[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Глава 3. Государственное строительство и конституционные права
граждан
Деятельность Государственной Думы в области государственного строительства
связана в первую очередь с развитием конституционного законодательства.
Предметом конституционного законодательства, как известно, является
закрепление основ государственно-правовой системы страны. Конституционное
законодательство представляет собой отрасль, определяющую основные
принципы построения и деятельности государства, его институты, закрепляет
положение человека и статус гражданина, регулирует основные стороны
деятельности гражданского общества и устанавливает правовую систему
страны. Это ведущая отрасль всего законодательства, составляющая
его фундамент и обеспечивающая согласованность всех отраслей законодательства
и целостность его системы. Причем конституционное законодательство
имеет как исключительную сферу действия, которую регулируют нормы
только данной отрасли (это нормы о федеративном устройстве государства,
о системе государственной власти, об атрибутах государства), так
и сферы, являющиеся смежными с другими отраслями. Административное,
гражданское, трудовое и иные отрасли законодательства регулируют
с разной степенью детализации те отношения, к которым тяготеют и
нормы конституционного законодательства. Последние выступают для
них либо в виде приоритетных положений, которые надлежит реализовать
в конкретных отраслях, либо как нормы, которые действуют одновременно,
согласованно. В большем объеме нормы конституционного законодательства
"входят" в сферы отраслей публичного права и в меньшем
- частного права*(17).
Большинство ученых констатируют двухуровневое построение конституционного
законодательства. В Российском федеративном государстве действует
конституционное законодательство как на уровне Федерации, так и
на уровне ее субъектов. Законодательство последних неодинаково по
объему, содержанию, по степени и формам урегулированности конституционно-правовых
отношений. В этом проявляется специфика отдельных республик, краев,
областей и т.д. Но в любом случае речь должна идти о единой системе
конституционного законодательства, основанной на принципах федеральной
Конституции.
В рамках конституционного законодательства как отрасли обычно выделяют
семь подотраслей. Во-первых, это подотрасль, содержащая нормы: а)
о природе государства и его признаках как демократического федеративного
правового социального государства с республиканской формой правления;
б) о государственной территории, включая регулирование вопросов
государственной границы, внутрифедеральных границ, административно-территориального
устройства; в) о государственных режимах - обеспечения обороны,
безопасности, военного и чрезвычайного положений, переходных периодов;
г) об атрибутах государства (флаг, герб, гимн, столица). К сожалению,
далеко не все законы из этой группы приняты.
Во-вторых, следует выделить подотрасль законодательства о федеративном
устройстве, включающую в себя законы и нормы о принципах построения
Федерации, о статусе субъектов Федерации, о разграничении предметов
ведения между Федерацией, ее субъектами, о внутрифедеративных отношениях,
о порядке заключения и выполнения договоров и соглашений между органами
государственной власти Федерации и ее субъектов.
В-третьих, подотрасль законодательства об организации государственной
власти, регулирующая, прежде всего организацию и деятельность парламента
(в научной литературе нередко обосновывается даже появление "парламентского
права"), институты Президента, Правительства и исполнительной
власти в целом, судебной власти. Эти институты формируются неравномерно.
Нет федеральных законов о министерствах, об общих принципах организации
органов исполнительной власти в субъектах Федерации; в субъектах
Федерации также приняты лишь отдельные законы о государственных
органах либо органах исполнительной власти.
В-четвертых, утвердилась подотрасль, определяющая качественно новое
положение личности в российском обществе, оформившая его посредством
такой основы конституционного строя, как права человека и гражданина.
Конституционное закрепление независимых от произвола государства
прав и свобод личности вместе с тем связано с конкретными взаимоотношениями
личности и государства - с обладанием российским гражданством.
В-пятых, быстро развивается подотрасль избирательного законодательства
и таких институтов прямой демократии, как референдум, обращения
граждан, народная правотворческая инициатива (такой закон есть в
Калужской области).
В-шестых, можно выделить подотрасль законодательства о местном самоуправлении.
Думается, такой подход не противоречит тенденции активного развития
системы законодательных актов, регулирующих местное самоуправление,
и собственно актов местного самоуправления. Основы законодательства
о местном самоуправлении составляют, несомненно, нормы конституционного
характера.
В-седьмых, формируется подотрасль законодательства о правовой системе,
включающая нормы о видах правовых актов, их соотношении, о процедурах
преодоления юридических коллизий, порядке реализации международно-правовых
актов и др. К сожалению, не приняты федеральные законы о нормативных
правовых актах, о процедурах разрешения споров между государственными
органами Российской Федерации и ее субъектов, о Своде законов.
[an error occurred while processing the directive]
|
|