[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов

2.1.7. Приостановление действия оспариваемого акта, решения

Данная обеспечительная мера предусмотрена ч. 3 ст. 199 АПК РФ: "по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения".
Как указывалось выше (см. п. 1.2 настоящей работы), некоторое время в судебной практике отсутствовало единство в вопросе о правовой природе указанной меры. Однако после четких разъяснений ВАС РФ о том, что при приостановлении действия ненормативного правового акта, решения необходимо учитывать соответствующие положения гл. 8 АПК РФ*(147), проблема (по крайней мере, в практической плоскости) существовать перестала.
Отметим и уже упоминавшееся Определение КС РФ от 6 ноября 2003 г. N 390-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета администрации Красноярского края о проверке конституционности части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", из содержания которого также весьма недвусмысленно следует вывод об обеспечительном характере меры, предусмотренной ч. 3 ст. 199 АПК РФ.
О соотношении приостановления действия решения налогового органа с конституционной обязанностью платить законно установленные налоги и сборы см. п. 1.1 настоящей книги.
О соотношении института приостановления действия оспариваемого акта, решения с приостановлением исполнительного производства см. п. 1.5 настоящей книги.
Применительно к приостановлению действия актов, решений налоговых органов необходимо учитывать разъяснения ВАС РФ об объекте оспаривания.
"Статьи 137 и 138 Кодекса предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа.
При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в статьях 100, 101.1 (пункт 1) НК РФ.
При применении статей 137 и 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Кроме того, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование"*(148).
Такое широкое толкование термина "акт" вполне логично, поскольку процессуальное законодательство не может и не должно оперировать специальной (узкоотраслевой) терминологией: это не только усложнило бы процессуальный закон, но и могло бы создать трудности для заявителей при оспаривании таких ненормативных актов, наименования которых по той или иной причине не оказались перечислены процессуальным законодателем.
Соответственно, в практике арбитражных судов имеются примеры приостановления действия как требований об уплате налога, так и постановлений о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика.
"Определением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, приостановлено действие решения МРИМНС РФ по КН N 6 от 19.03.2004 N 57-09-4, требования об уплате налога от 23.03.2004 N 10, а также инкассовых поручений от 05.04.2004 N 7, 8, 9, 10, выставленных на основании указанных решения и требования"*(149).
"Открытое акционерное общество "Ижевский хлебомакаронный комбинат" в ходе рассмотрения дела по его требованию о признании недействительным постановления от 23.09.2004 N 31 о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика обратилось с заявлением о принятии обеспечительных мер.
Определением от 14.10.2004 (судья...) указанное заявление судом удовлетворено и действие оспариваемого постановления налогового органа приостановлено"*(150).
Высший Арбитражный Суд РФ также указал, что "под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи  199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением"*(151).
Что же происходит, если обжалуемое решение носит установительный характер (т.е. вообще не предполагает каких-либо "мероприятий")?
В качестве примера таких установительных решений можно привести следующие.

1. Решения о приостановлении действия лицензии

"Индивидуальный предприниматель Андреев Алексей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения отдела торговли управления экономики и прогнозирования администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области (далее - отдел) от 15.10.2002 N А 000001 и постановления администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области (далее - администрация) от 15.10.2002  N 1354 о приостановлении действия выданной предпринимателю лицензии В 22384 N 21 от 21.06.2002 на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией"*(152).

2. Решения о прекращении прав на земельные участки и решения об изъятии земельных участков

"В ходе рассмотрения дела Фермерское хозяйство представило в суд дополнения к иску, в которых просило признать недействительным постановление главы Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" от 26.11.2003 N 910 об изъятии у Фермерского хозяйства земельного участка, а также решение Совета депутатов Светлогорского городского округа от 21.11.2003 N 120 об утверждении генерального плана застройки. Кроме того, Фермерское хозяйство просило приостановить действие постановления от 26.11.2003 N 910 в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(153).
Как указывалось выше, приостановление действия оспариваемого решения влечет приостановление не только исполнения, но и временное поражение всех иных правовых последствий, которые из него вытекают. Поэтому предлагаемое ВАС РФ ограничительное толкование сущности рассматриваемой обеспечительной меры, конечно же, недопустимо.
Впрочем, обратим внимание, что логическое ударение в п. 4 письма Президиума ВАС РФ о вопросах применения ч. 3 ст. 199 АПК РФ делается не на сущности приостановления, а на необходимости выяснения "фактической исполнимости и эффективности" обеспечительной меры при установлении факта исполнения предусмотренных оспариваемым решением действий: "Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна".
Вопрос о том, как влияет исполнение оспариваемого акта, решения на обеспечительные институты, будет рассмотрен в п. 4.1.2 настоящей работы.
Из буквального толкования ч. 3 ст. 199 АПК РФ следует, что приостановлено может быть лишь действие оспариваемых актов, решений. Соответственно арбитражные суды отказывали в удовлетворении ходатайств о приостановлении действия иных (неоспариваемых) актов, решений.
"Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2004 по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Двор" признаны недействительными решение от 14.04.2004 N 03-13 и предписание от 14.04.2004 N 03/1196-14 Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Гиперцентр СПб", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, обратилось с кассационной жалобой на указанное решение суда. Обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2004 N 1420.
Определением от 08.10.2004 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Гиперцентр СПб" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Гиперцентр СПб" просит отменить определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2004, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права - части 3 статьи 199, абзаца 8 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации...
Отказывая в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер, суд обоснованно указал на невозможность применения в данном случае части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку изложенная в ней норма о возможности приостановления оспариваемого акта подлежит применению только в случаях признания недействительным ненормативного правового акта, тогда как законность постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2004 N 1420 не является предметом спора по настоящему делу"*(154).
Вопрос о допустимости приостановления действия иных (неоспариваемых) актов, решений более подробно будет рассмотрен в п. 2.3.2 настоящей книги.
Обратим внимание также на то, что в некоторых случаях при применении рассматриваемой обеспечительной меры использовалась иная (не предусмотренная законодателем) терминология.
"Администрация г. Находки обратилась в Арбитражный суд Приморского края с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного подразделения судебных приставов по особым исполнительным производствам по обращению взыскания на имущество и передаче имущества на реализацию одноэтажного здания...
Администрация г. Находки одновременно заявила ходатайство в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ о приостановлении действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного ПСП по особым исполнительным производствам Молодых  И.И. о передаче арестованного имущества - одноэтажного здания...
Определением суда от 06.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2004, в удовлетворении заявленного администрацией г. Находки ходатайства о принятии мер по обеспечению иска отказано.
При этом обе инстанции посчитали, что постановление судебного пристава-исполнителя от 21.06.2004 о передаче спорного имущества на реализацию не оспаривается администрацией г. Находки...
Изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отмене оспариваемых судебных актов на основании ч. 3 ст. 288 АПК РФ, удовлетворении жалобы и заявленного ходатайства о принятии мер по обеспечению иска.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о принятии мер по обеспечению иска, заявленного администрацией г. Находки, суд исходил из того, что в жалобе на действия пристава-исполнителя не оспаривается постановление последнего от 21.06.2004 о передаче имущества на реализацию.
Согласно ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено обжалование действий судебного пристава-исполнителя, при этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, актом, письмом либо в иной форме.
В этой связи суд сделал неверный, несоответствующий тексту жалобы вывод о том, что заявленные администрацией г. Находки требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на имущество и передаче имущества на реализацию не включают постановления судебного пристава-исполнителя о передаче вышеупомянутого имущества на реализацию, поэтому ходатайство заявителя о приостановлении действия постановления судебного пристава-исполнителя подлежало удовлетворению"*(155).
Полагаем, что упоминаемое в процитированном постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа приостановление действия судебного пристава-исполнителя не следует рассматривать в качестве самостоятельной (т.е. отличной от предусмотренной ч. 3 ст. 199 АПК РФ) меры. Дело в том, что в данном случае дефиниция "действие" используется не в традиционном значении, а как некое обобщающее понятие, которое (как следует из текста судебного акта) охватывает, во-первых, собственно действие, и, во-вторых, его форму (постановление, акт, письмо либо иную форму). Обеспечительное же ходатайство, учитывая ссылку на ч. 3 ст. 199 АПК РФ, сводится именно к приостановлению действия самого постановления судебного пристава-исполнителя.
Вряд ли можно приветствовать использование заявителями подобной многозначной терминологии, однако, повторимся, с точки зрения содержательной речь в подобных случаях идет именно об обеспечительной мере, предусмотренной ч. 3 ст. 199 АПК РФ.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]