Настольная книга нотариуса
§ 5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса
В зависимости от статуса нотариуса - государственный или занимающийся
частной практикой - установлены различные источники финансирования
их деятельности. Государственные нотариальные конторы содержатся
за счет отчислений из федерального бюджета РФ, хотя взыскиваемые
ими суммы и зачисляются в местные бюджеты.
Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате источником
финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой,
являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных
действий и оказание услуг правового и технического характера, другие
финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Денежные
средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой,
после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность
нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть
расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке. Денежные
средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом
нотариуса, занимающегося частной практикой.
Практически единственный источник поступления средств для финансирования
деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, - взысканный
тариф по совершенным нотариальным действиям. Поэтому ставки тарифов,
равно как и количество нотариусов в конкретном нотариальном округе,
должны учитывать для того, чтобы нотариусы могли работать в условиях
самофинансирования своей деятельности.
Средства нотариусов, за исключением средств на личное потребление,
расходуются на содержание нотариальной конторы. При этом выделяются
следующие основные направления расходования средств нотариуса:
- содержание нотариальной конторы (аренда помещения либо содержание
собственного помещения, приобретение оборудования, защищенных бланков);
- оплата персонала нотариальной конторы;
- оплата работы по обработке нотариального архива и его безопасности;
- обеспечение сохранности документов нотариальной конторы и безопасности
деятельности нотариуса;
- расходы по повышению квалификации нотариуса и персонала конторы,
приобретению юридической литературы и подписке на нее;
- страхование нотариальной деятельности;
- уплата налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные
фонды;
- уплата обязательных взносов, вытекающих из членства в нотариальной
палате.
В цели настоящей настольной книги не входит рассмотрение вопросов
налогового законодательства, определения состава затрат, учитываемых
при налогообложении нотариальной деятельности. Более подробно данные
вопросы можно изучить по специальной литературе*(88).
[an error occurred while processing the directive]