[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
§ 5. Ответственность участников отношений по перевозке груза
назад
Судебной практикой учитывается и стоимость возвратной тары многократного
пользования, а также дополнительные провозные платежи, когда экспертиза
дает заключение о том, что несохранный груз может быть восстановлен
только в производственных условиях изготовителя.
За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных
уставов и кодексов предусматривают штраф. На автомобильном транспорте
он равен 15%, на железнодорожном и внутреннем водном - 9% провозной
платы за каждые сутки просрочки, а на воздушном - 25% МРОТ за
каждый час просрочки. Согласно УЖТ этот штраф ограничивается размером
платы за перевозку, по УАТ - 90%, а по КВВТ и Воздушному кодексу
- 50% провозной платы (ст. 97 УЖТ, ст. 137 УАТ, ст. 116 КВВТ,
ст. 120 Воздушного кодекса).
На морском транспорте такая санкция не предусмотрена и грузовладельцу
возмещаются убытки, возникшие в результате просрочки доставки
груза, в пределах провозной платы (п. 2 ст. 170 КТМ). Поскольку
уставы и кодексы на всех видах транспорта, кроме автомобильного
(ст. 152 УАТ), специально не оговаривают исключительный характер
предусмотренных неустоек (штрафов), то в силу п. 1 ст. 394 ГК
соответствующие грузовладельцы также вправе требовать возмещения
причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой.
Груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней с момента,
когда он должен был прибыть, считается утраченным, и у грузополучателя
возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК. На
воздушном транспорте право на предъявление претензии об утрате
груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 Воздушного кодекса).
При смешанном сообщении установлен особый срок - груз считается
утраченным, если он не прибыл через 4 месяца со дня его приема
к перевозке (ст. 45 УЖТ, ст. 139 УАТ).
4. Ответственность отправителя и получателя груза. Ответственность
за несоблюдение условий договора перевозки груза несут также грузовладельцы
- отправители и получатели груза. Прежде всего, они несут ответственность
за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза,
которая выражается в уплате процентов (ст. 395 ГК). Отправитель
отвечает за неправильное указание в транспортном документе сведений
о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность
транспорта. Грузоотправитель несет ответственность за отправление
запрещенных для перевозок грузов, нарушение требований правил
перевозок и таможенных правил, вызвавшее задержку транспортных
средств органами государственного контроля, за повреждение им
транспортных средств и т.п.
Ответственность грузовладельцев в одних случаях ограничивается
значительными штрафами, в других - предусматривается возмещение
убытков перевозчику. При несвоевременном вывозе грузов со станции
(порта) назначения с грузополучателя взыскивается повышенная плата
за хранение.
Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя
груза содержат УЖТ и УАТ. Они также касаются нарушений, связанных
с превышением грузоподъемности (перегруз) вагонов и контейнеров,
их простоем, несоблюдением условий по очистке и снятии с них креплений
для грузов, сроков погрузки и выгрузки груза, когда такие операции
осуществляются силами отправителя и получателя (см. § 4 настоящей
главы). Ответственность отправителей и получателей, установленная
законом, во многих случаях возникает в рамках их обязательств
из принятой перевозчиком заявки на подачу транспортных средств,
договоров об организации перевозок, на эксплуатацию подъездных
путей, подачу и уборку вагонов и др., а не договора перевозки.
КТМ предусмотрено общее правило, согласно которому отправитель
и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику
убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или
не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают
(ст. 176). Большинство же транспортных уставов и кодексов не содержит
четких указаний об основаниях ответственности грузовладельцев.
Поэтому при решении подобных вопросов следует исходить из того,
что они являются предпринимателями, и руководствоваться общими
положениями ГК об ответственности (п. 3 ст. 401).
5. Общая авария. От имущественной ответственности за нарушение
обязательств по перевозке следует отличать общую аварию - особую
форму распределения убытков, которые могут возникать при транспортировке
груза морским и речным транспортом. Общая авария регламентируется
нормами гл. ХVI КТМ и гл. ХVII КВВТ, основанными на сложившемся
международно-правовом регулировании.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно
и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований
ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности
имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна,
фрахта и перевозимого судном груза (ст. 284 КТМ). Например, часть
груза или судового оборудования намеренно выбрасывается за борт
для того, чтобы уменьшить вес судна, снять его с мели и тем самым
спасти само судно и груз. Другой пример: тонущее судно специально
сажается на мель в целях спасения его самого и находящегося на
нем имущества. Очевидно, что смысл таких действий состоит в том,
чтобы, пожертвовав частью имущества, спасти большее - само судно
и основной груз.
Общей аварией признаются только убытки, которые являются прямым
следствием таких или подобных действий. Эти убытки и распределяются
затем между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во
время и в месте выгрузки. Наличие общей аварии устанавливается
и расчет по ее распределению (диспаша) составляется диспашерами.
Общая стоимость имущества, соразмерно которой устанавливаются
взносы на покрытие убытков, называется "контрибуционная стоимость".
Составленная диспаша может быть оспорена заинтересованными лицами
в суде общей юрисдикции. Распределение убытков в порядке общей
аварии не лишает стороны права требовать возмещения причиненных
убытков с ответственных лиц.
[an error occurred while processing the directive]
|
|