[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Правовое регулирование таможенных платежей

 

Глава 10. Тарифные льготы

Тарифная льгота (тарифная преференция) - это льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, которые предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации. В ст. 34 Закона "О таможенном тарифе" содержится определение тарифной льготы. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов; из этого следует, что тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - это конкретное проявление льготного налогообложения.
Обратим внимание на соотношение понятий "таможенная льгота" и "тарифная льгота".
Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота); это следует и из определения приведенного выше.
Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Примером может служить следующий пример: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в ст. 36 Закона "О таможенном тарифе", однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Югославия, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей.
Остановимся более подробно на основных характеристиках тарифных льгот. Во-первых, тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе" и могут предоставляться исключительно по решению Правительства РФ, и оформляется такое решение принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ в форме указа или распоряжения.
В последнее время произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 ("Освобождение от пошлины"), 36 ("Предоставление тарифных преференций") и 37 ("Предоставление тарифных льгот") Закона РФ "О таможенном тарифе". Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и в частности принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Третьей основной характеристикой тарифных льгот является то, что они представляют собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в ст. 38 Закона РФ "О таможенном тарифе").
К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление в ст. 34 Закона "О таможенном тарифе".
Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных видов тарифных льгот.
Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами. Например, при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров на таможенной территории (ст. 58, 63 Таможенного кодекса РФ)*(264), свободный склад; свободная таможенная зона (ст. 84 Таможенного кодекса РФ), переработка товаров вне таможенной территории (ст. 93 Таможенного кодекса РФ*(265)), реэкспорт товаров (ст. 100, 101 Таможенного кодекса РФ*(266)).
Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и с них не выплачиваются проценты. Возврат осуществляется в той валюте, в которой производился платеж (это правило допускает исключения при наличии разрешения ГТК РФ). Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств. Как правило (если иное не предусмотрено таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку ее уплаты.
Возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о причине и сумме произведенного возврата.
Прокомментируем случаи предоставления тарифной льготы - в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. Освобождаются от уплаты таможенной пошлины:
1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
Данная тарифная льгота распространяется на транспортные средства, "используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование" (п. 4 ст. 18 Таможенного кодекса РФ)*(267). Что же касается транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу в качестве товара, то они предметом данной льготы не являются. Для иллюстрации приведем следующую ситуацию: транспортное средство, являющееся предметом внешнеторговой сделки, перемещается на своем ходу - это не влияет на его статус как товара и на такое транспортное средство не распространяется действие таможенно-тарифного регулирования. Подтверждение мы можем найти в справочнике Европейской экономической комиссии ООН по Конвенции МДП (TIR) дается следующий комментарий одной из подобных ситуаций: "Иногда транспортные средства специального назначения, такие, как автоцистерны, краны, уборочные машины, бетоноукладчики и т.п., экспортируемые в третьи страны, следуют в пункт назначения своим ходом. Такие транспортные средства при осуществлении транзитных операций с использованием книжки МДП считаются грузами"*(268).
При ввозе на таможенную территорию РФ транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление, но при соблюдении следующих условий: данные транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства за иностранным лицом; ввозятся и используются на территории России иностранным лицом (телефонограмма ГТК РФ от 29 ноября 2000 г. N ТФ-18587)*(269).
Наряду с самими транспортными средствами из-под обложения таможенной пошлиной выводятся товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горюче-смазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования, а также предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет и/или предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских, воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории Российской Федерации, без цели их потребления на этих судах.
Таможенное оформление припасов, находящихся на морских, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемых (загружаемых) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации, производиться без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики с учетом особенностей, которые приводятся в приложении к приказу ГТК РФ от 19 октября 2001 г. N 1000*(270).
2. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации. Практический интерес при комментировании этого положения представляет ввоз на территорию РФ продукции морского промысла. Указанием ГТК РФ от 3 августа 1995 г. N 01-12/960 "О таможенном оформлении продукции морского промысла" доведено положение о том, что продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации не подлежит таможенному оформлению и не облагается ввозными таможенными пошлинами. Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без ввозных таможенных пошлин (при этом НДС, иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы, уплачиваются в общеустановленном порядке). Подтверждением принадлежности продукции морского промысла российским судам служат судовые документы (п. 5 указания ГТК РФ от 5 октября 1994 г. N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации").
Продукты переработки продукции морского промысла, добытой иностранными судами, но переработанной российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежат таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без взимания ввозных таможенных пошлин при условии представления документов, подтверждающих, что критерии достаточной переработки соблюдены и что такая переработка была произведена российскими судами.
При решении вопроса о таможенном оформлении продукции морского промысла и/или продуктов ее переработки заинтересованное лицо обязано представить таможенному органу документы, подтверждающие район добычи (переработки) продукции морского промысла (радиограммы судовладельца или капитана судна, донесения Службы наблюдения за флотом, заверенные выписки из судового или промыслового журнала и аналогичные документы). Когда район добычи (переработки) продукции морского промысла, факты производства (переработки) российским судном и соблюдения критерия достаточной переработки не установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности, продукция морского промысла и продукты ее переработки рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары и при ввозе на российскую таможенную территорию для постоянного оставления облагаются ввозными таможенными пошлинами.
По вопросу, касающемуся таможенного оформления продукции морского промысла, ввозимой на территорию Особой экономической зоны Калининградской области, необходимо использовать распоряжение ГТК РФ от 31 октября 2001 г. N 1021-р.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации.
Здесь следует обратить внимание на таможенно-тарифные льготы, предоставляемые иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории Российской Федерации.
Особенностью правового регулирования порядка предоставления таможенно-тарифных льгот дипломатическим и консульским органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-правовых) норм. Среди универсальных конвенций, определяющих договорную практику по этому вопросу, - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Помимо универсальных конвенций источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, при ввозе на таможенную территорию РФ освобождаются от уплаты таможенных налогов. Отметим, что полное освобождение от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.). Среди товаров, ввозимых дипломатическими представительствами для официального пользования, - автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатических представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД Российской Федерации.
В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода, исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.), таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическим представительством. Устанавливается, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете.
Таможенно-тарифные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства сводятся к предоставлению дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через российскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования (включая товары для первоначального обзаведения), с освобождением от таможенных платежей. В соответствии с принципом законности данная таможенно-тарифная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенно-тарифные льготы представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам иностранных делегаций, которые приезжают в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных совещаниях или с другими официальными поручениями, аналогичны льготам, предусмотренным для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства (Конвенция о специальных миссиях 1969 г.).
Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств в России, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей: Организация Объединенных Наций; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Международный валютный фонд; Международный банк реконструкции и развития; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития; Комиссия Европейских сообществ; Европейский банк реконструкции и развития; Международный научно-технический центр; Международная организация по миграции; Международный комитет Красного Креста; Международный центр научной и технической информации; Международный инвестиционный банк; Международный банк экономического сотрудничества; Международная организация космической связи "Интерспутник"; Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности "Интерэлектро"; Объединенный институт ядерных исследований; Межгосударственный экономический комитет Экономического союза; Межгосударственный банк.
4. Валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Освобождению от уплаты таможенной пошлины подлежат:
- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты (кроме используемых в нумизматических целях);
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (кроме используемых для нумизматических целей) (п. 1 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле");
- ценные бумаги в российских рублях: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (п. 2 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"; ст. 143 Гражданского кодекса РФ);
- ценные бумаги в иностранной валюте: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Перечень ценных бумаг и средств платежа, в отношении которых предоставляется тарифная льгота, содержится в приложении 1 к Методическим указаниям о порядке применения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (письмо ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024).
5. Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обращаются в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы, конфискованные в соответствии с действующим законодательством, в том числе по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу государства (ст. 397 Таможенного кодекса РФ*(271)). Особенностью конфискации в административном порядке, отличающей ее от конфискации как меры уголовной ответственности, является то обстоятельство, что в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не имущество нарушителя вообще. Товары, не прошедшие таможенного оформления и по которым не были уплачены причитающиеся таможенные пошлины, при обращении в федеральную собственность как товары, конфискованные за нарушение таможенного законодательства, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Как уже отмечалось, второй случай обращения товаров в федеральную собственность по ст. 397 Таможенного кодекса РФ связан с декларированием таможенного режима отказа от товара в пользу государства. Отказ от товара в пользу государства - это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
Детально порядок применения указанного таможенного режима урегулирован в приказе ГТК РФ от 18 мая 2000 г. N 411 "Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства".
К финансово-правовым особенностям таможенного режима отказа от товара в пользу государства следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм. Возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Государство должно вернуть декларанту ввозные пошлины, НДС и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории.
Освобождаться от уплаты таможенной пошлины могут также товары, подлежащие обращению в собственность государства и в других ситуациях, например перемещаемое через таможенную границу имущество, переходящее в федеральную собственность в порядке наследования.
6. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений.
25 мая 2000 г. был принят приказ ГТК России N 429 "Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (Содействия)". Продажа (полная или частичная) товаров, отнесенных к гуманитарной помощи, запрещена законом (ст. 1 ФЗ N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" от 4 мая 1999 г.).
Не могут относиться к гуманитарной помощи (содействию) подакцизные товары (продукция), мясо и мясопродукты, которые по условиям ввоза предназначены только для промышленной переработки, полуфабрикаты, мясной и рыбный фарш, мясо механической обвалки, а также бывшие в употреблении одежда, обувь и постельные принадлежности, за исключением одежды, обуви и постельных принадлежностей, направляемых в адрес государственных и муниципальных организаций и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней. С освобождением от уплаты таможенных пошлин ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений. Это закреплено в Методических указаниях (подпункт "ж" п. 24), содержащихся в письме ГТК РФ от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024 (ред. от 24 декабря 2001 г.).
7. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия).
Основными требованиями, предъявляемыми к данным товарам, освобождаемым от уплаты таможенной пошлины, являются:
- безвозмездный характер поставок. При этом безвозмездность товарной поставки не означает, что лицо, ее осуществляющее, не может выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для ее осуществления. Безвозмездный характер поставки предполагает, что у лица, принимающего такую помощь, не возникает обязанность имущественного или неимущественного характера;
- благотворительный характер помощи.
В данном случае понимается, что в первую очередь это проявляется в ее адресатах (благополучателях), которыми, как правило, являются малообеспеченные физические лица или лица, нуждающиеся в социальной адаптации и социальной защите; дети, не имеющие родителей, дошкольные или иные детские учреждения; инвалиды и др.
Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых в качестве безвозмездной технической помощи или временно ввозимых (вывозимых) в рамках реализации международных соглашений Российской Федерации в области разоружения, указаны в постановлении Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 39 "Об освобождении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области разоружения, от таможенной пошлины".
Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утверждена приказом ГТК РФ 8 октября 2000 г. N 911.
8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран.
Особенностью правового регулирования таможенного режима транзита товаров является применение ряда международно-правовых договоров. Важнейший из них - Конвенция МДП 1975 г. Порядок и условия применения положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) были определены Положением о порядке применения Конвенции МДП 1975 г., утвержденным приказом ГТК от 18 мая 1994 г. N 206. Применяются и другие международно-правовые договоры, например Всемирная почтовая конвенция, в которой среди прочего установлен порядок транзита почтовых отправлений.
Одним из условий помещения под таможенный режим транзита является соблюдение требования сохранять товары в неизменном состоянии (кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения) и не использовать их в каких-либо иных целях, кроме транзита. Если таможенный орган полагает, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение таможенного законодательства, помещение товаров под таможенный режим транзита допускается лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
В случае выдачи перемещаемых транзитом товаров без разрешения таможенного органа, утраты таких товаров или недоставления их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, кроме случаев, когда такие товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо выбыли из владения из-за неправомерных, по российскому законодательству, действий органов или должностных лиц иностранного государства.
9. Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, который включает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и неприменение мер экономической политики (ч. 1 ст. 109 Таможенного кодекса РФ)*(272). Предназначение товаров (для коммерческих или некоммерческих целей) устанавливается, исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. Так, перемещение через таможенную границу товаров, обычно не используемых в быту (сырье, грузовики и т.д.), дает основание таможенному органу полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если декларант не докажет обратное. О коммерческом характере дальнейшего использования товаров может свидетельствовать и значительно превышающее потребность декларанта и членов его семьи количество однородного товара (одного наименования, фасона, цвета и т.д.). Периодический ввоз или вывоз одним и тем же лицом однородных товаров также может свидетельствовать о коммерческих целях перемещения товаров, опять-таки если декларант не докажет иного.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 было утверждено Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, а в целях реализации положений данного постановления были приняты приказы ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" и от 24 ноября 1999 г. N 815 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации".
В соответствии с установленным порядком без уплаты таможенных пошлин физические лица могут ввозить через таможенную границу Российской Федерации товары (за исключением автомобилей) общей стоимостью до 1000 долл. включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 кг, а также получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары общей стоимостью до 100 долл. включительно. Установленные стоимостные пределы для полного освобождения от таможенных платежей могут изменяться для отдельных категорий физических лиц.
11. Оборудование, включая машины и механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В рассматриваемом случае освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины производится на основании соответствующих международно-правовых договоров с участием Российской Федерации.
Особый порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен для оборудования и комплектующих изделий, ввезенных в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение поставляемых товаров от таможенных пошлин, либо под гарантии Правительства РФ.
Если поставка осуществлена по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., но сами товары не были выпущены для свободного обращения до момента вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 г., допускается условный выпуск товаров с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет со дня вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 г.
Льгота распространяется на промышленно-техническое оборудование, которое поставляется в Россию в счет кредитов, предоставляемых иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данная тарифная льгота не может быть применена к подакцизным товарам.
От уплаты таможенной пошлины также освобождается:
- оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти;
- периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
- пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат инвестора, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с ФЗ "О соглашениях о разделе продукции";
- приобретенное за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утвержденному Правительством РФ, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранными государствами или представительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое на таможенную территорию РФ в целях реализации федеральной программы "Развитие индустрии детского питания" президентской программы "Дети России".
Освобождение от уплаты таможенной пошлины может быть предусмотрено в отношении товаров, отвечающих каким-либо определенным требованиям (характеристикам). Так, в соответствии со ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин товары, происходящие из наименее развитых из развивающихся стран.
Такой вид тарифной льготы, как снижение ставки пошлины, так же как и освобождение от уплаты пошлины, представляет собой разновидность налогового кредита. В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. N 413 определено, что с 15 мая 1996 г. товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, облагаются по ставкам в размере 75% базовых ставок таможенного тарифа.
Преференциальный режим применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы "А" и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки. Указанием ГТК РФ от 18 апреля 1997 г. N 01-14/489 (ред. от 24 декабря 2001 г.) установлено, что тарифные преференции в отношении таких товаров предоставляются только при условии подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товаров (данное правило не распространяется на некоторые товары, перечисленные в приложении N 1 к этому указанию).
Перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации включает свыше 100 государств и территорий. Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.
Следующий вид тарифной льготы - это установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе РФ предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.

Тарифные льготы, предусмотренные отдельными таможенными режимами
Тарифные льготы применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии со следующими таможенными режимами: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.
В соответствии с таможенным режимом реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации под таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в течение десятилетнего срока без взимания таможенных пошлин (ст. 32, 33 ТК РФ)*(273).
Таможенный режим транзита предусматривает перемещение товаров под таможенным контролем между двумя российскими таможенными органами, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин (ст. 35 ТК РФ)*(274).
Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории заключается в том, что иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на российской таможенной территории с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ)*(275).
Назначением таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем является использование иностранных товаров в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Таможенный режим временного ввоза (вывоза) предполагает предоставление тарифной льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты таможенной пошлины. Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении временно ввозимых товаров определяются Правительством РФ. В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через российскую таможенную границу, условий полного освобождения может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин в порядке, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России. При частичном освобождении за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% суммы, которая бы подлежала уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (ст. 68, 72 ТК РФ)*(276).
При заявлении к таможенному режиму переработки вне таможенной территории российские товары вывозятся и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на российской таможенной территории с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин. Полное освобождение продуктов переработки от уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется, если российский таможенный орган удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, кроме случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.
Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин определяются, исходя из ставок, применяемых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке (ст. 87, 94 ТК РФ)*(277).
При таможенном режиме реэкспорта иностранные товары вывозятся с российской таможенной территории без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины не взимаются, если товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации.
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины подлежат возврату при условии, если:
1) реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
2) реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода (ст. 100, 101 ТК РФ)*(278).
Основной целью предоставления тарифных льгот является успешная реализация торговой политики России.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]