[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Купля-продажа земельных участков
Государственная регистрация
Согласно ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится
обязательным для сторон с момента его заключения. Договор, подлежащий
государственной регистрации, считается заключенным с момента его
регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК
РФ). Отметим, что вопрос о необходимости государственной регистрации
договора купли-продажи земельного участка пока не нашел однозначного
решения ни в теории, ни на практике. Поэтому целесообразно рассмотреть
данный вопрос подробнее.
Так, специальными нормами § 7 гл. 30 ГК РФ о продаже недвижимости
обязательная государственная регистрация предусмотрена лишь для
договоров продажи жилых помещений (п. 2 ст. 558) и договоров продажи
предприятий (ст. 560). Требование о государственной регистрации
договоров купли-продажи земельных участков не содержится и в ЗК
РФ. Как правило, делая вывод об отсутствии (в специальных нормах
ГК РФ о продаже недвижимости) требования об обязательной государственной
регистрации таких договоров, многие авторы не аргументируют должным
образом свою позицию и связывают момент заключения соответствующего
договора с моментом его подписания*(28).
Анализируя норму п. 1 ст. 164 ГК РФ, Халфина Р.О. отмечает: "государственная
регистрация сделок с землей и другим недвижимым имуществом устанавливается
в случаях, предусмотренных законом. Статья 131 ГК, на которую
ссылается комментируемая норма, не содержит сведений о числе таких
случаев. Более того, в ней о них вообще почти ничего не сказано.
Государственной регистрации по смыслу этой статьи подлежат право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения
этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а это не обязательно
означает, что регистрации подлежат и сделки, влекущие такие последствия"*(29).
Отметим, что цитируемый автор в данном случае использует метод
буквального толкования норм, что с нашей точки зрения вряд ли
оправданно.
Брагинский М.И. полагает, что "обязательной государственной
регистрации подлежат сделки с недвижимым имуществом - во всех
случаях:". "Переплетение" ст. 130 и ст. 164 ГК
РФ дает основание полагать, что, "если закон называет определенное
имущество недвижимостью, тем самым решается положительно вопрос
об обязательной регистрации сделок с ним"*(30). С данным
выводом следует согласиться, однако представляется, что его логическое
обоснование может быть и иным, о чем подробнее будет сказано ниже.
Специалисты в области земельного права, говоря о государственной
регистрации сделок с землей, чаще всего вообще исключают из поля
зрения нормы ГК РФ, оперируя лишь нормами ЗК РФ. Примером может
служить следующее мнение: "По смыслу п. 1 ст. 26, ст. 15-19,
22, 24, 28-38 ЗК и практики применения земельного законодательства
обязательная государственная регистрация установлена для договоров
купли-продажи земельного участка, договоров аренды и субаренды
участка, безвозмездного срочного пользования". Следует заметить,
что ни одна из перечисленных выше статей ЗК РФ не устанавливает
обязательной государственной регистрации договора купли-продажи
земельного участка, а ссылки на правоприменительную практику сами
по себе не могут служить аргументами, когда речь идет о толковании
правовых норм.
Нельзя не упомянуть и еще об одной точке зрения. Великомыслов
Ю.Я. пишет: "Первостепенное значение имеет определение легального
момента вступления в силу договора продажи недвижимости. Наступление
этого момента законодатель связывает с подписанием договора купли-продажи
земельного участка продавцом и покупателем (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
С этого времени договор становится обязательным для сторон. Между
тем, стороны могут определить в договоре, что он вступает в юридическую
силу с момента его государственной регистрации, и, тем самым,
"подстраховать" себя от преждевременного исполнения
обязательств"*(31). Однако представляется, что включение
сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации,
условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает
в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам
ГК РФ. Такое условие является ничтожным в силу требований ст.
168 и 180 ГК РФ.
Суды и арбитражные суды при решении вопросов, связанных с регистрацией
сделок с недвижимым имуществом, также нередко исходят из того,
что регистрация таких сделок, как правило, не требуется. Например,
в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001
г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением
Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним"*(32) разъяснялось следующее.
"...Пункт 1 статьи 164 ГК РФ не предусматривает государственной
регистрации сделок с недвижимым имуществом, отдельной от регистрации
вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их
возникновения, перехода и прекращения. Отдельной обязательной
государственной регистрации подлежат только те договоры с недвижимым
имуществом, для которых она прямо предусмотрена в ГК РФ".
Аналогичная позиция изложена в п. 5 указанного Обзора*(33).
Тем не менее в практике регистрирующих органов многих субъектов
Федерации государственная регистрация, например, договора купли-продажи
земельного участка признается обязательной. Так, в соответствии
с п. 3.1 Методических рекомендаций по государственной регистрации
сделок с земельными участками, утвержденными приказом Московской
областной регистрационной палаты от 16.08.2002 г. N 31 Пр, договор
купли-продажи земельного участка подлежит государственной регистрации
в соответствии со ст. 164, 131, 153, 160, 162 ГК РФ*(34). Вместе
с тем, несмотря на установленное названным приказом требование,
специалисты, имеющие опыт работы в учреждениях юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по г.
Москве и Московской области, утверждают, что "договоры купли-продажи
земельных участков не подлежат государственной регистрации, так
же как и договоры купли-продажи иной недвижимости нежилого назначения
- зданий, садовых и дачных домов, гаражей, иных строений, сооружений,
нежилых помещений. Данные сделки считаются заключенными с момента
подписания"*(35).
Представляется, что при решении вопроса о необходимости государственной
регистрации сделок с земельными участками целесообразно исходить
из общих норм гл. 9 ГК РФ о сделках. При этом следует комплексно
и системно анализировать положения статей 131 и 164 ГК РФ, не
ограничиваясь буквальным толкованием норм.
Итак, в силу п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым
имуществом подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных
в ст. 131 ГК РФ и в порядке, установленном ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Анализ содержания п. 1 ст. 131 ГК РФ позволяет сделать вывод,
что к случаям, о которых говорит п. 1 ст. 164 ГК РФ, относятся,
в частности, возникновение, переход и прекращение права собственности
и других вещных прав на недвижимое имущество, ограничения этих
прав. При сделках, предметом которых является земельный участок,
вещные права на такой участок у одних лиц возникают, у других
- прекращаются, а также переходят от одного лица к другому. Таким
образом в результате указанных сделок возникают именно те случаи,
названные в ст. 131 ГК РФ, к которым отсылает ст. 164 ГК РФ. Поэтому
при возникновении, прекращении и переходе вещных прав в результате
сделок с земельными участками, соответствующие сделки подлежат
государственной регистрации по правилам ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Иными словами, сделки с земельными участками (соответствующие
договоры) подлежат государственной регистрации всегда, когда в
результате сделки возникает, переходит или прекращается право
собственности или другое вещное право на земельный участок. Кроме
того, подлежат государственной регистрации сделки, требование
о регистрации которых прямо предусмотрено законом (см., например,
п. 3 ст. 339 ГК РФ).
Отмеченные проблемы, связанные с применением норм п. 1 ст. 164
и п. 1 ст. 131 ГК РФ, на наш взгляд, обусловлены трудностями,
возникающими при сравнительном толковании указанных правовых норм.
В свою очередь, сравнительное толкование во многом затрудняется
тем, что названные нормы имеют различные предметы правового регулирования:
п. 1 ст. 164 регламентирует государственную регистрацию сделок,
а п. 1 ст. 131 - регистрацию прав на имущество, их ограничений,
возникновения, перехода и прекращения. Поэтому даже некоторым
опытным юристам, на мнение которых мы ссылались, не всегда удается
комплексно и системно проанализировать положения ст. 131 и ст.
164 ГК РФ. Представляется не основанной на глубоком анализе указанных
норм и упоминавшаяся выше правовая позиция, выработанная судебной
практикой.
Теоретические и практические проблемы, возникающие в связи с государственной
регистрацией прав на земельные участки и сделок с ними, могли
бы быть сведены к минимуму в результате совершенствования правового
регулирования соответствующих общественных отношений. Представляется,
что накопленный опыт применения и толкования п. 1 ст. 164 ГК РФ
позволяет сделать вывод о том, что использование законодателем
в данном случае отсылочной правовой нормы не способствует эффективной
и правильной правоприменительной деятельности, что, в свою очередь,
может порождать сомнения в законности соответствующих сделок и
нарушения прав собственников. Поэтому целесообразно путем внесения
изменений в п. 1 ст. 164 ГК РФ вместо действующего правила установить
правовую норму, обладающую необходимыми регулятивными качествами
- простотой изложения, ясностью, недвусмысленностью.
[an error occurred while processing the directive]
|
|