Глава 5. Правовое регулирование экономики

 

Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.
К сожалению, в настоящее время необходимое для рыночной экономики равновесие между гражданско-правовыми и публично-правовыми методами регулирования экономических отношений в определенной степени нарушено. Серьезно отстает публично-правовая нормативная база, имеются пробелы в государственно-властном регулировании организационно-рыночных отношений, не упорядочено и противоречиво административное законодательство, отсутствуют кодифицированные акты по вопросам государственного регулирования, координации и управления, крупные научно-исследовательские работы по этой тематике.
Между тем очевидно, что реализация положений, содержащихся в статье 8 и других статьях Конституции Российской Федерации, касающихся функционирования рынка, может обеспечиваться только комплексно, т.е. гражданско-правовыми и административно-правовыми методами, иначе говоря - системно.
Необходимо активизировать работу по обобщению практики реализации законодательных актов в связи с актами федеральных органов исполнительной власти, содержащих административно-правовые нормы, регулирующие рыночные отношения, а также с эффективным использованием договорных, конвенциональных норм в публично-правовой сфере.
Крайне необходимы глубокие комплексные исследования, обобщающие опыт координации нормотворческой и организационно-публичной экономической деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих макроэкономическую политику.
Основной тенденцией развития законодательства об экономике является комплексный характер правового регулирования общественных отношений. Законов чисто управленческого характера на федеральном и республиканском уровнях очень мало. Однако почти во всех из них имеются предписания административно-правового содержания, и их нельзя недооценивать.
Актуальная задача развития законодательства в области экономики - определение правового статуса различных хозяйствующих субъектов: находящихся в государственной собственности, а также тех, в которых государство имеет долю собственности (частных, муниципальных). Необходимо усовершенствовать на законодательной основе всю систему взаимоотношений органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими коммерческими структурами различного уровня.
К сожалению, на федеральном уровне не получили всестороннего развития конституционные положения о федеральной собственности и управлении ею (пункт "д" статьи 71), о разграничении государственной собственности (пункт "г" части 1 статьи 72), о полномочиях Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью (пункт "а" части 1 статьи 114), о порядке принудительного отчуждения имущества для государственных нужд и обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), а также защиты права частной собственности (пункт 3 статьи 35). Прежде всего необходимо подготовить общетеоретическую межотраслевую концепцию законодательного регулирования всего комплекса отношений по управлению федеральной собственностью и утвердить программу нормативных работ в данной области.
Представляется весьма актуальным принятие федеральных законов о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о разграничении государственной собственности в Российской Федерации, о государственной федеральной собственности Российской Федерации за пределами ее территории.
Нуждается в правовой регламентации порядок формирования и деятельности различного рода корпораций, создаваемых в рамках ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, из числа предприятий, находящихся на территории различных регионов, что требует нормативного, и прежде всего законодательного, регулирования на федеральном уровне.
Решение этой проблемы непосредственно связано с законодательным закреплением правового статуса самих межрегиональных ассоциаций, их роли не только в экономической и социально-культурной, но и в административно-политической сфере.
Законодательной регламентации требуют, в частности, следующие вопросы:
представительство интересов ассоциаций в федеральных органах государственной власти, возможность и порядок его осуществления руководителем или иным представителем органов государственной власти одного из субъектов Российской Федерации;
делегирование полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам межрегиональных ассоциаций, круг полномочий, подлежащих делегированию, порядок передачи полномочий, включая инициирование процедуры делегирования;
перенесение на уровень межрегиональных ассоциаций представительств федеральных органов государственной власти, представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
организация и правовой статус представительств межрегиональных ассоциаций при федеральных органах государственной власти. Осуществление такого представительства единым органом от каждой ассоциации при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти;
- пути сближения (унификации) законодательства субъектов Российской Федерации в рамках ассоциаций; организационные формы взаимодействия органов законодательной власти субъектов РФ в рамках ассоциаций;
- возможность ограниченного членства субъектов Российской Федерации в ассоциациях экономического взаимодействия, Особый статус отдельных субъектов в ассоциациях.

??????????? ???????????? ??????

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки