[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

7. Система законодательства

Результатом законотворческой деятельности парламента является система законодательства Российской Федерации.
Система законодательства - это определенная совокупность нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности той или иной национальной правовой системы. Другими словами, это внешнее выражение системы права в четких, формально определенных актах - документах.
Система законодательства формируется в длительном процессе разработки правовых норм, обнародования их в официальных актах и систематизации этих актов, имеет сложную структуру. В.Д.Перевалов и В.И.Леушин в зависимости от критериев выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную структуры законодательства.
Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования. На базе данных критериев вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права: конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское право - гражданское законодательство, административное право - административное законодательство и т.д.
Вертикальная структура законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе. На вершине системы нормативных правовых актов Российской Федерации находится Конституция, ниже - законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти.
В федеративной структуре законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации (конституции, законы и иные нормативные правовые акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
Кроме названных элементов в структуру законодательства входят также блоки нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы общественной жизни - комплексное законодательство. К нему относятся лесное, водное, земельное, экологическое, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов)*(8).
Стремительный темп законотворчества в условиях реформ породил ряд острых противоречий в системе законодательства Российской Федерации. Действующее законодательство России пока не является системным. В нем действуют акты бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовые, "сталкиваются" акты разного уровня - законы, акты Президента, Правительства, субъектов Федерации. Велико число ведомственных актов. Много коллизий возникает между законами Федерации и ее субъектов.
Не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению "внутренней логики" отраслей законодательства. Большое число противоречий, несогласованностей внутри единой системы российского законодательства даже при регулировании однородных вопросов снижает его эффективность и авторитет.
Анализ российского законодательства выявляет и тенденцию неравномерного развития его отраслей и подотраслей, что затрудняет установление их сбалансированного соотношения. Заметно, как быстро в последние годы развиваются конституционное, гражданское, уголовное, налоговое законодательство и как медленно меняются, скажем, административное. Внутри отраслей наблюдаются как "вакуумы", когда отсутствует регуляция отдельных институтов, так и, напротив, чрезмерное дробление правовых актов и норм, регулирующих отдельные виды отношений (о госслужбе и др.).
Отсутствие или слабость общей и отраслевых концепций развития законодательства затрудняет разработку научных основ системы законодательства.
Системный подход к состоянию российского законодательства и тенденциям его развития в целом, а также его отдельных отраслей, подотраслей и институтов требует комплексной оценки в тесной связи с тенденциями развития российского законодательства и в контексте социально-экономического и политического развития страны.
Системное видение законодательства способствует его планомерному и целенаправленному развитию и эффективности регулирования общественных отношений. Нарушение или недооценка системных основ законодательства пагубно отражается на уровне как отраслевого, так и комплексного правового регулирования*(9).
Множество конкретных проявлений действия тех или иных законодательных актов далеко не всегда дает представление о состоянии законодательства в целом. Каково оно по своему составу, доступна ли информация о нем, как реализуются различные законы и их нормы? Поэтому оправданно использовать понятие "состояние законодательства", которое можно оценить с помощью ряда показателей. К ним относятся:
а) мера отражения конституционных принципов;
б) наличие базовых законов;
в) равномерность развития отраслей законодательства;
г) соответствие принципам и нормам международного права;
д) адекватность решаемым задачам экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан;
е) открытость и доступность;
ж) уменьшение правонарушений*(10).
Действие различных факторов ведет к изменениям в законодательстве (крупным, частным и т.п.) и в конечном счете к новому состоянию законодательства, что требует определить новые этапы его развития и применения.
Поэтому систематический анализ действия законов и уровня законности приобретает актуальное значение. Надо эффективно использовать все каналы - проверки соблюдения законов, обобщения судебной и арбитражной практики, материалы парламентских слушаний, контрольные функции депутатов, прокуратуры, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, казначейства. Тем самым будет обеспечена "обратная связь" с обществом, государством и гражданами, отражающая реальное состояние и реализацию законодательства*(11). Оно будет развиваться и совершенствоваться на более прочных социальной и информационной основах.
Существуют недостатки и научного обеспечения правового развития и законодательства. Юридическая наука не всегда готова по-новому решать актуальные задачи и защищать ценности права и закона.
По-прежнему "размывается" строгое научное представление о праве, когда оно под флагом борьбы с этатистскими взглядами трактуется и как право государственное, и как право корпоративное, и как право договорное, и как право индивидуальное. Здесь утрачивается понимание права как общеобязательного формализованного нормативного регулятора. Правила поведения выражаются в любых юридических документах*(12). Такой подход ведет к утрате правопреемственности, которая столь нужна стране.
Здесь нужно вспомнить фундаментальный труд русского юриста К.А.Неволина "Энциклопедия законоведения", вышедший в свет в 1839-1840 гг.*(13) и переизданный в 1997 г. В нем впервые были изложены в систематическом виде все сведения о законах, необходимые для теоретических и практических целей. Законоведение охватывает науки о содержании законов и образе их изложений, их научной обработке и о приложении к различным обстоятельствам жизни. К.А.Неволин исследовал философию законодательства (изучение естественных законов) и "законоведение положительное", используя историко-сравнительный метод.
Думается, такое наследие и современные научные знания позволяют формировать теорию законоведения в рамках теории права. Однако в "Классификаторе правовых актов" отсутствуют четкие критерии отраслевого построения законодательства.
Не менее важно добиться правильного современного представления о публичном и частном праве. Многолетнее забвение такого подразделения в нашей стране при очевидной официальной поддержке тотально-государственных начал в праве дало повод в последние годы резко обрушиться на "публичное" и высоко поднять "частное" в праве. Пагубные практические последствия ослабления государственного регулирования налицо. Нужно признать существование и взаимопроникновение "публичного" и "частного" как самостоятельных правовых семей для многих отраслей права и законодательства и находить баланс методов регулирования и способов обеспечения различных интересов*(14).
Российское законодательство на современном этапе можно характеризовать следующим образом:
а) оно представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации);
б) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий;
в) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов;
г) регламентирован законодательный процесс;
д) проводится структуризация законодательного массива и его членение на отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы;
е) российское законодательство является действующим и применяемым*(15).
Отраслевая структура современного законодательства в целом может быть представлена следующим образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее - две опорные отрасли - административное и гражданское законодательство - и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве.
Важное значение при изучении законодательства имеет регулярный анализ факторов, влияющих на развитие российского законодательства. Они могут быть временными и постоянными, положительными и негативными. Необходимо оценить прежде всего удельный вес и значение разных факторов, которые влияют и будут влиять в дальнейшем на законодательный процесс, на создание нормативно-правового массива.
Среди них заметно воздействие таких факторов, как потребности проведения реформ в экономике, социальной и государственной сферах. Но они явно ослабляются борьбой разных политических сил и общественным давлением. По-прежнему отрицательно сказываются низкий авторитет власти в стране, ее поспешная перестройка и правотворчество разных государственных институтов. Сказывается влияние правовых стандартов иностранных государств. Усилилось влияние принципов и норм международного права.
В меньшей степени удается пока учитывать факторы постоянного действия, и среди них - выявленные и правильно оцененные потребности законодательного регулирования. В программах реформ не всегда получает четкое признание их законодательное обеспечение, часто оно либо отсутствует, либо отстает. Далеко не в полной мере учитывается фактор сбалансированности социальных интересов.
В ближайшее время должна произойти переоценка характера влияния ряда факторов на развитие законодательства. В политической сфере стабилизация власти должна уменьшить воздействие отрицательных последствий нарушений принципов единства государственной власти, разделения властей, сепаратизма и способствовать взаимодействию всех ветвей власти, углублению федеральных начал Российского государства и его целостности.
В перспективе развитие законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам, как:
а) удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов;
б) законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России;
в) совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов;
г) децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления;
д) укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями);
е) обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально - экономического развития.
Предстоит совершенствовать деятельность субъектов законодательной инициативы. Объединенная Комиссия по координации законодательной деятельности за последние пять лет провела полезную работу по обсуждению программ законопроектной деятельности, концепций законов, по оценке пакетов альтернативных законопроектов. И все же ее роль может быть более значима при подготовке проектов государственных программ развития законодательства, обсуждения концепций отдельных отраслей законодательства, правового обеспечения экономики, социальной сферы, государственного строительства, статуса граждан и юридических лиц.
Все это будет способствовать научно обоснованному выбору предмета и методов законодательного регулирования.
Особое значение имеет четкое разграничение законодательных предметов ведения Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статьями конституций и уставов субъектов Федерации представляется возможным выделить отрасли законодательства и сферы правового регулирования, отнесенные, во-первых, к исключительному ведению Федерации, во-вторых, к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в-третьих, к ведению только субъектов Федерации. "Ранжированием" отраслей законодательства дана нормативная ориентация в определении объектов законодательного регулирования по линии Федерации (статья 71) и по линии Федерации и ее субъектов (статья 72). Причем названные объекты регулирования надо умело вычленять из общих предметов ведения, допускающих и управленческие, и контрольные, и организационные, и иные средства.
Учитывая возрастающее влияние норм международного права на развитие российского законодательства, целесообразно перейти к более планомерной их трансформации. Возможно, будет полезным: а) в программах подготовки законопроектов выделить раздел о приведении законодательства в соответствие с международными актами (речь идет об актах СНГ, Совета Европы, о корректировке актов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и т.п.); б) при подготовке проектов законов ввести такой критерий, как оценка их соответствия международным нормам; в) упорядочить процедуры реализации международно-правовых актов.
Однако определяющее влияние на развитие права оказывают социально-экономические и политические преобразования в стране. Они ведут к существенному изменению содержания права и обновлению законодательства. В.Д.Перевалов и В.И.Леушин выделяют в развитии системы права и законодательства три группы тенденций: 1) общие, характерные как системы права, так и для системы законодательства; 2) тенденции развития структуры права; 3) тенденции совершенствования законодательства.
К общим тенденциям относятся следующие:
1. Постепенное изменение соотношения "человек и право". Речь идет о создании такой правовой системы, где в центре внимания человек, его права и свободы. База для таких изменений заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, ряде других нормативных актов. Постепенно происходит также изменение соотношения методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Речь идет о неуклонном расширении сферы действия частного права. В результате в настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правового регулирования. В условиях современной России существует объективная тенденция децентрализации правового регулирования. Речь идет о правотворчестве субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации создала необходимую для этого базу. На этой основе субъекты Федерации уже создали огромное правовое поле, иногда существенно отличающееся от федерального. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, аналогия закона и права.
3. Реальностью развития современной правовой системы России является интеграция в российское законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В первую очередь речь идет об унификации законодательства стран-участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
На этом фоне совершенствование законодательства осуществляется по следующим направлениям.
1. Идет активный процесс пересмотра действующего законодательства, отмены устаревших нормативных актов, создание новых законов и совершенствование законодательного процесса. Речь идет о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов. Официальными периодическими изданиями законодательства стали "Российская газета" и Собрание законодательства Российской Федерации.
2. Важным процессом развития законодательства в условиях рыночных реформ стало формирование новых комплексных отраслей законодательства - о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.
3. Разграничение полномочий между Федерацией, республиками в составе Российской Федерации и другими субъектами Федерации привело к становлению новой структуры законодательства, появлению новых видов законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты)*(16).

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]