[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов

1.3.3. Компенсирующие нормы материального законодательства

Действующее материальное законодательство имеет целый ряд норм, которые направлены на защиту имущественных интересов субъектов в тех случаях, когда такие интересы были нарушены ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. К таким нормам можно отнести ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации*(30) (далее - ГК РФ), ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации*(31) (далее - НК РФ), п. 2 ст. 365 Таможенного кодекса Российской Федерации*(32) (далее - ТК РФ) и некоторые другие (далее - компенсирующие нормы).
Является ли наличие компенсирующих норм препятствием для применения обеспечительных мер в административном судопроизводстве?
Некоторые арбитражные суды давали на данный вопрос утвердительный ответ.
"В случае удовлетворения исковых требований ЗАО "Корпорация "ГРИНН" затруднений в исполнении решения суда не возникнет, поскольку ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налоговых платежей"*(33).
Другие придерживались позиции прямо противоположной.
"Довод налогового органа о том, что все процедуры взыскания налогов, пени, налоговых санкций, а также возврат сумм излишне взысканных или уплаченных налогов четко регламентированы законодательством о налогах и сборах, а поэтому, независимо от принятого судебного акта, правам и законным интересам лиц в сфере предпринимательской деятельности не может быть причинен значительный ущерб, а также возникнуть ситуация, затрудняющая или делающая невозможным исполнение судебного акта, отклоняются кассационной инстанцией, поскольку с расчетного счета налогоплательщика могут быть списаны и изъяты значительные денежные средства, а их возврат, в случае признания решения налогового органа недействительным, в порядке статьи 79 НК РФ связан с длительностью времени"*(34).
И хотя анализируемые судебные акты касаются лишь компенсирующих норм налогового законодательства, очевидна потребность в принципиальном разрешении поставленного вопроса. Полагаем, здесь необходимо исходить из следующего.
Во-первых, сугубо формальное соображение: процессуальное законодательство применительно к регламентации института обеспечения не придает какого-либо юридического значения наличию либо отсутствию компенсирующих норм. В свою очередь, в самих компенсирующих нормах не содержится каких-либо ограничений для применения обеспечительных мер.
Во-вторых, совершенно неверно рассматривать компенсирующие нормы как некую гарантию фактического исполнения судебных актов. Затруднительность либо невозможность исполнения судебного акта, а равно возможность причинения значительного ущерба заявителю возникают безотносительно к наличию компенсирующих норм.
Поэтому наличие компенсирующих норм не может и не должно являться препятствием для применения обеспечительных мер в административном судопроизводстве.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]