Актуальные проблемы информационного права
Доклад кандидата технических наук Козырева А. Н.
(НАУЧНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ,
КАФЕДРА ЮНЕСКО ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И ДРУГИМ ОТРАСЛЯМ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ)
Я буду о сугубо мирных вещах, причем сразу о трех: об аудиопиратстве,
об алгебрагических свойствах информации и о классификации конфликтов.
Все это очень связанные вещи.
Так случилось, я очень много занимался оценкой ущерба причиняемого
аудиопиратами. Аудиопродукция, которую незаконно производят и продают
пираты, это в основном музыкальные альбомы на компакт дисках (в
цифровом коде). Такие альбомы - очень интересный объект, потому
что здесь сочетание (интеллектуальная собственность и информация)
имеет место в чистом виде. Именно благодаря такому сочетанию все
становится понятно. Музыка и слова песен - это классический объект
авторского права, фонограмма - классический объект смежных прав,
но когда все это преобразуется в цифровой код, то это уже в чистом
виде биты. Здесь исчезают те побочные эффекты, которые получаются,
например, при переписывании аналоговых альбомов. Искажений, неизбежных
при пиратском копировании альбомов, записанных в аналоговом виде,
здесь просто нет. В результате пиратская продукция становится практически
неотличимой по качеству от лицензионной, а бороться с пиратами становится
сложнее.
Вот, например, издает "Эмми мьюзик паблишиг" новый альбом
в Англии, тут же его в цифровом коде списывают ловкие ребята и на
заводе в Болгарии производят 200000 дисков и эти диски идут в Россию
огромным потоком. Потом представитель "Эмми мьюзик" в
России не может продать законно произведенную продукцию. Далее,
ловят где-нибудь на "Горбушке" частного предпринимателя
Пирельмутера (реальная фамилия), который продает пиратские диски,
а он рассказывает, что ему эти 10 дисков (которые лежат на прилавке)
случайно попались, а те, что на складе лежат, это он диски на Горбушке
покупает в коробочках, потом диски вытаскивает, нанизывает на шест,
а коробочки продает. И очень трудно доказать, что он нанес кому-либо
существенный ущерб.
Если разобраться в ситуации до конца, то получается, что Пирельмутер
действительно не нанес корпорации "Эмми" какого-либо ущерба.
Он нарушил права корпорации "Эмми", но ущерб нанес ее
дочерней фирме, которая торгует легальными альбомами на компакт-дисках
в России. Размер ущерба, если оценивать его только на основании
изъятых альбомов, оказывается достаточно мало. Смешно говорить,
что ущерб в размере $109 для корпорации "Эмми" является
крупным и за это пирата Пирельмутера надо сажать. Между тем, расследование
одного дела по пиратству соответствует по трудоемкости расследованию
3 убийств. Именно о таком соотношении говорят следователи из следственного
комитета МВД. Возникает естественный вопрос: стоит ли вообще этим
заниматься? На самом деле стоит. Иначе мы останемся за бортом цивилизации
при переходе к постиндустриальному миру.
[an error occurred while processing the directive]