[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

4. Квалификация коррупции по Уголовному кодексу РФ

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (действует с 1 января 1997 г.) содержит ряд составов преступления, относящихся к коррупции.
Прежде всего коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: 174 - легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; 285 - злоупотребление должностными полномочиями; 290 - получение взятки; 291 - дача взятки; 292 - служебный подлог.
Кроме того, к коррупционным преступлениям в форме подкупа относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: пункты "а" и "б" части второй статьи 141; статьи 184, 204, 210 - в случае организации или участия в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 174, частями второй, третьей и четвертой статьи 290, частью второй статьи 291; статьями 290, 304; частями первой и четвертой статьи 309.
К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: статья 145.1, пункт "в" части второй статьи 159, пункт "в" части второй статьи 160, статья 164 - в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения; статья 170, пункт "б" части третьей статьи 188 - при наличии корыстной или иной личной заинтересованности), статьи 201, 202, 203 - при наличии корыстной или иной личной заинтересованности; части третьей статьи 210 - в случае организации или участия в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 174, частями второй и третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, частью третьей статьи 287, пунктом "в" части второй статьи 221, пунктом "в" части второй статьи 226, пунктом "в" части второй статьи 229, статьями 285, 286 и 288 при наличии корыстной или иной личной заинтересованности; статьями 289, 292.
К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: статья 174 - в случаях приобретения соответствующих денежных средств или иного имущества в результате совершения любого из коррупционных преступлений; статья 175 - в случаях приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого в результате совершения любого из коррупционных преступлений, статья 316 - в случае заранее не обещанного укрывательства преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 290.
Особо следует сказать о части 1 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, закрепленной в Гражданском кодексе Российской Федерации. По своей юридической природе это специальный вид должностного злоупотребления в сфере государственного регулирования экономической деятельностью. В соответствии со статьями 23 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, а гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Общественная опасность воспрепятствования законной предпринимательской деятельности определяется тем, что данное деяние ограничивает конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Конституции Российской Федерации), а также наносит ущерб авторитету органов государственной власти, в компетенцию которых входит регулирование экономической деятельностью.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за различные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. К ним относятся: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности; уклонение от регистрации либо от выдачи специального разрешения; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; ограничение самостоятельности указанных субъектов экономической деятельности; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является преступлением с формальным составом.
Поскольку рассматриваемое деяние относится к специальному виду должностного злоупотребления, то обязательным признаком объективной стороны является использование должностным лицом своего служебного положения. Это - способ, с помощью которого совершается само деяние. Он определяется тем, что должностное лицо использует предоставленные ему законом права и полномочия вопреки интересам службы.
Отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности образует состав преступления в том случае, если в служебную компетенцию должностного лица входило право такой регистрации или выдачи лицензии. Рассматривая этот вид преступлений, необходимо установить, что должностное лицо обязано было произвести такую регистрацию или выдать лицензию. Только в этом случае отказ образует состав преступления. Отказ - это в данном составе преступления активное поведение, поэтому он должен быть конкретным, четко выраженным. При этом не имеет значения, в письменной или в устной форме он выражен должностным лицом. Важно одно - отказ должен быть неправомерным. Уклонение от регистрации либо от выдачи лицензии - это бездействие. Поэтому в такой ситуации особенно важно установить следующие признаки:
а) в служебную компетенцию соответствующего должностного лица входила обязанность совершить указанные действия (регистрацию либо выдачу лицензии);
б) должностное лицо имело реальную возможность эти действия совершить;
в) должностное лицо уклоняется от их совершения.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо сознает, что, используя служебные полномочия, своими действиями или бездействием воспрепятствует законной деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и желает воспрепятствовать такой деятельности.
Субъект специальный - должностные лица органов государственной власти и управления или местного самоуправления. Их определение дано в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет квалифицирующий признак: причинение крупного ущерба. Предусмотрев крупный ущерб как квалифицирующий признак, законодатель не дал ему легального толкования. По аналогии с другими нормами, определяющими ответственность в сфере экономики, ущерб, причиненный индивидуальному предпринимателю, следует признавать крупным, если его размер в 200 раз превышает минимальный размер оплаты труда, а коммерческой организации - в 500 раз превышающий минимальный размер оплаты труда.
Применяя статью 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что норма этой статьи конкурирует с нормами статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 17 Уголовного кодекса Российской Федерации совокупность преступлений здесь отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Если же отказ в регистрации или выдаче лицензии сопутствует требованию взятки, то это образует идеальную совокупность преступлений, предусмотренных статьей 169 и пунктом "в" части 4 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Аналогичная квалификация будет иметь место, если уклонение от регистрации или выдачи лицензии вынудило предпринимателя либо представителя коммерческой организации дать взятку должностному лицу органа государственной власти или управления.
Следующий элемент коррупции проявляется в регистрации незаконных сделок с землей.
Статья 170 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет признаки трех специальных видов должностных преступлений, которые могут иметь место в сфере землепользования и землевладения. Совершая действия, предусмотренные статьей 170 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностное лицо использует свое служебное положение вопреки интересам службы. Регистрируя незаконные сделки с землей либо занижая размер платежей за землю, должностное лицо злоупотребляет своим служебным положением либо превышает свои служебные полномочия.
Коррупция часто имеет место при наличии такого преступления, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Статья 174 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет ответственность за использование в экономической деятельности денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Закон называет такие действия легализацией, или отмыванием.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, регулирующие кредитно-денежное обращение в сфере экономической деятельности. Обязательным признаком состава является предмет преступления. Это - денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. Денежные средства могут иметь рублевое или валютное выражение. Имущество может быть движимым или недвижимым.
Легализация указанных средств и имущества лицом с использованием своего служебного положения будет иметь место, если субъектом преступления является должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Следовательно, совершение указанных действий собственником имущества, предпринимателем или служащим организации надо квалифицировать по части 1 статьи 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, а совершение этих же действий лицом, управляющим организацией, - по части 2 статьи 174 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Основным элементом коррупции следует назвать злоупотребление служебными полномочиями.
Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Объективная сторона данного преступления, таким образом, заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье личных, общественных и государственных интересов. Следовательно, объективная сторона злоупотребления включает три обязательных признака: а) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения указанных в кодексе правоохраняемых интересов; в) причинная связь между использованием служебного положения и наступлением одного или нескольких последствий.
Под использованием служебных полномочий следует понимать совершение виновным деяния, которое формально находится в пределах его служебной компетенции. Введение в Уголовного кодекса Российской Федерации признака "использование служебных полномочий" вместо признака "использование должностного положения" положило конец многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке понятия "использование должностного положения". Новый Уголовный кодекс 1996 г. однозначно решил эти споры в пользу узкого понимания данного признака анализируемого преступления, поскольку никаких принципиальных отличий между злоупотреблением властью или должностным положением нет. В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" подчеркивалось, что должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо было наделено в силу занимаемой должности.
Распространенными формами злоупотребления служебными полномочиями практика признает обман контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений и, в первую очередь, хищения имущества, а также недостачу товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций или незаконную передачу его в пользование коммерческих структур, приватизированных предприятий либо отдельных лиц, извлечение имущественной выгоды за счет государственной или иной собственности, но без ее изъятия и обращения в свою пользу.
Своеобразной формой использования служебных полномочий является попустительство конкретным преступлениям со стороны должностного лица. Субъективная сторона злоупотребления служебными полномочиями характеризуется умышленной виной. Лицо сознает, что использует свои служебные полномочия во вред интересам службы, предвидит, что в результате этого правоохраняемым интересам может быть причинен существенный вред, и желает его причинить либо сознательно допускает его причинение. В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления Уголовного кодекса Российской Федерации указывает корыстную или иную личную заинтересованность.
Под корыстной заинтересованностью применительно к злоупотреблению должностными полномочиями следует понимать стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия государственного или иного чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или в пользу других лиц. Корыстная заинтересованность может проявиться также в действиях должностного лица, направленных на освобождение от платежей либо иного расходования личных средств, на незаконное получение выгод за счет личного имущества граждан и т.п.
Иная личная заинтересованность понимается как стремление должностного лица извлечь путем использования служебного положения выгоду неимущественного характера. Содержание ее могут составить такие побуждения, как протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимных услуг личного характера, приукрашивание действительного положения, поддержка влиятельных лиц, сокрытие своей некомпетентности и т.п.
Согласно статье 7 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность компаний, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности для отдельных из них. Подобное вмешательство государственных органов в лице должностных лиц может выражаться:
в необоснованных ограничениях на создание новых предприятий в какой-либо сфере деятельности, а также запретах на осуществление отдельных видов деятельности;
необоснованных препятствиях деятельности предприятий;
необоснованном предоставлении одной или нескольким компаниям льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим компаниям, работающим на рынке того же товара;
запретах на продажу товаров из одного региона России в другой или иных ограничениях прав предприятий на продажу товаров;
даче предприятиям указаний о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договора.
Запрещаются и признаются недействительными любые соглашения между органами исполнительной власти либо с предприятиями, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и/или ущемление интересов организаций или граждан, в том числе о повышении, снижении или поддержании цен; разделе рынка по какому-либо принципу; об ограничении доступа на рынок или устранении с него хозяйствующих субъектов (статья 8 закона "О конкуренции").
Обнаружив злоупотребления, антимонопольный орган вправе потребовать у должностного лица устранить нарушения. У федерального антимонопольного органа широкие полномочия: он принимает решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, обращается в суд с заявлениями о таких нарушениях и участвует в рассмотрении таких дел, а также направляет в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства (статья 12 закона "О конкуренции").
В соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации за "ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности" уголовную ответственность несет любое физическое лицо, в том числе чиновники всех категорий.
Следующим элементом коррупции следует назвать превышение должностных полномочий.
Статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет это преступление как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона преступления, таким образом, включает три необходимых признака: а) действие должностного лица, явно выходящее за пределы предоставленных ему служебных полномочий; б) общественно опасные последствия в виде перечисленных в данной статье нарушений; в) причинная связь между выходом лица за пределы полномочий и наступившими последствиями.
Формой совершения данного преступления может быть только действие. Превышение полномочий заключается в таких действиях должностного лица, которые выходят за рамки его служебной компетенции и совершаются вопреки интересам службы. В связи с этим по каждому делу о превышении служебных полномочий необходимо точно определить их рамки, обратившись для этого к правовому акту, устанавливающему их содержание и пределы. Для определения факта выхода должностного лица за пределы предоставленных ему полномочий следует выяснить ряд обстоятельств: а) какой именно правовой акт регламентирует полномочия данного лица; б) какие положения этого акта конкретно были нарушены и в чем это нарушение состояло. Отсутствие правовой регламентации полномочий лица, отсутствие либо неустановление правового документа, который определял бы его права и полномочия, означает, что в действиях данного должностного лица нет состава этого преступления.
Одним из необходимых условий ответственности за превышение служебных полномочий является наличие связи между совершенными лицом действиями и его должностными обязанностями. Следует установить, что лицо вышло за пределы полномочий в процессе или в связи с выполнением своих служебных функций.
Закон Российской Федерации "Об основах государственной службы", принятый Государственной Думой 5 июля 1995 г., содержит прямой запрет государственным служащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности.
Разглашение чиновником коммерческой тайны, ставшей ему известной в процессе осуществления властных полномочий, является формой коррупции. Согласно закону об основах госслужбы чиновник имеет право получать любую информацию, необходимую для исполнения его должностных обязанностей. Законодательству России известно большое количество разнообразных "тайн". Так, согласно Указу Президента Российской Федерации N 188 от 6 марта 1997 г. тайну помимо прочих составляют:
служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, на который ссылается указ, поясняется, что информация составляет тайну (служебную или коммерческую) в том случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Разновидностями таких тайных сведений считаются банковская и налоговая тайна. Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале организации и о нарушениях законодательства о налогах и мерах ответственности за эти нарушения.
Другим элементом коррупции следует назвать факт получения взятки, предусмотренный в статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Получение взятки, дача взятки представляют собой достаточно распространенные формы коррупции. Опасность получения и дачи взятки обусловливается тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованными хищениями имущества, легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, незаконным изготовлением оружия и т.д.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве" указывалось, что в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативного явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений и организаций, оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальной справедливости. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).
Получение взятки - самое тяжкое из этих преступлений. Особая опасность его заключается в том, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы преступлений, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.
В Уголовном кодексе Российской Федерации это преступление определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Объективная сторона получения взятки, таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.
Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка. Уголовный кодекс Российской Федерации раскрывает содержание предмета взятки как деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.
В указанном постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате. В приведенном Пленумом Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы взимания взяток, как получение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов.
Закон об основах госслужбы в статье 11 определяет, что под "иным имуществом и выгодами имущественного характера" следует понимать подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц.
В условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности, в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве "специалистов", "консультантов" и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.д.
Уголовный кодекс Российской Федерации говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя через посредника. Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.
Использование виновным служебного положения за взятку трактуется в Уголовном кодексе Российской Федерации трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям, либо как общее покровительство или попустительство по службе.
Первая форма, наиболее распространенная на практике, представляет собой совершение виновным за взятку действий, которые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномочий (для руководителя - прием на работу и увольнение), или несовершение (непроведение) ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач.
Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, т.е. связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом.
Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя, либо оказывает ему покровительство, или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее. Получение взятки по своей природе является специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив.
Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (часть 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации, или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Особо квалифицированными видами получения взятки Уголовный кодекс Российской Федерации считает: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взятки (часть 4 статьи 190 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следует подчеркнуть, что получение взятки госслужащим категории "А" или главой органа местного самоуправления является отягчающим обстоятельством этого вида преступления наряду с такими классическими видами отягчающих обстоятельств, как получение взятки группой лиц, неоднократно, с вымогательством, в крупном размере.
Крупный размер взятки непосредственно определен в Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно ему крупным размером взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент совершения преступления (примечание к статье 190 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Еще одним элементом коррупции следует назвать факт дачи взятки, предусмотренный в статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.
Субъективная сторона дачи взятки выражается только прямым умыслом. Виновный сознает, что он передает взятку или предоставляет выгоду имущественного характера должностному лицу за совершение последним действий (или воздержание от них) в пользу взяткодателя с использованием должностных полномочий и желает передать взяткополучателю незаконное вознаграждение для удовлетворения своих интересов.
Уголовный кодекс РФ устанавливает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) при наличии вымогательства взятки со стороны должностного лица; 2) при наличии добровольного заявления взяткодателя о факте дачи взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело (примечание к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вымогательство - это "требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо умышленно поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов" (комментарий Генеральной прокуратуры к Уголовному кодексу Российской Федерации).
Помимо дачи взятки наказуема "попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа" (статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следующим элементом коррупции следует считать служебный подлог, предусмотренный в статье 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации определяет это преступление как внесение должностным лицом, а также государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Обязательным признаком служебного подлога является предмет преступления - официальный документ. Под официальными документами принято понимать письменные акты, удостоверяющие конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составленные надлежащим образом и содержащие необходимые реквизиты. Объединяет официальные документы при всем их разнообразии тот факт, что они порождают для использующего их определенные юридические последствия. Предметом подлога можно считать и частные документы при условии, что они находятся в ведении государственных организаций.
Суть подлога состоит во внесении в официальные документы ложных сведений. При этом в подлинном документе фиксируются не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Содержание же его является фиктивным, а включаемые в него данные - ложными. Другой формой, образующей объективную сторону, является внесение в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание.
Субъектом данного преступления могут быть три категории лиц: 1) должностные лица; 2) государственные служащие; 3) служащие органа местного самоуправления.
Опосредованная форма коррупции - ведение чиновником предпринимательской деятельности. При обнаружении подобных нарушений, как и в тех случаях, когда "должностное лицо имеет в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосует посредством принадлежащих ему акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества или общества" (статья 9 закона "О конкуренции"), федеральный антимонопольный орган может потребовать от провинившегося чиновника восстановить первоначальное положение либо расторгнуть договор, заключение которого повлекло нарушение закона (статья 22 закона "О конкуренции").
Этот же закон запрещает совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, что, по сути, представляет собой функциональное объединение госоргана и коммерческой организации в одно предприятие. Кстати, аналогичный запрет содержится и в законах "Об акционерных обществах" от 26 января 1995 г. и "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г., где говорится, что "государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом".
Следующий элемент коррупции - халатность.
Это преступление определяется в статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо законных интересов общества или государства. Объективную сторону халатности составляют три необходимых признака: 1) невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; 2) преступное последствие в виде существенного нарушения одного или нескольких законных прав и интересов; 3) причинная связь между деянием (действием или бездействием) по службе и нарушением указанных в законе прав и интересов.
Халатность может выражаться как в действии, так и в бездействии.
Следует особо выделить преступления, которые совершаются работниками правосудия при выполнении возложенных на них функций. К их числу следует отнести: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (статья 299 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное освобождение от уголовной ответственности (статья 300 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (статья 301 Уголовного кодекса Российской Федерации); принуждение к даче показаний (статья 302 Уголовного кодекса Российской Федерации); вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (статья 305 Уголовного кодекса Российской Федерации); квалифицированный вид фальсификации доказательств (часть 2 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Другой элемент коррупции - это факты воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (статья 294 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Данное преступление представляет собой различные способы воздействия на судей, присяжных для того чтобы добиться вынесения неправосудного приговора, решения или определения, помешать суду объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. Конкретными формами воздействия могут быть просьбы, уговоры, различные формы понуждения судей к вынесению неправосудного акта, к одностороннему рассмотрению дела. Понуждение может соединяться с угрозами судье либо членам его семьи.
Другой формой совершения данного преступления (часть 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации) является вмешательство в любой форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью воспрепятствования надлежащему расследованию дела.
Субъективная сторона выражается только в прямом умысле. Виновный осознает, что он вмешивается в деятельность суда по отправлению правосудия либо прокурора, следователя или лица, производящего дознание, и желает помешать осуществлению правосудия, деятельности прокурора и других указанных в законе лиц.
Квалифицирующим признаком считается вмешательство в осуществление правосудия либо законную деятельность лиц, указанных в части 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации, или совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации). Налицо особый вид злоупотребления служебными полномочиями. Лицо использует для оказания воздействия на судей или иных работников органов правосудия, перечисленных в законе, возможности, вытекающие из его положения. Это может осуществляться двояко: указанные в законе работники правосудия находятся в прямом или косвенном подчинении виновного (к примеру, он является работником управления или ведомства юстиции, вышестоящей прокуратуры или службы системы МВД России, либо ответственным работником властных либо управленческих структур, от которых зависит, хотя бы и косвенно, назначение и освобождение соответствующего работника органа правосудия, его продвижение по службе и т.п.). Должностное лицо, занимающее высокое положение, например депутат Государственной Думы, может также, используя свой авторитет, связи и т.п., воздействовать на соответствующего работника системы правосудия.
Особо следует сказать о самих государственных должностях. Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы" 1995 г. государственные должности разделяются на три категории: "А", "Б" и "В".
Государственные должности категории "А" устанавливаются Конституцией Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральными законами и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнении полномочий государственных органов. По статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации к государственным должностям категории "А" относятся лица, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Перечень этих должностей содержится в Указе Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г.
К ним относятся:
Президент Российской Федерации;
Председатель Правительства Российской Федерации;
первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
федеральный министр;
Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в иностранном государстве;
постоянный представитель Российской Федерации при международной организации или в иностранном государстве;
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации;
член комитета Совета Федерации;
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета Государственной Думы;
председатель подкомитета комитета Государственной Думы;
член комитета Государственной Думы;
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации;
судья Конституционного Суда Российской Федерации;
Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
судья Верховного Суда Российской Федерации;
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Генеральный прокурор Российской Федерации;
секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
Уполномоченный по правам человека;
руководитель высшего госоргана исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
Председатель Счетной палаты;
заместитель Председателя Счетной палаты;
аудитор Счетной палаты;
Председатель Центрального Банка Российской Федерации;
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, замещающий должность на постоянной основе;
председатель Федерального суда;
заместитель председателя Федерального суда;
судья Федерального суда.
Государственные должности категории "Б" учреждаются законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А".
Государственные должности категории "В" учреждаются самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
В редакции статей Уголовного кодекса Российской Федерации лица, занимающие государственные должности категорий "Б" и "В", - это "должностные лица", выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации. В этот перечень следует включить и присяжных заседателей в судах, а также представителей общественности, официально привлекаемых к осуществлению властных полномочий. Однако при этом следует подчеркнуть, что руководители или члены общественных объединений и партий с точки зрения Уголовного кодекса Российской Федерации чиновниками не считаются, и, следовательно, к уголовной ответственности их могут привлекать лишь за "преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В прессе и юридической литературе встречаются утверждения о том, что на сегодняшний день в законодательстве России, включая уголовное, не содержится каких-либо запретов и ответственности российских государственных служащих категории "А" на ведение предпринимательской деятельности одновременно с занятием государственной должности.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]