[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
2. Бюджетное законодательство
Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства.
Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство
государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих
отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств
между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов,
образованию внебюджетных фондов.
Совокупность бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, местного
самоуправления составляет бюджетную систему. Каждый субъект имеет
свои бюджетные права и обязанности.
В связи с большой политической, экономической значимостью общественных
отношений, регулируемых бюджетным законодательством, а также значительным
количеством его актов в настоящее время можно говорить о существовании
подотрасли финансового права - бюджетного права. Именно это объясняет
наличие бюджетного законодательства на каждом уровне государственного
устройства: федеральном, субъектов Федерации и местном. Установление
основ бюджетно-финансовой политики России, принципов формирования
доходов и расходов, всей бюджетной системы страны, единой бюджетной
классификации, взаимодействия с элементами финансовой системы находится
в ведении Российской Федерации. Федерация, в частности, имеет обязанности
по передаче средств нижестоящим бюджетам по взаиморасчетам.
Российская Федерация обладает правами по составлению, утверждению,
осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов
федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование
является частью финансового регулирования, отнесенного Конституцией
Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
В федеративных государствах обычно федерация имеет безусловный приоритет
в бюджетном законодательстве и осуществляет контроль за бюджетным
законодательством субъектов. Так, в ФРГ федерация определяет принципы
бюджетного права в целом и регулирует для земель бюджетную деятельность
финансовых корпораций. В США ни один из штатов не может без согласия
Конгресса облагать налогами или пошлинами ввоз (вывоз) товаров,
а доход от них поступает в казначейство. Удачно разработаны методы
составления бюджета и виды бюджетной классификации, порядок представления
информации, необходимой для его оценки, регламентация бюджетного
расписания, определено правовое положение органов законодательной
власти, подготавливающей альтернативный проект бюджета в законодательстве
США. Эти положения заимствованы законодательством Франции, Италии,
ФРГ и ряда других стран*(62).
Динамизм общественных преобразований ставит перед законодателем
важную задачу постоянного обновления бюджетного законодательства.
Вследствие этого в последние годы Федеральное Собрание Российской
Федерации ежегодно утверждало законы о порядке составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения федерального бюджета.
Принят также Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской
Федерации", который явился важным актом правового регулирования
бюджетного учета доходных источников бюджета и расходной части бюджета.
За 1994-2003 гг. в бюджетной сфере основным направлением было постоянное
совершенствование и развитие законодательства, регулирующего бюджетное
устройство и бюджетный процесс, в целях закрепления и реализации
принципов единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации,
а также сближения уровней социально-экономического развития регионов
Российской Федерации за счет развития межбюджетных отношений.
Приняты новые важные федеральные законы, такие как "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации" (1997),
"О бюджете развития Российской Федерации" (1998). В 1998
году принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который стал
основным актом в системе бюджетного законодательства Российской
Федерации. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается
законодательное определение терминов, устанавливается порядок финансирования
из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы
бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы
функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое
положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования
межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской
Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации.
В развитие федеральных законов "О восстановлении и защите сбережений
граждан Российской Федерации" (1995 г.) и "О порядке установления
долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства
Российской Федерации".
Осенью 1998 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О
порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации
в целях обеспечения социально необходимых нужд граждан Российской
Федерации". Этими законами государство гарантировало восстановление
и сохранность денежных сбережений, созданных гражданами Российской
Федерации путем помещения денежных средств: на вклады в Сберегательном
банке в период до 20 июня 1991 г.; в организации государственного
страхования граждан, действовавшие на территории Российской Федерации,
в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги, размещение
которых производилось на территории Российской Федерации в период
до 1 января 1992 г., включив их в состав государственного внутреннего
долга и оформив в виде целевых долговых обязательств Российской
Федерации. Номинал такого государственного обязательства определяется
с учетом изменения покупательной способности денежных средств.
В ходе осенней сессии 1998 г. Государственная Дума приняла ряд значимых
законов в бюджетной и налоговой сферах, направленных в том числе
на преодоление последствий финансового кризиса августа этого года.
Среди них: "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой
политики", "О реструктуризации задолженности организаций
по общеобязательным платежам в бюджеты всех уровней". По инициативе
Правительства Российской Федерации Думой рассмотрен пакет налоговых
законопроектов, направленных в комплексе на решение взаимно противоречивых
задач стимулирования развития реального сектора экономики, ослабления
социальной напряженности, увеличения поступлений в консолидированный
бюджет за счет расширения налогооблагаемой базы, перемещения налогового
бремени с сектора производства в сектор потребления, повышения эффективности
государственного контроля, уменьшения числа нарушений налогового
законодательства.
В настоящее время правовые основы бюджетного устройства, бюджетного
процесса, налоговой системы практически сформированы и кодифицированы.
Перспективными задачами теперь являются: законодательное обеспечение
неукоснительного соблюдения бюджетной и налоговой дисциплины, полного
и точного исполнения бюджетов всех уровней, применения бюджетов
как одного из основных инструментов реализации государственной политики
во всех сферах общественных отношений; завершение формирования целостного
налогового законодательства, обеспечивающего проведение эффективной
налоговой реформы в целях преодоления кризиса в реальном секторе
экономики, формирования доходной базы бюджетов всех уровней, достаточной
для решения насущных социально-политических задач государства и
местного самоуправления.
Принятие Бюджетного кодекса показало необходимость четкого закрепления
бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления
и создания единого законодательства, регулирующего бюджетные отношения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации является одним из важнейших
актов финансового законодательства, способствует развитию бюджетного
федерализма, стабилизации экономики и сохранению целостности России
как федеративного государства.
В ближайшие годы предстоит принять меры для полной реализации концепции
реформирования межбюджетных отношений, разработать соответствующий
механизм и принять ряд законодательных актов, в частности федеральные
законы о минимальных стандартах и финансовых нормативах в Российской
Федерации, о минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления. Предстоит разработать совместно
с субъектами Российской Федерации меры по активизации экономического
роста регионов на основе государственной поддержки отечественных
производителей, обеспечения роста производства.
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество
различных внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном
уровнях. Например, имеются государственные внебюджетные фонды (идет
процесс консолидации их в бюджеты), государственно-общественные
фонды, общественно-государственные фонды и общественные фонды, что
способствует распылению бюджетных средств. Вероятно, целесообразно
после вступления в действие Бюджетного кодекса упорядочить число
и виды внебюджетных фондов, разработать и принять специальный законодательный
акт на федеральном уровне. Правовое регулирование отношений, складывающихся
по поводу внебюджетных средств, внебюджетных фондов осуществляется
во всех странах актами бюджетного законодательства.
В будущем предстоит также разработать конкретные законодательные
акты о порядке открытия бюджетных кредитов, о выдаче бюджетных ссуд,
о специальных средствах.
Идет процесс активного совершенствования правового регулирования
бюджетного устройства и бюджетного процесса в субъектах Российской
Федерации. Акты регионального законодательства в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, как и
ранее, определяют бюджетную систему субъектов Российской Федерации,
их бюджетное устройство, межбюджетные отношения с Российской Федерацией,
с местным самоуправлением. В конституциях и уставах субъектов Российской
Федерации содержатся нормы об утверждении представительными органами
их бюджетов, приняты конкретные законы в ряде субъектов о бюджетном
устройстве и бюджетном процессе и другие акты.
Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации"
расширены права субъектов Федерации, предоставлено право конкретизировать
бюджетную классификацию субъекта исходя из общих принципов бюджетной
классификации, что имеет большое практическое значение и повлекло
принятие соответствующих актов.
Субъекты Российской Федерации на основе федерального законодательства
осуществляют регулирование бюджетных прав нижестоящих представительных
и исполнительных органов путем принятия своих актов.
В будущем в Российской Федерации, несомненно, пойдет процесс дальнейшего
совершенствования межбюджетных отношений, в частности унификации
положений, предусмотренных в соглашениях Российской Федерации с
ее субъектами. Бюджетное устройство, бюджетный процесс и бюджетное
законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
определяются государственным устройством и зависят от его совершенствования.
[an error occurred while processing the directive]
|
|