[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
§ 4. Заключение и исполнение договора перевозки груза1. "Завязывание" транспортного процесса. Заключению
договора перевозки на любом виде транспорта предшествует организационная
работа по согласованию срока подачи и количества необходимых для
перевозки транспортных средств, объемов и характера перевозимых
грузов. Исключение могут составлять лишь случаи мелких отправок,
которые должны приниматься транспортными организациями по предъявлению
грузоотправителями, а также когда сам договор перевозки, являясь
консенсуальным (договор фрахтования на морском и речном транспорте),
определяет порядок организации перевозки.
Статьей 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать
отправителю под погрузку транспортные средства в срок, установленный
договором об организации систематических перевозок (о них говорилось
выше) либо принятой от отправителя заявкой (заказом). Грузоотправители
с небольшим и нерегулярным объемом перевозок подают транспортным
организациям периодические заявки (заказы) на предстоящие перевозки.
Принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя означает
достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки
грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем. Подача
заявки обеспечивает "завязку" транспортного процесса,
но не может рассматриваться как оферта в договоре перевозки. Согласно
ст. 11 УЖТ транспортные средства должны подаваться за 10 дней
до начала перевозки и не позднее чем за 15 дней при перевозке
грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении.
Затем заявку перевозчик согласовывает с владельцем инфраструктуры
и возвращает грузоотправителю не позднее чем за 3 дня до заявленного
начала перевозки. Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения
грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов
в вагоны, контейнеры осуществляется в учетной карточке, которая
подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых
суток такой погрузки. На воздушном транспорте практикуется процедура
бронирования тоннажа (объема). Заявка на бронирование считается
принятой с момента извещения отправителя о произведенном бронировании.
Транспортная организация должна подать отправителю под погрузку
исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки.
Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств,
непригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791
ГК). Раскрывая содержание этой нормы, транспортное законодательство
выделяет понятия технической исправности (мореходности) транспортного
средства и его годности (готовности трюмов) для перевозки в коммерческом
отношении. Причем ст. 20 УЖТ и ст. 71 КВВТ предусматривают, что
если отправитель осуществляет погрузку, то он должен проверить
пригодность транспортных средств в коммерческом отношении; коммерческая
пригодность контейнеров осуществляется им во всех случаях. Морской
перевозчик отвечает за мореходное состояние судна, за исключением
случаев, когда техническая неисправность транспортного средства
вызвана его скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ).
Транспортные средства должны подаваться в согласованном количестве,
в обусловленный срок и в определенное место. Условия и порядок
подачи транспортных средств устанавливаются специальными правилами,
которые действуют на каждом виде транспорта. Перевозочные средства
подаются на станции, пристани, причалы, порты как общего пользования,
так и принадлежащие отправителям. На железнодорожном транспорте
порядок подачи вагонов на подъездные пути необщего пользования
определяется договорами на эксплуатацию подъездных путей или договорами
на подачу и уборку вагонов. Особенностью и преимуществом автомобильного
транспорта является возможность подачи транспортного средства
прямо на склад отправителя.
Обязанности перевозчика подать транспортное средство соответствует
обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Количество
и вид (наименование) груза определяются заявкой, договором об
организации перевозок или договором фрахтования. Отправитель может
заменить ранее согласованные грузы иными, если это не требует
корректировки условий перевозки. Грузы, нуждающиеся в предохранении
от утраты, порчи или повреждения, должны предъявляться в исправной
таре и упаковке, соответствующей стандартам или обеспечивающей
их полную сохранность при перевозке. В этих же целях, а также
для определения принадлежности груза устанавливаются требования
о нанесении маркировки. При несоблюдении этих требований транспортная
организация имеет право отказать в приеме груза.
Согласно ст. 794 ГК за неподачу транспортных средств и за непредъявление
груза (или неиспользование поданных транспортных средств) грузоотправитель
и перевозчик несут ответственность на началах предпринимательского
риска. Ответственность транспортных организаций и грузовладельцев
наступает независимо от их вины. Основаниями освобождения от ответственности
являются обстоятельства непреодолимой силы, прекращение или ограничение
перевозки грузов в предусмотренном законом порядке. УЖТ, КВВТ
и УАТ устанавливают некоторые дополнительные, специфические для
соответствующих видов транспорта основания освобождения от ответственности,
однако их перечень носит исчерпывающий характер и не меняет условий
ответственности, предусмотренных ст. 794 ГК. За невыполнение принятой
заявки ст. 94 УЖТ и ст. 127 УАТ предусмотрена ответственность
в виде штрафа. На других видах транспорта такой штраф может быть
согласован в договорах об организации перевозок.
2. Принятие груза к перевозке. Подача транспортных средств и предъявление
груза к перевозке, как правило, создают предпосылки к принятию
груза перевозчиком, а оплата за перевозку - к заключению договора
перевозки. Процедура принятия груза к перевозке зависит от того,
кто (отправитель или транспортная организация) осуществляет его
погрузку на транспортное средство.
Транспортные организации, как правило, самостоятельно осуществляют
погрузку и выгрузку в местах общего пользования, а вне таких мест
- по особым соглашениям с отправителем при наличии средств механизации.
В долгосрочных договорах об организации перевозок предусматривается
обязанность отправителя произвести необходимые для погрузки (выгрузки)
мероприятия по подготовке механизмов, укладке груза, размещению
его на поддонах или в контейнерах и т.п. На железнодорожном транспорте
согласно ст. 21 УЖТ погрузка грузов (за исключением опасных),
грузобагажа в вагоны и контейнеры, а также выгрузка из них обеспечивается
отправителем и получателем. На перевозчика возлагается обязанность
погрузки самих контейнеров в вагоны и выгрузки их из вагонов и
только в местах общего пользования (т.е. на железнодорожных станциях).
Погрузка (разгрузка) производится за счет грузовладельцев с ее
оплатой по соглашению сторон. На автомобильном транспорте погрузку,
как правило, осуществляет отправитель, на воздушном - сам авиаперевозчик
либо специализированные предприятия или службы аэропорта. На морском,
речном транспорте погрузочно-разгрузочные работы осуществляются
соответствующими портами по договорам с грузовладельцами или транспортными
организациями. Если погрузка осуществляется отправителем, он обязан
следовать указаниям транспортной организации о правильном размещении,
креплении и сепарации груза.
В тех случаях, когда погрузка возложена на транспортную организацию,
отправитель доставляет груз в соответствующий порт или на станцию
и передает его перевозчику. Если погрузка выполняется отправителем,
принятие груза перевозчиком оформляется после ее окончания. В
этом случае существенное значение приобретает продолжительность
погрузки.
Согласно п. 3 ст. 791 ГК погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая
силами и средствами отправителя (получателя), должна производиться
в сроки, предусмотренные договором, если они не установлены транспортными
уставами и кодексами или правилами перевозок. На различных видах
транспорта эти сроки определяются правилами применения тарифов,
соглашениями о централизованном завозе (вывозе) грузов автомобильным
транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и
аэропорты, а также узловыми соглашениями между предприятиями различных
видов транспорта. При нарушении этих сроков уплачивается штраф,
размер которого зависит от вида транспортного средства, продолжительности
его задержки (простоя) и исчисляется по прогрессивной шкале.
далее
[an error occurred while processing the directive]
|
|