[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Статус юридических лиц

Глава 4. Создание и прекращение юридического лица

 

§ 1. Создание юридического лица

Как уже упоминалось выше, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона. Порядок государственной регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(142).
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Во исполнение ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002  г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"*(143) установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(144) преобразовано в Федеральную налоговую службу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Федеральная налоговая служба)*(145).
Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
с) сведения о банковских счетах юридического лица.
Сведения, указанные в подпункте "м", представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Сведения, указанные в подпункте "р", представляются в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Сведения, указанные в подпункте "с", представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о"-"с", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения
Содержащийся в ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запрещается требовать представления документов, не предусмотренных указанным Законом.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002  г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений*(146), согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.
В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором должны публиковаться сведения, согласно законодательству Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц*(147).
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера регистрационного дела этого юридического лица.
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указывается:
во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному юридическому лицу;
в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в государственный реестр;
во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием;
в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими органами;
в актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при упоминании юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002  г. N 439*(148) утверждены форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица, форма свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.
Федеральная налоговая служба не позднее 1 рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
Содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения и документы о конкретном юридическом лице могут предоставляться в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Указанные сведения и документы предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральному закону от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"*(149) внесение в государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации организаций всех организационно-правовых форм осуществляется единым уполномоченным органом государственной исполнительной власти России - Федеральной налоговой службой. Вместе с тем федеральными законами обязанность по государственной регистрации отдельных видов юридических лиц может быть возложена на иные федеральные органы государственной власти (ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации*(150) или ее территориальным органом (далее - Федеральная регистрационная служба). На основании решения, принятого Федеральной регистрационной службой (ее территориальным органом), Федеральная налоговая служба (ее территориальный орган) в срок не более 5 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов и сведений вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты*(151).
Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Банком России (ст. 12 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности"). При этом Банк России в целях осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Государственную регистрацию общественных объединений осуществляет Федеральная регистрационная служба (для общероссийских и международных общественных объединений, в том числе и политических партий) и ее территориальные органы (для региональных и межрегиональных общественных объединений) согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" и абз. 16 п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О  системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Согласно ст. 8 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(152) на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия*(153) и ее территориальные органы возложены функции по государственной регистрации средств массовой информации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в силу ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"*(154) ведет специальный реестр финансово-промышленных групп.
Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п.  1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное правило конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:
непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002  г. N 439 утверждены форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]