[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Международное частное право и нотариальная деятельность

 

§ 3. Приобретение наследства

1. Принятие и отказ от наследства

149. - Дуализм выбора. Право выбора наследника - принять или отказаться от наследства - зависит от применимого к наследованию права. Поскольку российские коллизионные нормы допускают применение нескольких материальных законов, в отношении различных частей наследственного имущества, то и осуществление это права может регулироваться разным материальным правом. Поэтому, применительно к разным наследственным массам, наследник может сделать разный выбор*(151).

Пример 21: Принятие наследства, состоящего из недвижимого имущества в России и Китае, допустимость частичного принятия. Гражданин России И.П. Воробьянинов умер по своему постоянному месту жительства в г. Новосибирске. Наследство включает полуразрушенный деревянный дом в Харбине (Китай), квартиру в Новосибирске, а также денежные средства на банковских счетах в России. Могут ли наследники принять наследство, состоящее из имущества, находящегося в России, и отказаться от наследства относительно дома в Китае?
В силу дуализма коллизионной нормы российского МЧП (ст. 1224 ГК РФ) наследование недвижимого имущества, находящегося в Китае, осуществляется в соответствии с китайским правом. Поэтому наследники могут отказаться от наследования недвижимого имущества в Китае и принять ту часть наследства, которая регулируется российским наследственным правом (движимое имущество, независимо от места нахождения, а также недвижимое имущество, находящееся в России).
150. - Дееспособность. Способность принимать или отказываться от наследства составляет элемент общей дееспособности и как таковая определяется в соответствии с личным законом наследника*(152). В зависимости от права, применимого к дееспособности лица, определяется возраст достижения им совершеннолетия и формальности, требуемые для принятия (отказа) наследства в случае, если наследник несовершеннолетний.

Пример 22: Принятие наследства несовершеннолетним гражданином Италии, дееспособность, полномочия законных представителей, компетенция суда. Гражданин Италии Ниньо Продари умер по своему месту жительства в Неаполе. Наследниками по закону являются несовершеннолетний сын Паоло, 7 лет, и пережившая супруга наследодателя, оба - граждане Италии, постоянно проживающие в Неаполе. Помимо прочего имущества, наследство включает квартиру в Москве, за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону на которую наследники обратились к нотариусу г. Москвы. Возник вопрос: может ли мать несовершеннолетнего сына наследодателя принять за него наследство и в каком порядке?
Согласно п. 1 ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1 ст. 1195 ГК РФ). Таким образом, для определения дееспособности гражданина Италии применяются нормы итальянского материального права. Поэтому, в частности, будет неприменимо правило абз. 3 п. 1 ст. 1153 ГК РФ, которая разрешает принятие наследства законным представителем без доверенности.
В соответствии со ст. 320 Гражданского кодекса Италии родители совместно или тот из них, кто осуществляет родительскую власть исключительным образом вследствие смерти одного из родителей, представляют детей во всех гражданских актах и управляют их имуществом. Однако, согласно ч. 3 ст. 320 ГК Италии, "родители не могут отчуждать, обременять ипотекой или залогом имущество, которое принадлежит ребенку по любому основанию, даже в силу смерти, принимать или отказываться от наследства или прав, следующих из завещательного отказа или возложения, давать согласие на дарение, производить раздел имущества, находящегося в общей собственности, брать займы и арендовать имущество более чем на 9 лет, или совершать иные действия, выходящие за рамки обычного управления, ни, применительно к таким актам, обращаться с иском, заключать мировое соглашение или признавать иск, за исключением случаев очевидной необходимости или пользы для ребенка, без разрешения судьи".
Следовательно, мать несовершеннолетнего ребенка для принятия от его имени наследства в России должна будет дополнительно представить решение компетентного судьи по опеке и попечительству в Италии, которым ей разрешается данное действие. Следует также иметь в виду императивную норму ст. 471 ГК Италии, согласно которой при наследовании несовершеннолетними "наследство может быть принято под условием (курсив мой. - И.М.) составления описи наследственного имущества". Это правило означает, что в случае, если пассив наследства превышает актив, принятие наследства несовершеннолетним считается не состоявшимся. При оформлении наследственных прав несовершеннолетнего гражданина Италии российскому нотариусу следует принять во внимание данную норму в силу п. 2 ст. 1192 ГК РФ.

Пример 23: Принятие наследства несовершеннолетним наследником, имеющим двойное гражданство, назначение опеки. Наталья Руссофф, 12 лет, является единственной наследницей по закону после смерти своих родителей - отца, гражданина Франции, и матери, гражданки России, - произошедшей единовременно в результате несчастного случая. Наталья имеет двойное гражданство: России и Франции. Каковы условия принятия наследства в России?
В соответствии с п. 2 ст. 1195 ГК РФ если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Учитывая, что наследница - круглая сирота, для принятия наследства необходимо назначить опекуна как законного представителя несовершеннолетней. Данное решение следует из правила п. 1 ст. 1199 ГК РФ, согласно которой опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.
151. - Форма принятия или отказа от наследства. Форма принятия (отказа) наследства и его срок определяются в соответствии с применимым к наследованию правом. Применимое материальное право будет определять, в частности, какие действия наследников следует рассматривать как фактическое принятие наследства. Однако применение иностранного права к форме принятия или отказа от наследства нередко порождает практические сложности, связанные с ее несоответствием нотариальной процедуре в России*(153). Так, зачастую нотариусы получают из-за рубежа, в основном стран common law, акты принятия или отказа от наследства, совершенные в простой письменной форме или, в лучшем случае, заверенные адвокатом*(154).
Представляется, что либеральный подход, при котором в отношении иностранных наследников допускается их отказ от наследства в локальной форме, т.е. в соответствии с законодательством по месту совершения юридического акта, более предпочтителен. Однако в отсутствие внятной судебной практики по данному вопросу нельзя утверждать, что такое решение юридически абсолютно безопасно. Поэтому нотариусу желательно предлагать иностранным наследникам назначить представителя для ведения наследственного дела в России с предоставлением ему необходимых полномочий и в случае, когда такая возможность отсутствует, принимать волеизъявление наследников в форме, определяемой иностранным правом. Кроме того, при наличии возможности, данные акты могут быть совершены у консула России в соответствующем государстве. Оценивая наличие такой возможности, нотариусу следует исходить из соображений целесообразности, наличие которой зависит от возможных расходов, сроков, наличия разногласий между наследниками и других обстоятельств, заслуживающих внимания*(155).

2. Передача актива наследственного имущества

А) Вступление во владение

152. - Проблематика. Представим себе наследование после гражданина иностранного государства, принятое его наследниками. Каким образом последние могут вступить во владение наследственным имуществом? Кто осуществляет управление имуществом до его раздела между наследниками? Учитывая расхождения во внутреннем праве различных государств, данный вопрос имеет важное практическое значение. Традиционно, в зависимости от порядка вступления наследников во владение имуществом, выделяют две основные системы*(156).
В российском праве и во многих других правовых системах (Франция, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Германия) наследники непосредственно приобретают наследство в момент его открытия независимо от времени его фактического принятия (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Напротив, в государствах common law отсутствует прямая передача наследственного имущества наследникам: переход прав на наследство осуществляется под судебным контролем. Администратор (которым может быть один из наследников), назначенный судьей, обязан управлять наследственным имуществом, собрать все активы и ликвидировать пассив (долги) наследства, после чего распределить остаток между наследниками*(157). Отсюда возможность возникновения конфликта между двумя наследственными законами, которые могут применяться к наследованию в силу двойственности российской коллизионной нормы, когда один из них предусматривает непосредственное приобретение наследства, а другой - требует учреждения в судебном порядке промежуточной администрации наследства.
153. - Унификация. В Гаагской конвенции от 2 октября 1973 г. о международном управлении наследством была предпринята попытка решить эту проблему путем учреждения так называемого "международного удостоверения администратора наследства", которое подтверждает полномочия лица (лиц) на управления движимым имуществом, входящим в состав наследства*(158). Данное удостоверение выдается компетентными органами по общему правилу, в соответствии с внутренним законодательством обычного места жительства наследодателя. На сегодняшний день Конвенция вступила в силу в отношениях между Португалией, Словакией и Чехией. Она также подписана, но еще не ратифицирована Италией, Нидерландами, Люксембургом, Великобританией и Турцией. К сожалению, Россия пока не присоединилась к данной Конвенции, чего нам остается только желать.
154. - Позитивное решение. Международное частное право России подчиняет всю совокупность проблем, связанных с приобретением наследства (вступление во владение, осуществление прав и обязанностей наследодателя и т.д.), наследственному статуту (п. 1 ст. 1224 ГК РФ).
Так, вступление во владение недвижимым имуществом, находящимся на территории России, не порождает серьезных проблем, по-скольку к его наследованию применяется российское право. Что касается недвижимого имущества за рубежом, то в большинстве случаев требуется соблюдение процедуры*(159), установленной в государстве по месту нахождения недвижимости, за исключением тех случаев, когда иностранное право отсылает к российскому праву как страны гражданства наследодателя.
Таким образом, проблема вступления во владение возникает в основном в отношении движимого имущества. Например, наследство, открытое за рубежом, включает денежные средства на счетах в российском банке. Какое право применяется к вступлению во владение данным имуществом наследника или отказополучателя?

Пример 24: Наследство открытое в Великобритании, полномочия administrator. Гражданин России Б.А. Шнайский умер по своему постоянному месту жительства в Лондоне. Помимо прочего, наследственное имущество включает денежные средства на депозите во "Внешторгбанке" и пакет ценных бумаг, переданный в управление "Альфа-банк капитал". Administrator (executor или personal representative) наследодателя требует передачи данного имущества, указывая на то, что наследственный закон - английское право - позволяет ему получать такое имущество при управлении наследством.
Наследственным законом, применимым в данном случае к наследованию движимого имущества в России, является английское право. В то же время российское материальное право исходит из того, что только наследники приобретают наследство и могут управлять движимым активом наследства. Представляется, что вступление во владение наследственным имуществом, как часть наследования, должно осуществляться в соответствии с наследственным законом, т.е., в данном случае, согласно английскому праву.
Следовательно, administrator действует в рамках своих законных полномочий, основанных на применимом к наследованию движимого имущества праве. Российские банки обязаны подчиниться его распоряжениям относительно определения дальнейшей судьбы денежных сумм и ценных бумаг.
155. - Тем не менее применение наследственного закона имеет небольшие исключения, связанные с соблюдением процедуры регистрации определенных прав. Помимо прав на недвижимость, где в принципе не может быть проблем, так как наследственный и реальный закон совпадают, вступление во владение движимым имуществом, права на которое также подлежат государственной регистрации в той или иной форме, осуществляется в соответствии с процедурой, установленной правом государства по месту нахождения реестра. Речь, прежде всего, идет об имущественных правах на промышленную или интеллектуальную собственность.

Б) Управление наследством

156. - Управление наследственным имуществом до его раздела наследниками в случаях, когда завещатель назначил исполнителя завещания или учредил, в соответствии с иностранным правом, доверительное управление наследственным имуществом (наследственный траст), может поставить перед нотариусом дополнительные проблемы при регулировании международного наследования. Кроме того, в некоторых случаях определенные полномочия в отношении управления наследственным имуществом предоставляются консулу государства, гражданство которого имел наследодатель.
157. - Исполнитель завещания. Объем прав и обязанностей исполнителя завещания определяется в зависимости от применимого к наследованию материального права*(160). Дуализм российской коллизионной нормы в области наследования не порождает на практике особых проблем в случае, когда завещание было совершено за рубежом. Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев исполнитель завещания наделяется более значительными полномочиями, чем это предусмотрено a priori в п. 2 ст. 1135 ГК РФ. Однако нотариусу следует проявлять известную осторожность при определении полномочий душеприказчика применительно к действию императивных норм российского законодательства, в частности правил об обязательной доле. Например, если исполнителю завещания были даны полномочия на продажу недвижимого имущества, то при наличии наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, получение согласие последних на совершение такой сделки будет необходимым.

Пример 25: Исполнитель завещания, назначенный в соответствии со швейцарским правом, продажа недвижимого имущества, находящегося в России. Гражданин России Т.Т. Сайкин скончался в Женеве, где постоянно проживал и работал. Наследниками по завещанию являются двое совершеннолетних детей наследодателя. В своем завещании он назначил исполнителем завещания нотариуса Женевы мэтра Орлана Буссе. Может ли исполнитель завещания продать квартиру, принадлежавшую завещателю в г. Санкт-Петербурге?
Поскольку речь идет о недвижимом имуществе, находящемся на российской территории, полномочия исполнителя завещания определяются в соответствии с российским материальным правом ст. 1135 ГК РФ. В отсутствие прямого указания в завещании на данные полномочия исполнителя завещания продажа квартиры в соответствии с российским материальным правом будет невозможна. В то же время в отношении движимых активов, входящих в состав наследства, исполнитель завещания обладает более широкими полномочиями, основанными на нормах швейцарского права, применимого к наследованию движимого имущества.
158. - Полномочия консула. Статья 5g Венской конвенции о консульских сношениях предусматривает, что консулы осуществляют, в частности, функции по "охране интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства mortis causa на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания". Это правило общего характера, которое не предусматривает обязанности консульских агентов участвовать в регулировании наследства своих граждан*(161). В то же время большинство консульских соглашений, заключенных Россией, предоставляют консулам иностранных государств ограниченные полномочия при регулировании наследств, открытых в России в отношении их граждан. В соответствии с данными соглашениями полномочия консулов могут ограничиваться представительством в наследственных делах, принятием мер к охране наследства или включать также управление наследством и выдачу правоустанавливающих документов наследникам*(162). В отсутствие судебной практики вопрос о соотношении консульских полномочий и полномочий нотариуса по ведению наследственного дела остается нерешенным. Независимо от содержания соответствующего соглашения не всегда ясно, в какой мере консул иностранного государства может подменять российского нотариуса при ведении международного наследственного дела и наоборот. В этой связи представляется необходимым уточнить условия участия консула и его полномочия при регулировании наследства.
159. - Условия участия консула в регулировании наследства. Участие консула в наследственном деле с иностранным элементом основывается на гражданстве наследодателя или наследников. Консульские соглашения используют, как правило, один из этих критериев либо применяют их оба.
Следовательно, компетенцией по осуществлению своих функций будет обладать консул при открытии в его округе наследства после гражданина представляемого государства (см., например, п. 1 ст. 25 Консульского договора между СССР и ФРГ от 25 апреля 1958 г.; п. 1 ст. 40 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г.).
Независимо от гражданства наследодателя и местонахождения наследственного имущества консул может обладать отдельными полномочиями по ведению наследственного дела в отношении имущества, находящегося в пределах консульского округа, если наследники являются гражданами представляемого государства (см., например, п. 1 ст. 28 Консульского договора между СССР и ФРГ от 25 апреля 1958 г.; п. 4, 5 ст. 17 Консульского договора между Россией и Китаем от 25 апреля 2002 г.).
Оба названных критерия иногда используются совместно. Например, согласно п. 1 ст. 22 Консульского договора между СССР и Австрией от 28 февраля 1959 г. необходимо наличие гражданства представляемого государства как у наследодателя, так и наследников.
В некоторых ситуациях положение наследников может играть существенную роль при определении компетенции консула в наследственном деле.
Например, в консульских соглашениях с Австрией, Бельгией, Францией и США компетенция консула при принятии мер к охране наследства, управления им и распределения наследства зависит от наличия одного из ниженазванных условий:
1) отсутствует завещание или исполнитель завещания;
2) наследники являются несовершеннолетними, недееспособными или неизвестно место их нахождения;
3) исполнитель завещания отсутствует в месте открытия наследства.
Так, в консульских конвенциях с Афганистаном, Азербайджаном, Германией и Китаем компетенция консула ставится в зависимость от отсутствия у наследника по любому основанию или выгодоприобретателя по завещательному отказу или возложению, являющегося гражданином представляемого государства, места жительства или представителя на территории государства пребывания, где открыто наследство. Полномочия консула прекращаются в случае проживания гражданина или появления у него представителя в государстве пребывания.
Независимо от критериев, используемых для определения компетенции консула при регулировании наследства, содержание консульских функций различается в зависимости от положений соответствующего соглашения, а также законодательства государства пребывания.
160. - Содержание полномочий консула. Чаще всего функции консула касаются принятия мер к охране наследственного имущества. Так, консулы в присутствии представителей компетентных властей консульского округа могут осуществлять опись имущества, опечатывать помещения и имущество, в них находящееся. Другие международные соглашения предоставляют консулам более широкие полномочия, например: право управления наследственным имуществом, а также выдачи правоустанавливающих документов наследникам.

Пример 26: В отсутствие завещания наследование по закону после гражданина США, постоянно проживавшего в России, полномочия консула США. Гражданин США Майкл Березофф умер по своему месту жительства в г. Нью-Йорке. В отсутствие завещания наследниками по закону являются дети наследодателя, проживающие в США. Генеральный консул США в России заявляет о наличии собственных полномочий на ведение данного наследственного дела на основании Консульской конвенции между Правительством СССР и Правительством США от 1 мая 1964 г. В состав наследства входят квартира в Самаре и денежные средства на депозите в отделении Сбербанка. Консул рассматривает возможность продажи квартиры.
Согласно абз. "b" п. 2 ст. 10 Консульской конвенции между СССР и США, компетенция консула по распоряжению имуществом умершего гражданина представляемого государства допускается при условии, что, во-первых, наследодатель не проживал в момент своей смерти в государстве пребывания и, во-вторых, не оставил в нем наследника или исполнителя завещания. С учетом того, что ни наследодатель, ни наследники не имели места жительства на территории России, американский консул имеет полномочия на ведение наследственного дела и продажу квартиры от имени наследников, не назначивших администратора наследства.
В то же время следует учитывать, что полномочия консула в области регулирования наследования, предусмотренные соответствующими международными соглашениями, носят факультативный характер и не могут вменяться им в обязанность. Таким образом, вмешательство консула в регулирование наследственного дела связано с его усмотрением относительно наличия легитимного интереса, требующего защиты. На практике участие консула иностранного государства в регулировании международного наследования редкость, по крайней мере, в тех ситуациях, когда наследники уже обратились к российскому нотариусу.
Кроме того, применительно к оформлению наследственных прав на недвижимое имущество, необходимо иметь в виду, что необходимость их последующей регистрации в компетентном Учреждении юстиции делает предпочтительным ведение дела именно российским нотариусом. В противном случае могут появиться дополнительные сложности, связанные с признанием юридической силы документов, выданных наследникам консулом для подтверждения их прав на недвижимое имущество, при проведении процедуры государственной регистрации.
161. - Многие консульские соглашения содержат также положения, позволяющие передачу консулам денег и имущества, входящих в наследство в двух случаях. Во-первых, это ситуация с отсутствующими наследниками, когда после определения наследственных долей и выдачи свидетельств о праве на наследство осталось не востребованное при разделе имущество. В этом случае имущество, соответствующее невостребованной наследственной доле, может быть передано консулу в качестве представителя отсутствующих наследников. Во-вторых, это ситуация, когда наследник не проживает и у него отсутствует представитель на территории России: денежные средства и другое имущество, ему причитающееся, могут быть переданы консулу для последующей передачи правообладателю. Однако следует иметь в виду, что консульские соглашения в большинстве случаев обуславливают передачу наследственного имущества консулу только при условии, если, во-первых, это соответствует внутреннему законодательству страны пребывания и, во-вторых, в этой стране уплачены либо обеспечены долги наследодателя, а равно налоги на имущество, переходящее в порядке наследования.
Во всех случаях, когда консульское соглашение Российской Федерации с иностранным государством допускает передачу консулу наследственного имущества, необходимо требовать представления документов, подтверждающих существование наследников и их наследственных прав. Это делается во избежание ситуаций, когда представляемое государство под прикрытием консульских полномочий приобретает наследственное имущество в свою собственность.
162. - Сравнительная таблица полномочий консулов по наследственным делам.

--------------------T-----------------T------------------T--------------------T--------------------¬
¦    Государство    ¦Представительство¦Охранительные меры¦Передача имущества и¦Распоряжение наслед-¦
¦                   ¦                 ¦                  ¦денег               ¦ственным  имущечтвом¦
¦                   ¦                 ¦                  ¦                    ¦*(163)              ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Австрия            ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Азербайджан        ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Ангола             ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Афганистан         ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Беларусь           ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Бельгия            ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Бенин              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Болгария           ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Боливия            ¦        +        ¦       +          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Великобритания     ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          +         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Венгрия            ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Вьетнам            ¦        -        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Гана               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Гвинея             ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Гвинея-Бисау       ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Германия           ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Греция             ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Египет             ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Индия              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Ирак               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Италия             ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Йемен              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Казахстан          ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Кампучия           ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Кипр               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Киргизия           ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Китай              ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦КНДР               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Корея              ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Куба               ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Лаос               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Латвия             ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Ливия              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Литва              ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Маврикия           ¦        +        ¦       -          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Мали               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Мексика            ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Молдова            ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Монголия           ¦        +        ¦       -          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Никарагуа          ¦        +        ¦       +          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Норвегия           ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Острова    Зеленого¦                 ¦                  ¦                    ¦                    ¦
¦Мыса               ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Пакистан           ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Польша             ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          +         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Португалия         ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Румыния            ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Сан-Томе и Принсипи¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Сирия              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Словакия           ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Сомали             ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦США                ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          +         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Тунис              ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Туркменистан       ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Турция             ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          +         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Узбекистан         ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Украина            ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Финляндия          ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Франция            ¦        -        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Чехия              ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Швеция             ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Эквадор            ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Экваториальная Гви-¦                 ¦                  ¦                    ¦                    ¦
¦нея                ¦        +        ¦       +          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Эстония            ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Эфиопия            ¦        +        ¦       -          ¦         +          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Югославия          ¦        +        ¦       +          ¦         -          ¦          -         ¦
+-------------------+-----------------+------------------+--------------------+--------------------+
¦Япония             ¦        +        ¦       +          ¦         +          ¦          +         ¦
L-------------------+-----------------+------------------+--------------------+---------------------

163. - Границы консульских полномочий. Представляется, что консульские полномочия в области международного наследования имеют исключительный характер. Поэтому необходимо, чтобы, во-первых, компетенция консула по ведению наследственного дела прямо следовала из положений соответствующего международного договора и, во-вторых, его полномочия не превышали пределов, установленных договором. Однако в порядке осуществления общей компетенции консул может участвовать в качестве представителя наследников, при условии предоставления им соответствующих доверенностей, если консульским договором не установлено иное*(164).
Кроме того, консульские полномочия, предусмотренные консульским соглашением в области наследования, имеют факультативный характер. Например, Кассационный суд Франции, проанализировав типичные положения франко-греческого договора о консульских сношениях, пришел к выводу о том, что "признанные полномочия консулов (в области наследования. - И.М.) осуществляются ими по усмотрению и не обязательны"*(165). Учитывая стандартность договоров о консульских сношениях, данное решение имеет общее значение.
164. - При международном наследовании консул может также играть определенную роль при защите недееспособных лиц. Тем не менее участие консула в защите интересов несовершеннолетних возможно только в случае, если международное соглашение прямо придает ему такие полномочия, осуществление которых остается, тем не менее, факультативным. Некоторые международные соглашения, заключенные Россией с иностранными государствами, предусматривают установление опеки или попечительства применительно к реализации консульских полномочий в области наследования*(166). Напротив, Гаагские конвенции от 5 октября 1961 г. и 19 октября 1996 г. в области защиты несовершеннолетних вовсе не упоминают о полномочиях консулов, основываясь на принципе компетенции органов государства по месту жительства несовершеннолетнего. Аналогичный принцип провозглашен в ст. 34 Минской конвенции (ст. 37 Кишиневской конвенции) и следует из анализа содержания ст. 121, 122 Семейного кодекса России. В целом можно констатировать, что на практике происходит уменьшение роли консулов в области защиты прав недееспособных лиц, в том числе при наследовании.
165. - Практика ведения дел с внешним элементом показала, что консульские полномочия в данной сфере остаются ограниченными, а само участие консула нередко встречается с недоверием. Такое положение вещей частично оправдано, поскольку иногда консулы выходят за рамки предоставленных им полномочий, стремясь полностью подменить нотариуса при ведении им наследственного дела. Пример из французской нотариальной практики наглядно иллюстрирует это.

Пример 27: Наследники в России, наследство открыто во Франции, полномочия российского консула. Нотариус г. Ниццы (Франция) Серж Паскаль уполномочен урегулировать наследство княгини N. русского происхождения, проживавшей во Франции с 1917 г., где она была натурализована в 1947 г., скончавшейся в 1999 г., вдовы. В качестве единственного наследника на основании собственноручного завещания является S., имеющий двойное гражданство - Франции и России - в силу брака, зарегистрированного в 1936 г.
В рамках данного наследственного дела эксперт в области генеалогии по просьбе консула России запрашивает у нотариуса различные сведения, связанные с данным наследством. В обоснование своих запросов он ссылается на двусторонние соглашения в области консульских отношений между Россией и Францией.
Консульские полномочия в области наследования определены в ст. 35 соглашения между СССР и Францией о консульских сношениях от 8 декабря 1966 г. В частности, из текста ст. 35 следует, что российские консульские агенты могут действовать в рамках урегулирования наследственного дела, только если наследодатель имел российское гражданство. Однако в данном деле речь идет о наследовании после гражданки Франции русского происхождения и, следовательно, российский консул не имеет каких-либо полномочий вмешиваться в регулирование данного наследства. Притязания эксперта на получение информации о наследственном деле также необоснованны, так как отсутствует международное соглашение, которое предусматривало бы его участие в регулировании наследства в той или иной форме.
В этом смысле недопустимо, чтобы участие консула в урегулировании наследства служило предлогом для вмешательства представляемого государства в частные дела лица, скончавшегося в России, или даже - выходца из такого государства, приобретшего российское гражданство.
Вышесказанное не умаляет позитивной стороны консульских функций в области международного наследования. Без сомнения, поиск наследников, а также передача части наследственного имущества за рубежом, как правило, упрощаются, если к делу привлечен компетентный консул. Наконец, получение заключения о содержании применимого иностранного права у консульских агентов также может оказаться очень полезным. В целом, существование консульского соглашения по вопросам наследования не запрещает нотариусу урегулирование наследственного дела с иностранным элементом, но он прекращает осуществление своих профессиональных функций в момент, когда консул действует на основании и в пределах соответствующего международного договора.

3. Регулирование пассива наследства

166. - Проблематика. Не вызывает сомнений, что обязанность наследников по долгам наследодателя и порядок ее исполнения определяются в соответствии с применимым к наследованию правом. Теоретически это делает регулирование пассива наследства в отношениях с иностранным элементом чрезвычайно сложным в ситуации, когда к его различным частям применяется право разных государств, ведущее к появлению нескольких наследственных масс*(167), что зачастую неизбежно в силу дуализма российской коллизионной нормы в области наследования (п. 1 ст. 1224 ГК РФ). Однако на практике в силу прагматических соображений данная проблема, как правило, получает компромиссное решение.
167. - Позитивное решение. Единственное разумное решение при регулировании пассивных обязательств наследодателя заключается в том, что каждая наследственная масса, подчиненная отдельному наследственному закону, отвечает солидарно по всем долгам. Несмотря на множественность применимого к наследованию права, при погашении долгов наследодателя наследство, применительно к его пассиву, образует единую массу. В этом смысле можно говорить, что исполнение обязанности по погашению долгов наследодателя всегда осуществляется на основании единого наследственного закона, которым является право страны места жительства наследодателя.
Не следует преувеличивать значение этих затруднений. Среди множества проблем, возникающих при регулировании международного наследства, сложности регулирования его пассива остаются скорее теоретическими. Большинство крупных долгов, обременяющих наследство, как правило, обеспечиваются ипотекой, иным залогом, поручительством и т.д. При таких условиях кредиторам проще получить должное за счет имущества, переданного в залог, или предъявив соответствующее требование поручителю (гаранту). На практике доля пассивных обязательств одностороннего характера довольно незначительна. Как правило, банки и частные лица не дают в долг без достаточного обеспечения и особенно в случаях, когда речь идет о международном заимствовании. Как следствие, гражданско-правовой пассив наследства сводится в основном к текущим долгам наследодателя незначительного размера, которые к тому же нередко остаются невостребованными кредиторами из-за опасений длительной и дорогостоящей процедуры.

4. Раздел наследства

168. - Применимое право и основные проблемы. По общему правилу при разделе наследства используется право, применимое ко всему наследованию - наследственный закон (ст. 1224 ГК РФ). На основании наследственного закона определяется, в частности, имущественная масса, подлежащая разделу, регулируются отношения, связанные с исполнением завещательного отказа или возложения, а также - с исполнением обязательств наследодателя.
Тем не менее определенное действие сохраняет автономный закон в той мере, когда наследники и иные участвующие в разделе наследства лица могут по собственной воле отступить от положений наследственного закона, даже императивного характера, определяющих объем их наследственных и иных прав. В целом комплексный характер соглашения о разделе наследства приводит к применению и других конкурирующих законов (личного закона, права, применимого к имущественным отношениям супругов, lex fori, lex rei sitae).
В международном частном праве раздел наследства ставит два типа проблем:
во-первых, это проблемы, связанные с прекращением режима имущественных отношений супругов, т.е. - выделом доли пережившего супруга в общем имуществе;
во-вторых, проблемы, связанные с практическим осуществлением раздела и выполнением необходимых при этом формальностей.

А) Прекращение режима имущественных отношений супругов и наследование

169. - Проблематика. При прекращении брака вследствие смерти одного из супругов нотариус для правильного определения размера и состава наследственной массы должен выделить долю, принадлежащую пережившему супругу в общем имуществе. В международных отношениях это способно породить проблемы, связанные с применением к имущественным отношениям супругов иного права, чем к самому наследованию (см. ниже N 198 и след; ч. 1 ст. 161 Семейного кодекса РФ, далее - СК). Во внутреннем праве большинства государств нормы о наследовании и имущественных отношениях супругов тесно связаны. Например, устанавливая общий режим раздельной собственности супругов, внутреннее законодательство государства может предоставлять пережившему супругу существенные наследственные права (см. N 133). Возможна и обратная ситуация, когда практическое отсутствие наследственных прав у пережившего супруга компенсируется национальным законодателем за счет установления общего режима совместной собственности на все имущество супругов. В практике регулирования международного наследования совместное применение обеих названных систем противоположного содержания иногда приводит к тому, что переживший супруг получает либо очень много, либо очень мало.

Пример 28: Российский режим совместной собственности супругов и наследование, регулируемое немецким правом; уменьшение консолидированной доли супруга. Супруги А. и М. Шлоссер зарегистрировали брак в 1971 г. в Краснотурьинске (Свердловская обл.), где постоянно проживали вплоть до переезда на постоянное место жительство в Германию в 1990 г. После смерти мужа в Мюнхене в 2003 г. к наследованию по закону были призваны пережившая супруга и двое совершеннолетних детей наследодателя. Наследство включает движимое и недвижимое имущество в Германии и России. Перед российским нотариусом возникла проблема определения доли пережившей супруги в общем имуществе и ее наследственной доли применительно к недвижимому имуществу, находящемуся на территории Российской Федерации.
Прежде всего в данном случае необходимо определить режим имущественных отношений супругов. Согласно ч. 1 ст. 161 СК РФ "имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства:". Учитывая, что с 1990 г. супруги постоянно проживали в собственной квартире в Германии и приобрели немецкое гражданство, местом их совместного места жительства следует признать Германию, материальное право которой будет применимо при определении имущественных прав пережившего супруга. В то же время согласно абз. 2 п. 1 ст. 1224 ГК РФ к наследованию недвижимого имущества, находящегося на российской территории, применяется российское материальное право.
Это приводит к следующему результату. Согласно немецкому праву, в отсутствие брачного контракта между супругами действует общий режим раздельной собственности. Одновременно пережившая супруга будет призвана к наследованию как наследница 1-й очереди в соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ, применяемой к наследованию недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Таким образом, доля супруги в наследственном имуществе, находящемся на территории России, составит 1/3. Применительно к российской концепции семейных отношений такое решение можно назвать несправедливым, так как пережившая супруга получит меньше, чем если бы к режиму имущественных отношений также применялось российское право.
170. - Решение. Во избежание несправедливого результата для пережившего супруга или наследников, возможного в случае применения к имущественному режиму и наследованию материального права различных государств, супругам желательно заключить брачный договор (см. ниже N 218 и след.). Такое решение оправдано для большинства супружеских пар, переезжающих на постоянное место жительства за рубеж, даже в том случае, когда речь идет только о воспроизведении в тексте договора норм закона, устанавливающих режим общей совместной собственности на имущество, приобретенное в браке и находящееся на территории Российской Федерации (гл. 7 СК РФ). Это позволит обеспечить связанное применение норм, регулирующих имущественные отношения супругов и их наследственные права.
Однако при заключении брачного контракта нотариусу и сторонам следует проявлять известную осторожность, заранее осведомляясь о его возможном действии в отношении имущества, находящегося за рубежом. Например, режим совместной собственности на все имущество супругов с условием его передачи пережившему супругу, часто практикуемый в договорах между пожилыми супругами за рубежом*(168), может лишиться всей своей привлекательности в силу применения норм иностранного налогового законодательства в отношении имущества, находящегося за рубежом. Получение пережившим супругом более половины всего имущества супругов на основании брачного контракта рассматривается в некоторых странах как наследование со всеми вытекающими отсюда фискальными последствиями*(169).
Перед лицом данных сложностей прекращение режима имущественных отношений супругов и наследование с иностранным элементом часто требует тесного сотрудничества между российским нотариусом и его коллегой за рубежом. Даже имея достоверную информацию о применимом иностранном праве, нотариус без соответствующего опыта зачастую технически неспособен правильно рассчитать долю пережившего супруга в общем имуществе и/или наследстве, регулируемую иностранным правом. Такие институты иностранного семейного права, как, например, немецкая раздельная собственность на прирост общего имущества, когда доля пережившего супруга определяется в зависимости от участия в его приобретении, без консультации иностранного специалиста в принципе могут остаться за рамками понимания. Поэтому только взаимодействие между нотариусами стран, с которыми наследование и режим имущественных отношений супругов имеет связь, способно привести к юридически безупречному определению доли пережившего супруга в общем имуществе и наследстве. Технически это взаимодействие строится по следующей схеме:

           ------------------------------------------------¬
I)         ¦Получение информации об имуществе супруга (-ов)¦
           ¦за рубежом от иностранного коллеги             ¦
           L-----------------------T------------------------
                                   Ў
           ------------------------+-----------------------¬
II)        ¦Получение информации об имуществе супруга (-ов)¦
           ¦на территории РФ                               ¦
           L-----------------------T------------------------
                                   Ў
           ------------------------+-----------------------¬
III)       ¦Определение  доли  пережившего  супруга в общем¦
           ¦имуществе супругов                             ¦
           L-----------------------T------------------------
                                   Ў
           ------------------------+-----------------------¬
IV)        ¦Определение наследственной массы и наследствен-¦
           ¦ных прав пережившего супруга                   ¦
           L------------------------------------------------

Б) Оформление раздела наследства

171. - Дееспособность и форма раздела. Нижеследующий пример позволит проиллюстрировать наиболее часто встречающиеся вопросы при разделе международного наследства.

Пример 29: Раздел наследства при наличии несовершеннолетних детей, имеющих гражданство Швейцарии; форма, полномочия родителей. После смерти Шарля Ханца, гражданина Швейцарии, по месту его постоянного жительства в Нешателе свидетельства о праве на наследство по закону выданы двум дочерям наследодателя и двум его внукам, 6 и 11 лет, наследующим по праву представления, - также гражданам Швейцарии. Наследство в России, за удостоверением раздела которого к российскому нотариусу обратились наследники, включает квартиру в Москве и денежные средства на банковском депозите в российском представительстве австрийского банка Raiffeisen Bank. В какой форме и с соблюдением каких формальностей может быть произведен раздел указанного наследства?
На основании личного закона несовершеннолетних определяется, необходимо ли соблюдение дополнительных формальностей в целях защиты при разделе наследства прав несовершеннолетних лиц, в частности, необходимо ли соблюдение судебной процедуры или получение разрешения на раздел на определенных условиях от иного компетентного органа иностранного государства, ведающего в нем вопросами защиты прав несовершеннолетних.
Таким образом, режим защиты несовершеннолетних граждан Швейцарии будет определяться в соответствии со швейцарским правом. Согласно ст. 297 Гражданского кодекса Швейцарии мать и отец совместно осуществляют родительскую власть. После смерти одного из супругов, родительская власть осуществляется пережившим супругом.
В соответствии со ст. 318 Гражданского кодекса Швейцарии родители управляют имуществом ребенка в течение всего времени, пока они обладают родительской властью. Если только один из родителей выполняет данные функции, он обязан передавать органу, ведающему вопросами опеки и попечительства, сведения о составе имущества ребенка.
В швейцарской судебной практике полномочия по управлению имуществом несовершеннолетнего рассматриваются как, в принципе, неограниченные, которые осуществляются без взаимодействия с официальными органами и распространяются на любые виды юридических актов с имуществом ребенка.
В приведенном деле несовершеннолетние находятся под родительской властью матери, которая свободно управляет их имуществом. Следовательно, она может представлять своих несовершеннолетних детей при разделе наследства без соблюдения дополнительных формальностей.
Конечно, если компетентное иностранное право требует проведения раздела наследства под контролем суда, нотариусу и заинтересованным лицам следует ее соблюдать, каковы бы ни были локальные требования. В этом случае компетентные органы, их взаимная роль и необходимая процедура будут определяться согласно lex fori.
172. - Государственная регистрация. Нотариус должен по мере возможности содействовать заинтересованным лицам в государственной регистрации их прав, вытекающих из акта раздела наследства, или, по крайней мере, - разъяснять ее порядок, определяемый законами государства по месту нахождения соответствующего имущества. В международном плане данный вопрос предстает в двух возможных аспектах:
во-первых, когда речь идет о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся за рубежом;
во-вторых, когда необходимо обеспечить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в России.

Пример 30: Раздел наследства, включающего имущество в России и Испании; государственная регистрация недвижимости за рубежом, полномочия нотариуса. После смерти гражданина России А. Лужина, произошедшей в г. Смоленске, нотариус по просьбе наследников по закону - пережившей супруги и двух совершеннолетних детей - удостоверил их соглашение о разделе наследства. Согласно условиям раздела, квартира, находящаяся в Смоленске, переходит в единоличную собственность пережившей супруги, а дети получают в общую долевую собственность виллу в Сан-Себастьяне (Испания). Наследники обратились к нотариусу за помощью в государственной регистрации их прав на недвижимость, находящуюся в Испании. Каковы действия нотариуса?
При условии, что российский нотариус в принципе компетентен удостоверить соглашение о разделе наследства, включающего недвижимое имущество за рубежом*(170), он не может напрямую содействовать государственной регистрации прав на такое имущество. Поэтому он может только направить нотариально удостоверенную копию соглашения о разделе наследства коллеге за рубежом, который обеспечит регистрацию прав заинтересованных лиц в публичных реестрах*(171). В названной ситуации нотариальная копия соглашения о разделе, переведенного на испанский язык и апостилированная в органах ФРС, должна быть направлена испанскому нотариусу по месту нахождения недвижимого имущества для последующей регистрации в государственном реестре недвижимости.

Пример 31: Раздел наследства в Швеции, государственная регистрация прав на недвижимое имущество в России. К нотариусу г. Санкт-Петербурга Л.М. Фомичевой по совету консула Швеции в России обратились наследники по закону гражданина Швеции У. Хансона, представив судебный акт суда г. Осло, которым утвержден раздел наследства, в том числе квартиры в Санкт-Петербурге, с просьбой оказать содействие в регистрации их прав на указанное недвижимое имущество. Каковы действия нотариуса?
В данном случае необходимо разъяснить заинтересованным лицам, что нотариус не компетентен прямо представлять их при государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")*(172). Следует также обратить внимание наследников на то, что для регистрации их прав на недвижимое имущество в Российской Федерации необходимо получение в компетентном российском суде экзекватуры судебного решения суда г. Осло по правила гл. 45 ГПК РФ. Представляется, что легализованной и переведенной копии данного решения будет недостаточно для регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в смысле ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]