[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Актуальные проблемы информационного права
Доклад кандидата юридических наук Тиновицкой И. Д.
(ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН)
Я бы хотела опровергнуть тезис, что мы еще не готовы к тому, чтобы
сформировать общую часть информационного права и нужно заниматься
конкретными проблемами. Общей частью надо заниматься, однако давайте
определимся, что мешает нам сформировать эту общую часть по аналогии
с общей частью любой отрасли права. Может быть глобальность этой
проблемы, глобализация самого понятия информационного права? Я думаю,
что и то и другое мы несколько преувеличиваем. Что касается глобализации
права. Да, конечно, рассматриваемая сфера правовой действительности
на самом деле глобальна. Это объясняется тем, что складывающиеся
в этой сфере отношения присутствуют практически везде, затрагивая
все области жизнедеятельности человека и общества, поскольку везде
присутствует информация. Однако, само по себе присутствие информации
(сведений о ком-либо, о чем-либо) еще не означает, что это и есть
сфера действия информационного права.
Если мы отберем законодательные акты в любой поисковой системе по
ключевому слову "информация", мы получим огромное количество
актов, регулирующих самые разные общественные отношения. Эти отношения
являются предметом разных отраслей права: гражданского, уголовного,
административного и других. Вместе с тем, эти отношения могут выступать
одновременно и в качестве предмета информационного права. Непременным
условием для этого является относительная самостоятельность, обособленность
этих отношений, требующих самостоятельного механизма правового регулирования.
И в этом состоит основная специфическая черта информационных отношений
и предмета информационного права. Названные отношения складываются
по поводу сбора и обработки информации, распространения, передачи,
присвоения, но только не использования, потому, что используется
информация всегда и везде, и тут мы утонем в определениях.
Теперь, что касается неординарности и специфики этой новой отрасли
права. Особенность эта выражается в комплексности регулируемых отношений.
Но ведь некоторым другим отраслям права свойственна такая же комплексность.
Это финансовое право, экологическое право, космическое право и др.,
которые называют иногда "сверхотраслями".
Помимо предмета регулирования отличительной чертой отрасли права
принято считать метод правового регулирования. У сверхотрасли нет
своего метода и не обязательно он должен быть. В этой связи обращаю
ваше внимание на последние работы теоретиков государства и права
- Анатолия Борисовича Венгерова, Алексея Валентиновича Мицкевича,
Романа Зиновьевича Лившица и др. о новых подходах к теории права.
Как отмечают эти теоретики, в виду разнообразия нашей жизни, все
усложняющихся общественных отношений, все больше и больше появляются
такие комплексные отрасли права, которые не имеют своего метода,
да и не надо его иметь. Они используют все существующие методы и
в этом их преимущество. Эти отношения мы условно называем "информационными
отношения" (нравится это кому-то или нет). Выделению этих отношений
в самостоятельную специфическую правовую категорию в большей степени
способствует появление специальной вычислительной техники, которая
обрабатывает информацию и формирование автоматизированных информационных
систем, обособленных от традиционных систем управления. В этих системах
обрабатывается и хранится информация безотносительно к тому, где
она будет распространяться и использоваться.
Соответственно и отношения по поводу сбора, обработке и хранению
информации складываются автономно. Да, они реализуются наряду с
гражданско-правовыми, административно-правовыми и другими отношениями,
тем не менее, они автономны потому, что требуют своего специального
механизма регулирования. Возьмем такой вопрос как вопрос о праве
на доступ к информации. Я была причастна к подготовке проекта Федерального
закона "О праве на доступ к информации". Он уже прошел
в Государственной Думе первое чтение и был забракован, так как в
нем отсутствовал механизм реализации регулируемых отношений. Конституция
Российской Федерации провозгласила право граждан на доступ к информации,
но ведь требуется определенный механизм реализации этого права:
на какую информацию гражданин имеет право, куда он может обратиться,
кто обязан ему выдать эту информацию, сколько она стоит, кто имеет
право устанавливать цену на эту информацию, устанавливать льготы
и т.д. Все эти отношения можно четко квалифицировать: это административно-правовые,
гражданско-правовые, уголовно-правовые отношения (там, где речь
идет об ответственности) и др.
Складывается самостоятельная сфера чисто информационных отношений.
И когда гражданин или организация обращаются за получением этой
информацией, они не обязаны обосновывать, как и где она будет использоваться.
Другими словами информация сама по себе является предметом этих
отношений. Возьмем другой пример: автоматизированные информационные
системы. Только создание государственной автоматизированной информационной
системы "Выборы" вызвало к жизни большой комплекс проблем:
требуется самостоятельный механизм регулирования отношений, связанных
с владением, пользованием и распоряжением информационными ресурсами
системы, с установлением правового статуса пользователей и т.д.
Это и есть информационные отношения. Можно их назвать как-то по-другому,
но дело не в названии. Важно, что это относительно самостоятельные
отношения, которые требуют своего особого, отдельного механизма
регулирования и закрепления в законодательных актах. Возьмем также
вопросы, связанные с регистрацией информации. Раньше эти вопросы
не стояли так остро как сейчас (создание информационных регистров,
в частности регистров населения и др.). Тут много элементов административно-правовых
отношений, и, тем не менее, это информационные отношения в том значении,
о котором мы говорим. Наличие названной специфики и значимости упомянутых
проблем свидетельствует о том, что нужны специалисты в этой области,
специалисты которые могут использовать инструменты гражданского,
административного и других отраслей права применительно к этим специфическим
информационным отношениям. Специалисты такие нужны и у нас в институте,
на сегодняшний день их недостаточно.
Представленный нам конспект "Информационное право", на
мой взгляд, это очень интересный документ, очень полный, исчерпывающий
почти все аспекты. Но рассматривать все через призму информационных
прав и свобод - это и есть глобализация проблемы информационного
права. Дело в том, что информационные права и свободы в Конституции
Российской Федерации очень четко названы. Возьмите отношения, связанные
с созданием и использованием банков данных и программ для ЭВМ. Это
конечно информационные отношения, хотя там присутствуют элементы
других отраслей права (в частности авторского права). Но это что,
имеет отношение к реализации информационных прав и свобод? Мне кажется,
это не совсем верно. Я согласна с тезисом о преувеличении информационных
аспектов интеллектуальной собственности. Но это отдельная тема и
я на ней не буду останавливаться. Над общей частью информационного
права надо работать, используя традиционные правовые понятия и категории
под углом зрения современных тенденций развития права.
[an error occurred while processing the directive]
|
|