Практика применения ГПК РФ

11. Установление фактов, имеющих юридическое значение

Установление фактов, имеющих юридическое значение, в порядке особого производства имеет существенное значение как для граждан, обеспечивающих в таком порядке реализацию своих прав и интересов, так и для государства, поскольку при определении судебного порядка установления фактов, имеющих юридическое значение, предотвращаются злоупотребления правом с целью незаконного получения льгот и имущественных выгод.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

242. Имеются ли в настоящее время ограничения в возможности установления судом фактов, имеющих юридическое значение?
Исходя из указанных конституционных принципов в судебном порядке могут быть установлены любые факты, которые влекут за собой возникновение правовых последствий для заявителя. В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо препятствий для установления фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке. В связи с этим разъяснение Пленума ВС СССР, данное в ч. 3 п. 2 постановления Пленума ВС РФ "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", о том, что в судебном порядке не могут рассматриваться заявления об установлении трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и т.п.); причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; признания инвалидом Отечественной войны; возраста граждан; окончания учебного заведения, следует считать утратившим свое значение*(61).
Например, факт призыва на военную службу, прохождения действительной военной службы, нахождения на фронте, пребывания в партизанском отряде и т.д. может быть установлен в судебном порядке*(62).
В судебном порядке может быть установлен факт ранения в зоне боевых действий в период Великой Отечественной войны*(63).
Вместе с тем Пленум ВС РФ в постановлении "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР"*(64) разъяснил, что, исходя из п. 2 постановления ВС РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума ВС СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ.
Данное разъяснение Пленума ВС РФ позволяет в качестве ориентира в практике руководствоваться не противоречащими Конституции и федеральному законодательству положениями постановления Пленума ВС СССР "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение".

243. В каких случаях судья может отказать в принятии заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение?
В связи с тем, что ст. 134 ГПК содержит в себе исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии заявления, а ст. 263 ГПК ее правила распространяет и на заявления, подаваемые в порядке особого производства, в принятии заявления по п. 1 ст. 134 ГПК судья вправе отказать только в том случае, когда заявление может быть рассмотрено в ином судебном порядке, например в порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных устанавливать факты, имеющие юридическое значение, в административном порядке.
Иного судебного порядка для рассмотрения заявлений об установлении факта, не имеющего юридического значения, не предусмотрено, но к производству суда дело по такому заявление быть принято не может, поскольку порядок возбуждения гражданского дела в суде помимо ст. 134 ГПК РСФСР регулируется также ст. 4 ГПК. Если факт, об установлении которого просит заявитель, не влечет для него правовых последствий, то это обстоятельство является основанием для отказа в принятии заявления по тем мотивам, что отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку при обращении в суд заявитель не преследует установленной законом процессуальной цели защиты своего права.
Например, не влекут правовых последствий факты нахождения в родственных отношениях с наследодателем лиц, не входящих в круг наследников по закону, а также нахождение в фактических брачных отношениях, возникших после 1944 г.

244. Каковы условия принятия заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение?
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели требуется установление факта (ст. 267 ГПК).
Заявление может быть принято к производству суда лишь при отсутствии возможности в ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК).
В том случае, если для установления фактов, имеющих юридическое значение, федеральными законами предусмотрен административный или иной досудебный порядок, его несоблюдение заявителем следует рассматривать как обстоятельство, препятствующее принятию дела к производству суда по п. 1 ст. 135 ГПК. Принятое к рассмотрению суда заявление при несоблюдении установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора суд оставляет без рассмотрения в соответствии со ст. 222 ГПК.
Если федеральным законом или подзаконным нормативным правовым актом установлен несудебный порядок установления факта, имеющего юридическое значение, то его несоблюдение служит основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ст. 134 ГПК или для прекращения производства по делу по ст. 220 ГПК. В соответствии со ст. 265 ГПК суд не может устанавливать факты, имеющие юридическое значение, если их установление возможно в ином, в том числе административном, порядке. Судебная защита прав граждан в данном случае может быть осуществлена не в порядке особого производства, а в порядке обжалования решения административного, иного органа или должностного лица, наделенного правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение. При этом следует учитывать, что сам по себе отказ такого органа или должностного лица в установлении факта, с установлением которого для заявителя возникают правовые последствия, не является препятствием для установления этого факта в суде при рассмотрении дела об обжаловании действий и решений несудебного органа или должностного лица.
Административный порядок установления трудового стажа для назначения трудовых пенсий, например, предусмотрен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
В соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Правительством РФ принято Постановление от 22.09.1993 N 941, которым утверждено "Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" приняты:
Постановление Минтруда России от 24.06.1994 N 50 "Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций";
Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190;
Положение о порядке признания граждан инвалидами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 965.

245. Какие факты, кроме тех, что перечислены в ст. 264 ГПК, могут быть установлены в судебном порядке?
В соответствии с п. 10 ст. 264 ГПК перечень устанавливаемых судом фактов, имеющих юридическое значение, не является исчерпывающим. В судебной практике имеются дела об установлении:
факта получения заработной платы, необходимого для перерасчета назначенной пенсии по старости*(65);
факта владения впоследствии утраченной квартирой, требуемый для постановки на учет для получения жилья*(66);
факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получения в связи с этим увечья*(67);
факта применения политической репрессии, нахождения в местах с ограничением свободы, утраты имущества в результате политической репрессии*(68).
Вопросы подсудности дел об установлении фактов применения политических репрессий разъяснены в специальном постановлении Пленума ВС РФ "О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" при отсутствии документальных сведений факт применения репрессии может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.
В качестве примера установления других имеющих юридическое значение фактов можно привести установление факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г. В судебной практике такие дела чрезвычайно редки, что явилось причиной исключения этой категории дел из перечня, ранее содержавшегося в ст. 247 ГПК РСФСР. Вместе с тем такие дела и в настоящее время могут быть возбуждены в суде.
До принятия Президиумом ВС СССР Указа от 08.07.1944*(69) фактические брачные отношения признавались имеющими такое же значение, как и отношения лиц, состоявших в зарегистрированном браке.
Факт нахождения в фактических брачных отношениях не может быть установлен судом, если эти отношения прекратились до смерти одной их состоявших в таких отношениях сторон*(70).
Поскольку ст. 10 СК предусмотрена только одна форма заключения брака - в органах записи актов гражданского состояния, правового значения заключение брака по религиозному обряду не имеет. В порядке особого производства не может быть установлен и факт нахождения в брачных отношениях, возникших на основании такого порядка заключения брака.

246. Каковы особенности рассмотрения дел об установлении фактов родственных отношений?
Факт родственных отношений (п. 1 ч. 2 ст. 264 ГПК) устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца.
Для рассмотрения в порядке особого производства не может быть принято заявление об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель подтверждения в дальнейшем права на жилую площадь или на обмен жилой площади, поскольку жилищное законодательство не связывает возникновение правовых последствий с наличием родственных отношений. В случае отказа в удовлетворении требования о признании права на жилую площадь или на обмен жилой площади заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим иском, а не с заявлением в порядке особого производства*(71).
При установлении родственных отношений с целью получения наследства судам следует исходить из круга наследников по закону, установленного гл. 63 ГК, если наследование производится по российскому законодательству. В том случае, если наследственные правоотношения регулируются нормами иностранного права, суд при определении правового значения родства заявителя с наследодателем должен учитывать эти нормы.
При установлении родственных отношений с целью получения пенсии следует руководствоваться нормами федерального пенсионного законодательства (см. п. 3 комментария к ст. 264 ГПК).
Необходимость установления родственных отношений в судебном порядке возникает, как правило, тогда, когда в выданных органами ЗАГСа документах имеются неточные или ошибочные записи, а также тогда, когда первичные документы утрачены. В связи с этим суду следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 71 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Отказ руководителя органа ЗАГСа во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд по правилам гл. 36 ГПК.
Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу (см. комментарий к п. 3 ст. 264 ГПК).

247. Какое правовое значение имеет установление факта нахождения на иждивении?
Следует иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, органами местного самоуправления) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Статья 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, включая определение круга лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Здесь же, в частности, установлено, что семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Круг лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, определенный пенсионным законодательством, расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем для иных лиц установление факта нахождения на иждивении для получения пенсии правовых последствий порождать не может. Вместе с тем суду следует иметь в виду то обстоятельство, что установление факта нахождения на иждивении может быть необходимо для возмещения вреда в случае смерти кормильца по нормам гражданского законодательства. Круг лиц, имеющих право на такое возмещение, определен в ст. 1088 ГК и не совпадает с кругом лиц, имеющих право на получение государственной пенсии. При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении.
В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.
Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство в соответствии со ст. 1148 ГК необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до его смерти. При этом для нетрудоспособных ко дню открытия наследства граждан, относящихся к наследникам по закону, указанным в ст. 1143-1145 ГК, совместное проживание с наследодателем не имеет значения, а для граждан, которые не входят в круг наследников, указанных в ст. 1142-1145 ГК, необходимым условием наследования является совместное проживание с наследодателем.

248. Какие юридически значимые обстоятельства следует проверять при рассмотрении дела об установлении фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти?
При рассмотрении дел об установлении фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти устанавливаются не сами факты реальной жизни, а именно факт регистрации этих событий в органах ЗАГСа. Наличие таких фактов может быть поставлено под сомнение, а возможность их восстановления вследствие уничтожения архивов во время войны, стихийных бедствий, пожаров и т.п. утрачена.
В порядке особого производство дело об установлении факта регистрации актов гражданского состояния может быть рассмотрено только в том случае, когда органами ЗАГСа отказано в восстановлении актовой записи либо она может быть восстановлена только по решению суда.
Порядок рассмотрения вопроса о восстановлении утраченной актовой записи регулируется Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", в соответствии со ст. 74 которого восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.
В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории РФ, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.
Основанием для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния является сообщение органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которого была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния.
Запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган ЗАГСа вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Следует иметь в виду, что акты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти могли иметь место лишь после создания органов, производящих эту регистрацию. Государственная регистрация актов гражданского состояния была введена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18.12.1917 "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния"*(72). Этим Декретом было предусмотрено, что актовые записи совершают отделы записи актов и рождений при городских (районных, уездных или волостных) управах. До создания этих органов приравнивались к зарегистрированным браки, совершенные по религиозным обрядам.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях применялся не только церковный обряд регистрации актов гражданского состояния, но и регистрация этих актов в созданных на этих территориях органах советской власти, в партизанских отрядах, в оккупационных органах власти (управах). В 1953 г. Судебная коллегия по гражданским делам ВС СССР высказала мнение о том, что акт гражданского состояния, зарегистрированный в немецком оккупационном органе управления в Белоруссии, имеет юридическое значение.
В настоящее время установление усыновления возможно только в судебном порядке. До 1918 г. закона о регистрации фактического усыновления не было, а с 1918 г. по 1 марта 1926 г. не требовалась его обязательная государственная регистрация.
Регистрация установленного на основании ранее действовавшего порядка усыновления и ныне действующего судебного порядка установления усыновления в ряде случаев может быть не произведена. В этих случаях суд может установить не только факт регистрации усыновления, но и факт принятия решения об усыновлении уполномоченным на то органом (исполкомом местного Совета или судом).
При установлении факта регистрации расторжения брака надо учитывать, что в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 19.12.1917 брак расторгался в органах ЗАГСа или в судебном порядке. В соответствии с Семейным кодексом 1926 г. был установлен административный порядок расторжения брака в органах ЗАГСа. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 08.07.1944*(73) брак расторгался в суде. Согласно ст.  33, 38, 39 КоБС РСФСР 1969 г. брак мог быть расторгнут или в органах ЗАГСа, или в суде. В обоих случаях в силу ст. 40 КоБС РСФСР брак считался расторгнутым только со времени его регистрации в органах ЗАГСа. В связи с этим расторжение брака в судебном порядке без последующей регистрации развода в органах ЗАГСа правовых последствий не имеет.
В соответствии со ст. 25 СК брак прекращается при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу.
Брак, расторгаемый в органах ЗАГСа, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии со ст. 47 ГК и ч. 2 ст. 25 СК расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. В этом случае такая регистрация не входит в состав юридически значимых обстоятельств, необходимых для прекращения брака. Вместе с тем для бывших супругов регистрация расторжения брака судом имеет правовое значение, поскольку без нее они не вправе вступить в новый брак (ч. 2 ст. 25 СК).
Вопросы, касающиеся государственной регистрации расторжения брака, рассмотрены в Федеральном законе "Об актах гражданского состояния".
Установление факта регистрации смерти следует отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 264 ГПК). Факт регистрации смерти устанавливается при утрате документов о состоявшейся регистрации смерти, а факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах устанавливается тогда, когда органы ЗАГСа отказали в регистрации смерти.

249. Какое значение имеет установление факта признания отцовства?
В соответствии со ст. 47 КоБС РСФСР 1969 г. установление факта признания отцовства требуется для установления отцовства в судебном порядке в случае смерти предполагаемого отца ребенка и при отсутствии спора об отцовстве между заинтересованными лицами.
Статьей 50 СК предусмотрено, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.
Как разъяснено в п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью, суд в соответствии со ст. 50 СК вправе установить факт признания им отцовства. Такой факт может быть установлен судом по правилам особого производства на основании всесторонне проверенных данных, при условии, что не возникает спора о праве. Если такой спор возникает (например, по поводу наследственного имущества), заявление оставляется судьей без рассмотрения и заинтересованным лицам разъясняется их право на предъявление иска на общих основаниях (ст. 246 ГПК РСФСР).
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, ст. 9 Указа Президиума ВС РСФСР от 17.10.1969).
Учитывая, что СК, так же, как и КБС РСФСР, не исключает возможности установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица, суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996  г., - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР.
Если предполагаемый отец ребенка жив, но уклоняется от регистрации своего отцовства в добровольном порядке, факт признания им отцовства как юридически значимое обстоятельство устанавливается при рассмотрении спора в порядке искового производства, а не в порядке особого производства.
В случае смерти предполагаемого отца ребенка то обстоятельство, что в добровольном порядке он не оформил отцовство, правового значения не имеет, поскольку срок для добровольного признания отцовства законом не установлен.
В отличие от ранее действовавшего КоБС РСФСР, ст. 47 которого признание отцовства ставила в один ряд обстоятельств, подтверждающих отцовство, с совместным проживанием и ведением общего хозяйства с матерью ребенка, участием в воспитании и содержании ребенка, в соответствии со ст. 50 СК для установления факта признания отцовства недостаточно установления фактов совместного проживания с матерью ребенка и участия в воспитании и содержании ребенка. Факт признания отцовства умершим должен быть с достоверностью подтвержден в суде, например, с помощью писем отца ребенка, его анкет, заявлений о постановке на учет для получения жилья, в детский сад, школу и т.п.
К участию в деле суд должен привлечь всех заинтересованных лиц, что в ряде случаев затруднено отсутствием в заявлении указания на все юридически значимые последствия установления этого факта в судебном порядке. При рассмотрении дела в суде следует принимать во внимание, что установление факта признания отцовства может иметь целью не только то, на что указывает заявитель, например получение ребенком умершего его наследства, но и последующую возможность получения пенсии или иного социального пособия.
Круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства, законом не определен. В связи с этим следует ориентироваться на норму ст. 49 СК, определяющую круг лиц, заинтересованных в установлении отцовства: мать ребенка, его опекун или попечитель; лицо, на иждивении которого находится ребенок; сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

250. Каковы особенности дел об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов?
В судебном порядке может быть установлен факт принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами ЗАГСа свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении. В п. 5 ст. 264 ГПК указаны случаи, когда из-за ошибок или искажений данные о фамилии, имени или отчестве в документах, имеющих правовое значение (трудовые и пенсионные книжки, справки о работе, документы об образовании, завещания и т.п.), не совпадают с данными паспорта или свидетельства о рождении.
В п. 7 постановления Пленума ВС СССР от 21.06.1985 N 9 разъяснено, что по делам об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении (п. 5 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.
Заявления об установлении факта принадлежности лицу партийного, комсомольского, профсоюзного билетов, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, судебному рассмотрению не подлежат. Суд не вправе рассматривать также заявления об установлении факта принадлежности удостоверения к ордену или медали гражданину, имя, отчество или фамилия которого не совпадают с указанными в удостоверении, поскольку эти вопросы разрешаются органом, выдавшим удостоверение. В то же время суды вправе рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в госпитале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, поскольку такие документы не относятся к удостоверяющим личность.
При выяснении вопроса о невозможности внесения изменений в документы во внесудебном порядке суду следует требовать представления доказательств ликвидации соответствующей организации или ее отказа внести изменения в выданный ею документ. Ошибочным, например, является решение об установлении факта принадлежности заявителю трудовой книжки с его искаженной фамилией без предварительного обращения заявителя в отдел кадров предприятия (выдавшего трудовую книжку), на котором он работал на момент обращения в суд.
Характерными ошибками являются установление решением суда не факта принадлежности заявителю правоустанавливающего документа, а тождества лиц (например, в решении ошибочно указано: "Установить, что гражданин А и заявитель Б - это одно и то же лицо"); а также установление вместо факта принадлежности правоустанавливающего документа самого зафиксированного в документе факта (например, в решении указано: "Установить, что заявитель А в период с марта по июнь 1987 г. работал в зоне отчуждения на Чернобыльской АЭС").
В судебном порядке устанавливаются лишь факты принадлежности правоустанавливающих документов, а не документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт, удостоверение личности офицера, заграничный паспорт моряка), служебных удостоверений, личных документов членов общественных объединений, военных билетов, удостоверений к государственным наградам, и т.д.
К правоустанавливающим документам, в частности, относятся справки о пребывании на фронте или в районе боевых действий, о ранении во время участия в боевых действиях, извещения органов военного управления о гибели или пропаже без вести в период боевых действий, завещания, завещательные распоряжения в страховых свидетельствах и в договорах банковского вклада, пенсионные дела, дипломы и свидетельства об окончании учебных заведений и т.д.
Документы, выдаваемые органами ЗАГСа, могут быть исправлены самими этими органами, поскольку вопрос о внесении исправлений в такие документы связан с исправлением актовых записей или с выдачей новых документов на основании имеющихся актовых записей. Отказ органов ЗАГСа в исправлении таких документов может быть обжалован в порядке, предусмотренном ст. 307-309 ГПК.
Например, при регистрации рождения дочери ее отец Николай ошибочно назвал имя своего отца Сергей, в связи с чем в свидетельстве о рождении ребенка было указано неправильное отчество - Сергеевна. В справке о работе в колхозе было указано правильное отчество - Николаевна, в связи с чем при разрешении вопроса о принадлежности этой справки, содержащей правильные сведения, лицу, которому выдан паспорт с неправильными данными о его отчестве, встал вопрос о том, требуется ли в данном случае внесение изменений в актовую запись о рождении или возможно признать факт принадлежности справки без исправления актовой записи. С учетом того, что в соответствии со ст. 71 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 22.08.2004) подача заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния является правом заинтересованного лица, именно от его усмотрения зависит выбор между установлением факта принадлежности правоустанавливающего документа и исправлением актовой записи.

251. Каким образом суд должен сформулировать резолютивную часть решения об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, чтобы такое решение послужило основанием для государственной регистрации права на это имущество?
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом может быть необходимым для получения правоустанавливающих документов на это имущество или для подтверждения ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием недвижимостью возникновение права собственности или иного права.
В соответствии со ст. 234 ГК лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В ст. 130 ГК определены объекты недвижимости: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии со ст. 30 ГПК иски о правах на недвижимое имущество предъявляются по месту нахождения этого имущества. Данное правило обусловлено необходимостью проверки в суде ряда обстоятельств непосредственно по месту нахождения объекта недвижимости. Исходя из этого в ст. 266 ГПК определено, что дела данной категории подсудны судам по месту нахождения недвижимого имущества.
В п. 8 постановления Пленума ВС СССР от 21.06.1985 N 9 разъяснено, что факт владения строением на праве личной собственности устанавливается судом, если у заявителя был правоустанавливающий документ о принадлежности строения, но он утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке. В обоснование этого заявителем должны быть представлены доказательства о невозможности получения им надлежащего документа либо невозможности его восстановления. Поскольку строения, не законченные строительством или не принятые в эксплуатацию, не подлежат регистрации, факт владения ими не может быть установлен судом. В порядке особого производства не подлежат судебному рассмотрению и заявления об установлении факта владения самовольно возведенным строением, а также строением, зарегистрированным ранее на имя другого лица или приобретенным заявителем по ненадлежаще оформленной сделке.
В этих случаях налицо спор о праве на объект недвижимости в жилищной сфере, который может быть рассмотрен только в порядке искового производства.
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом само по себе не порождает права на данное имущество, а может служить основанием для рассмотрения вопроса об этом праве теми органами, в компетенцию которых входит выдача правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 20 ЗК граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
При отсутствии документов, подтверждающих факт постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, заинтересованные в последующем оформлении права собственности на участок лица могут в порядке особого производства установить этот факт.
Вместе с тем не подлежат установлению в порядке особого производства факты владения жилым домом на праве собственности, если этот дом оформлен на другого собственника; владения самовольно построенным объектом недвижимости (ст. 222 ГК). В этих случаях право заявителя может быть установлено только в порядке искового производства.

252. Может ли быть установлен судом факт несчастного случая, если работодатель уклоняется от составления акта о несчастном случае на производстве?
При рассмотрении дел об установлении факта несчастного случая (п. 7 ст. 264 ГПК) необходимо иметь в виду, что порядок оформления акта о несчастном случае регулируется Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999 N 279.
Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (далее именуются - индивидуальные предприниматели).
Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя. К ним относятся:
работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);
граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;
студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;
лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 3 Положения расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:
а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;
в) при следовании к месту командировки и обратно;
г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и т.п.);
д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
В п. 9 постановления Пленума ВС СССР от 21.06.1985 N 9 разъяснено, что суд вправе устанавливать факт несчастного случая лишь тогда, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено соответствующим документом. Заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда: когда акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным*(74).
Это разъяснение не утратило значение и в настоящее время, поскольку в соответствии с п. 29 Положения установлен несудебный порядок урегулирования вопросов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве: разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте РФ, межрегиональными государственными инспекциями труда), Минтруда России или судом.
Факт несчастного случая имеет юридическое значение только тогда, когда он повлек за собой увечье, в связи с которым могут быть установлены инвалидность и выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью. Вместе с тем вопросы установления инвалидности, равно как и вопросы причинно-следственной связи несчастного случая с заболеванием, в том числе и профессиональным, в порядке особого производства рассматриваться не могут. Эти вопросы разрешаются либо в порядке обжалования действий и решений медицинских, пенсионных и иных органов и должностных лиц, либо в порядке искового производства по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью.

253. Имеет ли правовое значение при установлении факта смерти срок отсутствия лица, предполагаемого умершим?
Заявление об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 264 ГПК) принимается к производству суда и рассматривается при представлении заявителем документа об отказе органа ЗАГСа в регистрации события смерти. Заявитель обязан обосновать свое заявление об установлении указанного факта ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах*(75).
В соответствии с гл. 8 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" регистрация смерти производится органами ЗАГСа. В связи с этим судебный порядок установления факта смерти возможен только при отказе органа ЗАГСа зарегистрировать события смерти в административном порядке.
Законом для установления факта смерти, в отличие от объявления лица умершим, никаких ограничительных сроков не установлено. При установлении факта смерти предметом исследования является не длительное отсутствие человека, а конкретные обстоятельства, при которых имело место событие смерти, но труп обнаружен или опознан не был (авиакатастрофа, взрыв, стихийное бедствие, несчастный случай и т.п.).

254. В каких случаях суд рассматривает заявление об установлении факта принятия наследства, а в каких - жалобу на действия нотариуса, отказавшего в установлении этого факта?
Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства (п. 9 ст. 264 ГПК) может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, сам не может выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение наследственным имуществом. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с жалобой на отказ в совершении нотариального действия.
При вынесении решения об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства следует руководствоваться указаниями, содержащимися в ст. 1113-1115 ГК. Признается, что наследник принял наследство, если он фактически вступил во владение наследственным имуществом или в установленный срок подал заявление о принятии наследства в орган, совершающий нотариальные действия. Местом открытия наследства считается последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части*(76).
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Необходимость установления факта принятия наследства в судебном порядке возникает в большинстве случаев тогда, когда заинтересованным лицом пропущен установленный гражданским законодательством (ст.  1154 ГК) срок принятия наследства, или в иных случаях, когда нотариус не может оформить свидетельство о праве на наследство. В тех случаях, когда нотариус имеет право установить факт принятия наследства, но отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство, его действия подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном гл. 37 ГПК.
В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Статья 72 Основ устанавливает условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону: если один или несколько наследников по закону лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, они могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства.
При рассмотрении дел об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства суд должен определить круг юридически значимых для данного дела обстоятельств:
является ли заявитель наследником по закону той очереди, которая призывается к наследованию;
имеются ли правовые основания, препятствующие оформлению наследственных прав заявителя;
отсутствует ли спор о праве на наследство между заявителем и другими наследниками;
утрачена ли возможность продления срока для принятия наследства;
какое наследственное имущество и при каких обстоятельствах перешло во владение заявителя.
Следует иметь в виду, что в состав наследственного имущества входят не только вещи, но весь комплекс имущественных прав и обязанностей наследодателя.
В качестве примера неправильного определения судом юридически значимых обстоятельств можно привести следующее дело, рассмотренное в порядке искового производства, но при рассмотрении которого разрешался вопрос о фактическом принятии наследства.
С. обратилась с заявлением об установлении факта непринятия наследства А. и о восстановлении ей срока для принятия наследства.
В обоснование заявления С. указала на то, что 29 ноября 1996 г. в своем доме умерла ее сестра А., являвшаяся собственником 1/2 части жилого дома. За три дня до смерти А. с целью обеспечения надлежащего ухода за сестрой и ее больным мужем заявительница перевезла мужа сестры А. к себе домой, где 18 января 1997 г. он умер.
По мнению заявительницы, муж сестры А., несмотря на прописку в доме, не принял после смерти жены наследство. Сама же она лично участвовала в строительстве дома; брак сестры зарегистрирован в 1961 г.; сестра детей не имела и считала ее единственной наследницей; после смерти сестры фактически наследство приняла только она, поскольку распорядилась вещами А., поддерживала дом в исправном состоянии, оплачивала коммунальные услуги, поэтому наследником второй очереди после смерти сестры является она.
Заочным решением суда требования С. были удовлетворены, за С. признано право собственности на 1/2 спорного домовладения.
Данное решение по протесту заместителя Председателя ВС РФ в порядке судебного надзора было отменено в соответствии с п. 1 и 2 ст.  330 ГПК РСФСР вследствие неправильного применения судами первой и надзорной инстанций норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права, повлекшего вынесение незаконных судебных постановлений.
Согласно ч. 1 ст. 119 ГПК РСФСР иски о праве на строение, об освобождении имущества от ареста, об установлении порядка пользования земельным участком подсудны судам по месту нахождения имущества или земельного участка.
Из материалов дела видно, что 29 июля 1997 г. С. обратилась с заявлением в суд по месту нахождения спорного дома. В последующем она изменила предмет спора и предъявила иск о признании недействительными свидетельства о праве на наследство в виде недвижимого имущества в пользу государства, ордера на спорное жилое помещение и о признании за ней права собственности на домовладение.
В нарушение ч. 1 ст. 47 Конституции, вопреки воле лиц, участвующих в деле, оно было изъято из производства суда по месту нахождения строения и передано на рассмотрение другого суда. Таким образом, исключительная подсудность данного дела суду при его передаче без согласия ответчиков в другой суд была нарушена, в связи с чем вынесенное последним судом решение и последующие судебные постановления законными быть признаны не могут.
Решение суда является незаконным и в связи с неправильным применением при разрешении возникшего спора норм материального права.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 532, ч. 1-3 ст. 546 ГК РСФСР (в редакции, действовавшей во время возникновения спорных отношений) при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:
в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещанием права наследования.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием.
Признается, что наследник принял имущество, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту нахождения имущества заявление о принятии наследства.
Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Удовлетворяя требования С., суд первой инстанции исходил из того, что свидетели подтвердили, что еще до смерти сестры А. истица перевезла к себе домой мужа впоследствии умершей сестры А. Из этого суд сделал вывод о том, что А., умерший 18 января 1997 г., не принял наследство после смерти жены. Более того, по показаниям названных свидетелей суд делает вывод о том, что А. отказался от принятия наследства в пользу истицы.
Указанные выводы суда признаны неправильными.
Из копий свидетельства о браке, свидетельства о смерти, материалов дела о праве на наследование видно, что спорная часть жилого дома принадлежала на праве собственности А. Ее муж после заключения брака в 1961 г., пользовался этим жилым помещением как член семьи и был там зарегистрирован вплоть до дня своей смерти 18 января 1997 г.
По утверждению самой заявительницы А., 1928 г. рождения, он был тяжело болен и был вывезен из города незадолго до смерти жены, потому что не мог самостоятельно ухаживать ни за больной женой, ни за собой. С учетом того обстоятельства, что А. до момента своей смерти оставался зарегистрированным в месте своего постоянного жительства, которым является спорное домовладение, вывод суда о том, что он не принял наследство после смерти жены, на материалах дела не основан.
В соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РСФСР, действовавшей на момент открытия наследства, признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Независимо от того, мог ли А. по состоянию своего здоровья подать нотариусу заявление о принятии наследства, факт принятия им наследства в виде жилого помещения, являвшегося его единственным постоянным местом жительства, должен был быть признан судом общеизвестным и доказыванию в силу ч. 1 ст. 55 ГПК РСФСР не подлежащим. Общеизвестность данного факта основана на том, что право А. на жилое помещение, в котором он был зарегистрирован, в соответствии со ст. 53, 127 ЖК РСФСР сохранялось вплоть до момента его смерти. В установленном жилищным законодательством порядке утратившим право на жилое помещение А. признан не был.
При таких обстоятельствах дела основанием для признания А. не принявшим наследство жены в виде жилого помещения могло быть только его прямое волеизъявление об отказе от своего права на это жилое помещение или надлежащим образом оформленное у нотариуса заявление об отказе от наследства.
В соответствии со ст. 50 ГПК РСФСР обязанность доказать в суде, что эти юридически значимые обстоятельства в действительности имели место, лежала на истице, причем в силу ст. 54 ГПК РСФСР факт отказа А. от наследства жены свидетельскими показаниями доказываться не может, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 550 ГК РСФСР такой отказ должен быть совершен только в форме подачи наследником заявления нотариусу по месту открытия наследства.
При таких условиях нельзя признать законным решение суда в части вывода об отказе А. от наследства, сделанного лишь на основании показаний свидетелей (дело N 18-В02-35).

255. Каковы условия подведомственности судам дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение?
Условия подведомственности суду дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, определены ст. 265 ГПК. Если такие условия отсутствуют, то это является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ст. 134 ГПК. Данная статья содержит в себе исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии заявления, а ст. 263 ГПК ее правила распространены и на заявления, подаваемые в порядке особого производства. В связи с этим в принятии заявления по п.  1 ст. 134 ГПК судья вправе отказать только в том случае, когда заявление может быть рассмотрено в ином судебном порядке, например в порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных устанавливать факты, имеющие юридическое значение, в административном порядке.
В тех случаях, когда заявитель обращается в суд с заявлением об установлении факта, не имеющего юридического значения, к производству суда дело по такому заявлению к производству суда быть принято не может, поскольку порядок возбуждения гражданского дела в суде помимо ст. 134 ГПК РСФСР регулируется также ст. 4 ГПК. Если факт, об установлении которого просит заявитель, не влечет для него правовых последствий, то это обстоятельство является основанием для отказа в принятии заявления по тем мотивам, что отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку при обращении в суд заявитель не преследует установленной законом процессуальной цели защиты своего права.
Одним из условий подведомственности дела суду является отсутствие у заявителя необходимых документов. В тех случаях, когда такие документы есть, но органами, уполномоченными на совершение юридически значимых действий, такие документы в качестве подтверждения факта, имеющего юридическое значение, не признаются, заинтересованное лицо вправе подать в суд жалобу на действия таких органов. Например, отказ избирательной комиссии зарегистрировать кандидата на выборах по тем основаниям, что он постоянно или преимущественно не проживает в месте, где проходят выборы, может быть обжалован в порядке, предусмотренном гл. 26 ГПК. При этом в порядке особого производства факт проживания кандидата в месте проведения выборов установлен быть не может.
Необходимым условием для принятия дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, является невозможность получения требуемого документа во внесудебном порядке. Например, невозможно в ином порядке установить нахождение в фактических брачных отношениях до 8 июля 1944 г., поскольку иного порядка регистрации этого факта помимо регистрации на основании судебного решения закон не устанавливает. Не установлено законом иного, кроме судебного, порядка установления факта нахождения на иждивении умершего кормильца.
Невозможно во внесудебном порядке установить требующие государственной регистрации факты, если не был соблюден порядок их регистрации. Например, факт признания отцовства после смерти предполагаемого отца ребенка без заявления умершего в органы ЗАГСа зарегистрирован быть не может.
Во внесудебном порядке не могут быть устранены некоторые ошибки и неточности в правоустанавливающих документах, поэтому и эти случаи также следует рассматривать как невозможность получения требуемых документов.
Под невозможностью восстановления требуемого документа следует понимать либо отсутствие установленного законодательством порядка выдачи дубликатов правоустанавливающих документов, либо отсутствие возможности такой порядок соблюсти в результате определенных событий (утрата архивов органов ЗАГСа в районах боевых действий), либо отказ соответствующих органов или должностных лиц установить требуемый факт на основании представленных заявителем доказательств. В последнем случае суд должен проверить, вправе ли этот орган или должностное лицо на основании таких доказательств устанавливать требуемые факты, после чего решить вопрос о возможности обжалования действий и решений этих органов и лиц, а не об установлении факта в порядке особого производства.
Исходя из конституционного права граждан на обращение в суд за защитой своих прав в судебном порядке могут быть установлены любые факты, которые влекут за собой возникновение правовых последствий для заявителя. В настоящее время федеральным законодательством не установлено каких-либо препятствий для установления фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке. В связи с этим разъяснение Пленума ВС СССР, данное в ч. 3 п. 2 постановления "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", о том, что в судебном порядке не могут рассматриваться заявления об установлении трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, начисления процентных надбавок к заработной плате, выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет и т.п.); причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; признания инвалидом Отечественной войны; возраста граждан; окончания учебного заведения, следует считать утратившим свое значение (см. п. 1 комментария к ст. 264 ГПК)*(77).
В том случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (см. комментарий к ч. 3 ст. 363 ГПК).

256. Каковы особенности определения подсудности дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение?
В соответствии со ст. 266 ГПК, по общему правилу, заявления подаются в суд по месту жительства заявителя. Круг лиц, имеющих право на обращение в суд, определяется содержанием норм материального права, регулирующих отношения, в связи с возникновением которых требуется установление факта, имеющего юридическое значение.
Например, заявление об установлении факта признания отцовства в отношении ребенка умершим лицом могут подать в суд только заинтересованные лица, круг которых определен в ст. 49 СК: мать ребенка, его опекун или попечитель; лицо, на иждивении которого находится ребенок; сам ребенок по достижении им совершеннолетия.
В связи с возникшим в судебной практике вопросом о том, в какой суд вправе обратиться лицо, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, с заявлением об установлении факта применения репрессий по политическим мотивам, Пленум ВС РФ в постановлении "О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий" дал разъяснение о том, что, поскольку ст. 6 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена возможность обращения с просьбой о реабилитации не только по месту жительства заявителя, но и по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, заявление об установлении факта применения репрессий может быть подано лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, в суд по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий.
Президиум ВС РФ в постановлении от 13.08.1997 разрешил вопрос о подсудности дела суду РФ в том случае, если репрессия применялась на территории, ранее являвшейся частью РСФСР.
М. обратился в суд с жалобой на действия МВД Республики Марий Эл, отказавшего ему в выдаче справки о реабилитации, ссылаясь на то, что в 1944 г. вместе с матерью он был выселен из Крыма и с мая 1944 г. по июнь 1956 г. находился на спецпоселении в Марийской АССР. МВД Республики Марий Эл отказало ему в признании пострадавшим от политических репрессий, сославшись на то, что эти вопросы должны рассматриваться органами внутренних дел Крыма по месту применения репрессий.
Решением Волжского городского суда жалоба удовлетворена.
Во внесенном в Президиум ВС РФ протесте вновь ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе М. в удовлетворении жалобы.
Президиум ВС РФ оставил без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора РФ, указав на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" названный Закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств - бывших республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917  г.
М. является гражданином РФ и политической репрессии был подвергнут на территории Российской Федерации, так как до ноября 1954 г. Крымская область входила в состав РСФСР. Поэтому судебные инстанции обоснованно исходили из того, что на основании положений данного Закона требование заявителя подлежало судебной защите.
Мнение в протесте о том, что под территорией Российской Федерации следует понимать территорию на время принятия названного Закона, не согласуется с содержанием изложенной выше части ст. 2 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" заявления о реабилитации могут быть поданы репрессированными по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.
В этой связи М., будучи гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории в г. Волжске в Республике Марий Эл, правомерно обратился с заявлением в МВД этой республики с заявлением о реабилитации, в чем ему было необоснованно отказано.
Ссылка в протесте в обоснование правильности отказа МВД Республики Марий Эл в выдаче справки о реабилитации М. на ч. 2 ст. 12 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" также неосновательна.
В соответствии с названной частью статьи Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.
Из содержания изложенной части названного Закона следует, что она регулирует не порядок обращения с заявлением о реабилитации, о котором говорится в ст. 5 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", а последствия самой реабилитации, о чем свидетельствует и название раздела - "Последствия реабилитации", в котором расположена ст. 12, на что обоснованно указала Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ в своем определении (дело N 67пв-97пр).
В соответствии со ст. 30 ГПК иски о правах на недвижимое имущество предъявляются по месту нахождения этого имущества. Данное правило обусловлено необходимостью проверки в суде ряда обстоятельств непосредственно по месту нахождения объекта недвижимости. Исходя из этого в ст. 266 ГПК определено, что дела данной категории подсудны судам по месту нахождения недвижимого имущества.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, могут быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе обратиться в суд в защиту интересов других лиц (см. комментарий к ч. 2 ст. 4, ст. 45-47 ГПК).
Если заявителем поданы в суд заявления об установлении нескольких фактов, имеющих юридическое значение, все эти заявления согласно ст. 151, ч. 1 ст. 263 ГПК могут быть объединены и рассмотрены в одном производстве. Другие требования в этом же производстве рассматриваться не могут (см. п. 13 постановления Пленума ВС СССР "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение").

257. Какие требования предъявляются к заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение?
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, помимо общих сведений, которые необходимо указать в заявлении в соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК, должно быть указано, какой именно факт требуется установить; для какой юридически значимой цели требуется установить факт; доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке получить или восстановить утраченные правоустанавливающие документы.
Отсутствие в заявлении хотя бы одного из этих реквизитов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со ст. 136 ГПК.
Указание в заявлении, какой именно и для какой юридически значимой цели требуется установить факт, необходимо для разрешения вопроса о подведомственности дела по такому заявлению суду, а также для разрешения вопроса о его подсудности конкретному суду (см. комментарий к ст. 265, 266 ГПК). Вместе с тем для установления факта регистрации актов гражданского состояния и факта принадлежности правоустанавливающего документа указания в заявлении на конкретную правовую цель не требуется. Установление этих фактов необходимо для определенности правового положения гражданина независимо от конкретной цели, в связи с чем эти случаи следует рассматривать как исключение из установленного в ст. 31 ГПК общего правила.
Обязанность заявителя приложить к заявлению доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке получить требуемый документ или восстановить утраченные документы, определена в ст. 31 ГПК в связи с тем, что при установлении фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке возможность в ином порядке получить эти документы влечет за собой неподведомственность дела суду (см. комментарий к ст. 265 ГПК).
Например, Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена возможность установления факта применения политических репрессий во внесудебном порядке органами МВД России, ФСБ и прокуратуры.
Невозможность установления факта смерти в соответствии с п. 8 ст. 264 ГПК должна быть подтверждена письменным отказом органов ЗАГСа в совершении соответствующей актовой записи.
Конкретные доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке получить требуемые документы или установить требуемый факт, определяются характером материально-правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения. Невозможность установления факта смерти, например, в соответствии с п. 8 ст. 264 ГПК должна быть подтверждена письменным отказом органов ЗАГСа в совершении соответствующей актовой записи.
При обращении в суд с заявлением об установлении факта несчастного случая должны быть представлены документы, свидетельствующие о невозможности составления акта о несчастном случае соответствующими государственными инспекциями труда.

258. Как суд должен сформулировать решение об удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение?
В соответствии со ст. 268 ГПК решение, вынесенное по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязано удовлетворять всем требованиям, предусмотренным ст. 198 ГПК. В решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления - четко изложен установленный факт.
В силу ст. 13 ГПК вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. При установлении в судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГСа регистрирует запись акта гражданского состояния на основании решения суда.
Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах ЗАГСа или в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения*(78).
В решении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указание на юридически значимую цель установления факта. При этом во внимание должно быть принято содержание норм материального права, регулирующих возникшие отношения. Например, в решении об установлении факта родственных отношений с целью оформления наследственных прав должны быть сделаны выводы об отсутствии установленных гражданским законодательством препятствий для оформления наследства заявителем. Суд, в частности, должен выяснить, имеются ли наследники той очереди, которая может быть призвана к наследованию ранее очереди, к которой относится заявитель.
При вынесении решения об установлении факта нахождения на иждивении суд должен исследовать юридически значимые обстоятельства иждивения, которые в зависимости от цели установления данного факта (для оформления наследства или для назначения социальных пособий и пенсий) различны.
Решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть исполнимо. Решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 137 ГПК); кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести; за какой из сторон признано оспариваемое право. Должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало споров при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. 199-204 ГПК). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Предусматривая право суда выносить дополнительные решения, ст.  201 ГПК вместе с тем ограничивает это право вопросами, которые были предметом судебного разбирательства, но не получили отражения в резолютивной части решения, или теми случаями, когда, разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы либо не разрешил вопрос о судебных расходах.
Поэтому суд не вправе выйти за пределы содержания ст. 201 ГПК, а может исходить лишь из обстоятельств, рассмотренных в судебном заседании, восполнив недостатки решения.
Установленные судом факты являются основанием для выдачи заявителю компетентными органами правоустанавливающих документов, поэтому в резолютивной части решения должны быть отмечены все необходимые для этого реквизиты. Например, в решении об установлении факта регистрации рождения должны быть указаны те данные, которые даются при совершении актовой записи; в решении об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо указать сведения, требуемые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В ряде случаев соблюдение этих требований вызывает у суда затруднения, в связи с чем можно рекомендовать суду привлекать к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представителей соответствующих органов (ЗАГСа, регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.).
Если в решении суда имеются недостатки, препятствующие последующей выдаче заявителю требуемых документов, такие недостатки как не относящиеся к существу решения могут быть исправлены судом по правилам, предусмотренным ст. 202, 204 ГПК.

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки