[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Глава 7. Проблемы социального законодательства в деятельности
Государственной Думы
Уровень, основные направления и результаты развития социальной
сферы общества признаны в мировой социологической науке в качестве
наиболее точных индикаторов продвижения общества по пути прогресса.
Фундаментом современного российского законодательства в социальной
сфере являются:
Конституция Российской Федерации, в которой зафиксировано, что в
Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, развивается система социальных
служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно Основному Закону страны со стороны государства каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом; что государственные пенсии и социальные пособия
устанавливаются законом; что поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения
и благотворительность;
положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах от 16.12.66 (вступил в силу в нашей стране 03.01.76):
все народы "свободно устанавливают свой политический статус
и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное
развитие";
каждое государство обязуется принять все, в том числе законодательные,
меры для полного осуществления этих прав без какой бы то ни было
дискриминации;
государство обязуется "обеспечить равное для мужчин и женщин
право пользования всеми экономическими, социальными и культурными
правами, предусмотренными данным пактом";
государство может устанавливать только такие ограничения этих прав,
которые определяются законом, и только постольку, поскольку это
совестимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом обществе;
государство признает "право каждого человека на социальное
обеспечение, включая социальное страхование";
государство признает необходимость самой широкой охраны и помощи
семье, и в особенности матерям в течение разумного периода до и
после родов (оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями
по социальному обеспечению;
государство признает особые меры охраны и помощи всем детям и подросткам
без какой бы то ни было дискриминации. Они "должны быть защищены
от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда
в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной
для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно
быть наказуемо по закону";
государство признает "право каждого на достаточный жизненный
уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду
и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". Государство
примет "надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права...";
государство признает "право каждого человека на наивысший достижимый
уровень физического и психического здоровья" и должно принимать
необходимые мероприятия для "обеспечения сокращения мертворожденности
и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшения всех
аспектов гигиены внешней Среды и гигиены труда в промышленности;
предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных
и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали
бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни";
государство признает право каждого человека на образование; начальное
образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; среднее
образование - открыто и доступно для всех; высшее - одинаково доступно
для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых
мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
должно поощряться или интенсифицироваться элементарное образование
для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального
образования; должно проводиться развитие сети школ всех ступеней,
установлена удовлетворительная система стипендий и постоянно улучшаться
материальные условия преподавательского персонала;
государство признает право каждого на участие в культурной жизни,
на пользование результатами научного прогресса и их практическое
применение, на пользование защитой моральных и материальных интересов,
возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными
трудами, автором которых он является; обязано уважать свободу, безусловно
необходимую для научных исследований и творческой деятельности;
государство обязано представлять "доклады о принимаемых им
мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых
в этом Пакте"*(74).
Таким образом, составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные нормы международного права (часть 4 статьи
15 Конституции Российской Федерации). Принципиально важно, что закрепленные
в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям
международно-правовых актов - Всеобщей декларации прав человека
(статьи 22 и 25). Международного пакта об экономических, социальных
и культурных правах (статья 9, часть 1-3 статьи 10), Конвенции о
правах ребенка (часть 1 статьи 26). Эти акты ратифицированы СССР,
и Россия как правопреемник последнего несет обязательства по их
реализации. Так, согласно статье 9 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства признают
право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное
страхование, а согласно статье 11 этого Пакта - право каждого на
достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий
достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение
условий жизни. Необходимо обратить внимание также на положения Европейской
социальной хартии (в редакции 1996 г.), к которой Россия обязана
присоединиться как полноправный член Совета Европы. Согласно положениям
этого документа Стороны признают целью своей политики достижение
условий, при которых были бы эффективно реализованы перечисленные
в ней права и принципы. Среди них закреплено, в частности, право
всех работников на справедливое вознаграждение, достаточное для
поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей
(пункт 4 части 1). Хотя здесь речь идет об оплате труда, без реализации
этого права работающими гражданами невозможна эффективная социальная
защита нетрудоспособных. Ведь при низкой заработной плате потребность
в социальной защите существенно расширяется, охватывая не только
детей и других нетрудоспособных членов семьи работников, но также
и их самих, если вознаграждения их труда недостаточно для удовлетворения
даже их личных жизненных потребностей. По данным Госкомстата, минимум
оплаты труда в настоящее время в России соответствует 18-20% прожиточного
минимума трудоспособного населения и не может обеспечить даже биологическое
выживание человека. В то же время при недостатке средств в связи
с тяжелым экономическим положением страны возможности социальной
защиты вообще, а тем более беспредельно широкого круга лиц крайне
ограничены.
Прямое отношение к социальному обеспечению как части социальной
защиты имеют следующие права и принципы, перечисленные в части 1
Социальной хартии:
работающие женщины-матери имеют право на особую защиту (пункт 8);
каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать
хорошее состояние здоровья (пункт 11);
все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение
(пункт 12);
каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право
на социальную и медицинскую помощь (пункт 13);
каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб (пункт
14);
нетрудоспособные лица имеют право на независимость/социальную интеграцию
и участие в жизни общества (пункт 15);
семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую
социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить
ее полное развитие (пункт 16);
дети и молодежь имеют право на соответствующую социальную, юридическую
и экономическую защиту (пункт 17);
каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту (пункт 23);
каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма
(пункт 30).
Хотя нормы российской Конституции и международно-правовых актов
действуют непосредственно, представляется, что в интересах социально
уязвимых категорий граждан было бы целесообразным закрепить наиболее
важные положения этих актов (применительно к рассматриваемой отрасли)
непосредственно в текущем российском законодательстве.
Во второй половине 90-х годов законодательство в социальной сфере
формировалось не только на основе соответствующих положений Конституции
Российской Федерации, подписанных Россией международных актов, действовавшей
законодательной базы, но и с учетом задач, поставленных в Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации за 1996-2002 гг., Послании Президента Российской Федерации
Правительству Российской Федерации о бюджетной политике в 1998 г.,
постановлениях Правительства Российской Федерации о программах социально-экономического
развития на период 1996-2000 гг. и постановлениях Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В Посланиях Президента Российской Федерации, в частности, были выделены
следующие задачи.
В области социальной защиты.
1. 1996 г. - окончательно победить инфляцию; существенно усилить
гарантии социальных прав граждан:
серьезно продвинуть решение жилищной проблемы;
начать компенсацию сбережений граждан;
ввести в действие систему страхования вкладов граждан в коммерческих
банках;
в итоге - заметно повысить благосостояние граждан.
2. 1997 г. - принять поправки к законам по льготам, дотациям, дополнительным
социальным выплатам с целью повышения их адресности; отменить ряд
льгот с введением соответствующих денежных компенсаций; внести изменения
в законодательство с целью перейти к строго адресному предоставлению
субсидий на жилищно-коммунальные услуги.
3. 1998 г. - обеспечить реальное финансирование определенных законами
льгот, сформировать систему государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи, обеспеченных реальным финансированием, принять
закон о частной системе здравоохранения, решительно улучшить положение
с обеспечением населения жильем, провести коммунальную реформу.
4. 1999 г. - обеспечить приоритетность и защищенность социальных
выплат, сделать решительный шаг к созданию двухуровневой системы
социальных стандартов; внести изменения в законодательство относительно
обеспечения адресной социальной помощи, формирования минимальных
социальных стандартов, активно внедрять страховые принципы для обеспечения
адресной социальной помощи.
5. 2000 г. - обеспечить инвестиции в будущее человека, в его здоровье,
в его профессиональное, культурное, личностное развитие, отдать
приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры,
сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять
те, которые мы сохраним, обеспечить финансовую устойчивость пенсионной
системы.
6. 2001 г. - обеспечить реструктуризацию системы медицинской помощи,
создать законодательную базу для завершения перехода к страховому
принципу оплаты медицинской помощи, повысить реальную доступность
и качество бесплатной медицины для широких слоев населения. А для
платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую
базу.
7. 2002 г. - продолжить дальнейшую модернизацию здравоохранения
и социальной сферы.
8. 2003 г. - существенно укрепить финансовую базу здравоохранения,
обеспечить медицинское страхование пенсионеров в масштабе всей страны.
В области пенсионного обеспечения.
Важнейшие задачи - выполнение не только текущих обязательств государства
по своевременной и полной выплате пенсий, но и постепенное погашение
накопившейся задолженности;
реформирование законодательства о пенсионном обеспечении, перестройка
его в соответствии с условиями рыночной экономики, переход в основном
к накопительной системе;
обеспечение законодательной поддержки деятельности и развития государственных
и негосударственных пенсионных фондов; изменение для этого налоговых
и других законов с целью привлечения дополнительных средств граждан
в пенсионные фонды;
законодательная поддержка обеспечения перехода к четкому нормативному
закреплению прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти
в социальной сфере.
Таким образом, социальная сфера общества является одной из приоритетных
в законодательной деятельности Государственной Думы. В период с
1994 по 2003 г. палатой было принято, Советом Федерации одобрено
и Президентом Российской Федерации подписано более 350 законов,
в которых регулируются социальные проблемы России. Вместе с тем
законодательное обеспечение решения социальных проблем зависит не
только от Государственной Думы. В формировании государственной социальной
политики участвуют все субъекты права законодательной инициативы:
Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации,
а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
по вопросам их ведения.
Наметившаяся в последнее время корректировка курса реформ в сторону
их большей социальной направленности предполагает переход от преимущественно
государственной социальной политики к социальной политике как активному
взаимодействию государства с негосударственными институтами, когда
возможности государственной власти дополняются и существенно обогащаются
социальным потенциалом всего общества. Но здесь и заложена основная
трудность решения проблемы: стабильность общества, в условиях которой
только и возможно достигающее поставленных целей проведение преобразований,
в том числе формирование гражданского общества, может обеспечить
именно правильная социальная политика; в то же время без развитого
гражданского общества невозможна и сама эффективная социальная политика.
В таком контексте приоритет последней очевиден. Это следует и из
духа и буквы Конституции Российской Федерации, относящей социально-защитительную
функцию государства к числу его основных функций. В статье 7 Основного
закона Россия провозглашается социальным государством, "политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека".
[an error occurred while processing the directive]
|
|