[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Международное частное право и нотариальная деятельность

 

2. Иностранные документы, представляемые в России

96. - Роль нотариуса. Использование в нотариальной процедуре документов, происходящих из иностранного государства, требует от нотариуса оценки соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению для действия на территории Российской Федерации. В отличие от российских документов, представляемых за рубежом, можно сказать, что здесь нотариус непосредственно сталкивается с легализацией или иными формальностями и необходимостью оценить их законность.
В целом, действия нотариуса при оценке иностранных документов можно представить следующим образом:
97. - Значение легализации. На практике следует учитывать, что нотариус ни под каким предлогом не может ставить под сомнение достоверность легализованных в установленном порядке иностранных официальных документов*(94). Обратное привело бы к нарушению принципа суверенитета иностранного государства. Поэтому, сделав вывод о надлежащем оформлении иностранного документа для его действия на российской территории, нотариусу, по общему правилу, не следует тратить время на проверку соответствия его формы и содержания требованиям, предъявляемым соответствующим иностранным законодательством. Наличие акта легализации (апостиля) компенсирует любые формальные и содержательные пороки иностранных документов.

А) Требования, предъявляемые к оформлению иностранных документов

98. - Режимы легализации. Аналогично российским документам, предъявляемым за рубежом, существует три правовых режима признания юридической действительности иностранных актов на территории России, в том числе - для нотариального производства. Речь идет о:
1) консульской легализации;
2) апостилировании;
3) освобождении от формальностей.
Не повторяя общих положений, рассмотренных выше (N 86 - 95), рассмотрим особенности данных процедур в отношении иностранных документов, представляемых в России.
99. - Консульская легализация. Документы, происходящие из-за границы и предназначенные для использования в России, должны быть легализованы российским консулом на территории соответствующего иностранного государства (см. Инструкцию о консульской легализации, утвержденную МИД СССР 6 июля 1984 г.). При этом консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа, или исходящие от этих властей образцы подписей и печатей должностных лиц, которые он имеет. Таким образом, документ должен быть предварительно удостоверен компетентным органом иностранного государства (Министерством иностранных дел, Министерством юстиции или др.) и только затем передается на легализацию российскому консулу.
Кроме того, официальный документ иностранного происхождения может быть легализован в России консулом государства, где он был совершен. Такие документы также подлежат дополнительному удостоверению в ДКС МИД России.

Пример 11: Консульская легализация нотариального акта, совершенного в Канаде. Акт, совершенный нотариусом Монреаля (доверенность) и предназначенный для действия в России, должен быть легализован российским консулом в Монреале.
100. - Апостилирование. В случае, если государство происхождения иностранного официального документа является участником Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации*(95), то единственной формальностью, необходимой для признания его действительности, является проставление компетентными органами иностранного государства специального штампа - апостиля. Однако простого наличия апостиля на иностранном документе недостаточно для признания действительности последнего. Необходимо, чтобы сам апостиль являлся действительным.
Для установления действительности апостилирования и, следовательно, действительности самого иностранного документа нотариусу необходимо:
101. - Если в отношении формы и содержания апостиля все более или менее ясно*(96) и нотариусу при их оценке следует напрямую руководствоваться текстом конвенции и прилагаемым к ней образцом апостиля*(97), то проверка полномочий органа или должностного лица иностранного государства на проставление апостиля на официальных документах определенного вида может вызвать практические затруднения. Это связано с тем, что единственным достоверным источником информации о компетенции тех или иных органов или должностных лиц являются официальные заявления, которые делают государства при присоединении или ратификации Гаагской конвенции 1961 г., передаваемые затем на хранение официальному депозитарию - Министерству иностранных дел Нидерландов. Несмотря на то что депозитарий направляет информацию о ратификациях всем странам - участницам Гаагской конвенции, в том числе России, тем не менее на сегодняшний день отсутствуют какие-либо официальные или частные публикации данных заявлений на русском языке. Поэтому соответствующую информацию можно получить на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http://www.hcch.net/, содержащем официальные тексты всех Гаагских конвенций на английском и французском языках и актуальные сведения о ратификациях и сделанных при этом заявлениях.
102. - Нарушения установленной формы апостиля. На практике нередко возникает вопрос, связанный с действительностью на территории России иностранных документов, при наличии отступлений от установленной формы апостиля. Наиболее часто данная проблема возникает в отношении документов, происходящих из Израиля, США и других стран common law. Учитывая международный аспект проблемы, представляется, что рациональный подход при ее разрешении должен иметь приоритет перед формально-юридическим.
Так, в соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции 1961 г. "апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции". Данная норма является императивной, и в принципе любые отступления от установленной формы апостиля формально ведут к формальному выводу о невозможности принятия документа с "неисправным" апостилем. В то же время практика проставления апостиля в различных государствах расходится. Поэтому нотариусу во избежание негативных последствий для сторон, представивших документ с апостилем, имеющим незначительные дефекты формы, и на основании международной вежливости следует его принять. Однако принятие такого документа возможно при одновременном наличии следующих условий:
1) в государстве происхождения документа существует устойчивая практика по проставлению апостиля в форме, имеющей отклонения по сравнению с требованиями Гаагской конвенции. Причем эти отклонения не должны касаться сведений, вносимых в апостиль (пункты 1-10 образца, прилагаемого к Конвенции);
2) существует взаимность, когда российские апостилированные документы беспрепятственно принимаются органами и должностными лицами государства происхождения документа. Если такая практика нотариусу неизвестна, то взаимность подразумевается.
103. - Освобождение от легализации. Не требуется легализация или проставление апостиля в отношении иностранных официальных документов, происходящих из государств, с которыми Россия заключила соответствующие двусторонние соглашения*(98), или из стран - участниц Минской конвенции 1993 г.*(99) Тем не менее такое освобождение не предоставляется автоматически и зависит, как правило, от природы документа. Поэтому необходимо в каждом случае использования иностранных документов в нотариальном производстве анализировать текст соответствующего международного соглашения России для определения, на какие именно юридические акты распространяется освобождение от легализации. При этом особое внимание следует уделять понятию официального документа, которое может толковаться неоднозначно в разных государствах и разными международными соглашениями.

Пример 12: Легализация документов, совершенных в Германии, Израиле, США и Украине, в рамках ведения наследственного дела. Гражданин С. Иванов скончался в Москве, по месту своего жительства, оставив 5 совершеннолетних детей. Наследство включает в себя движимое и недвижимое имущество в Москве. Только дочь Елизавета проживает в Москве, четверо остальных наследников проживают: Алексей в США, Петр в Израиле, Василий в Украине, Наталья работает в консульстве России в Германии. Какие требования будут предъявляться к легализации заявлений о принятии наследства и доверенностей, выданных наследниками для представления их интересов в процессе урегулирования наследства?
Напомним, что в случае удостоверения данных документов консулом России, осуществляющим нотариальные функции на территории иностранных государств (ч. 5 ст. 1, ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате), речь будет идти о российском нотариальном акте, который представляется в Российской Федерации без соблюдения каких-либо дополнительных формальностей. Так, например, для Натальи, работающей в российском консульстве в Берлине - это было наиболее простое решение. Алексей для совершения доверенности и заявления в США обратился к lawyer (адвокату). Данные акты должны быть легализованы путем проставления апостиля, так как США ратифицировали Гаагскую конвенцию 1961 г. Точно так же должны быть апостилированы доверенность и заявление, совершенные в Израиле Петром с участием местного адвоката. Что касается документов Василия, удостоверенных нотариусом Киева, то они освобождаются от какого-либо удостоверения на основании Минской конвенции 1993 г. и представляются в Российской Федерации для непосредственного действия.
104. - Язык нотариальных актов*(100). Тексты нотариальных актов и удостоверительных надписей совершаются российским нотариусом на русском языке или языке республики, автономной области или автономного округа (ст. 10 Основ нотариата; ст. 10 проекта Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата"). Данное правило является императивным и не изменяется положением о возможности совершать удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств (ст. 104 Основ нотариата)*(101). Эта норма означает лишь использование надписей и указание реквизитов на документах согласно иностранному законодательству и не затрагивает обязательных для российского нотариального процесса требований о языке. Как правило, обязательным этапом, обеспечивающим действие российских нотариальных актов за границей, является их перевод при легализации или апостилировании*(102).
За рубежом существует обратная практика: немецкие, бельгийские, нидерландские, швейцарские нотариусы, английские солиситоры (solicitors) могут изготавливать нотариальные документы и совершать удостоверительные надписи на иных, чем национальный, языках. Это ставит российский нотариат в более неудобное положение с точки зрения конкуренции. В международном плане представляется совершенно неоправданным запрет на совершение нотариальных актов на иностранном языке, когда он является родным для одной или нескольких сторон, обратившихся к нотариусу. Естественно это предполагает знание самим нотариусом соответствующего иностранного языка. В сравнении с уже сложившейся нотариальной практикой вне России, желательно законодательное закрепление возможности составления хотя бы некоторых договоров, удостоверяемых нотариусом, на двух языках - русском и иностранном.
При принятии официальных документов из ряда бывших республик СССР следует также учитывать возможность их составления в том числе на русском языке как втором государственном языке. В частности, это официальные документы, происходящие из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана.
105. - Сводная таблица требований к оформлению документов, представляемых за рубежом*(103). Данная таблица может применяться для установления требований, предъявляемых к оформлению документов, в оба направления: иностранных документов в России и, наоборот, российских - в иностранных государствах.
Значение используемых сокращений:
А - апостиль;
Л - консульская легализация;
О - освобождение от легализации.

 
------T------------T-------------------------------------------------------------------------------¬
¦ N   ¦Государство ¦                      Вид документа                                            ¦
¦п/п  +------------+---------T----------T---------T--------T-------T-------T--------T--------------+
¦     ¦            ¦Акты гра-¦Судебные  ¦Афидави- ¦Нотариа-¦Админи-¦Свиде- ¦Докумен-¦Документы    в¦
¦     ¦            ¦жданского¦постанов- ¦ты, пись-¦льные   ¦стра-  ¦тельст-¦ты выда-¦простой  пись-¦
¦     ¦            ¦состояния¦ле-       ¦менные   ¦акты    ¦тивные ¦ва  по-¦нные ко-¦менной форме с¦
¦     ¦            ¦         ¦ния*(104) ¦заявления¦        ¦докуме-¦жизнен-¦нсульс- ¦официальными  ¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦и    иные¦        ¦нты    ¦ной ре-¦кими или¦отметками   о:¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦документы¦        ¦       ¦нты    ¦диплома-¦регистрации,  ¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦направля-¦        ¦       ¦       ¦тически-¦доверенности  ¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦емые  или¦        ¦       ¦       ¦ми аген-¦даты,  подлин-¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦регистри-¦        ¦       ¦       ¦тами    ¦ности подписи,¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦руемые   ¦        ¦       ¦       ¦        ¦действитель-  ¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦судами   ¦        ¦       ¦       ¦        ¦ности содержа-¦
¦     ¦            ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦ния и т.д.    ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦1.   ¦Австралия   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦2.   ¦Австрия     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦3.   ¦Азербайджан ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦4.   ¦Албания     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦5.   ¦Алжир       ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦6.   ¦Андорра     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦7.   ¦Антигуа    и¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦Барбуда     ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦8.   ¦Аргентина   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦9.   ¦Армения     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦10.  ¦Багамы      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦11.  ¦Барбадос    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦12.  ¦Беларусь    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦13.  ¦Белиз       ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦14.  ¦Бельгия     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦15.  ¦Бенин       ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦16.  ¦Болгария    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦17.  ¦Босния     и¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
¦     ¦Герцеговина ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦18.  ¦Ботсвана    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦19.  ¦Бруней      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦20.  ¦Буркина-Фасо¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦21.  ¦Великобрита-¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦ния         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦22.  ¦Венгрия     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦23.  ¦Венесуэла   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦24.  ¦Вьетнам     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦25.  ¦Габон       ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦26.  ¦Германия    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦27.  ¦Гондурас    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦28.  ¦Гонконг (Ки-¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦тай)        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦29.  ¦Греция      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦30.  ¦Грузия      ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦31.  ¦Дания       ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦32.  ¦Джибути     ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦33.  ¦Доминиканс- ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦кая Респ.   ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦34.  ¦Египет*(105)¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦35.  ¦Израиль     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦36.  ¦Индия*(106) ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦37.  ¦Ирландия    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦(Респ.)     ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦38.  ¦Исландия    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦39.  ¦Испания     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦40.  ¦Италия      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦41.  ¦Казахстан   ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦42.  ¦Камерун     ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦43.  ¦Кипр        ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦44.  ¦Киргизия    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦45.  ¦Китай       ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦46.  ¦КНДР        ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦47.  ¦Колумбия    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦48.  ¦Конго       ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦49.  ¦Кот-д'Ивуар ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦50.  ¦Куба        ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦51.  ¦Латвия      ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦52.  ¦Лесото      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦53.  ¦Либерия     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦54.  ¦Литва       ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦55.  ¦Лихтенштейн ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦56.  ¦Люксембург  ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦57.  ¦Мавритания  ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦58.  ¦Мадагаскар  ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦59.  ¦Макао   (Ки-¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦тай)        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦60.  ¦Македония   ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦61.  ¦Малави      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦62.  ¦Мали        ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦63.  ¦Мальта      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦64.  ¦Марокко     ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦65.  ¦Маршалловы  ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦о-ва        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦66.  ¦Мексика     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦67.  ¦Молдова     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦68.  ¦Монако      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦69.  ¦Морис (о-в) ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦70.  ¦Намибия     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦71.  ¦Нигер       ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦72.  ¦Нидерланды  ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦73.  ¦Новая Зелан-¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦дия         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦74.  ¦Норвегия    ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦75.  ¦Острова Кука¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦76.  ¦Панама      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦77.  ¦Польша      ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦78.  ¦Португалия  ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦79.  ¦Румыния     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦80.  ¦Сальвадор   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦81.  ¦Самоа       ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦82.  ¦Сан-Китс   и¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦Невис       ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦83.  ¦Сан-Марино  ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦84.  ¦Свазиленд   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦85.  ¦Сейшельские ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
¦     ¦острова     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦86.  ¦Словакия    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦87.  ¦Словения    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦88.  ¦Суринам     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦89.  ¦США         ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦90.  ¦Таджикистан ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦91.  ¦Того        ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦92.  ¦Тонга       ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦93.  ¦Тринидад   и¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
¦     ¦Тобаго      ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦94.  ¦Тунис       ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦95.  ¦Туркменистан¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦96.  ¦Турция      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦97.  ¦Узбекистан  ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦98.  ¦Украина     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦99.  ¦Уругвай     ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦100. ¦Фиджи (о-ва)¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦101. ¦Финляндия   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦102. ¦Франция     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦103. ¦Хорватия    ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦104. ¦ЦАР         ¦   Л     ¦    Л     ¦    Л    ¦   Л    ¦  Л    ¦   Л   ¦   Л    ¦      Л       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦105. ¦Чехия       ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦106. ¦Швейцария   ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦107. ¦Швеция      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦108. ¦Эквадор     ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦109. ¦Эстония     ¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦110. ¦ЮАР         ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦     ¦Страны  быв-¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
¦111. ¦шей  Югосла-¦   О     ¦    О     ¦    О    ¦   О    ¦  О    ¦   О   ¦   О    ¦      О       ¦
¦     ¦вии*(107)   ¦         ¦          ¦         ¦        ¦       ¦       ¦        ¦              ¦
+-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+--------------+
¦112. ¦Япония      ¦   А     ¦    А     ¦    А    ¦   А    ¦  А    ¦   А   ¦   Л    ¦      А       ¦
L-----+------------+---------+----------+---------+--------+-------+-------+--------+---------------

 

Б) Оценка юридического действия иностранного документа

106. - Анализ содержания. Убедившись в действительности иностранного документа, нотариус должен ответить на вопрос о том, каково его правовое действие, какие юридические последствия вызывает данный акт на территории России и при совершении конкретного нотариального действия.
Как и российские документы, иностранные акты могут иметь правопорождающее и/или правоустанавливающее значение. Кроме того, иностранные документы, не связанные непосредственно с совершением нотариального действия и не влияющие на определение субъективных прав или обязанностей сторон нотариального акта или подтверждение их статуса, имеют справочно-информационное значение.
По общему правилу, при анализе юридических терминов и понятий, содержащихся в иностранном документе, нотариус осуществляет их квалификацию в соответствии с российским правом (п. 1 ст. 1187 ГК РФ). Иначе говоря, для определения правового смысла иностранного акта нотариус сравнивает его содержание с тождественными или аналогичными юридическим конструкциями российского законодательства. При этом следует проявлять известную осторожность, так как содержание и смысл одних и тех же понятий в российском и иностранном праве может отличаться. Поэтому любые сомнения относительно правового значения документа, его влияния на субъективные права и обязанности сторон нотариального акта требуют выяснения содержания соответствующих материальных норм иностранного права в целях их устранения. Кроме того, возможны ситуации, в которых российское право просто не содержит аналогов юридических терминов и понятий, используемых в иностранном документе. Это неизбежно влечет применение иностранного права при квалификации юридического содержания такого документа, со всеми вытекающими отсюда последствиями (п. 2 ст. 1187 ГК РФ).
107. - Проблема эквивалентности иностранных документов. Довольно часто на практике возникает вопрос об эквивалентности иностранных документов форме, известной российскому праву*(108). В основном это касается документов квалифицированной юридической формы - нотариальных актов, административных и судебных документов.
Так, на практике соглашения с участием иностранных лиц чаще всего совершаются от их имени представителями, действующими по доверенности, выданной за рубежом. Отсюда вопрос: должна ли данная доверенность, совершенная за границей, отвечать требованиям нотариальной формы, если основной акт оформляется у нотариуса? Во внутреннем праве различных стран нет единства по этому вопросу: в одних странах, как, например, Австрии, нет каких-либо специальных правил в отношении формы доверенности, которая может совершаться в простой письменной форме, тогда как в других странах (Греция, Венгрия, Польша, Франция, Бельгия) для нотариального удостоверения основного акта требуется, чтобы доверенность также отвечала требованиям нотариальной формы. Ко второй группе государств относится и Россия, Гражданский кодекс которой в п. 2 ст. 185 прямо устанавливает, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако остается вопрос о необходимости соблюдения нотариальной формы доверенности в тех ситуациях, когда нотариальная форма сделки, согласно российскому закону, является факультативной и выбрана сторонами по собственному желанию.
Для решения вопроса о необходимости соблюдения нотариальной формы доверенности при совершении сделок с участием иностранных субъектов следует учитывать, прежде всего, требования закона места совершения соответствующих действий (доверенности, п. 1 ст. 1209 ГК РФ). Данное правило распространяется также на другие документы иностранного происхождения особой юридической формы*(109). Правила делопроизводства - нотариального, административного, судебного и др. - в различных странах нередко отличаются, и было бы чрезмерным требовать соблюдения во всех случаях не только законов государства происхождения документов, но также законов государства места их предъявления.

Пример 13: Требования к форме доверенности, совершенной в Китае. При нотариальном удостоверении договора ипотеки здания птицефермы представитель ООО "Золотая утка" гражданин Китая Кусь-Инь в подтверждение своих полномочий на заключение сделки от имени залогодателя представил нотариусу г. Новосибирска Н.В. Смеховой доверенность на китайском языке в простой письменной форме, выданной директором ООО господином Вань-Бань-Тау, также гражданином Китая, проживающим в Харбине. Перевод доверенности с китайского языка на русский язык выполнен в Торговом представительстве КНР в г. Новосибирске. Возможно ли установление полномочий представителя на основании данной доверенности?
В данном случае форма доверенности определяется в соответствии с законодательством Китая - местом совершения юридических действий (ст. 1209 ГК РФ). Чтобы убедиться в действительности волеизъявления доверителя с точки зрения формы, необходимо установить содержание норм гражданского законодательства Китая, определяющих требования к форме доверенности в общем и при совершении сделок, требующих нотариального удостоверения, в частности.
Однако вопрос о форме в принципе не должен был возникнуть, так как данная доверенность не отвечает условиям ее действительности на российской территории. Так, в соответствии ст. 29 Договора между Российской Федерацией и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.) освобождаются от легализации только документы, которые засвидетельствованы судом или другим компетентным учреждением, при наличии подписи и официальной печати.
Таким образом, данная доверенность не отвечает качествам официального документа и при условии, что ее совершение в простой письменной форме допускается внутренним законодательством Китая, для признания в России должна быть легализована в общем порядке.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]