[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
3. Формирование правовой базы в борьбе с коррупцией
Важнейшей задачей в деле обеспечения безопасности страны является
борьба с коррупцией. После распада СССР власти Российской Федерации,
провозгласив принцип демократии и правового государства в качестве
одной из основ проводимой политики, объявили решительную войну такому
негативному и опасному явлению для государства и общества, каковой
является коррупция в системе государственной власти и управления.
4 апреля 1992 г. был принят специальный Указ Президента Российской
Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной
службы".
Указ был принят в целях усиления борьбы с коррупцией на период до
принятия закона о государственной службе Российской Федерации. В
нем обращает на себя внимание факт отсутствия понятия "коррупция".
В нем говорится лишь о том, что данное явление (коррупция) в органах
власти и управления ущемляет конституционные права граждан, подрывает
демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность
государственного аппарата.
Для борьбы с коррупцией Указом предписывались следующие действия.
1. Руководителям органов власти и управления провести в 1992 г.
аттестацию всех государственных служащих для укрепления государственного
аппарата с целью предотвращения коррупции.
2. Запретить служащим государственного аппарата:
а) заниматься предпринимательской деятельностью;
б) оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим
и юридическим лицам с использованием своего служебного положения
в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это
вознаграждение, услуги и льготы;
в) выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства,
а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников,
а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного
органа, в котором он состоит на службе (исключением в этом запрете
являются научная, преподавательская и творческая деятельность);
г) самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении
акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью
или иными хозяйственными субъектами.
Нарушение вышеперечисленных требований по указу влечет освобождение
от занимаемой должности и иную ответственность.
Указом установлено для государственных служащих обязательное предоставление
при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом
и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также
об обязательствах финансового характера.
Непредставление таких сведений или умышленное представление недостоверной
информации является согласно указу основанием для отказа в назначении
на должность. С ужесточением требований к государственным служащим
Указ вместе с тем предписывает Правительству Российской Федерации
внести предложения, предусматривающие гарантии социальной защищенности
государственных служащих, а также нормативы компенсационных выплат,
соразмерных условиям свободного рынка и режиму государственной службы.
Указом предусмотрено создание внебюджетного фонда за счет средств
от реализации ценностей и предметов, конфискованных на основании
решений судов на законном основании. Средства этого фонда должны
направляться на развитие материально-технической базы и социальной
сферы судов, органов внутренних дел, безопасности, прокуратуры,
Государственного комитета по антимонопольной политике и т.д. Надзор
за выполнением указа возложен на Контрольное управление администрации
Президента Российской Федерации. Следует обратить внимание на тот
факт, что к этому времени еще не были четко сформулированы конституционные
основы правовой системы Российской Федерации. На начальном этапе
разработки находились такие основополагающие акты, какими являются
Уголовный кодекс, закон о государственной службе Российской Федерации
и другие, на основе которых возможна реальная борьба с коррупцией.
Попытки законодательного регулирования борьбы с коррупцией связаны
с деятельностью Государственной Думы.
Одним из первых, кто внес на рассмотрение Госдумы проект закона
о борьбе с коррупцией, был Комитет Государственной Думы по безопасности,
возглавляемый В.И.Илюхиным. Подготовленный им проект закона имеет
несколько версий, он дополнялся и изменялся в результате замечаний
при обсуждении (например, замечания, содержащиеся в письме Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. МПр-1850). Одна такая
переработанная версия проекта Федерального закона "О борьбе
с коррупцией" была внесена на рассмотрение Государственной
Думой 12 ноября 1997 г. Госдума трижды принимала данный закон, и
трижды он был отклонен Советом Федерации. С четвертой попытки барьер
Совета Федерации был преодолен, но Президент наложил вето. Взамен
отклоненного проекта Президент внес на рассмотрение в Госдуму свой
проект закона "О борьбе с коррупцией". Однако 9 сентября
1998 г. президентский проект был отклонен Госдумой в первом чтении.
Каковы основные положения этого проекта федерального закона "О
борьбе с коррупцией"?
В проекте закона под коррупцией понимаются не предусмотренное законом
принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами,
уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами,
приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных
с ним возможностей (продажность), а также подкуп данных лиц путем
противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами
указанных благ и преимуществ.
Под государственными функциями в проекте понимаются предметы ведения,
отнесенные Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами
субъектов Российской Федерации к полномочиям государства, его органов
и лиц, занимающих государственные должности.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти
либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции в государственных органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании проекта
закона несут ответственность все должностные лица, занимающие государственные
должности категории "А", а также должностные и иные лица,
уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица,
приравненные к ним.
Государственная должность категории "А" включает лицо,
занимающее особо ответственное положение, т.е. лицо, находящееся
на государственной должности, которая устанавливается Конституцией
Российской Федерации, или федеральными законами, или уставами субъектов
Российской Федерации.
К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:
государственные служащие в соответствии с Федеральным законом "Об
основах государственной службы Российской Федерации", а также
должностные лица, получающие денежное вознаграждение из бюджетной
системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных
фондов, создаваемых органами государственной власти; лица, занимающие
соответствующие должности в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях, создаваемых в предусмотренном
законом порядке; должностные лица государственных хозяйствующих
субъектов или хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная
доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
или муниципальных образований составляет не менее половины; помощники
выборных лиц, занимающих государственные должности категории "А",
получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской
Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых
органами государственной власти; народные и присяжные заседатели
в судах, а также иные граждане, участвующие в отправлении правосудия;
лица, в установленном законом порядке постоянно или временно участвующие
в выполнении государственных функций на общественных началах либо
в порядке частной деятельности. К лицам, уполномоченным на выполнение
государственных функций, также приравниваются: лица, избранные в
органы местного самоуправления; служащие, постоянно или временно
работающие (проходящие службу) в органах местного самоуправления
и получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской
Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых
органами государственной власти либо органами местного самоуправления;
должностные лица муниципальных хозяйствующих субъектов; руководящий,
преподавательский состав образовательных учреждений и командно-начальствующий
состав военно-учебных заведений; лица, в установленном законом порядке
постоянно или временно участвующие в выполнении функций местного
самоуправления на общественных началах либо в порядке частной деятельности;
граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве
кандидатов на занятие выборных государственных должностей и в качестве
кандидатов в члены выборных органов государственной власти, а также
выборных органов местного самоуправления. К числу субъектов коррупционных
правонарушений относятся также физические и юридические лица, противоправно
предоставляющие имущественные и неимущественные блага и преимущества
лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или
лицам, приравненным к ним.
По проекту закон является актом прямого действия применительно к
дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности
за правонарушения, связанные с коррупцией. Согласно проекту закона
органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют
право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные
правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие
Конституции РФ и настоящему закону.
Борьба с коррупцией и создание условий для неподкупности лиц осуществляются
на основе: обеспечения четкой правовой регламентации деятельности
системы органов государственной власти, законности и гласности такой
деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
усовершенствования структуры государственного аппарата, кадровой
работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав
и законных интересов физических и юридических лиц; недопустимости
для должностных лиц органов государственной власти занимать должности
в органах управления хозяйствующих субъектов, в том числе на безвозмездной
основе и т.д.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры,
внутренних цел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной
службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы.
Лица, которые претендуют на выполнение государственных либо приравненных
к ним функций, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства
сведения: о доходах (личных и супруга); о личном имуществе и об
имуществе, составляющем общую, совместную собственность, супругов,
которое входит в объект налогообложения, в том числе находящемся
за пределами территории Российской Федерации; о вкладах в банковских
учреждениях, в том числе за пределами территории Российской Федерации;
о ценных бумагах, законными владельцами которых они являются; о
своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или
учредителя оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли участия
в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных
организаций; о задолженности на сумму свыше ста минимальных размеров
оплаты труда; об иных обязательствах финансового характера, в том
числе за пределами территории Российской Федерации и т.п.
Непредставление либо представление недостоверных сведений в случае,
если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния,
является основанием для отказа в наделении лица соответствующими
полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от
выполнения функций. Сведения о размерах и об источниках доходов
лиц, занимающих государственные должности категории "А",
подлежат ежегодной публикации в официальных изданиях. В том же порядке
должны быть опубликованы сведения о доходах лиц, претендующих на
занятие государственных должностей категории "А" при выдвижении
их кандидатур.
Банковские учреждения обязаны проинформировать соответствующие налоговые
инспекции об открытии счетов хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности или о финансовых операциях своих клиентов
- физических лиц на сумму, в течение тридцати дней двухсоткратно
превысившую минимальный размер оплаты труда, в пятидневный срок
- со дня открытия счетов или выявления соответствующих финансовых
операций. Ведение в банковских учреждениях счетов на предъявителя
запрещается.
Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам,
приравненным к ним, запрещается занимать другие должности, а также
запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору:
на всех иностранных предприятиях, в иностранных учреждениях, организациях
или на всех предприятиях, в учреждениях, организациях с иностранными
инвестициями; в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях,
организациях различных организационно-правовых форм и общественных
объединениях в Российской Федерации, деятельность которых подконтрольна,
подотчетна органу, в котором указанные лица состоят на службе, если
иное прямо не предусмотрено законом. Лицам, которые занимают государственные
должности категории "А" и порядок назначения или избрания
которых регулируется Конституцией Российской Федерации, запрещаются
любые оплачиваемые совместительство, работа по договору; указанным
лицам не запрещается заниматься оплачиваемой творческой, научной,
преподавательской, лечебной деятельностью, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица,
приравненные к ним, не могут занимать должности, находящиеся в прямой
подчиненности, подконтрольности либо подотчетности должностям, занимаемым
их близкими родственниками или свойственниками (родителями, супругами,
братьями, сестрами, детьми, а также братьями, сестрами, родителями
и детьми супругов), за исключением прямо установленных законодательством
Российской Федерации случаев.
Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам,
приравненным к ним, запрещается принимать участие в подборе и назначении
на должности лиц, которые являются их близкими родственниками или
свойственниками, или каким-то иным образом влиять на этот процесс.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие
деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций,
или лиц, приравненных к ним:
использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета
и связей для вмешательства в деятельность других государственных
и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий
указанных лиц и не предусмотрено законом; использование своего статуса
при решении вопросов, затрагивающих личные интересы указанных лиц
либо интересы их близких родственников или свойственников; оказание
неправомерного предпочтения физическим или юридическим лицам при
подготовке и принятии решений; участие в качестве поверенных физических
или юридических лиц в делах органа, в котором лица, уполномоченные
на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к
ним, состоят на службе, либо по делам органов, подчиненных указанным
лицам, либо по делам органов, деятельность которых указанные лица
контролируют; использование в личных или групповых интересах информации,
полученной при выполнении государственных функций, если данная информация
не подлежит официальному распространению;
несвоевременное доведение или доведение в неполном объеме информации
физическим юридическим лицам о правовых актах, регулирующих их взаимоотношения
с лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций,
или лицами, приравненными к ним; необоснованный отказ в информации
физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также
задержка, передача недостоверной или неполной информации; требование
от физических и юридических лиц информации, предоставление которой
этими лицами не предусмотрено законом; передача государственных
или муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные
фонды отдельных кандидатов или общественных объединений; использование
финансовых и материальных ресурсов других физических и юридических
лиц в собственных интересах либо в интересах других лиц, уполномоченных
на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним;
нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений
физических и юридических лиц, а также порядка решения иных вопросов,
находящихся в компетенции лиц, уполномоченных на выполнение государственных
функций, или лиц, приравненных к ним; дарение подарков и оказание
неслужебных услуг материального характера вышестоящим официальным
лицам, за исключением символических знаков внимания и символических
сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других
азартных играх денежного или иного имущественного характера; передача
финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным
фондам, государственным или муниципальным хозяйствующим субъектам,
а также хозяйствующим субъектам, суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований
в которых составляет не менее половины; искусственное создание препятствий
физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской
деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую
деятельность, а также на контроль за ней. Совершение лицами, уполномоченными
на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными
к ним, какого-либо из указанных выше правонарушений, если оно не
содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение
в установленном законом порядке одного из дисциплинарных взысканий:
понижение в должности, отстранение от должности.
Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния лиц, уполномоченных
на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:
принятие за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения
в виде денег, услуг и в иных формах от государственных органов,
предприятий, учреждений и организаций, в которых указанные лица
не выполняют соответствующие функции, а также от негосударственных
организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное
не предусмотрено законом.
Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на
выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему,
без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи
с выполнением соответствующих функций в нарушение требований настоящего
подпункта, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению
в федеральный бюджет с представлением письменного объяснения об
обстоятельствах поступления таких средств; принятие подарков или
услуг в связи с исполнением государственных или приравненных к ним
функций либо от лиц, зависимых по службе, за исключением символических
знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных
и иных официальных мероприятий. Общая стоимость полученных в течение
года указанных подарков и услуг не может превышать двух минимальных
размеров оплаты труда.
Подарки или услуги, поступившие без ведома указанного лица, а также
подарки, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций,
подлежат безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд
в семидневный срок или по желанию лица, к которому они поступили,
и с согласия вышестоящего должностного лица - выкупу из указанного
фонда по рыночным розничным ценам, действующим в Российской Федерации
на момент выкупа. Вырученные денежные средства специальный государственный
фонд перечисляет в федеральный бюджет;
принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические,
лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических
и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации,
за исключением поездок: по приглашению близких родственников за
их счет, осуществляемых в соответствии с международными договорами
Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между
государственными органами Российской Федерации и государственными
органами иностранных государств за счет средств соответствующих
государственных органов и (или) международных организаций, осуществляемых
с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа
управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных,
творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет
средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том
числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности общественных
объединений по приглашениям их иностранных партнеров;
неиспользование в личных, групповых и иных неслужебных интересах
предоставляемых им для выполнения государственных функций помещений,
средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных
средств или государственного имущества в случаях, если это не предусмотрено
законом и наносит ущерб государственным или муниципальным интересам;
использование не предусмотренных законом преимуществ в получении
кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных
функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки
и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и
иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических
и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо
связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных
функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок
безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки
в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг,
которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления
денежных средств в федеральный бюджет.
Под членами семьи понимаются лица, состоящие в близких родственных
отношениях с лицом, уполномоченным на выполнение государственных
функций, или лицом, приравненным к нему, и иные лица, совместно
с ним проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций,
или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений,
если такое правонарушение не содержит признаков уголовно наказуемого
деяния, влечет наложение одного из вышеупомянутых дисциплинарных
взысканий.
Незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат конфискации
по решению суда.
Физические лица, предоставившие лицам, уполномоченным на выполнение
государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконные
материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги в случаях,
если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния
и если не было вымогательства, наказываются судом в административном
порядке.
Не подлежат ответственности физические и юридические лица, предоставившие
лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или
лицам, приравненным к ним, незаконные материальное вознаграждение,
подарки, льготы либо услуги и добровольно заявившие об этом в правоохранительные
органы в течение семи дней.
Во всех случаях необоснованного обогащения лиц, уполномоченных на
выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним,
в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество
подлежит обращению, а стоимость незаконно предоставленных услуг
- взысканию в доход государства.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, других государственных
органов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений,
организаций, не принимающие в пределах своих полномочий меры в отношении
подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных
с коррупцией, либо принимающие указанные меры с нарушением закона,
либо не представляющие соответствующую информацию в налоговую инспекцию
по месту жительства, при отсутствии признаков уголовно наказуемого
деяния наказываются судом в административном порядке.
Некоторые ограничительные антикоррупционные меры предусматривает
Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской
Федерации" от 18 февраля 1999 г. Однако отсутствие в законе
механизмов и процедур реализации заложенных в нем норм не позволяет
обеспечить его действенность.
[an error occurred while processing the directive]
|
|