Правовое регулирование таможенных платежей
Глава 14. Таможенные и иные сборы. Платы в таможенном деле
Взимаемые в таможенной сфере сборы и иные неналоговые платежи перечислены
в Таможенном кодексе РФ. В ст. 110*(294) перечислены следующие виды
таможенных платежей неналогового характера:
а) таможенные сборы: таможенные сборы за таможенное оформление;
таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; таможенные
сборы за хранение товаров;
б) иные сборы: сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы
за возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного
аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление
действия аттестата;
в) платы: плата за информирование и консультирование; плата за принятие
предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.
1. Таможенные сборы за таможенное оформление
Данный вид таможенного сбора взимается за таможенное оформление
товаров, в том числе и за таможенное оформление транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве
товара, а также товаров, предназначенных не для коммерческих целей
и перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых
отправлениях. Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются
и при изменении таможенного режима, а порядок и размеры должны соответствовать
вновь избранному таможенному режиму.
Инструкция о взимании таможенных сборов за таможенное оформление
была утверждена приказом ГТК России 10 ноября 2000 г.*(295) N 1010.
Сбор за таможенное оформление в большинстве случаев (исключения
из данного правила мы приведем ниже) взимается в процентах таможенной
стоимости оформляемого товара, но величина и валюта начисления могут
меняться в зависимости от определенных условий (вид товара; способ
транспортировки товара; заявленный таможенный режим и др.).
1. Таможенный сбор за таможенное оформление чаще всего состоит из
двух составляющих: основной части (взимается в валюте РФ), размер
которой составляет 0,1% таможенной стоимости оформляемого товара,
и дополнительно взимается 0,05% таможенной стоимости товара (в иностранной
валюте, курс которой устанавливает Центральный банк Российской Федерации).
Такая схема начисления действует при помещении товаров под следующие
таможенные режимы:
- выпуск для свободного обращения;
- реимпорт;
- магазин беспошлинной торговли;
- таможенный склад;
- свободный склад;
- свободная таможенная зона;
- переработка на таможенной территории*(296);
- переработка под таможенным контролем*(296);
- временный ввоз (вывоз)*(296);
- переработка вне таможенной территории*(296);
- экспорт;
- реэкспорт;
- уничтожение.
Обратим внимание на особенности уплаты валютной составляющей (0,05%)
при помещении товаров под перечисленные таможенные режимы: если
она не превышает суммы, эквивалентной 100 долл. США, то таможенные
органы вправе взимать, а декларант обладает правом уплачивать дополнительные
сборы в валюте Российской Федерации. Это положение закреплено в
п. 16 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление.
Другая особенность уплаты дополнительного сбора за таможенное оформление
наблюдается при применение таможенной карты*(297), и дополнительные
разъяснения по данной ситуации были даны ГТК России в телефонограмме
от 8 января 2002 г. N ТФ-302: в соответствии со ст. 114 Таможенного
кодекса РФ и п. 18 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное
оформление ГТК России разрешает уплачивать дополнительный сбор в
валюте Российской Федерации.
2. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в
размере 0,1% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации,
но дополнительный сбор не взимается. Это происходит при таможенном
оформлении только определенных товаров и соблюдения следующих условий:
- классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России*(298), помещенных под
таможенные режимы переработки под таможенным контролем, переработки
на таможенной территории и переработки вне таможенной территории,
а также при таможенном оформлении продуктов переработки, классифицируемых
в группе 71 ТН ВЭД России;
- помещенных под таможенный режим транзита, за исключением случаев,
установленных нормативными правовыми актами ГТК России и случаями
освобождения от уплаты от таможенного сбора за таможенное оформление
(эти случаи перечислены в п. 6 Инструкции о взимании таможенных
сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России
N 1010 от 10 ноября 2000 г.);
- товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке*(299)
к технической помощи (содействию).
3. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в
размере 0,15% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации
при таможенном оформлении товаров:
- ввозимых в Российскую Федерацию в счет кредитов, гарантированных
Правительством Российской Федерации, при представлении в таможенный
орган соответствующего подтверждения Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации или Государственного таможенного
комитета Российской Федерации;
- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых
с этой территории по контрактам, предусматривающим расчеты в клиринговых
или в замкнутых валютах;
- ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального
бюджета Российской Федерации; ввозимых в счет кредитов в иностранной
валюте, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных
соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета;
ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по
кредитам, предоставленным бывшими Союзом ССР и РСФСР, при представлении
в таможенный орган соответствующего подтверждения Государственного
таможенного комитета Российской Федерации;
- ввозимых в качестве дара;
- происходящих и ввозимых из стран СНГ;
- помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства
- бывшие республики СССР;
- памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных
металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе
с таможенной территории Российской Федерации либо при их ввозе на
таможенную территорию Российской Федерации Центральным банком Российской
Федерации;
- вывозимой и пересылаемой с таможенной территории Российской Федерации
или ввозимой и пересылаемой на таможенную территорию Российской
Федерации наличной иностранной валюты;
- горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных
и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки,
в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные)
порты.
Применяются и другие способы исчисления величины таможенного сбора
за таможенное оформление - они установлены в Инструкции о взимании
таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом
ГТК России N 1010 от 10 ноября 2000 г. Кратко проанализируем каждый
из них.
А. Товары, перемещаемые государственными железными дорогами через
таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным
режимом транзита
За таможенное оформление в данной ситуации взимаются таможенные
сборы за таможенное оформление в валюте Российской Федерации в сумме,
эквивалентной 14 долл. США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых
по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве,
но не более 0,1% стоимости данной партии товаров.
B. Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с
таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг в иностранной
валюте
При таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию РФ или
вывозимых с ее таможенной территории ценных бумаг в иностранной
валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте
Российской Федерации в размере трех установленных законом минимальных
месячных размеров оплаты труда в отношении партии ценных бумаг,
оформленных по одной таможенной декларации.
C. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации воздушных,
морских и речных судов в качестве товаров в соответствии с таможенными
режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией
по переработке является ремонт таких судов
Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных, морских и речных
судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного
ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является
ремонт таких судов, взимаются в валюте Российской Федерации в размере:
100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает сумму, эквивалентную
1 млн долл. США включительно;
150 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную
1 млн долл. США, но не превышает сумму, эквивалентную 5 млн. долл.
США включительно;
200 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную
5 млн долл. США и более.
Таможенные сборы за таможенное оформление судов взимаются в указанных
размерах также в случаях завершения действия таможенных режимов:
а) временного ввоза (вывоза) путем обратного вывоза (ввоза) временно
ввезенных (вывезенных) товаров;
б) переработки на таможенной территории и переработки под таможенным
контролем путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной
территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом
экспорта;
в) переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного
обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории
Российской Федерации.
В том случае, если указанные размеры таможенных сборов за таможенное
оформление превышают сумму, равную 0,1% таможенной стоимости судна
в валюте Российской Федерации и 0,05% таможенной стоимости судна
в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление
взимаются в размере 0,1% таможенной стоимости товаров в валюте Российской
Федерации и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает
Центральный банк Российской Федерации, в размере 0,05% таможенной
стоимости товаров.
На практике большое значение имеет порядок расчета таможенных сборов
в случае таможенного оформления товаров вне определенных для этого
мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации.
В этих ситуациях таможенные сборы за таможенное оформление взимаются
в двойном размере. Исключение составляют нижеперечисленные случаи:
когда таможенное оформление товаров отдельных категорий производится
в таможенных органах Российской Федерации, определенных Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации; при таможенном оформлении
горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных
и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки,
в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные)
порты и в других установленных ГТК Российской Федерации случаях.
Разъяснения о порядке взимания таможенных сборов за таможенное оформление
товаров в случае оформления энергоносителей в Центральной энергетической
таможне дается в письме ГТК России от 8 ноября 2000 г. N 01-06/32310.
Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные сборы за
таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным
кодексом Российской Федерации, до или одновременно с принятием таможенной
декларации таможенным органом. Если таможенная декларация не была
подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации,
то сроки уплаты сборов за таможенное оформление исчисляются со дня
истечения установленного срока подачи таможенной декларации. Таможенные
сборы за таможенное оформление уплачивают таможенному органу, производящему
таможенное оформление товаров.
Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных сборов за таможенное
оформление предоставляется в соответствии с порядком, предусмотренным
законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнение
его нормативными правовыми актами ГТК России.
Особенности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров,
перемещаемых между государствами-участниками соглашений о Таможенном
союзе, описаны в письме ГТК РФ от 27 июня 2001 г. N 01-06/25247.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях,
таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются государственному
предприятию связи, которое перечисляет уплаченные денежные средства
на счета таможенных органов Российской Федерации.
Существуют случаи освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное
оформление; они определены в Инструкции от 9 ноября 2000 г., утвержденной
приказом ГТК России N 1010. Таможенные сборы за таможенное оформление
не взимаются при таможенном оформлении:
- товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к гуманитарной
помощи или содействию (Постановление Правительства Российской Федерации
от 4 декабря 1999 г. N 1335 "Об утверждении порядка оказания
гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации");
- товаров, помещаемых под таможенный режим отказа от товара в пользу
государства;
- товаров, помещаемых под таможенный режим вывоза товаров для представительств
Российской Федерации за рубежом;
- товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
для официального пользования дипломатическими представительствами
и консульскими представительствами иностранных государств, имеющими
таможенные льготы в соответствии с международными соглашениями или
законодательством Российской Федерации;
- временно вывозимых государственными и муниципальными музеями,
архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками
культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении
для экспонирования и обратно ввозимых после проведения выставок,
вернисажей и подобных мероприятий;
- временно ввозимых государственными и муниципальными музеями, архивами,
иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных
ценностей в целях их экспонирования и обратно вывозимых после проведения
выставок, вернисажей и подобных мероприятий;
- ввозимой или вывозимой Центральным банком Российской Федерации
наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных
металлов и монет из драгоценных металлов;
- товаров, стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро
включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины
и налоги, а также не применяются меры экономической политики;
- товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации
в соответствии с таможенным режимом транзита, в случаях, предусмотренных
соответствующими межправительственными соглашениями и международными
договорами;
- товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, когда таможенный
орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для
перевозок воздушным, водным и трубопроводным транспортом);
- бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных
автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом
автомобильного транспорта в Женеве (МСАТ), а также бланков карнетов
АТА или их частей, предназначенных к выдаче на таможенной территории
Российской Федерации и направляемых в адрес Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации;
- в упрощенном порядке марок акцизного сбора, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации;
- товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
в соответствии с международными договорами Российской Федерации,
предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное
оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами
ГТК России;
- российских товаров, вывозимых в государства-участники Таможенного
союза, и товаров, происходящих и ввозимых из этих государств на
территорию Российской Федерации и в отношении которых соглашениями
о Таможенном союзе предусмотрено освобождение от уплаты таможенных
сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными
правовыми актами ГТК России;
- российских товаров, которые ввозятся с остальной части таможенной
территории Российской Федерации на территорию Особой экономической
зоны в Калининградской области;
- отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных
товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, если их
таможенная стоимость не превышает сумму, эквивалентную 20 долл.
США.
Не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление с товаров,
происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия,
и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую
Федерацию (данное положение закреплено приказе ГТК РФ от 6 февраля
2001 г. N 124).
Возврат взысканных сумм таможенных сборов за таможенное оформление,
в том числе при аннулировании декларации или запрещении выпуска
товаров, не производится, за исключением случаев, установленных
действующим законодательством Российской Федерации, включая случаи,
когда таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным
оформлением товаров, в том числе и при предварительных операциях,
не производили. Возврат же излишне уплаченных таможенных сборов
за таможенное оформление осуществляется в соответствии с порядком,
предусмотренным законодательством Российской Федерации по налогам
и сборам и таможенным законодательством, в том числе если:
а) сумма таможенных сборов за таможенное оформление пересчитана
при корректировке таможенной стоимости товаров;
б) произошла излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление
в результате изменения их размера, курса валюты на день принятия
таможенной декларации к таможенному оформлению.
Таможенные сборы за хранение
За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах
и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные
органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК
РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.
Положение о временном хранении на данный момент утверждено приказом
ГТК РФ от 10 ноября 2000 г. N 1013 "Об утверждении положения
о складах временного хранения". В нем закреплено, что товары
и транспортные средства, ранее помещенные на временное хранение,
но не прошедшие таможенного оформления до прекращения действия лицензии,
приобретают статус товаров и транспортных средств, хранящихся на
складе временного хранения, учрежденном таможенным органом. Указанные
товары и транспортные средства могут находиться на складе под таможенным
контролем не более одного календарного месяца.
При помещении товаров и транспортных средств на склад временного
хранения (СВХ), владельцем которого является таможня, взимаются
таможенные сборы за хранение, установленные приказом ГТК РФ от 23
марта 2001 г. N 290 "Об утверждении Положения о временном хранении
товаров и транспортных средств под таможенных контролем", в
размерах:
- суммы, эквивалентной 20 евро за единицу транспортного средства
(морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль, полуприцеп,
прицеп, контейнер) в сутки, - за хранение товаров без фактической
выгрузки (в грузовых отделениях транспортного средства);
- суммы, эквивалентной 5 евро за единицу транспортного средства
(морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль, прицеп,
полуприцеп, контейнер) в сутки, - за хранение порожних транспортных
средств;
- суммы, эквивалентной 0,03 евро за килограмм в сутки, - за хранение
товаров, выгруженных из грузовых отделений транспортного средства;
- суммы, эквивалентной 0,01 евро за килограмм в сутки, - за хранение
негабаритных или крупногабаритных товаров, а также размещенных россыпью
и навалом.
Неполные сутки считаются за полные, а масса округляется до полного
значения по правилам округления.
Таможня по согласованию с вышестоящим региональным таможенным управлением,
а также таможни, непосредственно подчиненные ГТК России, могут устанавливать
дифференцированные размеры сборов за хранение, не превышающие предусмотренных
приказом ГТК РФ от 23 марта 2001 г. N 290, для конкретных СВХ, владельцами
которых они являются, исходя из их местонахождения, сложившейся
конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских помещений
и других экономических факторов.
Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской
Федерации и порядок их использования утверждены приказом ГТК РФ
от 22 февраля 1994 г. N 72.
За хранение товаров на таможенном складе, владельцем которого является
таможенный орган, взимаются таможенные сборы за хранение в размере
суммы, эквивалентной 0,02 евро, за килограмм брутто в сутки, а за
хранение товаров в специально приспособленных помещениях (с использованием
специфического оборудования, созданием особого температурного режима
и т.д.) - 0,03 евро за килограмм брутто в сутки. При этом неполные
сутки считаются за полные, вес округляется до полных величин по
правилам округления.
Таможенные органы, учредившие таможенный склад, по представлению
таможни могут устанавливать дифференцированные размеры таможенных
сборов за хранение, не превышающие предусмотренных настоящими Правилами,
для конкретных таможенных складов, исходя из их местонахождения,
сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских
площадей и иных экономических факторов.
Таможенные сборы за хранение на таможенном складе уплачиваются до
или при выдаче складского свидетельства.
Если товары вывозятся с таможенного склада ранее срока, определенного
лицом, поместившим товары на таможенный склад, совместно с таможенным
органом, уплаченные суммы таможенных сборов за хранение перерасчету
не подлежат и какая-либо их часть таможенными органами не возвращается.
Лицо, поместившее товары на хранение на таможенный склад, освобождается
от ответственности за уплату таможенных пошлин, налога на добавленную
стоимость и акцизов, а также внесение иных таможенных платежей (за
исключением таможенных сборов за хранение на таможенном складе)
в случае, если товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными
вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо недостача
произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях
хранения.
При выдаче товаров в связи с ликвидацией склада таможня возвращает
лицу, поместившему товары на хранение, часть уплаченных сумм таможенных
сборов за хранение в зависимости от отношения фактического срока
хранения к сроку, определенному при помещении товаров на хранение.
Приказом ГТК РФ от 17 мая 2001 г. N 447 закрепляется положение о
создании в структуре Центральной акцизной таможни Центрального таможенного
управления таможенного склада, специально предназначенного для хранения
автотранспортных средств и сопутствующих товаров. Установлены дифференцированные
размеры таможенных сборов за хранение автотранспортных средств и
сопутствующих товаров (они приведены в приложении 1 и 2 к данному
приказу). Размер сбора зависит для автотранспортных средств от габаритных
размеров кузова, а для сопутствующих товаров исчисляется за 1 кубический
метр занимаемого объема. Сбор начисляется за каждые сутки хранения.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров
За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в
размерах, определяемых ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов
РФ. В данный момент действует приказ ГТК РФ от 3 октября 2000 г.
N 897 "Об утверждении Положения о таможенном сопровождении
товаров и транспортных средств".
При таможенном сопровождении каждого транспортного средства, на
котором перевозятся товары, либо транспортного средства, следующего
в качестве товара своим ходом, взимаются таможенные сборы за таможенное
сопровождение в следующих размерах:
а) при таможенном сопровождении каждого автотранспортного средства
и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
- до 50 км - 20 минимальных размеров месячной оплаты труда;
- от 50 до 100 км - 30 минимальных размеров месячной оплаты труда;
- от 100 до 200 км - 40 минимальных размеров месячной оплаты труда;
- свыше 200 км - 60 минимальных размеров месячной оплаты труда;
б) при таможенном сопровождении каждого морского, речного или воздушного
судна - 200 минимальных размеров оплаты труда независимо от расстояния
перемещения.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются таможенному
органу, принявшему решение о таможенном сопровождении и организовавшему
его. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачивает перевозчик
или любое иное заинтересованное лицо после принятия начальником
таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника
таможенного органа соответствующего решения, но до начала организации
таможенного сопровождения. В случае же таможенного сопровождения
таможенным нарядом, созданным для организации наиболее рационального
таможенного сопровождения и исключения скопления в пунктах пропуска
через границу РФ товаров и транспортных средств при их перемещении
по маршрутам движения основных товаропотоков, таможенные сборы за
таможенное сопровождение может уплачивать получатель товаров или
любое иное заинтересованное лицо таможенному органу назначения.
Плата за принятие предварительного решения
Заинтересованность в получении предварительного решения таможенного
органа может возникнуть у участника внешнеэкономической деятельности
по целому ряду причин. Так, например, покупая товар, коммерсант
желает удостовериться в подлинности сертификата происхождения товара,
от которого зависит предоставление права на таможенно-тарифные льготы
и преференции, или уточнить возможность определения таможенной стоимости
приобретаемого товара по конкретному способу установления таможенной
стоимости в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе"
и т.д.
В ситуациях, подобных описанным, заинтересованное лицо имеет право
обратиться в ГТК России, региональные таможенные управления и таможни
(в соответствии с их компетенцией) с запросом о принятии предварительного
решения в отношении конкретной поставки внешнеторговых грузов.
За принятие предварительного решения взимается плата, которая в
соответствии со ст. 110*(300) Таможенного кодекса РФ является разновидностью
таможенных платежей.
В соответствии с п. 4.1 Положения о порядке принятия ГТК России
предварительных решений о классификации товаров за принятие предварительного
решения*(301) взимается плата в размере пятикратного размера законом
установленного минимального размера оплаты труда на день подачи
запроса.
Сумма, уплаченная за принятие предварительного решения, возврату
не подлежит, если компетентный таможенный орган принял запрос к
исполнению. Плата за принятие предварительного решения также не
возвращается при аннулировании, изменении или отзыве предварительного
решения, если заявитель воспользовался этим решением либо предоставил
неполную или недостоверную информацию. Плата за принятие предварительного
решения подлежит внесению заинтересованным лицом на счет ГТК России.
Порядок взимания платы за принятие предварительных решений о классификации
товаров в соответствии с ТН ВЭД определен в письме ГТК России от
6 июня 2000 г. N 01-06/15292.
Плата за принятие предварительного решения подлежит внесению заинтересованным
лицом на рублевый счет Главного управления федерального казначейства
Минфина России. Платежный документ, удостоверяющий факт внесения
платы, представляется в Главное управление тарифного и нетарифного
регулирования одновременно с запросом. Главное управление тарифного
и нетарифного регулирования направляет платежный документ в Главное
управление федеральных таможенных доходов для подтверждения факта
поступления денежных средств на счет Главного управления федерального
казначейства Минфина России. При фактическом поступлении денежных
средств на указанный счет запрос принимается к исполнению.
Информирование и консультирование по таможенным вопросам и взимание
платы за это*(302)
Порядок консультирования участников внешнеэкономической деятельности
по таможенным вопросам закреплен в ст. 387-392 Таможенного кодекса
РФ*(303) и в приказе ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318. Обеспечение
информацией и консультирование по таможенным вопросам включает в
себя: предоставление информации о причинах принятого решения, действия
или бездействие; опубликование правовых актов; предоставление информации
о действующих правовых актах; предоставление текстов правовых актов;
консультирование по вопросам таможенного дела и по иным вопросам,
входящим в компетенцию таможенных органов.
Актуальность вопросов, связанных с порядком консультирования и информирования
участников внешнеэкономической деятельности по проблематике таможенно-тарифного
регулирования, обусловлена с рядом особенностей нормативно-правовой
базы, регулирующей данные вопросы. К таким особенностям, в частности,
относится недостаточно высокий уровень систематизации (соответствующие
правовые нормы часто изменяются и рассредоточены по многим правовым
актам) и значительный удельный вес подзаконных актов (в основном
издаваемых ГТК РФ).
Важной особенностью нормативно-правовой базы таможенно-тарифного
регулирования в России является и то, что она отводит значительные
дискреционные полномочия должностным лицам таможенных органов, которые
реализуются ими по собственному усмотрению. Юридической гарантией
защиты как юридических, так и физических лиц от возможного проявления
административного произвола со стороны должностных лиц таможенных
органов выступает норма, закрепленная в ч. 1 ст. 387 Таможенного
кодекса РФ: "Лицо, в отношении которого принято решение таможенным
органом Российской Федерации, совершено действие должностным лицом
таможенного органа Российской Федерации, а также лицо, в отношении
которого решение не принято или требуемое действие не совершено
в течение трехмесячного срока, вправе обратиться в этот таможенный
орган в двухмесячный срок со дня принятия решения, совершения действия
либо истечения срока их принятия или совершения с запросом о причинах
и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия
решения или несовершения действия, если это затрагивает права и
законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально".
То есть все решения должностных лиц таможенных органов, их действия
или бездействие должны быть мотивированными.
Для лица, в отношении которого принято решение таможенным органом,
совершено действие должностным лицом таможенного органа, а также
в отношении которого решение не принято или требуемое действие не
совершено в течение трехмесячного срока*(304), существует право
обратиться в этот таможенный орган*(305) с запросом о причинах и
основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия
решения или несовершения действия, если это затрагивает права, свободы
и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально.
Физические лица могут обращаться с коллективными запросами, если
указанные решения, действия или бездействие затрагивают непосредственно
и индивидуально права, свободы и законные интересы каждого члена
коллектива.
Запрос должен быть подан в двухмесячный срок со дня принятия решения,
совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения.
Считаем нужным отметить, что запрос, поданный по истечении указанных
сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки
не восстанавливаются (данное положение закреплено в п. 2.3 Положения
об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденного
приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318).
Если запрос пересылается почтой, то днем его подачи считается дата,
указанная на почтовом штемпеле места отправления данного запроса.
В иных случаях днем подачи письменного запроса является день его
получения таможенным органом.
Форма запроса может быть устной или письменной. Письменный запрос
должен быть подписан физическим лицом или руководителем (заместителем
руководителя) предприятия, учреждения или организации с указанием
фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя и его заместителя
- и должности) и содержать данные соответственно о месте жительства
физического лица или месте нахождения предприятия, учреждения или
организации, и в случае несоблюдения этих требований он не рассматривается.
Запрос должен быть рассмотрен не позднее чем в месячный срок со
дня его получения, а если возникает необходимость предоставления
дополнительных документов и сведений, то указанный срок исчисляется
со дня получения от лица, подавшего запрос, последнего затребованного
документа (информации, материалов).
В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы
и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи.
Важным для участников внешнеэкономической деятельности является
следующий момент: подача запроса не приостанавливает исполнения
решения или действия, в отношении которых подан запрос (п. 2.15
Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам).
Информация о причинах принятого решения, действия или бездействия
предоставляется бесплатно. Также должностные лица таможенных органов
консультируют всех заинтересованных лиц по вопросам таможенного
дела, в том числе и по вопросам таможенно-тарифного регулирования*(306).
Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные
заведения системы ГТК России также могут оказывать консультации
по таможенным вопросам, но только в пределах своей компетенции (п.
3 приказа ГТК РФ N 318 от 15 мая 1995 г.).
Консультирование может производиться в устной или письменной форме*(307)
и осуществляется путем ответа на вопросы, поставленные заинтересованным
лицом либо его представителем. Письменный ответ дается только при
подаче вопроса в письменной форме, а вот устный ответ может быть
дан по выбору заинтересованного лица или его представителя при подаче
как устного, так и письменного вопроса.
Чтобы получить консультацию, заинтересованное лицо должно подать
заявку, в которой указывается:
- количество и краткое содержание вопросов;
- форма консультации (устная или письменная);
- сроки получения консультации;
- объем консультации;
- сведения о платежном документе, которым подтверждается оплата
услуг по консультированию.
В заявке могут указываться и другие дополнительные сведения по усмотрению
заявителя. Форма заявки, которую подает заинтересованное лицо для
получения устной консультации при разовом обращении в таможенный
орган, приведена в приложении 5 к приказу ГТК РФ от 15 мая 1995
г. N 318.
Для консультирования таможенные органы вправе устанавливать определенные
дни и часы, но общий объем времени, отведенного для этого, не может
быть менее 40 часов в течение недели, а в таможенных органах, штатная
численность сотрудников которых не превышает 100 единиц, - десяти
часов в течение недели.
Устные консультации оказываются в порядке очередности в пределах
отведенного для консультирования времени. Срочные устные консультации
оказываются без соблюдения общей очередности и без учета отведенного
для консультирования времени (в том числе вне времени работы таможенного
органа), как правило, в течение дня обращения за консультацией.
В случае необходимости любые консультации могут проводиться вне
времени работы таможенного органа.
Консультации в письменной форме должностным лицом таможенного органа
предоставляются не позднее 30 дней со дня получения заявки и вопросов,
а срочные письменные консультации предоставляются по выбору заинтересованного
лица в течение 1, 3, 7, 14 либо 21 рабочего дня.
Консультации могут предоставляться по договору об абонементном обслуживании.
Для этого заинтересованное лицо должно обратиться с просьбой в ГТК
РФ, региональное таможенное управление, отдельные таможни, определяемые
региональными таможенными управлениями. Исходя из сферы деятельности
таможни с учетом ее готовности к оказанию такой услуги, будет приниматься
решение об абонементном обслуживании.
Важной отличительной чертой такого обслуживания для участников внешнеэкономической
деятельности является то, что консультации по договору об абонементном
обслуживании оказываются в приоритетном порядке. Предельное число
консультаций по договору об абонементном обслуживании, их общая
продолжительность либо предельное количество страниц письменных
ответов, а также срок оказания консультаций определяются этим договором
(примерная форма такого договора приведена в приложении 6 к приказу
ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318).
При получении консультаций заинтересованное лицо должно помнить,
что должностное лицо таможенного органа не вправе:
1) давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных
органов;
2) вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными
лицами документы;
3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные
надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным
способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие
его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на
таможенные органы;
4) давать сведения, не подлежащие разглашению, включая сведения,
относящиеся к собственной безопасности таможенных органов;
5) давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц
к уголовной и административной ответственности, в том числе с обжалованием
лицом постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных
правил;
6) давать консультации по вопросам, связанным с обжалованием лицом
решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных
лиц*(308);
7) давать консультации по вопросам рассматриваемого судебным органом
дела, в котором таможенный орган или его должностное лицо является
стороной*(309).
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что консультации,
даваемые должностными лицами таможенных органов, как правило не
касаются правоохранительной деятельности таможни.
Участникам внешнеэкономической деятельности важно знать то, что
сведения, предоставленные должностными лицами таможенных органов
при консультировании, не могут служить основанием для принятия какого-либо
решения либо совершения какого-либо действия должностным лицом таможенного
органа, производящим таможенное оформление, осуществляющим таможенный
контроль либо выполняющим иную функцию, возложенную на таможенные
органы.
За оказание консультации взимается плата. Размеры платы и дополнительного
возмещения зависят от формы консультации (устная или письменная),
объема консультации (продолжительности устной консультации, количества
страниц в письменном ответе), срока оказания консультации (обычная
или срочная устная консультация, письменный ответ в течение 1, 3,
7, 14, 21 дня или не позднее 30 дней), времени оказания устной консультации
(во время или вне времени работы таможенного органа), способа передачи
текста письменного ответа заинтересованному лицу.
Размер платы не зависит от предмета и сложности вопроса, а также
лица, желающего получить консультацию, за исключением случаев уменьшения
размера платы и освобождения от нее в случае оказания консультации
об обязанностях лица, определенных неопубликованным правовым актом,
а также в других случаях, предусмотренных специальными нормативными
актами ГТК России. Размеры платы за консультирование приведены в
приложении 1 к приказу ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318.
При расчете таможенных платежей участники внешнеэкономической деятельности
часто сталкиваются с проблемой получения информации о правовых актах,
касающихся таможенно-тарифного регулирования; эта проблема возникает
и в связи с достаточно частыми изменениями, происходящими в нормативно-правовых
базе по данным вопросам. Такую информацию о действующих правовых
актах предоставляет любой таможенный орган, в который обратилось
заинтересованное лицо, за исключением следующих случаев:
- у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом
правовом акте;
- запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим
таможенным органом.
Заинтересованным лицам не может быть предоставлена информация об
актах, не подлежащих в соответствии с законодательством Российской
Федерации опубликованию (акты с грифами "Особой важности",
"Совершенно секретно", "Секретно", "Для
служебного пользования", "Не для печати"). Однако
в исключительных случаях такая информация им все же может быть предоставлена
в объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих
государственную и иную охраняемую законом тайну.
Информация об актах, затрагивающих непосредственно права, свободы
и законные интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется
только этому лицу, за исключением случаев, когда упоминание о конкретном
лице не может в силу одного этого факта нанести ущерб правам, свободам
и законным интересам этого лица.
Информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных
органов Российской Федерации, отношения с подведомственными ГТК
РФ предприятиями, учреждениями и организациями, а также касающихся
прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов (за исключением
прав и обязанностей в отношении лиц, контроль за деятельностью которых
входит в компетенцию таможенных органов), прав и обязанностей иных
работников системы ГТК РФ, предоставляется только в случае и в части,
непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы
заинтересованного лица.
Бесплатно должна предоставляться информация о действующих опубликованных
правовых актах (название акта, его предмет и издание, в котором
этот акт опубликован), а в случае если нужно получить об опубликованных
правовых актах информацию в большем объеме, а также информацию об
опубликованных правовых актах, утративших силу, в том числе о факте
прекращения их применения, то это будет рассматриваться как консультация
по вопросам таможенного дела.
Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно
права, свободы и законные интересы лица, предоставляется по его
запросу бесплатно в объеме, имеющем прямое отношение к таким правам,
свободам и интересам. В иных случаях информация предоставляется
как консультация по вопросам таможенного дела.
Участникам внешнеэкономической деятельности для правильных действий
и принятия верных решений часто бывает необходимо ознакомиться с
текстами нормативно-правовых актов, касающихся таможенно-тарифного
регулирования. Таможенными органами должны предоставляться: тексты
опубликованных или подлежащих опубликованию правовых актов; тексты
неопубликованных правовых актов и правовых актов, опубликование
которых не требуется; выписки из текстов правовых актов, не подлежащих
опубликованию (с грифами "Для служебного пользования",
"Не для печати").
Порядок предоставления текстов неопубликованных правовых актов,
кроме актов с грифами "Для служебного пользования", "Не
для печати" закреплен в п. 5.8 Положения об информировании
и консультировании по таможенным вопросам. Тексты правовых актов
предоставляются таможенными органами за плату, размеры которой приводятся
в приложении 1 к приказу ГТК РФ N 318 от 15 мая 1995 г. Размер платы
не зависит от характера содержащихся в тексте правового акта положений,
а также от лица, желающего получить этот текст, за исключением случаев
уменьшения размера платы и освобождения от нее (бесплатно предоставляются
выписки из неопубликованного правового акта, определяющего обязанности
лица, а также из некоторых других видов правовых документов, предусмотренных
специальными нормативными актами ГТК РФ).
Для получения текстов правовых актов заинтересованное лицо должно
подать в любой таможенный орган заявку, составленную по форме, которая
приводится в приложении 2 к приказу ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318.
Таможенные органы и таможенные учреждения (таможенные лаборатории,
научно-исследовательские и учебные заведения системы ГТК РФ) несут
ответственность, предусмотренную гражданским и иным законодательством
Российской Федерации, за достоверность информации, предоставляемой
заинтересованным лицам в порядке консультирования по таможенным
вопросам. Но таможенные органы не несут ответственности за убытки,
причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного
без их ведома и контроля, равно как и за убытки, причиненные вследствие
неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не являющимися
должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на консультирование.
Особое внимание обратим внимание на то, что независимо от полученной
консультации всю ответственность перед таможенными органами за достоверность
сведений в таможенной декларации и документах, необходимых для таможенных
целей, несет декларант; это закреплено в п. 6.12 Положения об информировании
и консультировании по таможенным вопросам (приказ ГТК РФ от 15 мая
1995 г. N 318).
Перечисленные платежи по своей правовой природе являются платежами
неналогового характера; это плата за осуществление различных мероприятий.
Таблица
1
(приложение к материалам лекции
по теме
"Таможенные платежи, взимаемые
по единой ставке")
Условия уплаты таможенных платежей
при использовании упрощенного (льготного) порядка ввоза
на территорию Российской Федерации транспортных средств
физическими лицами, следующими через ее таможенную границу
------------------T-----------------T------------------T------------------T-----------------T-----------------T-----------------T------------------¬
¦Категории лиц, ¦Освобождение от ¦Уплата таможенных ¦Уплата таможенных ¦Уплата таможенных¦Уплата таможенных¦Уплата таможенных¦Уплата совокупного¦
¦перемещающих ¦уплаты таможенных¦платежей по единой¦платежей по единой¦платежей по ¦платежей по ¦платежей по ¦таможенного ¦
¦транспортные ¦пошлин и налогов ¦ставке таможенных ¦ставке таможенных ¦единой ставке ¦единой ставке ¦единой ставке ¦платежа ¦
¦средства, способы¦(предусмотренных ¦пошлин и налогов в¦пошлин и налогов в¦таможенных пошлин¦таможенных пошлин¦таможенных пошлин¦ ¦
¦перемещения ¦при ввозе товаров¦размере 1 евро за ¦размере 0,85 евро ¦и налогов в ¦и налогов в ¦и налогов в ¦ ¦
¦транспортных ¦на таможенную ¦1 см3 рабочего ¦за 1 см3 рабочего ¦размере 1,4 евро ¦размере 2 евро за¦размере 3 евро за¦ ¦
¦средств через ¦территорию РФ) ¦объема двигателя ¦объема двигателя ¦за 1 см3 рабочего¦1 см3 рабочего ¦1 см3 рабочего ¦ ¦
¦таможенную ¦ ¦ ¦ ¦объема двигателя ¦объема двигателя ¦объема двигателя ¦ ¦
¦границу РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------------+------------------+------------------+-----------------+-----------------+-----------------+------------------+
¦Физические лица, ¦Не предусмотрено ¦Новые транспортные¦Транспортные ¦Транспортные ¦Транспортные ¦Транспортные ¦Новые транспортные¦
¦осуществляющие ¦ ¦средства, страной ¦средства (вне ¦средства (вне ¦средства (вне ¦средства (вне ¦средства, страной ¦
¦ввоз одного ¦ ¦происхождения ¦зависимости от ¦зависимости от ¦зависимости от ¦зависимости от ¦происхождения ¦
¦транспортного ¦ ¦которых является ¦страны ¦страны ¦страны ¦страны ¦которых является ¦
¦средства при ¦ ¦РФ ¦происхождения), с ¦происхождения), с¦происхождения), с¦происхождения), с¦иностранное ¦
¦следовании через ¦ ¦ ¦момента выпуска ¦момента выпуска ¦момента выпуска ¦момента выпуска ¦государство, a ¦
¦таможенную ¦ ¦ ¦которых прошло ¦которых прошло ¦которых прошло ¦которых прошло ¦также в случаях ¦
¦границу РФ и не ¦ ¦ ¦более 3, но не ¦более 3, но не ¦более 7 лет, с ¦более 7 лет, с ¦превышения ¦
¦имеющие ¦ ¦ ¦более 7 лет, с ¦более 7 лет, с ¦рабочим объемом ¦рабочим объемом ¦установленных квот¦
¦дополнительных ¦ ¦ ¦рабочим объемом ¦рабочим объемом ¦двигателя, не ¦двигателя, ¦и пересылки ¦
¦льгот ¦ ¦ ¦двигателя, не ¦двигателя, ¦превышающего 2500¦превышающего 2500¦транспортных ¦
¦ ¦ ¦ ¦превышающего 2500 ¦превышающего 2500¦см3 ¦см3 ¦средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦см3 включительно ¦см3 ¦ ¦ ¦физическими лицами¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и в адрес ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦физических лиц в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ (т.е. ввоз ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транспортных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств без ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦следования лица ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦через таможенную ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦границу РФ включая¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ввоз транспортного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства другим ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦физическим лицом в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полномочиями, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полученными им в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦любой форме от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦указанного лица) ¦
+-----------------+-----------------+------------------+------------------+-----------------+-----------------+-----------------+------------------+
¦Физические лица,¦Транспортные ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦признанные в¦средства, страной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦установленном ¦происхождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦порядке беженцами¦которых являются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦или вынужденными¦РФ или другое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦переселенцами, ¦государство - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦осуществляющие ¦участник СНГ (1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ввоз одного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следовании через¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таможенную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦границу РФ (или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при пересылке без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦такого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------------+------------------+------------------+-----------------+-----------------+-----------------+------------------+
¦Физические лица,¦Транспортные ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦переселяющиеся из¦средства, страной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦иностранных ¦происхождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государств в РФ¦которых являются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на постоянное¦РФ или другое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦место жительства,¦государство - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦осуществляющие ¦участник СНГ (2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ввоз одного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следовании через¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таможенную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦границу РФ (или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при пересылке без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦такого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------------+------------------+------------------+-----------------+-----------------+-----------------+------------------+
¦Физические лица, ¦Транспортные ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦постоянно ¦средства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проживающие в РФ ¦происходящее# с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и осуществляющие ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ввоз одного ¦бывшего СССР либо¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортного ¦выпущенные в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства при ¦свободное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следовании через ¦обращение на его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таможенную ¦территории (3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦границу РФ (или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при пересылке без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦такого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-----------------+------------------+------------------+-----------------+-----------------+-----------------+-------------------
Примечания. 1. Для получения льготы необходимо, чтобы были
выполнены следующие условия:
- транспортное средство было приобретено до въезда в РФ;
- иные правила ввоза не предусмотрены международными договорами
РФ;
- льгота, предоставляется в течение 3 лет со дня первого въезда
на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения
на постоянное место жительства в РФ или получения вида на жительство
либо постоянной регистрации по месту жительства в РФ.
2. Для получения льготы необходимо, чтобы были выполнены следующие
условия:
- транспортное средство было приобретено до въезда в РФ;
- иные правила ввоза не предусмотрены международными договорами
РФ;
- льгота, предоставляется в течение 3 лет со дня первого въезда
на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения
на постоянное место жительства в РФ или получения вида на жительство
либо постоянной регистрации по месту жительства в РФ;
- ввозимое транспортное средство принадлежало указанным лицам до
момента первого въезда на территорию РФ с заявленной таможенным
органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ, при
условии, что транспортное средство ввозится территории с государства,
в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда
на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения
на постоянное место жительства в РФ.
3. Для получения льготы необходимо, чтобы ввозимое транспортное
средство находилось в собственности данных лиц либо членов их семей
с даты не позднее 31 декабря 1991 г. включительно.