[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика
арбитражных судов
1.3.2. Отсутствие "непосредственного объекта исполнения"
Некоторые арбитражные суды ставили принципиальный вопрос о взаимной
связи обеспечительных мер и "непосредственного объекта исполнения".
"Открытое акционерное общество "УТРФ-Холдинг" обратилось
в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным
постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому N 1312/28582 от 25.10.2002
о взыскании налога, пени и штрафа в сумме 11 548 268,65 руб. за
счет имущества, заявив ходатайство об обеспечении иска путем запрещения
налоговому органу накладывать арест на какое-либо имущество, принадлежащее
ОАО "УТРФ-Холдинг".
Определением суда от 28.05.2003 в удовлетворении заявленного ходатайства
отказано...
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив
правильность применения арбитражным судом норм процессуального права,
кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене
не подлежит по нижеследующему...
Акционерным обществом заявлено требование о признании незаконным
постановления инспекции по налогам и сборам о взыскании с налогоплательщика
налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика.
ОАО "УТРФ-Холдинг" обратилось с ходатайством о принятии
мер по обеспечению иска в виде запрета налоговому органу налагать
арест на какое-либо имущество акционерного общества, сославшись
на то, что судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное
производство о взыскании с ОАО "УТРФ-Холдинг" суммы 11
548 268,65 руб. и проводятся исполнительные действия, направленные
на взыскание суммы долга.
Арбитражным судом правомерно отклонено заявленное ходатайство.
В случае удовлетворения арбитражным судом заявления акционерного
общества решение выносится в соответствии с требованиями части 2
статьи 201 АПК РФ. Судебное решение, принятое в соответствии с данной
нормой права, не предусматривает исполнения в виде совершения каких-либо
действий в отношении имущества заявителя или понуждения налогового
органа к совершению определенных действий, то есть не имеет непосредственного
объекта исполнения.
Акт арбитражного суда устанавливает лишь юридический факт незаконности
обжалуемого ненормативного акта государственного органа. Указанный
юридический факт считается установленным с момента вступления в
законную силу судебного решения (часть 7 статьи 201 АПК РФ), и ни
действия лиц, участвующих в деле, ни действия других лиц не могут
помешать или сделать невозможным исполнение судебного акта о признании
недействительным ненормативного правового акта налогового органа"*(26).
По большому счету, проблема, поставленная Федеральным арбитражным
судом Дальневосточного округа, состоит в том, подлежат ли исполнению
такие (принимаемые в рамках административного судопроизводства)
решения, которыми были удовлетворены материально-правовые требования
заявителя. Утверждение о том, что решение не имеет "непосредственного
объекта исполнения", как видно из процитированного выше судебного
акта, базируется именно на том, что ч. 2 ст. 201 АПК РФ не предусматривает
возложения на государственные органы, органы местного самоуправления,
иные органы и должностные лица обязанности по совершению каких-либо
активных действий.
Полагаем, что подобные выводы не основаны на законе. В действительности
ч. 2 ст. 201 АПК РФ не регламентирует содержание решения: "Арбитражный
суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение
и действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового
акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными".
Данную норму следует рассматривать как корреспондирующую ч. 3 ст.
201 АПК РФ: "В случае, если арбитражный суд установит, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает
решение об отказе в удовлетворении заявленного требования".
Обе нормы, таким образом, лишь устанавливают общие основания для
удовлетворения заявления либо для отказа в таком удовлетворении.
Напротив, непосредственно содержанию резолютивной части посвящены
ч. 4 и 5 ст. 201 АПК РФ. Указанные нормы императивно предписывают
включать в судебное решение указание соответствующим государственным
органам, органам местного самоуправления, иным органам либо должностным
лицам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений (п.
3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ) - либо совершить определенные действия, принять
решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных
интересов заявителя - по делам об оспаривании действий, бездействия
(п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, из буквального толкования ст. 201 АПК РФ следует,
что арбитражные суды не только констатируют недействительность (незаконность),
но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению
активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. И,
надо сказать, что такой подход вполне воспринят в ряде арбитражных
судов.
"Компания "Кокет Марин Ойл Лимитед" (далее - Компания)
обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной
инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
N 4 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 19.06.2003
N 07-50/12 об отказе в возмещении 1 065 144 руб. налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) за февраль 2003 года.
Решением от 01.09.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд
признал недействительным решение налоговой инспекции от 19.06.2003
N 07-50/12 об отказе в возмещении 1 065 144 руб. налога и обязал
налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законные
интересы Компании путем возмещения 1 065 144 руб. НДС за февраль
2003 года"*(27).
"Федеральный арбитражный суд Поволжского округа... рассмотрев
в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области,
г. Тольятти, на решение от 04.06.2003 и постановлением апелляционной
инстанции от 06.08.2003 Арбитражного суда Самарской области по делу
N А55-2248/03-35, по иску общества с ограниченной ответственностью
"Юдола", г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области,
г. Тольятти, о признании недействительным решения, установил:
Решением от 04.06.2003 Арбитражного суда Самарской области признан
недействительным п. 3 резолютивной части решения N 03-46/96 от 05.06.2002
Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 2 по Самарской
области. Суд обязал Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации
N 2 по Самарской области произвести возмещение НДС в сумме 195 000
рублей путем зачета в счет предстоящих платежей по НДС"*(28).
Хотя все же заметим: не все арбитражные суды допускают возможность
возложения на государственные органы, органы местного самоуправления,
иные органы либо должностные лица обязанности по восстановлению
нарушенных прав и законных интересов заявителя.
"Закрытое акционерное общество "Открытое письмо центр"
(далее - ЗАО "ОПЦ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы
с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 36 по Юго-Западному административному округу г. Москвы
(далее - Налоговая инспекция) о признании недействительным решения
Налоговой инспекции от 28.05.2003 N 22/ОВПЮЛ об отказе в возмещении
(зачете) НДС и о привлечении к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Решением от 15.09.2003 по делу N А40-28362/03-128-182 Арбитражный
суд г. Москвы заявленное требование удовлетворил...
Принимая судебный акт об удовлетворении требования ЗАО "ОПЦ",
судебная инстанция исходила из того, что в нарушение абз. 5 п. 4
ст. 176 Налогового кодекса РФ решение в установленный трехмесячный
срок не принято налоговым органом, в связи с чем суд в целях восстановления
прав налогоплательщика посчитал необходимым обязать Налоговую инспекцию
возвратить заявителю НДС из бюджета, с учетом также того, что факт
предшествующего начисления заявителем суммы налога по товарам (работам,
услугам), по которым применение налоговой ставки 0% ранее не было
документально подтверждено, в сумме 122 500 руб. установлен имеющим
преюдициальное значение вступившим в законную силу решением Арбитражного
суда г. Москвы по делу N А40-16447/03-126-146...
Не имелось правовых оснований у суда также считать необходимым обязать
Налоговую инспекцию возвратить заявителю НДС из бюджета - требование
о возврате налога не было заявлено, предмет и основания иска по
делу иные"*(29).
Здесь следует отметить, что в большинстве случаев заявители (особенно
это касается заявителей-налогоплательщиков) просят не только признать
недействительным решение соответствующего органа, но и восстановить
их нарушенные права путем обязания налогового (либо иного) органа
совершить конкретные действия (возместить излишне уплаченный налог
и т.п.). Однако поскольку сам законодатель предписывает арбитражному
суду совершить действия по восстановлению прав, то даже отсутствие
в просительной части заявления требования об обязании соответствующего
органа совершить действия по восстановлению прав с точки зрения
вопроса о том, подлежат или нет исполнению такие решения, в соответствии
с которыми удовлетворены материально-правовые требования заявителя,
ничего не меняет.
Иначе говоря, даже если излагаемое в соответствии с ч. 1 ст. 199
АПК РФ заявление ограничивается требованием о признании, учитывая
положения ч. 4 и 5 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд не может отказать
в применении обеспечительной меры, ссылаясь исключительно лишь на
отсутствие "непосредственного объекта исполнения" и, соответственно,
на отсутствие необходимости последующего исполнения судебного акта.
[an error occurred while processing the directive]
|
|