[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

2. Некоторые приоритетные направления совершенствования законодательного обеспечения обороны РФ

Комплексный анализ эффективности наработанного массива законодательных актов в военной сфере позволяет наметить некоторые направления дальнейшего совершенствования военного законодательства и высказать ряд рекомендаций в этой области.
По нашему мнению, принятие федерального закона, регламентирующего весь процесс военного строительства как единого целого, связующего между собой различные, в том числе правовые, административные, экономические аспекты взаимоотношений субъектов военного строительства, приобретает с позиций обеспечения национальной безопасности государственное значение.
Целесообразно поставить вопрос о разработке проекта федерального закона о военном строительстве в Российской Федерации, объединяющего положения Федерального закона "Об обороне", законопроекта "О военной реформе" и Концепции государственной политики по военному строительству на период до 2005 г. В этом законопроекте можно было бы определить основные приоритеты военного строительства, инфраструктуру военной организации России, рациональные уровни финансирования задач военной безопасности. Такой подход отвечает опыту других стран. Так, в США задачи законодательного обеспечения военного строительства детально регламентированы в специальном законе Николса-Голдуотера, принятом в 1986 г.
Очевидно, что закон, регламентирующий единый процесс военного строительства, определяющий общие основы, принципы и направления военного строительства в Российской Федерации, формы и способы его осуществления, должен иметь статус кодификационного акта, что подчеркивало бы его приоритет над другими законами и нормативными актами "военного" пакета.
Особую важность сегодня приобретает совершенствование нормативно-правовой базы финансово-экономического обеспечения военного строительства. Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за ходом исполнения оборонного бюджета далеко не в полной мере соответствует проблемам развития Вооруженных Сил и действующему законодательству в области обороны и безопасности. Особого внимания заслуживает вопрос о совершенствовании структуры оборонного бюджета, что можно было бы реализовать в законе "О военном бюджете".
В системе правового обеспечения военного строительства в России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе. Основными задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и их реальное исполнение. Принятые законодательные акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в процессе разработки бюджета зачастую не берутся в расчет и соответствующее финансирование не предусматривается. Невозможность реализации декларированных прав и льгот нагнетает социальную напряженность среди военнослужащих. В этом плане серьезной проблемой, требующей законодательных решений, является социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности Вооруженных Сил и других войск.
Следовало бы рассмотреть возможность получения финансовых средств не только за счет оборонного бюджета, но и из внебюджетных источников финансирования, например, за счет реализации военного имущества, техники и вооружения, а также продуктов их утилизации; средств от экономической деятельности органов военного управления - подрядных работ, аренды, других договоров, связанных с недвижимостью; возвращения другими странами долгов за поставленное СССР оружие, военное снаряжение и технику; международных программ гуманитарного сотрудничества; ценных бумаг, выпушенных для замены денежных средств, полагающихся военнослужащим при увольнении в запас в качестве разовых пособий. Механизмы привлечения внебюджетных средств целесообразно отработать и принять специальным федеральным законом "О социальной защите военнослужащих".
На наш взгляд, принципиально важно, чтобы на базе таких основополагающих государственных документов, как Концепция национальной безопасности и военная доктрина, формировался весь пакет "военных" законов. Зарубежный опыт подтверждает эту позицию. В США закон "О национальной безопасности" действует с 1947 г.
Законопроект о доктрине национальной безопасности Российской Федерации может быть сформирован на базе Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24. В рамках этого закона могут быть утверждены первоочередные федеральные и региональные программы, определяющие бюджетную политику России в области национальной безопасности. Они могли бы стать основными критериями формирования оборонного бюджета.
Проект федерального закона о военной доктрине Российской Федерации может развить механизмы реализации военной доктрины, подготовленной к утверждению Указом Президента Российской Федерации. В этом законопроекте можно было бы уточнить положения принятых федеральных законов, предусматривающих создание других войск, воинских формирований и военных органов, и привести их в полное соответствие со статьей 87 Конституции Российской Федерации. При этом необходимо дополнить пакет военных законов федеральным законом "О Вооруженных Силах", разработка которого предусмотрена пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороне".
В интересах развития оборонного комплекса необходимо предусмотреть также более акцентированное законодательное обеспечение государственной программы вооружения. Ее следовало бы утвердить федеральным законом, как это делается во всех развитых странах. В законе "О государственной программе вооружения" должна быть предусмотрена система приоритетов, определены ответственные приоритетные программы, предусмотрена система их подконтрольности Федеральному Собранию.
В рамках законодательного обеспечения международных аспектов военной безопасности качественно новое международно-правовое оформление могло бы получить создание всеобъемлющих европейских структур безопасности, перевод на договорную основу партнерства России и НАТО, замедление процесса расширения НАТО за счет предоставления двусторонних гарантий безопасности странам Восточной Европы и Балтии. При этом с позиции решения первостепенных задач военной безопасности России целесообразно в сжатые сроки выработать и ратифицировать широкомасштабное соглашение (договор) с НАТО, предусматривающее адаптацию НАТО к новым геополитическим условиям, превращение этого блока в организацию, ориентированную на предотвращение и урегулирование кризисов, коллективное миротворчество строго по мандату Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, развитие сотрудничества с Россией в военно-технической сфере, включая использование российских стандартов вооружений. В рамках этого соглашения при необходимости в последующем можно было бы внести ряд уточнений в действующие договорные и нормативные акты, в том числе в договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений и об обычных вооружениях в Европе, а также в Заявление о выводе тактического ядерного оружия.
Приоритетным направлением законодательного обеспечения военной безопасности в современной геополитической обстановке является обязательное развитие согласованных законодательных и нормативно-правовых механизмов функционирования системы коллективной безопасности и военно-интеграционных процессов России со странами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и двусторонних соглашений.
Особое место в законодательном обеспечении военной безопасности должно занять законодательство в области ядерной безопасности. Первые шаги в данном направлении сделаны, однако эта работа еще далека от завершения. Следовало бы в сжатые сроки разработать новый закон о социальной защите граждан, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, проживающих в районах их расположения и оказавшихся в районе ядерных аварий. Требуется и разработка законов "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" и "О декларировании объектов ядерной энергетики". Эти законодательные акты позволят сформировать государственную систему мер обеспечения ядерной безопасности России.
Имеющийся положительный опыт согласованной работы над блоками законопроектов президентских и правительственных структур, профильных комитетов палат Федерального Собрания, экспертов государственных и общественных организаций позволяет начать практическую деятельность по совершенствованию пакета военных законопроектов.
При конструктивном сотрудничестве всех ветвей государственной власти вполне возможно в сжатые сроки создать более эффективную законодательную базу в области обороны Российской Федерации.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]