вытекает, в частности, из ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". УЖТ отсылает стороны договора перевозки к специальным сборникам (тарифным руководствам), в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта (подробнее см. § 2 настоящей главы).
На других видах транспорта размер провозной платы, как правило, определяется соглашением сторон. При этом перевозчики самостоятельно устанавливают тарифные ставки исходя из себестоимости перевозок. Правилами перевозок определяется порядок применения и построения тарифов.
По общему правилу плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, независимо от фактического расстояния (если оно увеличивается по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры). Однако плата, например, за железнодорожные перевозки негабаритных грузов определяется за фактически пройденное расстояние.
Провозные платежи не ограничиваются уплатой тарифа; они включают различного рода сборы за дополнительные услуги перевозчика (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, взвешивание груза, его переадресовку, специализированную охрану, сопровождение и др.). При сдаче груза к перевозке отправитель вправе объявить его ценность с уплатой соответствующего сбора, ставка которого зависит от заявленной суммы. В ходе перевозки могут начисляться штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправильным оформлением им перевозочных документов.
Перевозка грузов в кредит не осуществляется. При несвоевременном внесении платы отправление груза может быть задержано. Получатель в пункте назначения оплачивает дополнительные расходы, возникшие в ходе перевозки. Однако по соглашению с перевозчиком на отдельных видах транспорта, в частности морском (ст. 163 КТМ), с соблюдением определенных условий допускается перевод всех платежей на получателя груза. В силу общих норм гражданского законодательства (ст. 359, 360 ГК) и специальных положений транспортных уставов и кодексов (ст. 35 УЖТ, п. 2 ст. 160 КТМ) перевозчик наделен правом удержания груза в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей.
6. Выдача груза в пункте назначения. Завершающим и важнейшим с юридической точки зрения этапом транспортировки и исполнением договора перевозки груза является его выдача в пункте назначения получателю, указанному в транспортном документе. Именно при выдаче груза, как правило, возникают вопросы, связанные с ответственностью перевозчика по договору перевозки.
По прибытии груза в пункт назначения перевозчик должен уведомить об этом его получателя, выдать груз и транспортную накладную грузополучателю. На железнодорожном и речном транспорте срок уведомления - не позднее чем 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза (ст. 34 УЖТ, п. 1 ст. 79 КВВТ). Причем на внутреннем водном транспорте такое требование устанавливается для перевозчика только в случае, если выгрузка груза является его обязанностью. На воздушном транспорте срок уведомления установлен правилами перевозок и составляет от 6 (на внутренних линиях) до 12 (на международных) часов с момента прибытия груза в аэропорт назначения, а для скоропортящихся грузов - 3 часа. УАТ не предусматривает такого правила в силу специфики автомобильного транспорта, обеспечивающего доставку груза, как правило, непосредственно на склад получателя. На морском транспорте груз выдается при предъявлении оригиналов коносамента. Если же судно приходит в порт до их поступления, перевозчику предлагаются различные гарантии возмещения ущерба, нанесенного ему выдачей груза без предъявления оригиналов коносаментов. Страховщиками ответственности перевозчика разработаны различные формы таких гарантий.
Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если их качество вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования их по назначению (ч. 2 ст. 36 УЖТ, п.  2 ст. 111 Воздушного кодекса, ч. 5 ст. 72 УАТ).

далее

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]