[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Статус юридических лиц

Глава 3. Структура юридического лица

Как уже упоминалось, одним из признаков юридического лица является организационное единство. В связи с тем, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом права, оно должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы его целям и задачам.
Структура юридического лица определяется законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации и включает в себя совокупность органов, реализующих его дееспособность, и структурных подразделений, среди которых специальному правовому регулированию в первую очередь подлежат территориально обособленные структурные подразделения юридического лица - филиалы и представительства.

§ 1. Органы юридического лица

Согласно п. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (слово "орган" происходит от греческого organon - орудие, инструмент).
К сожалению, действующее российское гражданское законодательство не содержит определения органа юридического лица. В юридической литературе существуют различные точки зрения в отношении того, что такое орган юридического лица.
1. Взгляды на орган юридического лица как на его составную часть.
В.И. Синайский указывал, что органы юридического лица представляют собой его часть*(115). По мнению М.И. Брагинского, органом юридического лица является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю*(116). Схожая точка зрения у Е.А. Суханова, который полагает, что "они (органы. - Д.С.) составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права"*(117).
В.В. Долинская считает, что органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью*(118). Схожую позицию занимает и В.А. Рахмилович*(119).
К.В. Мукашева считает, что органы юридического лица представляют собой предусмотренные законодательными актами или учредительными документами структурные звенья юридического лица*(120).
К сожалению, указанная точка зрения не может не вызывать критики. Если орган юридического лица является его частью, то логичным выглядит вопрос: что это за часть? Если юридическое лицо понимать как обособленный имущественный комплекс, то орган юридического лица - это часть его имущества? Если же сущность юридического лица раскрывать через теорию трудового коллектива, то его орган  - это часть трудового коллектива? Но в современных условиях, когда организация может быть создана одним лицом, людской субстрат играет крайне незначительную роль, поскольку весь трудовой коллектив юридического лица может состоять из одного лица*(121).
2. Взгляды на орган юридического лица как на лицо (группу лиц), формирующих и выражающих его волю.
Впервые мысль о том, что орган юридического лица представляет собой совокупность лиц физических была высказана известным русским цивилистом Д.И. Мейером еще в XIX веке. По его мнению, "орган юридического лица - совокупность лиц физических - может быть составлен таким образом, что несколько физических лиц составляют орган юридического лица, или все лица, входящие в состав юридического лица, в совокупности составляют его орган. Обыкновенно не все, а только несколько лиц определяются органом юридического лица - как совокупности лиц физических. Если союз, составляющий юридическое лицо, очень обширен, то интересы его непосредственно могут и не совпадать с интересами отдельных членов, тогда по необходимости этому союзу приходится действовать через особых, немногих представителей"*(122).
Б.Б. Черепахин под органом юридического лица понимал лицо (гражданина) или группу лиц, образующих и (или) изъявляющих его волю в целом или в определенном частном направлении*(123).
В.П. Мозолин и А.П. Юденков полагают, что органом юридического лица является лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными нормативными актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица*(124).
Под органом юридического лица иногда понимают лицо (группу лиц), которое вырабатывает, формулирует и выражает его волю*(125).
По мнению Н.В. Козловой, органами юридического лица как искусственного субъекта права следует считать физических лиц, которые, будучи связаны с юридическим лицом корпоративными отношениями, на основании закона, учредительных документов и соответствующих договоров вырабатывают и осуществляют его волю и посредством которых оно совершает сделки и иные юридически значимые действия*(126).
И.В. Елисеев указывает, что "орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности)"*(127).
Однако и этот подход не может не вызывать возражений. Если под органом организации понимать лицо или лиц, то получается, что от имени юридического лица в гражданском обороте выступает самостоятельный субъект права, который имеет свой комплекс прав и обязанностей. Однако это не так - орган юридического лица, заключая соответствующие договоры, принимая соответствующие решения и т.д., не становится носителем субъективных прав и обязанностей. Их носителем становится само юридическое лицо, от имени которого действует орган*(128). Об этом свидетельствует и судебная практика*(129).
О.А. Красавчиков полагал, что орган юридического лица - это полномочное должностное лицо (или группа лиц), осуществляющих руководство деятельностью организации. В связи с этим он предлагал именовать орган юридического лица "руководящим органом"*(130). Однако далеко не каждый орган юридического лица является руководящим. Так, например, ревизионная комиссия акционерного общества не выполняет функций по руководству деятельностью акционерного общества. Нельзя также согласиться с идеей о том, что орган юридического лица - это должностное лицо, так как конференция (съезд) или общее собрание участников в общественной организации представляют собой орган юридического лица, однако участники такой организации не являются ее должностными лицами.
Не выдерживает критики и тезис, согласно которому органом юридического лица является конкретное физическое лицо, так как увольнение (смерть) указанного физического лица, а также реорганизация самого органа юридического лица не влечет за собой изменения или прекращения тех прав или обязанностей, которые уже приобретены организацией посредством действия своих органов.
Анализ различных теорий органа юридического лица позволяет сделать вывод о том, что в современном российском гражданском праве отсутствует единая позиция по данному вопросу. Впрочем, это и неудивительно, поскольку понятие органа юридического лица не может быть раскрыто без определения понятия самого юридического лица.
Рассматривая органы юридического лица, нельзя не затронуть вопрос их классификации. В теории гражданского права органы юридического лица классифицируются по различным основаниям.
I. По своей компетенции различаются органы волеобразующие и волеизъявляющие.
Волеобразующие органы - это органы, которые образуют (формируют) волю юридического лица. К ним, в частности, относятся общее собрание акционеров в акционерном обществе; съезд (конференция) или общее собрание участников в общественных организациях; общее собрание в производственном кооперативе (артели) и в товарной бирже.
Волеизъявляющие органы - это органы, которые не только участвуют в формировании воли юридического лица, но и выражают ее вовне по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота (иногда в юридической литературе их называют исполнительными органами)*(131). Волеизъявляющие органы юридического лица всегда являются и волеобразующими. Так, например, в соответствии с п.  4 ст. 113 ГК в унитарных предприятиях единоличный руководитель (директор) одновременно является его волеобразующим и волеизъявляющим органом.
Волеизъявляющие органы для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако при условии, что они действуют в рамках компетенции, предусмотренной законом, иным правовым актом или учредительными документами организации. Под компетенцией (от латинского слова сompetentia - принадлежность по праву) в данном случае понимается круг полномочий, прав, позволяющий ему (органу) осуществлять определенные действия, направленные на решение различных вопросов внутренней организации юридического лица и по представлению его вовне.
В связи с этим не случайно законодатель требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Однако в связи с тем, что речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, то такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.
Правомочия волеизъявляющих органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей учредителей юридического лица), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего органа или учредителя (собственника). В случае, если такие ограничения установлены в нормативном порядке, то их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), так как последние должны знать о требованиях закона. Например, унитарное государственное предприятие не вправе распоряжаться закрепленной за ним недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п.  2 ст. 295 ГК), а решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (п.  2 ст. 79 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Если же ограничения введены уставом юридического лица (например запрет единоличному органу заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности знания контрагентов об этих ограничениях*(132).
Согласно п. 3 ст. 53 ГК лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, следовательно, их отсутствие должно быть доказано.
В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53 ГК, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.
В соответствии с п. 2 ст. 53 ГК в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. В этом случае законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. 72 и 84 ГК, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица без доверенности.
Иногда законодатель считает действиями юридического лица и действия его работников. Так, например, в соответствии со ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательств считаются действиями должника.
II. По своей конструкции (составу) различаются органы единоличные и коллегиальные.
Единоличный орган - это орган юридического лица, в котором решения принимаются одним лицом и осуществляется единоначальное руководство деятельностью юридического лица.
Единоличные органы назначаются учредителями (например собственником имущества унитарного предприятия либо учреждения или уполномоченным им органом) юридического лица или созданным ими коллегиальным органом.
Коллегиальный орган - это орган юридического лица, в котором решения принимаются группой лиц. При этом для последних имеет важное значение не столько их количественный состав, сколько то, что решение всех вопросов осуществляется совместно, а в случае расхождения мнений - большинством голосов членов органа.
Коллегиальные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров (наблюдательный совет) в акционерном обществе, правление в производственном кооперативе), либо состоят из них (общее собрание в обществе с ограниченной ответственностью, попечительский совет в фонде).
Коллегиальные органы, в свою очередь, делятся на две группы. В  первую входят органы, члены которых имеют по одному голосу и не могут иметь большего количества голосов. Это - совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, попечительский совет фонда, общее собрание производственного кооператива (артели), ревизионная комиссия хозяйственного общества.
Во вторую группу входят органы, в которых их члены могут иметь как равное, так и неравное количество голосов. К таким органам относится общее собрание акционеров - в акционерном обществе количество голосов у акционера зависит от размера пакета голосующих акций у акционера, а голосование на общем собрании осуществляется по принципу: "одна голосующая акция - один голос" (ст.  59 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Таким образом, чем больше акций у акционера, тем больше голосов.
III. По способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть подразделены на выборные или назначаемые (абз. 2 п.  1 ст. 53 ГК).
Выборный орган - это орган, который формируется путем избрания определенным коллективом (группой лиц). Требования к механизму избрания органа юридического лица определяются законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами организации.
Выборными органами юридического лица являются единоличный исполнительный орган в обществе с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") или совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия в акционерном обществе (ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Назначаемый орган - это орган, который формируется путем назначения. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 113 ГК органом унитарного предприятия является его руководитель (директор), который назначается на должность собственником или уполномоченным им органом.
Вместе с тем существуют органы юридического лица, которые не являются ни избираемыми, ни назначаемыми. Речь идет о высших органах управления хозяйственными обществами и кооперативами (например об общем собрании акционеров (ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах"), об общем собрании членов производственного кооператива (ст. 15 Федерального закона "О производственных кооперативах") и т.д.). По мнению С.Д. Могилевского, положения ч. 2 п. 1 ст.  53 ГК сформулированы некорректно: законодателем упущен еще один вариант приобретения органом своего статуса - регистрационный. Именно с момента государственной регистрации организации собрание учредителей становится органом юридического лица*(133).
IV. По выполняемым функциям органы юридического лица подразделяются на высшие и исполнительные.
Высшие органы осуществляют общее руководство деятельностью организации  - определяют стратегию развития данного юридического лица; утверждают устав, вносят в него изменения и дополнения. К таким органам относятся, например, общее собрание участников в обществе с ограниченной ответственностью, конференция (съезд) участников общественного объединения, общее собрание членов некоммерческого партнерства или ассоциации (союза).
Указанные органы участвуют в приобретении юридическим лицом гражданских прав и обязанностей посредством образования исполнительного органа и принятия в рамках своей компетенции обязательных для исполнительного органа решений, осуществления контроля за его деятельностью, в том числе путем дачи согласия на совершение крупных или иных сделок юридического лица или последующего одобрения таких сделок.
Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью организации и подотчетны высшему органу управления данного юридического лица. К числу таких органов относятся директор государственного унитарного предприятия, генеральный директор акционерного общества.
Основной отличительной чертой исполнительного органа является то, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершает от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей данной организации.
В юридической литературе нет единой точки зрения по поводу того, являются ли ликвидационная комиссия и арбитражный управляющий органами юридического лица.
По мнению Д.В. Ломакина, ни ликвидационная комиссия, ни арбитражный управляющий не являются органами юридического лица, поскольку они осуществляют управленческие функции не в целях организации деятельности юридического лица, а для решения особой задачи, поставленной перед ними в соответствии с законом*(134).
Указанный вывод разделяется также Б.Б. Эбзеевым*(135) и Н.В. Козловой*(136).
В отношении арбитражного управляющего данная позиция не вызывает сомнений, так как Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" наделяет арбитражного управляющего правом (в установленных законом случаях) выступать в гражданском обороте в защиту прав юридического лица-должника не только от имени юридического лица, но и от своего собственного имени (например п. 7 ст. 103 предоставляет такое право внешнему управляющему юридического лица-должника).
Вместе с тем представляется, что ликвидационная комиссия все-таки является органом юридического лица*(137). Доказательством данного тезиса служит тот факт, что в отличие от арбитражного управляющего ликвидационная комиссия в гражданском обороте выступает только от имени юридического лица. Поскольку от имени юридического лица в гражданском обороте без доверенности выступают его органы (ст.  53 ГК), то ликвидационная комиссия является органом юридического лица.
Иногда законодатель считает действиями юридического лица и действия его работников. Так, например, в соответствии со ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательств считаются действиями должника. К сожалению, такая позиция законодателя ставит знак равенства между действиями работника, совершенными при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей, и действиями самого юридического лица. При этом полностью игнорируется тот факт, что от имени юридического лица может выступать в гражданском обороте далеко не любой работник этой организации, а только тот, который является органом юридического лица или представителем организации.
Согласно п. 3 ст. 53 ГК лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, следовательно, их отсутствие должно быть доказано.
В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53 ГК, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]