[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

2. Семейное законодательство

Изменения общественно-политической и экономической ситуации в России, ее правовой системы обусловили новую кодификацию семейного законодательства. Она была осуществлена в форме Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г. Восприняв многие проверенные жизнью положения Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., Семейный кодекс существенно обновил правовое регулирование семейных отношений.
Необходимо время для того, чтобы всесторонне оценить действующие нормы, выявить нечеткие правила, пробелы, прочие дефекты и определить перспективы развития семейного законодательства. В настоящий же момент представляется возможным дать ответы на вопросы о том, каков итог более 5 лет действия Семейного кодекса, приняты ли на федеральном уровне нормативные правовые акты, предусмотренные для реализации его положений. Как согласуется Кодекс со взаимодействующими с ним федеральными законами, каким образом регулируют семейные отношения субъекты Российской Федерации, каковы ближайшие меры по совершенствованию семейного законодательства.

***

Важнейшим достижением Семейного кодекса стал учет положений Конвенции ООН о правах ребенка, в том числе при регулировании так называемого международного усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства стало предметом острой критики. Уже в 1997 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона об изменении и дополнении норм Семейного кодекса о порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей, и о международном усыновлении.
В первоначальном варианте проект предусматривал в качестве одного из условий усыновления детей иностранными гражданами или лицами без гражданства наличие двустороннего международного договора Российской Федерации по вопросам межгосударственного сотрудничества в области усыновления с иностранным государством, граждане которого желают усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации (при усыновлении лицами без гражданства - с иностранным государством, в котором эти лица имеют постоянное место жительства)*(83).
Само по себе намерение заключить двусторонние международные договоры в указанной сфере не вызывает возражений, но его реализация зависит помимо воли одного из государств от большого количества факторов и требует длительного времени. Приостановление же международного усыновления из-за отсутствия соответствующих договоров лишило бы многих российских детей, особенно неполноценных, основных прав - права жить и воспитываться в семье, права на обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития, права на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, права неполноценного ребенка на полноценную и достойную жизнь (статьи 6, 23, 24 Конвенции о правах ребенка, пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса.
Кроме того, в случае принятия проекта в первоначальном варианте были бы нарушены международно-правовые нормы, входящие в правовую систему Российской Федерации. Статья 21 Конвенции о правах ребенка рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Конвенция предусматривает, что государства-участники содействуют в необходимых случаях достижению целей статьи 21 путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей и соглашений, однако их заключение согласно Конвенции не выступает условием усыновления детей иностранными гражданами.
Такого рода пересмотр положений Семейного кодекса означал бы отступление от уже завоеванных позиций. В принятый 27 июня 1998 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" указанное условие международного усыновления включено не было. В соответствии с этим законом международный договор Российской Федерации служит основанием деятельности на территории Российской Федерации специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, а при отсутствии договора их деятельность может осуществляться "на основе принципа взаимности*(84).
В связи с содержащейся в статье 4 закона рекомендацией Правительству Российской Федерации "инициировать заключение международных договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей представляется важным проработать возможность присоединения Российской Федерации к уже заключенному многостороннему международному соглашению - Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятой 29 мая 1993 г. в г. Гааге на 17-й сессии Гаагской конференции по международному частному праву*(85). Конвенцию подписали как "принимающие государства", так и "государства происхождения" - Бельгия, Бразилия, Великобритания, Египет, Израиль, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нидерланды, Румыния, США, Финляндия, Хорватия и др.*(86)

***

Почти все нормативные правовые акты, издание который на федеральном уровне прямо предусмотрено в Семейном кодексе для реализации его положений, к настоящему времени приняты. Прежде всего, Федеральным законом от 21 августа 1996 г. внесены изменения и дополнения в Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, а Федеральным законом от 20 августа 1996 г. - в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине". Эти изменения и дополнения дали возможность ввести в действие с 27 сентября 1996 г. судебный порядок установления усыновления.
Во исполнение Семейного кодекса (статья 82, пункт 3 статьи 122, статья 127, пункт 2 статьи 151, пункт 1 статьи 155) в 1996 г. Правительством Российской Федерации приняты постановления по вопросам, связанным с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, и взысканием алиментов на несовершеннолетних детей.
Принятие Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. повлекло за собой внесение изменений и дополнений в Семейный кодекс. Тем не менее ряд возникших несоответствий остался неустраненным.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" от 27 июня 1998 г. должен быть принят федеральный закон, определяющий порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и порядок пользования этим банком. Правительству Российской Федерации необходимо принять постановления, определяющие:
порядок передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;
порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением;
порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства*(87).
В Государственной Думе третьего созыва продолжилась работа по непосредственному обеспечению прав и интересов семьи, женщин и детей, направленная на поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения этих категорий населения, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики.
Приоритетными направлениями деятельности депутатов были и остаются:
обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей;
развитие образования и воспитания детей;
улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детьми;
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
Депутатам за время работы в Госдуме третьего созыва удалось обеспечить значительное улучшение в этой сфере: повышение размеров пособий, своевременность текущей выплаты ежемесячных пособий на детей, динамичное сокращение задолженности по выплате пособий.
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и других социальных выплат" с 1 января 2001 г. (впервые с 1997 года!) были повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В целях совершенствования механизма предоставления ежемесячного пособия на ребенка и своевременной его выплаты в 2001 г. шли подготовка и принятие важнейших нормативных документов. Была закреплена граница среднедушевых доходов для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (на уровне 100% регионального прожиточного минимума);
В результате принятых мер в течение 2001 г. улучшилась ситуация с выплатой пособий на детей. За 2001 г. в целом по Российской Федерации задолженность сократилась на 6,8 млрд. рублей (с 23,9 млрд. рублей на 1 января 2001 г. до 17,1 млрд. рублей на 1 января 2002 г.).
С 1 января 2002 г. повышены размеры пособий:
по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными - со 100 до 300 рублей;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - со 100 до 300 рублей;
единовременного пособия при рождении ребенка - с 1500 до 4500 рублей;
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 200 до 500 рублей.
Депутаты активно заботятся о наименее защищенных категориях граждан. Их работа в Госдуме позволит существенно увеличить социальную поддержку семей при рождении ребенка в части повышения уровня доходов семей с малолетними детьми, объективно находящихся в наиболее сложной жизненной ситуации по причине отвлечения одного из родителей от трудовой деятельности в связи с рождением и уходом за ребенком, а также будет играть важную роль в решении двух стратегических задач: снижения бедности семей с детьми, прежде всего молодых, и улучшения демографической ситуации.
В перспективе потребуется дать ответы на вопросы, которые начинает ставить жизнь, например, как детально урегулировать отношения в связи с суррогатным материнством и т.д. Такие проблемы до их законодательного разрешения нуждаются в тщательном взвешенном изучении и широком обсуждении.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]