[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

6. Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом

Анализ имеющихся публикаций показывает, что хотя проблемам терроризма посвящена значительная литература, на сегодняшний день отсутствует единая общепринятая правовая трактовка понятия терроризма как социально-политического явления общественной жизни.
Исследователи относят его к наиболее неоднозначным и многоплановым, отмечая большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, что объясняется сложностью феномена терроризма, его многоаспектностью и исторической изменчивостью. Так, Генеральная Ассамблея ООН приняла более 10 резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать единообразного определения терроризма.
В научных исследованиях терроризм понимается и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество, компромиссы с противодействующей стороной и отражающий наиболее агрессивные установки субъекта, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях - общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы.
Некоторые ученые трактуют терроризм достаточно широко - как угрозу насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, а также международные преступления, совершаемые посредством насилия и устрашения.
Широкое понимание этого общественно опасного явления дает Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", где говорится, что терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений (статья 3).
Существует и много других характеристик терроризма, например, уяснение содержания терроризма через составляющие его элементы. При этом обязательными компонентами терроризма в научной литературе называют следующие его признаки:
политическая мотивация террористической деятельности, осуществление ее в определенных политических целях;
целенаправленное использование насилия или угрозы его применения в качестве основного метода своей стратегии для запугивания, формирования в обществе чувства страха;
"идейный абсолютизм", убеждение в обладании единственной высшей, окончательной истины, уникального рецепта "спасения" своего народа или даже всего человечества.
Большой разброс мнений в определении терроризма наблюдается среди западных исследователей этого феномена.
Так, в фундаментальном оксфордском справочнике "Политический терроризм" указывается, что политическому терроризму, по мнению опрошенных респондентов, свойственно: насилие (83%); связь с политикой (65%); устрашение, террор (51%); угроза (47%); систематичность акций (30%).
Этимология слов "террор" и "терроризм" восходит к значению: "страх", "ужас" в переводе с латинского. Дословный перевод раскрывает не само понятие террора, а лишь его прямое следствие на эмоциональном уровне. Со временем в понятие "террор" стали вкладывать не только значение прямого насилия, а сам процесс, который вызывает страх и ужас.
В толковом словаре В.И.Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма - устрашать смертью, казнью, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия, творить расправу жесткими карательными мерами, истязаниями, расстрелами и т.д.
В связи с многообразием толкования некоторые исследователи предлагают различать понятие "терроризм" в узком и в широком смыслах слова.
В самом широком смысле оно обозначает все многообразие методов борьбы, связанных с использованием и выдвижением на первой план различных форм насилия или угрозы его применения: это и нелегальная подрывная деятельность, и государственный террор, геноцид и репрессии, а также открытая насильственная форма диктатуры и практика разовых политических покушений, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на органы власти. При этом учитывается весь комплекс его составляющих - террористических групп и организаций, идеологий и доктрин.
В узком смысле это понятие употребляется, главным образом в отношении нелегальных террористических актов.
Терроризм как многогранный феномен обладает чрезвычайно сложной структурой, его различные формы переплетаются и часто смыкаются между собой.
В научных исследованиях широкое распространение получили различные классификации форм и видов современной террористической деятельности.
Рассматривая в качестве критерия цели, мотивы, идеологическую платформу насильственных проявлений в различных сферах общественной жизни, а также учет субъектов экстремистской деятельности, в отечественной и зарубежной литературе выделяются следующие его разновидности.
Государственный терроризм, опирающийся на мощь государственных институтов и репрессий, характерен, как правило, для стран с авторитарным режимом правления.
В зависимости от объектов воздействия он имеет внешнюю направленность, включающую осуществление государством насилия в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств и внутреннюю направленность, состоящую в применении насилия к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти.
Международный терроризм, затрагивающий в той или иной степени международные отношения, осуществляется на территории нескольких государств.
Политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, должностных лиц и отдельных граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и разжигание национальной и социальной вражды.
Экономический экстремизм направлен на устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов.
Экстремизм в области культуры, ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием, и в других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры граждан.
Экстремизм в области экологических отношений выступает против эффективной государственной природоохранительной политики, научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.
Выделяются также такие виды терроризма, как:
организационно-групповой, связанный с деятельностью политических образований, экстремистских групп или сообществ, и индивидуальный экстремизм, содержанием которого являются действия экстремистов-одиночек;
социальный (или внутригосударственый);
"левый" и "правый";
революционный и контрреволюционный;
военный и криминальный (уголовный, терроризм организованных преступных сообществ);
идеологический;
информационно-психологический и др.
Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статьи 13, 29).
Аналогичную формулировку содержат статья 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статья 9 Федерального закона "О политических партиях". Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.
Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (статьи 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 Уголовного кодекса и др.).
Например, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Федеральный Закон "О борьбе с терроризмом" определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
В федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.
К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г. "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики";
Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан";
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" и др.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это:
Закон г. Москвы от 15 января 1997 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы";
Закон Московской области от 25 октября 1999 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области";
Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга";
Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" и др.
Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику.
Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму*(97).

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]