[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
2. Некоторые приоритетные направления совершенствования законодательного
обеспечения обороны РФ
Комплексный анализ эффективности наработанного массива законодательных
актов в военной сфере позволяет наметить некоторые направления дальнейшего
совершенствования военного законодательства и высказать ряд рекомендаций
в этой области.
По нашему мнению, принятие федерального закона, регламентирующего
весь процесс военного строительства как единого целого, связующего
между собой различные, в том числе правовые, административные, экономические
аспекты взаимоотношений субъектов военного строительства, приобретает
с позиций обеспечения национальной безопасности государственное
значение.
Целесообразно поставить вопрос о разработке проекта федерального
закона о военном строительстве в Российской Федерации, объединяющего
положения Федерального закона "Об обороне", законопроекта
"О военной реформе" и Концепции государственной политики
по военному строительству на период до 2005 г. В этом законопроекте
можно было бы определить основные приоритеты военного строительства,
инфраструктуру военной организации России, рациональные уровни финансирования
задач военной безопасности. Такой подход отвечает опыту других стран.
Так, в США задачи законодательного обеспечения военного строительства
детально регламентированы в специальном законе Николса-Голдуотера,
принятом в 1986 г.
Очевидно, что закон, регламентирующий единый процесс военного строительства,
определяющий общие основы, принципы и направления военного строительства
в Российской Федерации, формы и способы его осуществления, должен
иметь статус кодификационного акта, что подчеркивало бы его приоритет
над другими законами и нормативными актами "военного"
пакета.
Особую важность сегодня приобретает совершенствование нормативно-правовой
базы финансово-экономического обеспечения военного строительства.
Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения,
утверждения, исполнения и контроля за ходом исполнения оборонного
бюджета далеко не в полной мере соответствует проблемам развития
Вооруженных Сил и действующему законодательству в области обороны
и безопасности. Особого внимания заслуживает вопрос о совершенствовании
структуры оборонного бюджета, что можно было бы реализовать в законе
"О военном бюджете".
В системе правового обеспечения военного строительства в России
важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению
социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы,
что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований на контрактной основе. Основными
задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма
реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим
законодательством, в частности Федеральным законом "О статусе
военнослужащих", и их реальное исполнение. Принятые законодательные
акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с
военной службы, и членам их семей в процессе разработки бюджета
зачастую не берутся в расчет и соответствующее финансирование не
предусматривается. Невозможность реализации декларированных прав
и льгот нагнетает социальную напряженность среди военнослужащих.
В этом плане серьезной проблемой, требующей законодательных решений,
является социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению
в связи с сокращением численности Вооруженных Сил и других войск.
Следовало бы рассмотреть возможность получения финансовых средств
не только за счет оборонного бюджета, но и из внебюджетных источников
финансирования, например, за счет реализации военного имущества,
техники и вооружения, а также продуктов их утилизации; средств от
экономической деятельности органов военного управления - подрядных
работ, аренды, других договоров, связанных с недвижимостью; возвращения
другими странами долгов за поставленное СССР оружие, военное снаряжение
и технику; международных программ гуманитарного сотрудничества;
ценных бумаг, выпушенных для замены денежных средств, полагающихся
военнослужащим при увольнении в запас в качестве разовых пособий.
Механизмы привлечения внебюджетных средств целесообразно отработать
и принять специальным федеральным законом "О социальной защите
военнослужащих".
На наш взгляд, принципиально важно, чтобы на базе таких основополагающих
государственных документов, как Концепция национальной безопасности
и военная доктрина, формировался весь пакет "военных"
законов. Зарубежный опыт подтверждает эту позицию. В США закон "О
национальной безопасности" действует с 1947 г.
Законопроект о доктрине национальной безопасности Российской Федерации
может быть сформирован на базе Концепции национальной безопасности,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января
2000 г. N 24. В рамках этого закона могут быть утверждены первоочередные
федеральные и региональные программы, определяющие бюджетную политику
России в области национальной безопасности. Они могли бы стать основными
критериями формирования оборонного бюджета.
Проект федерального закона о военной доктрине Российской Федерации
может развить механизмы реализации военной доктрины, подготовленной
к утверждению Указом Президента Российской Федерации. В этом законопроекте
можно было бы уточнить положения принятых федеральных законов, предусматривающих
создание других войск, воинских формирований и военных органов,
и привести их в полное соответствие со статьей 87 Конституции Российской
Федерации. При этом необходимо дополнить пакет военных законов федеральным
законом "О Вооруженных Силах", разработка которого предусмотрена
пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороне".
В интересах развития оборонного комплекса необходимо предусмотреть
также более акцентированное законодательное обеспечение государственной
программы вооружения. Ее следовало бы утвердить федеральным законом,
как это делается во всех развитых странах. В законе "О государственной
программе вооружения" должна быть предусмотрена система приоритетов,
определены ответственные приоритетные программы, предусмотрена система
их подконтрольности Федеральному Собранию.
В рамках законодательного обеспечения международных аспектов военной
безопасности качественно новое международно-правовое оформление
могло бы получить создание всеобъемлющих европейских структур безопасности,
перевод на договорную основу партнерства России и НАТО, замедление
процесса расширения НАТО за счет предоставления двусторонних гарантий
безопасности странам Восточной Европы и Балтии. При этом с позиции
решения первостепенных задач военной безопасности России целесообразно
в сжатые сроки выработать и ратифицировать широкомасштабное соглашение
(договор) с НАТО, предусматривающее адаптацию НАТО к новым геополитическим
условиям, превращение этого блока в организацию, ориентированную
на предотвращение и урегулирование кризисов, коллективное миротворчество
строго по мандату Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, развитие сотрудничества
с Россией в военно-технической сфере, включая использование российских
стандартов вооружений. В рамках этого соглашения при необходимости
в последующем можно было бы внести ряд уточнений в действующие договорные
и нормативные акты, в том числе в договоры о сокращении стратегических
наступательных вооружений и об обычных вооружениях в Европе, а также
в Заявление о выводе тактического ядерного оружия.
Приоритетным направлением законодательного обеспечения военной безопасности
в современной геополитической обстановке является обязательное развитие
согласованных законодательных и нормативно-правовых механизмов функционирования
системы коллективной безопасности и военно-интеграционных процессов
России со странами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности
от 15 мая 1992 года и двусторонних соглашений.
Особое место в законодательном обеспечении военной безопасности
должно занять законодательство в области ядерной безопасности. Первые
шаги в данном направлении сделаны, однако эта работа еще далека
от завершения. Следовало бы в сжатые сроки разработать новый закон
о социальной защите граждан, осуществляющих деятельность в области
ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения,
проживающих в районах их расположения и оказавшихся в районе ядерных
аварий. Требуется и разработка законов "О возмещении ядерного
ущерба и ядерном страховании" и "О декларировании объектов
ядерной энергетики". Эти законодательные акты позволят сформировать
государственную систему мер обеспечения ядерной безопасности России.
Имеющийся положительный опыт согласованной работы над блоками законопроектов
президентских и правительственных структур, профильных комитетов
палат Федерального Собрания, экспертов государственных и общественных
организаций позволяет начать практическую деятельность по совершенствованию
пакета военных законопроектов.
При конструктивном сотрудничестве всех ветвей государственной власти
вполне возможно в сжатые сроки создать более эффективную законодательную
базу в области обороны Российской Федерации.
[an error occurred while processing the directive]
|
|