[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

1. Состояние законодательства в области культуры

Принятые за последние годы правовые нормативные акты не в полной мере регламентируют публичные отношения социально-культурной сферы. Обновление законодательства после принятия Конституции Российской Федерации идет, но не настолько интенсивно, чтобы решить все проблемы. Этот процесс сдерживается нечеткостью разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, отсутствием единства в подходах к решению главных задач по охране и защите прав человека, реализации возможностей по возрождению и развитию национальных культур, языка, самобытности наций и народностей. Нормативные акты, принятые за последние годы по вопросам защиты прав и интересов граждан на уровне Российской Федерации, должны послужить основанием для издания соответствующих актов субъектов Федерации, отправной точкой в их законотворчестве по вопросам регулирования социально-культурной сферы, естественно, в рамках их полномочий.
Наметившиеся тенденции развития законодательства в социально-культурной сфере высветили и проблемы, связанные с реализацией уже принятого законодательства и разработкой проектов новых законов.
Верховенство публичного интереса в социально-культурной сфере необходимо законодательно закрепить на федеральном уровне и в актах субъектов Российской Федерации в областях: государственной политики по улучшению положения детей и профилактике безнадзорности, охраны здоровья населения, повышения качества фундаментального образования, государственной поддержки различных форм научного творчества, научного, духовного и художественного возрождения России. Но законодательство субъектов Российской Федерации не должно дублировать положения, уже закрепленные центром, они должны отражать особенности социального, экономического, национального и иного характера, присущие только конкретному региону. В актах субъектов Российской Федерации целесообразно освещать формы как государственного, так и общественного контроля. Также необходимо установить границы коммерциализации социально-культурной сферы в виде государственных гарантий прав и интересов граждан. Субъект Российской Федерации несет обязанность по обеспечению в регионе того социального минимума, который закреплен основными законами России.
Анализ нормотворчества Федерации и субъектов Российской Федерации показывает, что "центр тяжести" законопроектной работы в социально-культурной сфере целесообразно перенести в регионы.
Принятые в последнее время федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации в социально-культурной сфере необходимо систематизировать и кодифицировать, с тем чтобы создать стройную, внутренне согласованную и удобную для пользования систему актов. Кодификация федерального законодательства могла бы создать базу и для кодификации регионального законодательства. Законотворчество в регионах, таким образом, отражало бы социально-экономические и национальные особенности субъектов Российской Федерации, обеспечивало связь актов между собой и с федеральным законодательством.
В программы законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации могли бы войти следующие проекты законов: в области культуры - об охране историко-культурного наследия, о днях национальных культур, о поддержке развития и сохранения культуры, о народных и художественных промыслах, о статусе народного умельца; в области образования - о социальном статусе учителя, о системе внешкольного образования, о муниципальной системе образования, о военно-патриотическом воспитании школьников, о поддержке профессионального образования; в области науки - о науке и научной деятельности, о государственной поддержке молодых ученых и аспирантов, о правовом статусе временных творческих коллективов, о социальной защите учащихся и студентов; в области здравоохранения - о системе здравоохранения, о муниципальной системе здравоохранения, о медико-социальных учреждениях, о медико-социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и работы; в области туризма и отдыха - о туристической деятельности, о физической культуре и спорте, об особом статусе мест отдыха населения.
Систематизация и кодификация региональных нормативных правовых актов в социально-культурной сфере будут служить и одним из направлений развития регионального законодательства. Необходимость подготовки отраслевых законов с учетом в них специфики регионов и национальных отношений продиктована разнородностью правовых актов на уровне как Российской Федерации, так и самих субъектов Российской Федерации.
В период с 1994 г. по настоящее время Государственной Думой было принято, Советом Федерации одобрено и Президентом Российской Федерации подписано более 350 законов, направленных на урегулирование социальных проблем России. Достойное место среди них занимают и законы, относящиеся к области культуры. Это - итог активной и плодотворной работы всех участников законодательного процесса в деле заполнения еще открытых ниш в рассматриваемом секторе правового поля Российской Федерации.
Развитие законодательства - процесс хотя и непрерывный, тем не менее, неравномерный. Он проходит определенные этапы, объективно обусловленные как внутренним состоянием общества, так и влиянием международных условий. В данном случае можно выделить два этапа в развитии российского законодательства о культуре.
До 1993 г. процессы демократизации в России, начатые перестройкой, имели еще не очень обширное юридическое обоснование. Законодательный орган - Верховный Совет РСФСР - работал на основании Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в период 1989-1993 гг. Верховным Советом РСФСР и Съездом народных депутатов РСФСР), в которой проблема прав человека в области культуры была представлена как одно из важнейших завоеваний социализма. Именно в тот период был принят целый ряд базовых законов в сфере культуры, закрывших былые зияющие пробелы правового поля России. Именно тогда были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и целый ряд других законов, которые с соответствующими изменениями действуют и сегодня.
Основанием законодательной деятельности служили также собственные постановления Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и постановления Правительства СССР или РСФСР.
Кроме того, с 3 января 1976 г. для СССР вступил в силу Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, согласно которому каждое государство, подписавшее документ, не только признает права каждого человека на социальное обеспечение и, в частности, на культурное развитие и доступ к ценностям культуры, но и обязуется принять все, в том числе законодательные, меры для постепенного полного осуществления прав на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых данный гражданин является, без какой бы то ни было дискриминации*(95). Однако потребовалось около 20 лет, чтобы положения Пакта стали в достаточно полной мере реализовываться в российском законодательстве. Да и сейчас проблем в отношении, в частности реального обеспечения прав гражданина на доступ к ценностям культуры, остается не меньше.
В 90-е годы наступает новый этап развития российского законодательства. Связано это, прежде всего с двумя важнейшими факторами.
Первый из них - принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, свобода совести, свобода вероисповедания; каждый имеет право на свободный труд и на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, пользование родным языком; на свободный выбор языка общения, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Новый Основной Закон стал мощным стимулом развития и демократизации всего российского законодательства. Если до 1993 г. было принято и вступило в силу порядка 10 законов в области культуры, то после этого рубежа - до 30 законов, регулирующих вопросы культуры напрямую и около двух десятков кодексов и законов, регулирующих эти вопросы косвенно.
Законодательство развивалось не только на основе действовавшей правовой базы, но и с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 1994-2003 гг. В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в 2000 г. отмечалось, что "социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры".
Конкретные задачи развития сферы культуры ставились и в Посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации о бюджетной политике, в постановлении Правительства Российской Федерации о программах социально-экономического развития на период 1996-2000 гг. и в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В качестве важнейшей в них ставилась задача - принятие законодательных мер по реальному обеспечению конституционных норм о праве каждого гражданина на образование, на охрану здоровья, на доступ к культурным ценностям, на благоприятную окружающую среду и другие права, которые пока во многом остаются необеспеченными, прежде всего из-за кризисного состояния российского общества, сложнейших экономических проблем, недостаточного финансирования социальной сферы, низкого уровня жизни большинства россиян.
Второй фактор связан с гораздо большей открытостью России миру, активным включением в международную жизнь, вступлением в целый ряд международных организаций, что стимулировало приведение российского законодательства в соответствие с международными требованиями и нормами. В связи с этим, в частности, был принят целый ряд ратификационных законов. Федеральным законом от 04.11.95 N 163-ФЗ была ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, согласно которой Россия обязуется выполнять все заложенные в Конвенции нормы относительно соблюдения прав и свобод человека в области культуры, образования, здравоохранения. Для Российской Федерации она вступила в силу с 11.08.98. В 1996 г. в России были приняты федеральные законы от 23.02.96 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и N 20-ФЗ "О присоединении к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему". В 1998 г. вступил в силу федеральный закон от 30.03.98 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней". С 01.12.98 вступила в силу для Российской Федерации Конвенция о защите национальных меньшинств, подписанная 01.02.95 в Страсбурге и ратифицированная Федеральным Собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 18.06.98 N 84-ФЗ).
В целом за последние годы в развитии законодательства в сфере культуры было сделано немало. Можно даже говорить об определенном прогрессе, чему в немалой степени способствовала и активная деятельность соответствующих комитетов Государственной Думой всех трех созывов.
Сфера культуры тесно связана со всеми сферами общественной жизни. Ее развитие невозможно рассматривать в отрыве от экономики как базы развития общества. Поэтому федеральные законы и указы Президента Российской Федерации о повышении размеров заработной платы, пенсий, пособий на детей, стипендий и т.п. также в определенной мере можно рассматривать как направленные на расширение возможности доступа российских граждан к ценностям культуры, поскольку они призваны повысить их жизненный уровень.
Что касается общего состояния законодательства непосредственно в сфере культуры, то здесь картина представляется следующей.
Главным в этой области стал Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 09.10.92 N 3612-1. Закон определил, что задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
В законе определены область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность, право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, понятие культурного достояния народов Российской Федерации, обязанности государства в области культуры,
Закон установил также компетенции федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры; порядок приватизации в области культуры, финансирования культуры и культурной деятельности, особенности предпринимательской деятельности государственных и муниципальных организаций культуры. Законом определен также порядок материально-технического обеспечения культуры, внешнеэкономической деятельности, трудовых отношений и принципы оплаты труда работников культуры, социальной защиты работников культуры, культурного сотрудничества с соотечественниками за рубежом и ответственность за нарушение законодательства о культуре.
Но жизнь идет вперед, и целый ряд положений и норм данных Основ уже не соответствует нынешним реалиям. Поэтому сегодня в Государственной Думе идет работа над новой редакцией данного закона.
Законом от 23.06.99 N 115-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" с 1 января 2000 г. гарантировано право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцати лет. Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими восемнадцати лет, осуществляется в пределах финансовых средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.
Закон Российской Федерации от 07.07.93 N 5341-1 "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах" регулирует вопросы формирования, организации, хранения, учета, использования архивов и архивных фондов и управления ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства. Законом определены полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам архивного дела. Закон устанавливает, что в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации производится на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России.
Законом определены также государственная и негосударственная части Архивного фонда Российской Федерации, порядок создания архивов, передачи права собственности на архивы, защиты права собственности на архивы, государственного управления архивным делом в Российской Федерации; система Государственной архивной службы России, порядок финансового и материально-технического обеспечения органов и учреждений системы Государственной архивной службы России, а также государственного попечения над негосударственными архивами, контроля за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, участия общественных и религиозных объединений и организаций в развитии архивного дела, хранения документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, правила комплектования архивов, государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, использования архивных документов, ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах и порядок международного сотрудничества в области архивного дела.
Другим важным юридическим актом стал Закон РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18.01.85). Он регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах патриотического воспитания трудящихся. Памятниками истории и культуры, отмечается в законе, являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Закон определяет виды памятников истории и культуры, государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры и государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры, участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры, организацию государственного учета и использования памятников истории и культуры, а также порядок их реставрации и ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Крупным шагом в развитии законодательства Российской Федерации о культуре стало принятие Закона от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Он определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации и распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации. В законе дается определение Музейного фонда Российской Федерации как части культурного наследия народов Российской Федерации. Закон определяет состав Музейного фонда, его государственный каталог, состав государственной и негосударственной частей Музейного фонда, формы собственности на них, формы государственной поддержки и контроля за состоянием государственной части Музейного фонда. В законе описаны и порядок учреждения государственных и негосударственных музеев, виды деятельности музеев, лицензирования их деятельности, обеспечение доступности Музейного фонда, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде и музеях.
Этот закон также нуждается в определенных дополнениях, и потому сейчас в нижней палате парламента идет работа над специальным законопроектом, в котором должны быть урегулированы вопросы в отношении государственных музеев-заповедников.
Закон Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" направлен на сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации. Он определяет компетенцию государственных органов регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за их вывозом и ввозом; порядок предоставления права вывоза культурных ценностей, проведения государственной экспертизы культурных ценностей, порядок их временного ввоза и вывоза, право собственности на вывозимые культурные ценности, порядок использования культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и правоохранительными органами; предотвращения приобретения государственными хранилищами незаконно вывезенных из других государств, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей, а также истребования культурных ценностей из незаконного владения, формы ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.
В определенной степени его продолжением стал Федеральный закон от 15.04.98 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с указанными ценностями. Его основными целями являются:
создание необходимых правовых условий для реального обращения культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны;
обеспечение интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности;
предоставление возможности для ознакомления с культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры;
создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры. Закон действует в отношении всех культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, независимо от того, в чьем фактическом владении они находятся, а также от обстоятельств возникновения такого фактического владения.
Законом определены не подлежащие передаче ценности, условия возможной передачи перемещенных ценностей бывшим владельцам, установлены основы международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей Российской Федерации, а также порядок реализации закона. Отметим, что некоторые из норм данного закона признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Дальнейшим развитием этого закона стал закон от 25.05.2000 N 70 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений и дополнений была связана с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Теперь закон приведен в соответствие с решением Конституционного Суда. В законе отмечается, что он действует в отношении определенных в нем перемещенных культурных ценностей, независимо от того, в чьем фактическом владении они находятся. Уточняется состав перемещенных культурных ценностей. Закон расширяет возможности государств, подвергшихся оккупации со стороны Германии и ее союзников во Второй мировой войне, возвращения их культурных ценностей, оказавшихся на территории Российской Федерации. В частности, это касается сроков возможного заявления претензий заинтересованным государством в отношении принадлежавших ему культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации.
Закон также устанавливает, что перемещенные культурные ценности, не востребованные заинтересованным государством либо физическими или юридическими лицами указанного государства на основе вступившего в силу судебного решения, зачисляются в специальный фонд (реестр) культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности Российской Федерации, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности. Положение о таком фонде (реестре) утверждается Правительством Российской Федерации.
Важным нормативным актом в условиях углублявшегося в середине 90-х годов социально-экономического кризиса в стране явился и Федеральный закон 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии", фактически спасший российскую кинематографию от полного развала. Закон установил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок ее государственной поддержки. В законе определены принципы государственной политики в области кинематографии:
признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы;
ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии;
создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии.
Законом определены основные понятия, употребляемые в нем, в том числе понятие "национальный фильм"; меры государственной поддержки кинематографии, формы ее поддержки со стороны государства, порядок государственного финансирования кинематографии, создания и проката фильмов; налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности организаций кинематографии, особенности и порядок приватизации организаций кинематографии и порядок вступления закона в силу и действия его отдельных статей.
Заметное место в правовом регулировании отношений в сфере культуры занимает Закон Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ). Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Законом определены используемые в нем основные понятия (автор, исполнитель и т.д.), подробно урегулированы нормы авторского права (сфера действия; произведения, являющиеся объектами авторского права, соавторство, имущественные права; право доступа к произведениям изобразительного искусства; использование произведения с согласия и без согласия автора; сроки действия авторского права, авторский договор и т.д.).
Закон устанавливает также сферу действия смежных прав, субъектов смежных прав, права организации эфирного вещания, права организации кабельного вещания, сроки действия смежных прав; цели, организацию и функции коллективного управления имущественными правами. Кроме того, законом установлены гражданско-правовые и иные меры защиты авторских прав и смежных прав. Вместе с тем этот закон также требует конкретизации и определенного улучшения, что стало предметом специальной работы законодателей, целью которой является внесение изменений и дополнений как в данный нормативный акт, так и в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Закон от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" урегулировал наиболее общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Закон стал правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Закон от 29.12.94 N 78-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки и постоянного хранения обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение.
Над законопроектами о внесении изменений и дополнений в эти два закона в Государственной Думе сегодня также идет активная работа.
15.01.99 вступил в действие Федеральный закон от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", призванный способствовать решению важной государственной задачи сохранения, возрождения и развития этого подлинного достояния России, одной их важных форм народного творчества. Согласно закону органы государственной власти Российской Федерации, ее субъекты принимают целевые программы, способствуют осуществлению инвестиционных проектов, устанавливают льготы по налогам и тарифам на продукцию и услуги естественных монополий, а также порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране, осуществляют меры по поддержке посредством бюджетных кредитов, содействуют обучению и подготовке работников. В законе отмечается, что органы местного самоуправления вправе предоставлять организациям и мастерам народных художественных промыслов льготы по местным налогам.
25.06.2002 принят Федеральный закон N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Закон направлен на урегулирование отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и реализацию; конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Закон имеет также целью реализацию права народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Предметами регулирования закона являются:
1) отношения, возникающие в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
3) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке к объектам федеральной собственности;
4) порядок создания и ведения единого Государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
5) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кроме перечисленных законов, отношения в области культуры, затрагивающие вопросы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и учреждений культуры, охраны сохранения культурного наследия, социального обеспечения работников сферы культуры находят свое отражение и в целом ряде других законодательных актов Российской Федерации.
07.02.2003 принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации" N 22-ФЗ, который приводит Патентный закон в соответствие с Конституцией Российской Федерации, с международными соглашениями и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Законопроект учитывает интересы как работодателей, так и исполнителей. В частности, согласно законопроекту, если исполнителем получен результат, имеющий изобретательское значение, он обязан обратить на это внимание работодателя. Последний в течение четырех месяцев должен принять решение об оформлении патента и известить об этом исполнителя. В противном случае право подать заявление на патент переходит к исполнителю. Законопроект также решает вопросы оплаты труда и использования изобретений.
Это, прежде всего, целый ряд кодексов Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации рассмотрены вопросы изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе и некоммерческих; общих принципов оборота недвижимости; к объектам гражданских прав отнесены результаты интеллектуальной деятельности.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях - вопросы административной ответственности за нарушение законов "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Об авторском праве и смежных правах", а также за контрабанду культурных ценностей.
В Уголовном кодексе Российской Федерации установлены правовые нормы об ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации рассмотрены вопросы в части правового обеспечения сохранения исторически населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды.
В Земельном кодексе Российской Федерации рассмотрены отношения в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации имеются нормы, касающиеся проблем культуры, в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки целевых бюджетных фондов, долгосрочных федеральных целевых программ.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ.
В Таможенном кодексе Российской Федерации зафиксированы льготы на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметы искусства.
Вопросы развития культуры затрагивают также такие нормативные правовые акты Российской Федерации как ежегодные законы о федеральном бюджете Российской Федерации, разделе "Культура и искусство".
Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 19.07.98), предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, в том числе в отношении деятельности творческих союзов и иных общественных организаций в сфере культуры.
Федеральный закон от 25.09.99 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 12.05.2000), в частности, регулирует отношения в плане лицензирования работ по проектированию и производству работ по охране и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описанию и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 08.07.99), в частности, регулирует и правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры.
Федеральный закон от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в частности, устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков.
Федеральный закон от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности (в том числе в области культуры), определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Благотворительная деятельность определяется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Вместе с тем этот закон не решает всех юридических вопросов, касающихся негосударственной поддержки сферы культуры и деятельности работников культуры и искусства. Поэтому законодатели сегодня работают над специальным законопроектом, который должен урегулировать вопросы о меценатах и меценатстве.
Согласно закону от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Закон от 17.06.96 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации (как формы национально-культурного самоопределения, представляющего собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры), создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Закон устанавливает права национальной автономии, систему национальной автономии, определяет порядок учреждения и регистрации культурно-национальной автономии, порядок обеспечения права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка, национальной культуры, а также финансово-экономические основы национально-культурной автономии.
Законом РСФСР от 25.10.91 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 24.07.98) определено, что языки народов Российской Федерации являются национальным достоянием Российского государства, находятся под его защитой, что государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.
Закон направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации положений закона.
В Российской Федерации, подчеркивается в законе, недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.
Закон от 24.05.99 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в статьях 17 и 18 определяет формы поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соотечественников в области культуры, языка и образования, а также в области информации. Это - всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, использование российских культурных центров в иностранных государствах; оказание помощи культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, различного рода ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников; создание необходимых условий для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством теле- и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации и многое другое.
Федеральный закон от 04.07.96 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" создает условия для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, а также интересы, права и свободы физических и юридических лиц при международном информационном обмене. В частности, в нем регулируются и отношения в части оборота информационных ресурсов (библиотеки, архивы, фонды).
Кроме перечисленных законов некоторые вопросы отношений в области культуры были урегулированы другими нормативными актами.
В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в части, касающейся объектов историко-культурного наследия (пункт 3 раздела 1 приложения 1) указано, что объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В Указе Президента Российской Федерации от 26.11.94 N 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения" (в ред. от 20.01.97 N 15) отмечается, что в целях активизации экономических преобразований и привлечения инвестиций всферу реставрации объектов исторического и культурного наследия народов Российской Федерации Президент Российской Федерации предоставил возможность принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о приватизации недвижимых объектов исторического и культурного наследия, отнесенных к категории памятников истории и культуры местного значения, за исключением культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного недвижимого имущества религиозного назначения. При этом названные объекты, приватизируются с обязательным условием их содержания новыми собственниками в надлежащем порядке, в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Помимо рассмотренных законов и других нормативных актов за последние годы был принят также ряд законов о ратификации международных договоров и соглашений, которые также затрагивают проблемы культуры. Это, в частности, Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.
Такова в целом картина действующего российского законодательства в области культуры.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]