[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Статус юридических лиц
Глава 4. Создание и прекращение юридического лица
§ 1. Создание юридического лица
Как уже упоминалось выше, гражданская правоспособность и гражданская
дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с
момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое
лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый
государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная
регистрация) предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц,
контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов
требованиям закона. Порядок государственной регистрации определяется
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(142).
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой
акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляемые посредством внесения в государственные реестры
сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
иных сведений о юридических лицах.
Во исполнение ст. 2 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002
г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических
лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей"*(143) установлено, что уполномоченным
органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1
п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.
N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти"*(144) преобразовано в Федеральную налоговую службу
Министерства финансов Российской Федерации (далее - Федеральная
налоговая служба)*(145).
Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр,
содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических
лиц и соответствующие документы.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие
сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование,
в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций
на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического
лица его наименование указано на одном из языков народов Российской
Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном
реестре юридических лиц указывается также наименование юридического
лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного
органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности),
по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении
акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке
копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных
в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических
лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи
с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою
деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы
юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата
получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных
в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации,
ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра
юридических лиц по решению регистрирующего органа);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации
уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых
взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без
доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные
данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих
личность в соответствии с законодательством Российской Федерации,
и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата
постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической
деятельности;
р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской
Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
с) сведения о банковских счетах юридического лица.
Сведения, указанные в подпункте "м", представляются
лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента
принятия соответствующего решения.
Сведения, указанные в подпункте "р", представляются
в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в качестве страхователей.
Сведения, указанные в подпункте "с", представляются
в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, не позднее пяти дней со дня открытия текущих
(расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных
сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м",
"о"-"с", обязаны сообщить об этом в регистрирующий
орган по месту своего нахождения
Содержащийся в ст. 5 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему
органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 Федерального
закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" запрещается требовать представления документов,
не предусмотренных указанным Законом.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным
информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002
г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра
юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений*(146),
согласно которым государственный реестр состоит из книг учета
государственной регистрации, отдельных листов записей реестра,
содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных
дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы
записей реестра.
В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре юридических лиц, приказом Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 29 сентября 2004 г.
N САЭ-3-09/508@ учреждено средство массовой информации - журнал
"Вестник государственной регистрации", в котором должны
публиковаться сведения, согласно законодательству Российской Федерации,
о государственной регистрации юридических лиц*(147).
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического
лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" сведений о юридическом лице,
зарегистрированном до 1 июля 2002 г., является основным государственным
регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера
регистрационного дела этого юридического лица.
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указывается:
во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному
юридическому лицу;
в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей
в государственный реестр;
во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием;
в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими
органами;
в актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти при упоминании юридических лиц, зарегистрированных
на территории Российской Федерации (за исключением органов государственной
власти и органов местного самоуправления).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем
пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий
орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по
месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной
регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в
случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения
иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического
лица без доверенности.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим
органом, является основанием для внесения соответствующей записи
в государственный реестр. Моментом государственной регистрации
признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи
в государственный реестр (ст. 11 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002
г. N 439*(148) утверждены форма свидетельства о государственной
регистрации юридического лица, форма свидетельства о внесении
записи в единый государственный реестр юридических лиц, форма
свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля
2002 г.
Федеральная налоговая служба не позднее 1 рабочего дня с момента
государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ,
подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся
в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми
и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ,
удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских
счетах юридических лиц могут быть предоставлены исключительно
органам государственной власти, органам государственных внебюджетных
фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством
Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении
содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических
лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
Содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
сведения и документы о конкретном юридическом лице могут предоставляться
в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в соответствующем
государственном реестре;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Указанные сведения и документы предоставляются за плату, если
иное не установлено федеральными законами.
Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральному
закону от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных
актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц"*(149) внесение в государственный
реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации
организаций всех организационно-правовых форм осуществляется единым
уполномоченным органом государственной исполнительной власти России
- Федеральной налоговой службой. Вместе с тем федеральными законами
обязанность по государственной регистрации отдельных видов юридических
лиц может быть возложена на иные федеральные органы государственной
власти (ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных
палатах в Российской Федерации" и Указом Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" решение о государственной
регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной
регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации*(150)
или ее территориальным органом (далее - Федеральная регистрационная
служба). На основании решения, принятого Федеральной регистрационной
службой (ее территориальным органом), Федеральная налоговая служба
(ее территориальный орган) в срок не более 5 рабочих дней со дня
получения всех необходимых документов и сведений вносит в единый
государственный реестр юридических лиц соответствующую запись
и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения
соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение
о государственной регистрации торгово-промышленной палаты*(151).
Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается
Банком России (ст. 12 Закона Российской Федерации "О банках
и банковской деятельности"). При этом Банк России в целях
осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной
регистрации кредитных организаций.
Государственную регистрацию общественных объединений осуществляет
Федеральная регистрационная служба (для общероссийских и международных
общественных объединений, в том числе и политических партий) и
ее территориальные органы (для региональных и межрегиональных
общественных объединений) согласно ст. 21 Федерального закона
"Об общественных объединениях" и абз. 16 п. 13 Указа
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Согласно ст. 8 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах
массовой информации"*(152) на Федеральную службу по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия*(153) и ее территориальные органы
возложены функции по государственной регистрации средств массовой
информации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
в силу ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ
"О финансово-промышленных группах"*(154) ведет специальный
реестр финансово-промышленных групп.
Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности
участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие
органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине
нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п.
1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации юридического лица
допускается только в случаях, установленных законом. Данное правило
конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
согласно которому отказ в государственной регистрации юридического
лица допускается в случае:
непредставления определенных законом необходимых для государственной
регистрации юридического лица документов;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых
выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или
государственной регистрации юридических лиц, которые возникают
в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии
ликвидации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002
г. N 439 утверждены форма решения об отказе в государственной
регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых
для государственной регистрации документов и форма решения об
отказе в государственной регистрации юридического лица в случае
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
[an error occurred while processing the directive]
|
|