[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
§ 5. Договор контрактации
1. Понятие и сфера применения договора контрактации. Договор
контрактации является одним из видов договора купли-продажи, которому
посвящен § 5 гл. 30 ГК. Как указывается в учебной литературе:
"Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных
продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества.
Специфика сельскохозяйственного производства - сильная зависимость
от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов,
влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), -
делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически
более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца
по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического
нормирования отношений по контрактации - это повышение уровня
правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его
экономических возможностей с возможностями покупателя"*(20).
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции
обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную
продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции
для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). По юридической
природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
По договору контрактации не может передаваться продукция, которая
является результатом переработки выращенной (произведенной) продукции.
К таким отношениям подлежат применению нормы § 3 гл. 30 ГК о договоре
поставки. Что следует понимать под реализуемой продукцией - продукцию,
которую еще предстоит вырастить (произвести в будущем), и (или)
продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения
договора контрактации. Преобладающим является мнение, что "применительно
к договору контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией
следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить
(произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя
в момент заключения договора контрактации"*(21).
Существенными условиями договора контрактации являются условия
о количестве и ассортименте, поскольку производитель сельскохозяйственной
продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную)
сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных
договором контрактации (ст. 537 ГК).
Договор контрактации регулируется § 5 гл. 30 ГК (ст. 535-538).
К отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным
этими нормами, применяются правила § 3 гл. 30 ГК о договоре поставки
(ст. 506-524), а при отсутствии соответствующих норм - общие положения
о купле-продаже (§ 1 гл. 30). При закупках сельскохозяйственной
продукции для государственных нужд применяются правила § 4 гл.
30 ГК и специальные законы о таких закупках, например Закон о
закупках.
Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной
продукции и заготовитель. В качестве производителя сельскохозяйственной
продукции могут выступать коммерческие организации, индивидуальные
предприниматели, для которых производство сельскохозяйственной
продукции является одним из основных видов деятельности. В юридической
литературе ведутся споры относительно участия физического лица
в качестве производителя сельскохозяйственной продукции*(22).
Заготовителем выступает лицо, осуществляющее закупки выращенной
(произведенной) продукции для ее дальнейшей переработки или продажи,
т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель,
занимающиеся предпринимательской деятельность.
2. Права и обязанности сторон по договору контрактации. Производитель
сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную
(произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и
ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537
ГК). Оплата производится по свободно согласованным в договоре
ценам, причем возможно условие предоставления аванса.
Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя
по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовитель не
вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции,
соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю
в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной
продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином
указанном им месте.
Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя,
осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать
производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной
продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК).
Ответственность сторон по договору контрактации. Особенность ответственности
производителя сельскохозяйственной продукции при неисполнении
или ненадлежащем исполнении обязательства состоит в том, что он
несет ответственность при наличии его вины. Заготовитель несет
ответственность по общим правилам об ответственности за нарушение
обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности
(п. 3 ст. 401 ГК).
3. Особенности закупок сельскохозяйственной продукции для государственных
нужд. Это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков)
для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю)
на взаимовыгодных договорных условиях (ст. 1 Закон о закупках).
В Российской Федерации существуют два уровня формирования заказов
на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия. Первый уровень - для федеральных государственных
нужд (федеральный фонд) и второй - для региональных государственных
нужд (региональные фонды).
Правительство РФ определяет государственных заказчиков для формирования
федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют государственных
заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия. Государственными заказчиками
могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов РФ, коммерческие (хозяйственные товарищества
и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные
унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские
кооперативы).
Государственные заказчики осуществляют выбор товаропроизводителей
(поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок
и поставок; согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент,
объемы и сроки поставок; гарантируют товаропроизводителям (поставщикам)
оплату по ценам и в сроки, которые определяются договорами.
Государственные заказчики могут на конкурсной основе и при условии
заключения договоров передавать выполнение части своих функций
по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям,
организациям и учреждениям независимо от форм собственности.
Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов РФ и представителями общественных объединений,
выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей
(покупателей), устанавливает на закупаемую продукцию для государственных
нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение
материальных затрат и получение производителем дохода, достаточного
для расширенного воспроизводства. Возможна авансовая оплата закупаемой
продукции, а определенные в договорах закупочные цены должны индексироваться
с учетом инфляции.
В случае неисполнения обязательств договора по объему закупок
и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд в установленный срок виновная сторона
уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50% от стоимости
недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки
(штрафа) товаропроизводители (поставщики) или потребители (покупатели)
возмещают также причиненные по их вине убытки в части, не покрытой
неустойкой. Таким образом, неустойка носит штрафной характер.
За несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а
также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства
потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей
(поставщиков) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной
продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты
более 30 дней - в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном
порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием
в свою пользу до 5% от суммы взысканной пени.
Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично
от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае,
когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии
полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных
по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим
законодательством, если иное не установлено договором.
[an error occurred while processing the directive]
|
|