[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика
арбитражных судов
3.4.1. Основания, обосновываемые посредством систематического толкования
иных процессуальных норм
Рядом арбитражных судов дополнительное основание для приостановления
действия оспариваемого решения обосновывалось ссылкой на ч. 7 ст.
201 АПК РФ. В соответствии с указанной нормой решения арбитражного
суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному
исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Соответственно,
делался вывод о том, что в случае если материально-правовой спор
разрешен в пользу налогоплательщика, а денежные средства к тому
моменту с его счета уже списаны, то немедленное исполнение судебного
решения будет невозможно. В связи с этим, по мнению арбитражных
судов, и необходимо применение обеспечительных мер.
"Удовлетворяя ходатайство Общества о принятии обеспечительных
мер, Арбитражный суд Иркутской области исходил из доказанности того,
что исполнение данного решения налоговой инспекции может привести
к значительному материальному ущербу заявителю, повлиять на его
хозяйственную деятельность. Кроме того, по мнению Арбитражного суда
Иркутской области, исполнение указанного решения будет препятствовать
немедленному восстановлению прав и законных интересов общества в
случае признания судом оспариваемых актов незаконными"*(240).
Некоторые арбитражные суды более осторожно подходили к данному основанию,
предпочитая указывать его не в качестве самостоятельного, а как
влекущего затруднительность исполнения судебного акта и (или) причинение
значительного ущерба.
"В рассматриваемом деле в случае полного или частичного удовлетворения
заявления общества осуществление налоговым органом списания дополнительных
платежей по налогу на прибыль по оспариваемому требованию будет
препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов
заявителя, нарушенных принятием акта, признанного судом недействительным.
Следовательно, при удовлетворении заявления общества реальное исполнение
принятого по делу судебного акта может быть затруднено, а заявителю
может быть причинен значительный ущерб"*(241).
"Пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации установлено, что решения суда по делам об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных
органов подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное
восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных
принятием акта, не соответствующего законодательству.
Следовательно, в случае полного или частичного удовлетворения судом
заявления общества о признании недействительным решения налоговой
инспекции, осуществление налоговым органом взыскания за счет имущества
налогоплательщика сумм налогов и пеней, оспариваемых налогоплательщиком,
будет препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав
и законных интересов заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества
о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого
решения до рассмотрения спора по существу, правомерно признал, что
непринятие таких мер может затруднить исполнение судебного акта
в случае удовлетворения заявленных обществом требований, а также
причинить значительный ущерб заявителю, так как к моменту рассмотрения
дела налог и пени, законность начисления которых будет проверяться
в арбитражном суде, может быть взыскан в бесспорном порядке"*(242).
Полагаем, что оба приведенных подхода к оценке ч. 7 ст. 201 АПК
РФ (применительно к обоснованию обеспечительной меры, установленной
ч. 3 ст. 199 АПК РФ) заслуживают критики.
Утверждение о том, что в случае полного или частичного удовлетворения
заявления налогоплательщика осуществление налоговым органом списания
денежных средств по оспариваемому требованию будет препятствовать
немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя,
основано на неверном понимании сущности такого процессуального института
как немедленное исполнение. В действительности немедленное исполнение
означает лишь, что судебный акт приобретает свойство исполнимости
не с момента его вступления в законную силу, а ранее - с момента
вынесения. Подчеркнем: ни о каком моментальном исполнении (т.е.
исполнении судебного акта в тот же день, что он вынесен) речь в
АПК РФ не идет. Все преимущества немедленного исполнения, по большому
счету, сводятся лишь к возможности раньше (нежели при обычном порядке)
инициировать исполнительное производство. Поэтому рассматривать
правило о немедленном исполнении как норму, влекущую императивное
приостановление действия оспариваемого акта, решения в корне неверно.
Равным образом положения о немедленном исполнении решений арбитражного
суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц сами по себе не влекут
и не могут повлечь затруднительность исполнения судебного акта либо
причинение заявителю значительного ущерба. Повторимся: немедленое
исполнение позволяет лишь на более ранней стадии инициировать исполнительное
производство, но отнюдь не определяет содержание исполнительных
действий, возможность (либо невозможность) их совершения, не коррелирует
с возможным ущербом для заявителя и т.п.
По некоторым делам арбитражные суды хотя и ссылались на норму о
немедленном исполнении решений, однако в ином контексте - как на
некую дополнительную привилегию заявителя. Сами же основания для
применения обеспечительных мер рассматривались безотносительно к
положениям ч. 7 ст. 201 АПК РФ.
"В силу пункта 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению
лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры,
направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя
(обеспечительные меры). Однако применение обеспечительных мер согласно
пункту 2 статьи 90 АПК РФ допускается только в случае, если непринятие
этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного
акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба
заявителю.
Кроме того, пунктом 3 статьи 135 АПК РФ*(243) предусмотрено, что
решение суда о признании недействительным акта государственного
органа (в том числе налогового) подлежит немедленному исполнению,
что означает немедленное восстановление прав и законных интересов
налогоплательщика.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том,
что непринятие обеспечительных мер в виде приостановления действия
решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную
стоимость в случае удовлетворения судом заявления общества о признании
недействительным решения инспекции может затруднить или сделать
невозможным исполнение судебного акта, также доказательств того,
что принятие указанных мер необходимо для предотвращения причинения
значительного ущерба"*(244).
[an error occurred while processing the directive]
|
|