[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

§ 6. Договор перевозки пассажира

1. Понятие и условия договора. По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз (ст. 786 ГК). Договор перевозки пассажира, имея ту же природу, что и договор перевозки груза, существенно отличается от него своим содержанием и условиями.
Прежде всего, договор перевозки пассажира является консенсуальным. Он заключен в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. В билете указываются все существенные условия договора, включая условия бесплатной перевозки детей и ручной клади пассажира. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются Минтрансом России, правилами перевозок. Часто они объединены в один документ. На отдельных видах транспорта (например, воздушном, железнодорожном) пассажирский билет является именным и не подлежит передаче другим лицам. Допускается выдача групповых билетов. Утерянные билеты не возобновляются, если у перевозчика отсутствует возможность подтвердить факт заключения договора и выдачи билета.
Поскольку договор перевозки пассажира является публичным, перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест или по состоянию здоровья самого пассажира. Договор является двусторонним и возмездным. Стоимость перевозки пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, компенсируется за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК).
На железнодорожном, внутреннем водном транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно (без предоставления отдельного места) одного ребенка до 5 лет, а на льготных условиях - детей до 10 лет (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ). В соответствии с Воздушным кодексом и КТМ пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет (без предоставления ему отдельного места). Других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет - в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст.  106 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 181 КТМ).
Пассажир вправе сдавать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа, с оплатой по установленному тарифу, для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Пассажир вправе объявлять ценность сданного багажа с уплатой установленного сбора. Как правило, багаж доставляется тем же рейсом или транспортным средством, что и пассажир. На воздушном транспорте устанавливаются нормы бесплатного провоза багажа по весу, минимальная норма составляет 10 кг.
Несданные в багаж и оставленные при себе вещи пассажир может провозить при условии, что они по своим размерам и весу могут быть размещены на специально отведенных местах транспортного средства (в пассажирском вагоне, салоне, каюте и т.п.) и будут находиться под наблюдением пассажира. Такие вещи именуются "ручная кладь", а на морском транспорте - "каютный багаж".
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого - другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это - "вынужденный отказ", при котором перевозчик полностью возвращает стоимость проезда (п. 2 ст. 795 ГК). Такая ситуация возникает и при задержке отправления транспортного средства по расписанию и в случае болезни пассажира. В последнем случае пассажир вправе (вместо отказа от договора) продлить годность уже купленного билета.
Пассажир может расторгнуть договор в любой момент до начала перевозки или в пути, получив стоимость билета за вычетом установленного сбора и части тарифа, соответствующей пройденному расстоянию ("добровольный отказ"). Вместе с тем остановки в пути следования пассажир вправе делать и без расторжения договора перевозки.
Многие из указанных правил не применяются при чартерных перевозках пассажиров на зафрахтованных судах. Такие перевозки осуществляются на нерегулярной основе, по сниженным ценам (групповым тарифам). Правила перевозок применяются к ним в части, не противоречащей договору фрахтования, а также специальным правилам и тарифам перевозчика (см. § 3 настоящей главы).
2. Ответственность по договору. Перевозчик несет ответственность за просрочку исполнения обязательства. Пункт 1 ст. 795 ГК предусматривает, что за задержку отправления пассажира или опоздание его прибытия в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает штраф, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, основанием этой ответственности является вина перевозчика, которая презюмируется.
Размер указанного штрафа на морском транспорте устанавливается правилами перевозчиков, но согласно ст. 196 КТМ не может превышать 50% платы за проезд пассажира и за провоз багажа. На воздушном транспорте штраф за каждый час просрочки доставки пассажира и багажа составляет 25% МРОТ и также не может превышать 50% провозной платы.
Размер штрафа, предусмотренный УЖТ (ст. 110) и КВВТ (ст. 116) за задержку отправления или опоздание поезда (судна), составляет 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда. В отношении багажа УЖТ (ст. 108) установлен штраф в пределах платы за перевозку багажа и в размере 3% такой платы за каждые сутки просрочки.
УЖТ специально предусматривает право пассажира потребовать возмещения иных убытков, причиненных ему задержкой отправления или опоздания поезда, в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 110). На других видах транспорта пассажир также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков, не покрытых штрафом, в силу п.  1 ст. 394 ГК, поскольку транспортными уставами и кодексами не предусмотрено иного. Кроме того, в соответствии Законом о защите прав потребителей пассажиру может возмещаться моральный ущерб.
Иное предусмотрено лишь УАТ, ст. 138 и 152 которого ограничивают ответственность автомобильного перевозчика за просрочку в доставке багажа штрафом в размере 10% провозной платы за каждые сутки (считая неполные сутки за полные), но не свыше 50% провозной платы.
Ответственность перевозчика за несохранность багажа (ст. 796 ГК), а также ручной клади основывается на принципе вины и ограничена их стоимостью. Различие состоит в том, что вина перевозчика в причинении вреда вещам, не сданным в багаж, должна быть доказана. За такие вещи должен отвечать прежде всего пассажир, поскольку предполагается, что они находятся под его контролем. Исключением из этого правила обычно являются случаи, когда вред наступил в результате транспортного происшествия; кроме того, п. 2 ст. 118 Воздушного кодекса при любой ситуации возлагает на перевозчика бремя доказывания отсутствия вины в несохранности находящихся при пассажире вещей.
В случае повреждения багажа причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость несохранного багажа определяется, как и груза, в порядке п. 2 ст. 796 ГК. Воздушный кодекс имеет особенность: ст. 119 устанавливает дополнительные пределы ответственности перевозчика за несохранность багажа в виде 2 МРОТ за килограмм его веса и 10 МРОТ за все оставленные пассажиром при себе вещи. КТМ также устанавливает пределы ответственности перевозчика за багаж и иное имущество пассажира морского судна, но только для перевозок в заграничном сообщении.
Если же пассажир объявил ценность сдаваемого багажа до начала перевозки, ущерб возмещается в размере объявленной стоимости. За ценности, находящиеся у пассажира, перевозчик не отвечает, если они специально не сданы ему на хранение.
Пассажиру возвращается провозная плата за несохранный багаж (п.  3 ст. 796 ГК).
3. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира ответственность перевозчика согласно ст. 800 ГК определяется по правилам гл. 59 ГК (ст. 1064-1101). Это означает, что перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает за сохранность жизни и здоровья пассажира независимо от наличия вины (ст. 1079 ГК), а причиненный вред возмещается перевозчиком в полном объеме (ст.  1064 ГК). Несмотря на договор между пассажиром и перевозчиком, ответственность последнего - в отличие от его ответственности за несохранность груза или багажа - является внедоговорной (деликтной), следовательно, более строгой и неограниченной*(147). Кроме того, ст. 800 ГК устанавливает, что законом или договором перевозки может быть предусмотрена еще более высокая ответственность перевозчика. Согласно ст. 1099 ГК допускается также возмещение причиненного пассажиру морального вреда.
Таким образом, закон отдает приоритет интересам сохранности здоровья и жизни пассажиров над интересами транспортных организаций. Впрочем, соблюдение и тех и других обеспечивается институтом обязательного страхования ответственности перевозчика (§ 5 настоящей главы). Более подробно о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, в том числе и пассажирам, см. гл. 51 Учебника.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]