[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Актуальные проблемы информационного права

 

Доклад профессора Копылова В. А.
(МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Для обсуждения участникам конференции розданы два документа: первый - проект обращения к представителям исполнительных органов власти, научной общественности и работникам информационно-правовой сферы, второй - "Информационное право, концепция структуры системы информационного права".
Проект Обращения имеет целью привлечь внимание к сложившейся ситуации и решить вопрос о введении информационного права в блок юридических наук. В январе 2000 года Министерством науки и технологий Российской Федерации утверждена новая номенклатура специальностей научных работников, в которой из блока 12.00.00 "Юридические науки" исключена специальность 12.00.13. "Управление в социальных и экономических системах (юридические аспекты); правовая информатика; применение математических методов и вычислительной техники в юридической деятельности". Соискатели и аспиранты, готовящие работы по специальности 12.00.13 поставлены в безвыходное положение, а диссертационные советы по присуждению ученых степенней по этой специальности подлежат закрытию или преобразованию. Многочисленные попытки воспрепятствовать этому, выдвижение альтернативных предложений о включении в блок юридических наук специальности "информационное право" не возымели успеха. Вопросы, связанные с некоторыми аспектами информационного права, переведены в раздел 5 - информатика, специальность 05.25.05 - "информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики" с правом присуждения ученых степеней - юридических, технических и филологических наук, но этого явно недостаточно.
Решение об исключении блока 12.00.00 "Юридические науки" специальности, связанной с проблематикой информационного права в начале 21 века, века информационного, в котором информационное право представляет правовую базу такого общества, вызывает недоумение и даже изумление. Это напоминает гонение в середине 20 века на кибернетику, которое "выбросило" Россию из числа ведущих стран в области компьютерной техники и информационно-телекоммуникационных технологий.
Второй документ - это некоторая "затравка", подготовленная мной, как ориентир для обсуждения поставленной проблемы формирования информационного права. Почему решили вынести данную проблему на обсуждение?
Во-первых, в МГЮА формируется курс "Информационное право", который прочитан в 1999 году на 4 курсе дневного отделения. Он читается также на вечернем и заочном отделениях Академии и в Московском юридическом институте.
Во-вторых, сложилась очень серьезная ситуация с номенклатурой юридических научных специальностей. Одним из критериев, на основании которого информационное право не включено в новую номенклатуру блока юридических наук, считалось недостаточное количество диссертаций по этой проблематике, якобы отсутствие теоретических проработок. А ведь мы знаем, что отсутствие четко оговоренной специальности "информационное право" в блоке юридических наук приводит к тому, что диссертации по тематике "информационное право" защищаются по смежным направлениям - теория государства и права, административное право, уголовное право, гражданское право и т.д. именно потому, что в номенклатуре нет такой специальности. Получается замкнутый круг. И если такой специальности не будет в блоке юридических наук, то и дальше диссертации по информационному праву будут "рассыпаться" по традиционным отраслям права. Поэтому, в интересах всех заинтересованных лиц этой сферы, предлагается активизировать исследования по основным направлением теории информационного права, и в первую очередь, определить структуру системы такого права, его содержание и состав.
В-третьих, сегодня сформирован значительный массив источников информационного права - федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской федерации, актов других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, нередко качество этих актов невысокое, не хватает теоретических проработок для эффективного регулирования отношений в информационной сфере нормами этих актов.
Существуют серьезные проблемы в регулировании отношений интеллектуальной собственности и информации, отношений, связанных с информационными ресурсами, проблемы защиты информации, защиты прав личности в условиях информационного общества, и т.д. Еще больше обостряются эти проблемы в связи с развитием "глобальной паутины" Интернет. Не будет теоретических проработок - не будет качественного регулирования отношений в этой сфере.
Очевидно, что в период перехода к условиям информационного общества огромное значение имеют вопросы его правового обеспечения. Необходимо иметь надежное и качественное регулирование отношений в информационной сфере, в том числе и в трансграничных информационных сетях. К сожалению, право "активно" отстает от темпов внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Сегодня это подтверждается неудовлетворительным состоянием правового регулирования общественных отношений в трансграничной информационной сети Интернет. В этой "глобальной паутине" право отсутствует вообще, в связи с чем здесь бурно произрастает весь спектр информационных правонарушений. Нарушаются права интеллектуальной собственности, права на защиту информации о личности, права на защиту информации от несанкционированного доступа, права собственности на информационные ресурсы и многое другое. Возникает проблема скорейшего формирования правовой базы информационного общества, основу которой составляет информационное право - новая комплексная отрасль права, регулирующая отношения в информационной сфере.
Во многих работах обсуждаются проблемы информационного права. Это и само понятие "информационное право", структура и состав информационного права, его предмет и метод, рель информационного права в жизни личности, общества, государства. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина, как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере.
К настоящему времени накопилось достаточное количество публикаций по различным направлениям и аспектам информационного права. Пора переходить к исследованию системы информационного права в комплексе, изучать его структуру и состав, определять основной его предмет и методы правового регулирования, место в структуре отраслей права.
В соответствии с предлагаемой концепцией структуры системы информационного права, система информационного права подразделяется на две составляющих: общая часть и специальная часть.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ - это системообразующее начало системы информационного права. Она включает пять разделов.
Первый раздел содержит определение основных понятий.
Прежде всего, это понятие "информационное право". В литературе применяются разные термины: "программное право", "правовая информатика", "право информатики", "компьютерное право", "информационно-компьютерное право", и, наконец, "информационное право". Анализируя работы авторов, предлагающих эти термины, можно прийти к выводу, что они выбираются исходя из объектов, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Т.е. в программном праве в основе лежит объект - программные средства для обработки информации на ЭВМ, в компьютерном праве - компьютер, в праве информатики - наука информатика, в информационно-компьютерном праве - два объекта - информация и компьютер, и, наконец, в информационном праве основным объектом правоотношений выступает информация.
Думается, что наиболее полным и соответствующим существу отношений, возникающих в связи с производством, обработкой, передачей, распространением, поиском, получением, потреблением информации, следует считать термин "информационное право". Ведь компьютер - это средство обработки информации, программы для ЭВМ - тоже, информатика - наука об изучении информации. Основным же объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в рассматриваемой области, является именно информация, а не средства ее обработки и изучения. Информация и ее движение вечны, а технические, программные, связные, телекоммуникационные и иные средства - возникли и развиваются как средства, обеспечивающие и повышающие эффективность информационных процессов в данное время (хотя общественные отношения по вопросам производства, эксплуатации и распространения таких объектов тоже следует относить к информационным отношениям). И потому наиболее правильно, на наш взгляд, называть эту отрасль "информационное право".
Таким образом, наиболее полным определением отрасли информационного права можно было бы считать следующее: информационное право - это "система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права - информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации".
Информация как объект правоотношений давно вошла в международное право. Известны информационные права и свободы Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (см. статьи 12, 18, 19, 26 и 27 Декларации). Видное место информационные права и свободы нашли в Конституции РФ 1993 г. (часть 3 статьи 15, статьи 23, 24, 29, 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 43, 44, п. г) ст. 84, 90, статьи 102, 103, 104, 105, 106, часть 2 статьи 108, статьи 114, 115). Основополагающая информационно-правовая норма Конституции РФ - это часть 4 статьи 29. Отрасль "информационное право" как бы "произрастает" из основных информационных прав и свобод Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина и Конституции РФ. Информационно-правовые нормы Конституции РФ, выражающие их, представляют собой фундамент, на котором и строится эта отрасль права и ее основной источник - информационное законодательство. Прежде всего, это право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Осуществление же права каждого искать и получать информацию возлагает на определенные группы субъектов обязанность производить, собирать, аккумулировать и распространять такую информацию. В то же время, право на информацию не означает вседозволенности. Мало того, информационно-правовые нормы Конституции РФ защищают личность от вмешательства в ее жизнь, они также защищают информацию определенного вида от несанкционированного доступа (например, государственная тайна охраняется законом).
Далее в первом разделе рассматриваются понятия: информация, информационные процессы, информационные отношения.
Информация определяется как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, регулируемые правом.
Информационные процессы - это процессы, в результате исполнения которых осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Информационные отношения - это те общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Информационные отношения составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.
Важно отметить, что почти все обсуждаемые выше термины уже определены законодателем. Законодатель определил также и понятие "Информационная сфера" как сфера производства и обращения информации.
В целом, информационное право рассматривается как комплексная отрасль права, имеющая свой особый предмет правового регулирования - информационные отношения; свои принципы правового регулирования информационных отношений, базирующиеся на особенностях и юридических свойствах информации; и использующая весь спектр традиционных методов правового регулирования публичного и частного права.
Информационное право имеет свои собственные институты (институт массовой информации, институт документированной информации, институты информации ограниченного доступа) и использует хорошо известные институты права (например, институты интеллектуальной собственности).
Роль информационного права в информационном обществе 21 века переоценить трудно. По сути дела, это право составляет его правовой фундамент. А поскольку, в информационном обществе практически отсутствуют географические и геополитические границы, и даже временные рамки и часовые пояса, а также, как правило, не действуют национальные законодательства, то информационное право, как правовое отображение такого общества, должно строиться, главным образом, на нормах международного права, регулирующих основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. Поскольку в трансграничной сети Интернет отсутствует не только российское право, но и международное, а ученые правоведы всего мира озабочены скорейшим разрешением правовых проблем в Интернет, Россия имеет возможность внести свой большой вклад в формирование международной политики становления информационного права в международном масштабе. Российские ученые имеют большой задел в этой области, который можно было бы предложить международному сообществу. Естественно, если мы, как всегда, не отстанем в этой области. А такое отставание вполне возможно, если учесть сегодняшнее отношение государства к этим вопросам (как известно, в России нет четко сформированной государственной политики перехода к информационному обществу и формирования информационного права; Миннауки России только что исключило информационное право из блока юридических наук номенклатуры научных специальностей, а Государственная Дума РФ 3-го созыва выделила вопросы связи из ведения Комитета по информационной политики и связи Государственной Думы 2-го созыва (новый комитет называется Комитет по информационной политике, а вопросы связи переведены в один из комитетов по промышленности). И это на фоне мощнейшей интеграции корпораций Интернет и СМИ в США.
Второй раздел посвящен информации как основному объекту правоотношений информационного права.
"Информация - это информация, а не энергия и не материя" - говорил отец кибернетики американский ученый Н.Винер. В середине 20 столетия появилась теория информации К.Шеннона, до сих пор активно формируется семантическая теория информации (основоположник Ю.Шрейдер). С.Ожегов в своем словаре определяет информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
При исследовании информации как основного объекта правоотношений целесообразно применять методы правовой информатики - науки, изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы в правовой сфере. Для исследования системы информационного права как системы правового регулирования информационных отношений удобно применять методы правовой кибернетики - науки, изучающей процессы управления в живых организмах и технических системах.
Объектом рассмотрения в правовой системе должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном оборотах и по поводу которой, или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.
Термин "информация" широко используется российским законодателем. Этот термин и его модификации применяются в федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации", "Об участии в международном информационном обмене", во многих других актах: массовая информация, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные услуги. Информация впервые введена в состав Гражданского кодекса РФ, хотя и не развернуто ее содержание. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права и как объект самостоятельного оборота и как доказательственное средство в отношениях между субъектами.
Информация может классифицироваться по разным основаниям, однако основными можно считать два: а) по роли, в которой информация выступает в правовой системе - правовая и не правовая информация и б) по ограничению доступа к информации - открытая информация и информация ограниченного доступа.
Для включения информации в оборот, для решения вопросов так называемой информационной собственности необходимо изучать юридические свойства информации. Именно особенности и юридические свойства информации определяют ее как объект правоотношений. Они проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных, в том числе и в Конституции РФ. К ним относятся следующие свойства информации:
1) физической неотчуждаемости информации (знания неотчуждаемы). Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование и информация должна передаваться вместе с этими правами;
2) обособляемости информации. При включении в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого, обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него;
3) информационной вещи (информационного объекта), основанной на двуединстве информации и материального носителя;
4) тиражируемости (распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания;
5) организационной формы (документ (подлинник, копия), массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т.п.). Это свойство позволяет относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
В третьем разделе исследуется информационная сфера как сфера правового регулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и оснований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возникающих при их исполнении информационных отношений, установления институтов информационного права. Законодатель определил информационную сферу как "сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене").
Информационная сфера декомпозируется на пять предметных областей:
1) предметная область реализации права на поиск, получение, передачу и применение информации;
2) предметная область производства, передачи и распространения исходной и производной информации;
3) предметная область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
4) предметная область создания и применения информационных систем (АИС, БД, Баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;
5) предметная область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов: а) информация разного вида, назначения, формы представления; б) информационные процессы производства и обращения информации; в) субъекты - участники и исполнители информационных процессов; г) общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов - информационные отношения.
При исследовании информационной сферы фиксируются отношения по поводу осуществления прав, (ограничения прав), выполнения обязанностей, установления ответственности.
Четвертый раздел посвящен правовым проблемам создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения как связной, телекоммуникационной, программно-технической основы информационной инфраструктуры личности, общества, государства, в которой осуществляются информационные процессы и реализуются информационные права и свободы.
Здесь регулируются информационные отношения, связанные с созданием и применением информационных технологий как механизмов исполнения всех информационных процессов. При переходе с трансграничным информационным сетям и перенесением информационных отношений в эту структуру, информационные технологии становятся краеугольным звеном в системе информационных отношений, формируя глобальную информационную инфраструктуру нового информационного общества. Эти отношения связаны с правом каждого создавать и применять информационные системы и технологии для собственных нужд, с обязанностями государственных структур и органов местного самоуправления, другие структуры создавать такие информационные системы и информационные технологии. Здесь же возникают вопросы авторства и собственности на такие объекты. Особое внимание обращается на правовую защиту информационных систем и технологий от несанкционированного доступа.
К числу основных субъектов правоотношений этой инфраструктуры относятся заказчики и производители информационных систем и информационных технологий, специалисты, обеспечивающие эксплуатацию таких технологий, собственники этих систем и технологий.
В регулировании информационных отношений в этой сфере важную роль играет государство и его политика по обеспечению вхождения России в информационное общество.
Пятый раздел рассматривает проблемы информационной безопасности.
Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, государства, общества от угроз в информационной сфере. Под угрозами в информационной сфере понимаются: опасности от воздействия ложной информации и дезинформации на личность, общество, государство; нарушение информационных прав и свобод; опасность несанкционированного доступа к информации ограниченного доступа и другие угрозы.
Исследование проблем информационной безопасности позволяет формировать отрасль информационного права в целом и отдельные институты информационного права в условиях защищенности от возможных угроз.
Шестой раздел связан с определением предмета и метода информационного права.
Основной предмет информационного права - это информационные отношения. Перечень и состав информационных отношений удобно исследовать с помощью матрицы правоотношений. Строки матрицы обозначают предметные области, в пределах которых выделяются основные информационные процессы и участвующие в них субъекты. Столбцы фиксируют - право, ограничение права, обязанность, ответственность, возникающие при осуществлении этих процессов. На пересечении строк и столбцов приводятся списки информационных отношений, возникающих при осуществлении информационных процессов. Матрица применяется при исследовании информационных отношений, возникающих в информационных процессах по конкретным видам информации.
Применение матрицы при исследовании производства и обращения информации позволяет определять группы информационных отношений по институтам информационного права, выявлять субъекты и объекты правоотношений, поведение субъектов при осуществлении ими информационных процессов.
Одними из важнейших в информационном праве можно считать вопросы информационной собственности, или собственности в связи с информацией, которые сегодня исследованы недостаточно. Тут много мнений и суждений, чаще всего противоречащих друг другу. Основная причина - попытка "уложить" вопросы собственности в связи с информацией в один из известных институтов. Однако, поскольку информация (информационный объект) как объект правоотношений - объект сложный, урегулировать весь комплекс отношений по его поводу одним институтом невозможно. Исследование особенностей и юридических свойств информации позволяет конструировать определенный механизм информационной собственности, основанный на принципах правового регулирования информационных отношений.
Опираясь на особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать основные принципы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Принцип отчуждения прав на использование информации, основанный на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения информации на отчуждение прав на использование информации.
Принцип оборотоспособности информации основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации. Заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объект, независимо от ее создателя или обладателя.
Принцип информационного объекта (информационной вещи) основан на свойстве двуединства информации и материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распространяться одновременно и взаимосвязано два института: интеллектуальной собственности, защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на нем информацией.
Принцип распространяемости информации основан на свойстве распространяемости информации и заключается в том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц.
Принцип организационной формы основан на одноименном свойстве информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти не по поводу информации вообще (например, в философском ее понимании), а по поводу информации, представленной в определенной организационной форме (документ - оригинал, подлинник, копия; массив документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип позволяет также относить к категории информационных объектов, как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
Учет основных принципов правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу информации, позволяет определять основные особенности информационных отношений. Поскольку информационный объект состоит из информации (содержание) и материального носителя, то правомочия владения, пользования и распоряжения такой сложной вещью должны реализовываться при условии применения дополнительно так называемых информационных правомочий, определяющих порядок использования информации, отображенной в этой вещи, на основе юридических свойств информации, отмеченных выше.
Информационные правомочия можно определить как:
а) право знать содержание информации (владение информацией);
б) право применять информацию в собственной деятельности (пользование информацией);
в) право тиражировать и распространять информацию (распоряжение информацией).
Здесь участвуют три субъекта:
а) производитель информации (обладает всеми информационными правомочиями по факту создания информации),
б) обладатель информации (пользователь по авторскому праву) - приобретает информационные правомочия например, по авторскому договору);
в) потребитель информации (имеет только право знать содержание информации и применять в личной деятельности, ему запрещается распространять информацию).
Отсюда следует, что собственники информационных объектов могут быть двух видов:
а) собственник информационного объекта - производитель или обладатель информации, отображенной в этом информационном объекте;
б) собственник информационного объекта - потребитель информации, содержащейся в приобретенном им информационном объекте.
Собственник информационного объекта - производитель или обладатель информации имеет исключительные (для производителя информации) или может иметь неисключительные (для обладателя информации) права на тиражирование и распространение информации, отображенной в этом объекте. При этом он имеет все правомочия вещного собственника по отношению к своему экземпляру информационного объекта (оригиналу, копии объекта), т.е. может продать, передать, подарить, сдать в аренду и т.п. этот объект. Собственник информационного объекта - потребитель информации имеет право только лишь применять в своей деятельности информацию, отображенную в этом объекте, и не имеет права включать ее в гражданский оборот. Он также обладает всеми вещными правами на законно приобретенный им информационный объект и может включать его в состав своего имущества.
Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводит к необходимости применять в информационном праве по сути дела весь известный спектр методов правового регулирования в зависимости от вида и назначения информации.
Седьмой раздел посвящен основному источнику информационного права - информационному законодательству, которое строится, в основном, по нижеизлагаемым институтам информационного права. Сегодня здесь накопился огромный массив нормативного материала, который требует не только повышения качества правового регулирования, но и систематизации и кодификации. Пора ставить вопрос о подготовке информационного кодекса, как основного кодифицированного акта информационного законодательства.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. В особенной части описываются основные институты информационного права, отличающиеся друг от друга особенностями правового регулирования информационных отношений, в зависимости от вида информации, по поводу которой исследуются эти отношения.
Восьмой раздел характеризует институт права знать, реализуемый через право на доступ к открытой информации разного вида и назначения. Этот институт представляет как бы вершину реализации информационных прав и свобод, осуществляемых с помощью информационных процессов поиска, получения и применения информации. Тут сосредоточены информационные отношения, возникающие при осуществлении конституционного права каждого на поиск, получение и потребление информации, права на образование, права на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, права каждого обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Информационные отношения этого вида охватывают две группы субъектов. Первая группа - это потребители информации (граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления). Именно они являются конечными получателями информации, и именно они осуществляют свое право знать содержание информации, получая ее в результате поиска. Вторую группу составляют все возможные производители и распространители открытой информации. Т.е. те субъекты, которые ее производят в порядке осуществления своих информационных свобод, а также и те, которые исполняют обязанности по созданию и распространению соответствующей информации.
Девятый раздел посвящен информационным аспектам интеллектуальной собственности. Здесь сосредоточены информационные отношения, возникающие при производстве, передаче, распространении и потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления свободы мысли и слова, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также информации, созданной в результате иной интеллектуальной деятельности.
В рамках этого института действуют три группы субъектов - производители информации (авторы), обладатели информации (пользователи по авторскому праву) и потребители информации. Действующее правовое регулирование информационных отношений такого вида построено на базе двух институтов - авторского права и промышленного права. Учет принципов правового регулирования информационных отношений, изложенных в общей части, позволяет сделать вывод о необходимости дополнения этих институтов институтом вещной собственности для регулирования отношений собственности на материальный носитель с информацией и институтом так называемой автороведческой экспертизы при разрешении споров в суде по поводу авторства на содержание информации.
В десятом разделе излагаются особенности института массовой информации - важнейшего общественно-политического института, активно влияющего на все стороны развития государства, общества, личности. Под массовой информацией понимается предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Важнейшая разновидность массовой информации - это реклама.
Свобода массовой информации означает свободу поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также недопустимость цензуры. В этой связи не подлежат ограничению, за исключением предусмотренных законодательством о СМИ: поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими; использование технических средств, сырья и материалов для производства и распространения продукции СМИ.
В рамках института массовой информации выступают целая группа субъектов, основу которой составляют: учредители СМИ, редакции СМИ, главные редактора СМИ, журналисты, издатели, рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, граждане и организации, органы государственной власти. Особое внимание следует обратить на интеграцию СМИ и Интернет.
Одиннадцатый раздел посвящен институту информационных ресурсов (ИР) как запасов документированной информации.
В рамках института информационных ресурсов регулируются информационные отношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информационных ресурсов (информации из этих ресурсов), роль которых в период формирования информационного общества трудно переоценить. Основные субъекты данного института - это собственники, владельцы, потребители информации.
Институтом информационных ресурсов устанавливается их правовой режим: порядок документирования информации, обращения обязательного экземпляра документа; порядок формирования и ведения ИР; порядок доступа к ИР и предоставления информации из ИР; порядок защиты ИР от несанкционированного доступа; право собственности на ИР.
Двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый разделы посвящены институтам информации ограниченного доступа - государственной тайны, коммерческой тайны, персональных данных.
Информационные отношения этих институтов отличаются от отношений институтов при работе с открытой информацией. В первую очередь, это правовой режим информации ограниченного доступа, включающий: порядок доступа к такой информации, перечень сведений, составляющих эту информацию, порядок отнесения сведений к такой информации, полномочия органов государственной власти при работе с информацией ограниченного доступа и т.п. Важнейшее место здесь занимает защита информации ограниченного доступа, а также контроль и надзор за обеспечением такой защиты.
Спектр субъектов достаточно обширен и подлежит рассмотрению по видам информации ограниченного доступа.
Пятнадцатый раздел посвящен вопросам ответственности за правонарушения в информационной сфере. В информационном праве применяются все виды ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]