[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Правовое регулирование таможенных платежей
Литература
*(1) - в новом ТК основным понятиям, используемом в Кодексе посвящена
ст. 11 и там не дается такого определения.
Перечисляются платежи в ст. 318 нового ТК и их объединяет то, что
все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением
товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые
различаются как по юридической природе, так и по экономическом содержанию.
Среди таможенных платежей есть налоги (таможенная пошлина, НДС,
акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные
сборы).
*(2) - ТК 2003 г. содержит ст. 308 "Таможенные платежи и их
виды"
*(3) - ТК 2003 г. такого понятия не содержится
*(4) - определение этих терминов несколько изменилось и содержится
в ТК 2003 г. в ст. 11 (п. 1, 2, 3, 5)
*(5) Подробнее см.: Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного
механизма (сравнительно-правовое исследование): Дисс. д-ра юрид.
наук. М., 1994. С. 226-268.
*(6) См., например: Храбсков В.Г. Международно-правовые вопросы
сотрудничества социалистических государств в области таможенного
дела: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1970. С. 9.
*(7) Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного
разделения труда. М., 1965. С. 58-59.
*(8) См., например: Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974.
С. 14.
*(9) - В ТК 2003 года определение понимания таможенной территории
Российской Федерации содержится в ст. 2
*(10) Здесь можно отметить, что положения ТК РФ, согласно которым
российская таможенная территория включает находящиеся в морской
исключительной экономической зоне России искусственные острова,
установки и сооружения, находящиеся под ее исключительной юрисдикцией
в отношении таможенного дела, нашли свое дальнейшее развитие в принятом
в 1995 г. Федеральном законе N 187-ФЗ "О континентальном шельфе"
(см.: СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694). Нормами этого Закона установлено,
что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет
исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать
создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок
и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими
искусственными островами, установками и сооружениями в отношении
таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.
*(11) о возможности подобных "изъятий" в ТК 2003 г. говорится
в п. 3 ст. 2
*(12) Примером практической реализации предусмотренных статьей 3
ТК РФ возможностей исключений из состава таможенной территории могут
служить положения Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ
"Об особой экономической зоне в Калининградской области"
(СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224). Статьей 1 этого Закона устанавливается,
что созданная в Калининградской области особая экономическая зона
является частью государственной и таможенной территории Российской
Федерации, при этом в отношении взимания таможенных пошлин и иных
платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении
ввозимых и вывозимых товаров, данная экономическая зона рассматривается
как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с
особенностями, установленными в указанном Законе. Именно из-за этих
особенностей территория Калининградской области, несмотря на действие
в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена
из состава таможенной территории Российской Федерации.
*(13) - в ТК 2003 г. такой статьи не содержится
*14 См.: Бюллетень международных договоров. 1995. N 1.
*(15) - норма о том какие пределы таможенной территории Российской
Федерации являются таможенной границей в ТК 2003 г. содержится в
п. 4 ст. 2
*(16) Шмидлин М., Дюкрок Ж. Организация и регулирование внешней
торговли Франции. М., 1958. С. 294.
*(17) - подобная норма в ТК 2003 г. содержится в п. 4 ст. 362
*(18) - ТК 2003 г. содержит ст. 308 "Таможенные платежи и их
виды"
*(19) Подробнее см.: Халипов С.В. Таможенное право. М., 2001. С.
112-114.
*(20) См., например: Berr C.J., Tremeau A. Le droit douanier: regime
des operations de commerce international en France et dans la C.E.E.
Paris, 1988. P. 45; Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая
часть. М., 1995. С. 72-75; Марченко М.Н. Закон в системе источников
романо-германского права//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. N
3.
*(21) См.: Комментарий к ТК РФ. М., 1996. С. 10.
*(22) Здесь еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что в данном
случае речь идет исключительно о "внутренних" источниках
правовых норм; международные соглашения будут рассматриваться ниже.
*(23) Подробнее см.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые
системы современности. М., 1996. С. 93-97; Марченко М.Н. Указ. изд.
*(24) Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса//Вестник
ВАС РФ. 1995. N 4.
*(25) В качестве примера расширительного толкования понятия "законодательство"
можно привести положения ТК РФ. В соответствии со ст. 5 ТК законодательство
России о таможенном деле состоит из ТК РФ, Закона "О таможенном
тарифе", иных актов законодательства Российской Федерации,
принятых в соответствии с ТК РФ. При этом, исходя из анализа компетенционной
характеристики государственных органов, содержащейся в тексте ТК
РФ, можно сделать вывод, что к актам таможенного законодательства
следовало бы относить и решения, принимаемые Президентом и Правительством
РФ. Однако, учитывая сделанные замечания, указанные источники норм
правового регулирования применения таможенных платежей отнесены
к группе подзаконных правовых актов.
*(26) с 1 января 2004 года планируется ввести в действие Таможенный
кодекс (ст. 437 данного Кодекса)
*(27) См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.
*(28) Так, на 1 мая 2001 г. в ТК РФ изменения были внесены на основании
следующих федеральных законов: от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О
стандартизации", "Об обеспечении единства измерений",
"О сертификации продукции и услуг"" (см.: СЗ РФ.
1995. N 26. Ст. 2397), от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной
безопасности"" (см.: СЗ. 1996. N 1. Ст. 4), от 21 июля
1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской
Федерации" (см.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586), от 16 ноября
1997 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законы
и иные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской
Федерации" и Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации" (см.: СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5341), от 10 февраля
1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской
Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона
"О соглашениях о разделе продукции"" (см.: СЗ РФ.
1999. N 7. Ст. 879). Наряду с этим применение отдельных положений
ТК РФ было уточнено в соответствии с постановлением КС РФ от 11
марта 1998 г. N 8-П (см.: СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и постановлением
КС РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П (см.: СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409).
*(29) См., например: Палкина Н. Кодекс вполне соответствует//Экономика
и жизнь. 2001. N 15; Савин В.А., Шагалов Г.Л. Законодательная работа
по совершенствованию Таможенного кодекса Российской Федерации//Внешняя
торговля. 2000. N 5/6. С. 15-17.
*(30) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718. Данный Закон,
затрагивая основные аспекты правового регулирования перемещения
через таможенную границу культурных ценностей, определяет некоторые
условия использования для этого отдельных видов таможенных платежей.
*(31) См.: СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
*(32) В случае "узкоспециальной" таможенной направленности
закона, например о создании свободной таможенной зоны, такой законодательный
акт в соответствии с предложенной классификацией был бы отнесен
к первой из указанных групп источников.
*(33) См.: СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224. Здесь также можно отметить,
что в соответствии с данным Законом для обеспечения применения таможенных
платежей на территории Особой зоны ГТК России было издано специальное
распоряжение от 17 августа 1998 г. N 0114/893 "О применении
таможенных платежей в Калининградской области" (Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 29).
*(34) СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2807.
*(35) Такое деление схоже с распространенной классификацией налоговых
законов, что объясняется общей правовой основой предмета регулирования
этих и рассматриваемых законодательных актов. Подробнее см., например:
Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и
практики. М., 1993. С. 80.
*(36) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.
*(37) В качестве источника таможенного права может выступать только
нормативный правовой акт, т.е. правовой акт, содержащий общие нормы,
регулирующие отношения неопределенного круга лиц в таможенной сфере.
Различные правовые акты по конкретным вопросам (распоряжения правительства,
приказы руководителей таможенных органов о назначении на должность,
перечислении средств, объявлении дисциплинарного взыскания и т.п.)
не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих
правил. Данные акты являются индивидуальными и выступают в качестве
юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные
правоотношения в таможенной сфере.
*(38) Порядок издания ведомственных нормативных актов и их регистрации
определяется в основном следующими документами: Указ Президента
РФ от 24 января 1995 г. N 1178 "О мерах по обеспечению открытости
и общедоступности нормативных актов" (см.: СЗ РФ. 1995. N 48.
Ст. 4660), Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти" (см.: СЗ РФ. 1998.
N 33. Ст. 3967), постановление Правительства РФ от 13 августа 1997
г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации" (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895).
*(39) - в ТК 2003 года ст. 5 "Правовые акты федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела"
*(40) Стоит отметить, что это один из очень редких в российской
правовой практике случаев закрепления нормотворческих полномочий
конкретного ведомства в законодательном акте. В большинстве случаев
полномочия российских министерств и ведомств в сфере правотворчества
установлены положениями о них, утвержденными указами Президента
РФ, постановлениями Правительства РФ. Те же положения служат и юридическим
основанием деятельности министерств, ведомств по применению права.
Кроме того, как показывает практика, те или иные правомочия такого
органа исполнительной власти могут быть предусмотрены не положением,
а указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ, озаглавленным
"Вопросы Министерства такого-то", "О Министерстве
таком-то" и т.д. Подробнее см.: Ведомственные нормативные акты
Российской Федерации//Хозяйство и право. 1996. N 6.
*(41) - о порядке вступления в силу нормативных правовых актов федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного
дела говорится в ст. 5 ТК 2003 г.
*(42) См.: Российские вести. 1993. 2 сентября.
*(43) - в ТК 2003 года содержится ст. 7, в которой закреплено следующее
положение: "В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного
регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии
с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной
декларации, если не установлено иное.
*(44) Для целей рассмотрения источников правового регулирования
таможенных платежей понятием судебная практика охватываются формализованные
результаты правоприменительной деятельности судебных органов по
таможенным вопросам, выработанные в ходе судебной деятельности правовые
положения, определения-дефиниции, правила, указания, которые обладают
определенной степенью обобщенности, общепризнанности и обязательности
(Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.,
1994. С. 10).
*(45) Согласно статистическим данным, приведенным Верховным Судом
РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2000 г.
N 21, только в 1999 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено
3899 дел по жалобам о признании правовых актов незаконными.
*(46) См.: Нисенбаум О.В. Административная юстиция как решение проблемы
судебной власти//Учет, налоги, право. 2000. 29 августа. См. также:
Масленников М.Я. Административно-юридистикционный процесс: понятие
и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности//Государство
и право. 2001. N 2. С. 15-20.
*(47) Berr C.J., Tremeau A. Ор. cit. P. 67.
*(48) См., например: Сборник научных статей. Серия "Новое в
юридической науке и практике" (Материалы обсуждения научного
доклада "Судебная практика как источник права"). обсуждениях
семинарах, а также на страницах различных юридических изданий. См.,
источник права в романо-германской правовой системе//Вестник МГУ.
Серия 11. Право. 1999. N 6. С. 80-87; Голомазова Л. Роль и значение
судебных актов в становлении прецедентного права в России//эж-Юрист.
2000. N 1; Значение судебных актов в становлении прецедентного права
в России (материалы дискуссии)//эж-Юрист. 2000. N 7; Жуйков В.М.
Система должна быть управляемой//эж-Юрист. 2000. N 28; Рарог А.И.
Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ//Государство
и право. 2001. N 2. С. 51-57.
*(49) См.: Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение
в сфере частного права: В 2 т. Т. 1. Основы/Пер. с нем. М., 1998.
С. 403.
*(50) См., например: Жуйков В.М. Указ. изд. По мнению автора, "судебный
прецедент - это доведенное до всеобщего сведения решение высшего
судебного органа страны... по конкретному делу, в процессуального
права и которое становится обязательным в последующем для нижестоящих
судов, разрешающих однородные дела".
*(51) Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (Выпуск
"Классика российской цивилистики"). М., 1998. С. 353.
*(52) Такое внимание к судебному толкованию законодательства определяется
тем, что в российской правовой системе отсутствует нормативно установленный
порядок официального толкования законодательных актов. В связи с
этим можно вспомнить решение Конституционного Суда РФ, касающееся
правового обеспечения аутентичного толкования. Как отметил профессор
Р.З.Лившиц, "среди официальных толкований выделяется аутентичное,
т.е. разъяснение, данное тем же органом, который принял норму"
(Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 144-145). КС РФ 17 ноября
1997 г. принял постановление N 17-П (см.: СЗ РФ. 1997. N 47. Ст.
5492) по делу о проверке конституционности постановлений Государственной
Думы Федерального Собрания РФ "О некоторых вопросах применения
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД и "О порядке применения пункта
2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" от
11 октября 1996 г. N 682-11 ГД. КС РФ признал указанные постановления
Госдумы не соответствующими Конституции РФ. Это толкование является
аутентичным, поскольку касается законов и было дано Госдумой РФ.
Поэтому такое толкование, отмечается в решении КС РФ, должно осуществляться
в порядке, предусмотренном для принятия законов, а вышеназванные
постановления Госдумы неконституционны. Здесь можно обратить внимание,
что Конституция не содержит запрета ни издавать такие постановления,
ни давать толкование органам, принимавшим участие в законотворческом
процессе. Поэтому вышеназванные постановления ГД РФ и иные подобные
акты, носящие, вне всякого сомнения, рекомендательный характер,
видимо, могут издаваться. С другой стороны, для придания легитимности
аутентичному толкованию необходимо, безусловно, одновременное участие
по установленной процедуре всех субъектов законодательного нормотворчества.
*(53) Можно отметить, что публикация судебной практики также рассматривается
сторонниками "легализации" прецедента как одно из подтверждений
фактического признания последнего, поскольку к основным признакам
обязательности прецедента по общему праву относится именно публикация
постоянных судебных отчетов - сборников судебной практики (см.:
Голомазова Л. Указ. изд.).
*(54) Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч.
*(55) См.: Вестник ВАС РФ. 1993. N 10.
*(56) См.: Закон. 1997. N 9.
*(57) См., например: Лобанов Г., Соловьев А. Вознаграждение под
вопросом//эж-Юрист. 2000. N 13; Филимонов А. Расплата за перевозку//эж-Юрист.
2000. N 39.
*(58) См.: СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589
*(59) См.: СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
*(60) Как заметил заместитель Председателя ВС РФ В.М.Жуйков, "дискуссия
по поводу роли постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума
Верховного Суда России ведется столько, сколько они существуют"
(В.М.Жуйков. Указ. изд.). Здесь можно отметить, что Закон СССР 1979
г. "О Верховном Суде СССР" в свое время подвел итог этой
дискуссии, указав, что постановления Пленума Верховного Суда СССР,
содержащие "руководящие разъяснения", обязательны для
судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому
дано разъяснение (ст. 3). Данная норма была воспроизведена в ст.
56 Закона 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" в отношении
постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. Формально эта норма
действует до настоящего времени. Однако предполагается, что она
вошла в противоречие с конституционным положением о том, что судьи
подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120).
*(61) - П. 4 ст. 1 ТК 2003 г. содержит норму, говорящую о том, что
4. "Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве
в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации
законодательства Российской Федерации с нормами международного права
и с общепринятой международной практикой."
*(62) Международное право: Учебник. М., 1947. С. 28-29.
*(63) Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974. С. 41
*(64) - Действию международных договоров Российской Федерации в
области таможенного дела посвящена ст. 8 ТК 2003 г.
*(65) См., например: Berr C.J., Tremeau H. Op. cit. P. 65-68; Ершов
А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб, 2000;
Козырин А.Н. Таможенное право России. С. 86-94; Комментарий к ТК
РФ/Под ред. А.Н. Козырина М., 1995. С. 10-14; Сандровский К.К. Международное
таможенное право. Киев, 2000.
*(66) Подробнее см., например: Броунли Я. Международное право. М.,
1977. С. 21-64; Курс международного права: В 6 т. М., 1967. Т. 1.
С. 167195, Т. 2; Курс международного права: В 7 т. Т. 1. М., 1989.
С. 207.
*(67) Подробнее см.: Галдин В.А. Роль и место ГАТТ в международно-правовом
регулировании международной торговли. СССР и ГАТТ: Автореф. дисс.
канд. юрид. наук. М., 1991. С. 60-72.
*(68) Подробнее см.: Григорян С.А. Эволюция правовой системы ГАТТ//Внешняя
торговля. 2000. N 2.
*(69) Подробнее см.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
М., 1997; Всемирная торговая организация (справочно-аналитический
обзор)//Внешняя торговля. 1999. N 3; Россия и международная торговая
система/Под ред. Э.Ван Дузера и др. СПб, 2000.
*(70) Не принижая международно-правового значения документов, принятых
по завершении Уругвайского раунда переговоров, нельзя не обратить
внимание, что их итоги имеют и немалое политическое значение: "революционные",
т.е. вносящие коренные изменения, новеллы правовой системы ГАТТ
были, по существу, уже задолго до их формализации фактически "интегрированы"
в нее, а сам процесс внесения изменений, призван обеспечить соответствие
формы давно выкристаллизовавшемуся содержанию всей системы ГАТТ.
Здесь можно вспомнить слова проф. И.И.Дюмулена, который отметил,
что "2/3 правовых документов ВТО - это не что иное, как расширенное
и модернизированное ГАТТ" (Дюмулен И.И. Указ. соч. С. 45).
*(71) Подробнее см., например: Галдин В.А. Указ. соч. С. 85-100;
Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма
(сравнительно-правовое исследование) Дис. д-ра юрид. наук. М., 1994.
С. 145; Всемирная торговая организация (справочно-аналитический
обзор)//Внешняя торговля. 1999. N 3.
*(72) Дюмулен И.И. Указ. соч. С. 6.
*(73) См., например: Ситников В.А. Актуальные проблемы и основные
особенности деятельности ГАТТ в 70-е - первой половине 80-х гг.
М., 1987; Дюмулен И.И. ГАТТ//Приложение к БИКИ. 1986. N 10; он же.
Всемирная торговая организация.
*(74) См.: Российские вести. 1992. N 14.
*(75) С учетом изменения институционально-правового статуса ГАТТ
и в связи с созданием Всемирной торговой организации эта Комиссия
в 1996 г. была преобразована в МВК по вопросам ВТО. В августе 1997
г. на ее основе создана Комиссия Правительства РФ по вопросам ВТО.
*(76) Подробнее см.: Пахомов А.А. Процесс присоединения России к
ВТО//Внешняя торговля. 1999. N 3; 2000. N 2.
*(77) Примером этому могут служить различные положения российского
таможенного законодательства. Так, о необходимости "учета обычной
международной практики" говорится в постановлении Верховного
Совета РФ "О введении в действие Закона РФ "О таможенном
тарифе"" (п. 3). В Законе РФ "О таможенном тарифе"
также содержатся отсылки к мировой практике таможенно-тарифного
регулирования (например, данным Законом предусмотрен резервный метод
установления таможенной стоимости (ст. 24), основанный, по существу,
на использовании установленного статьей VII ГАТТ механизма оценки
товара для таможенных целей).
*(78) Также можно отметить, что Россия имеет статус постоянного
члена Политической комиссии и входит в Финансовый комитет СТС/ВТО
*(79) См.: Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. N 38. Ст. 1096. Данная
Конвенция вступила в силу в 1952 г.
*(80) См.: Палкина Н. Указ. соч.
*(81) Представители стран - нечленов СТС, а также приглашенные представители
других международных организаций посещают сессии Совета и его технических
комитетов в качестве наблюдателей.
*(82) Например, Торговым соглашением 1976 г. между Республикой Заир
и СССР (стороной которого по правопреемству вместо последнего стала
Россия) регулируются отдельные вопросы использования режима временного
ввоза (вывоза) товаров. Так, стороны данного Соглашения на взаимной
основе разрешают временный ввоз и вывоз образцов и рекламных материалов,
предметов и товаров, используемых на ярмарках и выставках, тары,
ввезенной с целью наполнения, и т.п. (см.: Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.
Вып. ХХХV. С. 252).
*(83) См.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств
и Совета глав правительств СНГ. 1992. N 1.
*(84) См.: Бюллетень международных договоров. 1994. N 1. Устав СНГ
ратифицирован постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4799-1,
вступил в силу для Российской Федерации 20 июля 1993 г.
*(85) Только за первые пять лет существования СНГ было заключено
свыше 1300 соглашений по различным вопросам сотрудничества (см.:
Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ.
М., 1997. С. 11).
*(86) См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской
Федерации. М., 1993. С. 144-146.
*(87) См.: там же. С. 135-143.
*(88) См.: там же. С. 146-154.
*(89) См.: Бюллетень международных договоров. 1995. N 1.
*(90) См.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств
и Совета глав правительств СНГ. 1993. N 4.
*(91) См.: Бюллетень международных договоров. 1994. N 9.
*(92) См.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств
и Совета глав правительств СНГ. 1994. N 1.
*(93) См.: Бюллетень международных договоров. 1995. N 9.
*(94) См.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств
и Совета глав правительств СНГ. 1994. N 4.
*(95) См.: Бюллетень международных договоров. 1996. N 3
*(96) Подробнее см.: Внешняя торговля. 1993. N 2.
*(97) Указанный Договор вступил в силу 14 января 1994 г., для России
- 28 марта 1995 г. Договор ратифицирован Федеральным законом от
2 ноября 1994 г. N 32-ФЗ (см.: СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2925).
*(98) См.: СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1036.
*(99) См.: Градский Е.Н. Новый таможенный тариф и товарная номенклатура//Учет,
налоги, право. 2000. N 9.
*(100) См.: СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5057. Соглашение от 6 января
1995 г. прошло процедуру ратификации как в Республике Белоруссия
(13 апреля 1995 г.), так и в России (см.: Федеральный закон от 4
ноября 1995 г. N 164-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4240). Соглашение
вступило в силу 30 ноября 1995 г.
*(101) См.: СЗ РФ. 1996. N 47. Ст. 5300.
*(102) См.: Российская газета. 1997. 3 апреля.
*(103) Вместе с тем, согласно достигнутым договоренностям, каждое
государство-участник Союза сохраняет государственный суверенитет,
независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный
флаг, герб и другие атрибуты государственности.
*(104) См.: СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.
*(105) Для реализации достигнутых договоренностей, в частности в
отношении отмены таможенного контроля на "внутренних"
границах, Президентом РФ был издан Указ от 25 мая 1995 г. N 525
"Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации
с Республикой Белоруссия" (см.: СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 2034),
приказ ГТК РФ от 21 марта 1995 г. N 167 "О первоочередных мерах
по реализации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией
и Республикой Белоруссия" (см.: Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств РФ. 1995. N 8).
*(106) Подробнее см.: Николаев В. Единое государство уже совсем
близко//Налоги. 1999. N 23.
*(107) Подробнее см.: Градский Е.Н. Белорусский "коридор"
закрыли. Может быть, на этот раз навсегда?//Учет, налоги, право.
2000. N 33.
*(108) СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1492.
*(109) Так, в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между
Россией и Белоруссией от 6 января 1995 г. Основы таможенных законодательств
государств-участников СНГ должны применяться и в рамках российско-белорусской
таможенной интеграции после унификации таможенного законодательства
на первом этапе. Положения Основ весьма схожи с нормами, установленными
ТК РФ. ГТК России был проведено исследование правовой основы применения
таможенных платежей в России и Белоруссии. Его результаты обобщены
в специальном отчете "Сравнительный анализ таможенных платежей
России и Белоруссии" (письмо ГТК РФ от 8 февраля 1996 г.),
где среди прочего отмечены и принципиальные отличия между двумя
правовыми системами таможенных платежей. Безусловно, в ходе строительства
российско-белорусского таможенного союза выявились куда более значительные
экономические и организационные трудности. Их наличие - наиболее
часто используемый "аргумент" для отказа в принятии мер
по устранению выявленных несоответствий в правовом механизме таможенного
регулирования.
*(110) Баландина Г.В., Бражников М.В. Иномарка из Белоруссии//Экономика
и жизнь. 1999. N 23.
*(111) См., например, постановление Правительства РФ "О внесении
изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от
23 июня 1995 г. N 583" от 22 августа 2000 г. N 619 (см.: СЗ
РФ. 2000. N 35. Ст. 3588), приказы ГТК России "Об утверждении
Инструкции о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской
Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих
из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию"
от 19 сентября 2000 г. N 843 (см.: Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. 2000. N 52), "О таможенном контроле
и таможенном оформлении товаров, происходящих из третьих стран и
выпущенных на территорию Республики Белоруссия в свободное обращение"
от 27 ноября 2000 г. N 1069 (см.: Российская газета. 2001. N 14),
"О таможенном оформлении товаров, происходящих из Российской
Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих
из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию"
от 9 декабря 2000 г. N 1146 (см.: Российская газета. 2001. N 50/51).
*(112) См.: Бюллетень международных договоров. 1995. N 6.
*(113) Подробнее о Соглашении см., например: Моисеев Е.Г. Указ.
соч.
*(114) В Соглашении прямо указывается, что оно заключается между
сторонами, стремящимися к дальнейшему развитию сбалансированных
и взаимовыгодных экономических отношений, продолжению реализации
Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.
и формированию между ними таможенного союза.
*(115) Безусловно, образование нового многостороннего таможенного
союза не могло ограничиться существующей нормативно-правовой базой:
примерно так же, как и создание таможенного объединения России и
Белоруссии, начатый процесс таможенной интеграции "малого"
СНГ привел к бурному процессу нормотворчества, в котором двусторонние
договоренности, широко представленные в правовой системе российско-белорусского
таможенного объединения, после присоединения в 1996 г. к таможенному
союзу Киргизии уступили место многосторонним (в качестве примера
последних можно назвать Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования
при формировании таможенного союза от 22 октября 1997 г.//Бюллетень
международных договоров. 2000. N 6).
*(116) В частности, положения, касающиеся учреждения органов Таможенного
союза и определяющие их компетенцию, содержатся, помимо Соглашения
о Таможенном союзе от 20 января 1996 г., в Договоре об углублении
интеграции в экономической и гуманитарных областях от 29 марта 1996
г. (см.: СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 1915), решении Межгосударственного
совета стран-участниц таможенного союза "О мерах по реализации
соглашений о Таможенном союзе" от 31 декабря 1996 г. (см.:
Российская газета. 1997. 1 февраля). Подробнее см.: Королева О.
Унификация налогового законодательства стран Таможенного союза//Налоги.
2000. N 21.
*(117) Межгосударственный совет разрабатывает стратегию сотрудничества,
определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения
и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах
управления интеграцией и о порядке их финансирования.
*(118) Интеграционный комитет принимает и осуществляет меры, необходимые
для реализации целей и задач таможенной интеграции. Интеграционный
комитет через правительства сторон контролирует выполнение решений
органов управления интеграцией, кроме того, обеспечивает в пределах
своей компетенции проведение в жизнь решений Межгосударственного
совета, программ интеграции, договоров и соглашений, действующих
между сторонами; учреждает соответствующие межгосударственные комиссии
и комитеты; привлекает независимых экспертов в различных областях
экономики, права, управления и иных сферах интеграции.
*(119) Подробнее см.: Соглашение о Таможенном союзе: Комментарий//Таможенный
вестник. 2000. N 2.
*(120) См.: Бабаева С. Почти как в Европе. Создается Евразийское
экономическое сообщество//Известия. 2000. 11 октября.
*(121) Подробнее см.: Бабаева С. Указ. изд.
*(122) Симонян Г.В. Проблемы компетенции Экономического суда СНГ
в условиях реформирования в СНГ//Вестник ВАС РФ. 1999. N 6.
*(123) Подробнее см.: Шумский В.Н. Место и роль Экономического Суда
в институциональной системе Содружества Независимых Государств//Государство
и право. 2001. N 1. С. 86-90.
*(124) Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ и Положение
об Экономическом Суде СНГ были подписаны 6 июля 1992 г. восемью
государствами-участниками СНГ (его не подписали Украина, Грузия,
Азербайджан, Туркмения). Соглашение было ратифицировано постановлением
ВС РФ от 23 октября 1992 г. N 3707-1 и вступило в силу для Российской
Федерации 23 октября 1992 г.
*(125) В соответствии со ст. 32 Устава СНГ ЭС СНГ вправе толковать
положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.
Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств
(п. 5 ст. 32) также предусматривает, что Суд может давать толкование
положений указанных актов.
*(126) Подробнее см.: Симонян Г.В. Указ. изд.
*(127) См.: Винник В. Без права на ошибку. Интервью с председателем
Экономического Суда СНГ А.Б. Каженовым//эж-ЮРИСТ. 2000. N 8.
*(128) См.: Указание ГТК России от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310
"О таможенном оформлении товаров"//Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 13.
*(129) Подробнее см.: Грингауз Е. Потребители поработали на участников
ВЭД//Учет, налоги, право. 2000. N 11; Градский Е. Верховный суд
против//Учет, налоги, право. 2000. N 29. См. также решение ВС РФ
по делу N 99-881//Бизнес адвокат. 2001. N 4.
*(130) О роли обычая в системе источников права см., например: Марченко
М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права//Вестник
МГУ. Серия 11. Право. 2000. N 5. С. 37-53; Свечникова Л.Г. Понятие
обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах
юридической и этнологической наук)//Государство и право. 1998. N
9. С. 98-102; Цвайгерт К., Кетц Х. Указ. соч. Подробнее об обычае
как источнике таможенного права см.: Козырин А.Н. Таможенное право
России. С. 74.
*(131) См.: СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1709.
*(132) Стоит отметить в этой связи новеллу действующего ГК РФ, который
впервые закрепил норму, устанавливающую общие правила использования
аналогии права, в материальном законе, сузив, однако, сферу применения
последней, поскольку права и обязанности сторон в данном случае
должны определяться, "исходя из общих начал и смысла гражданского
законодательства" (ст. 6 ГК РФ).
*(133) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
*(134) Шавшина В.П. Таможенные платежи и полномочия таможенных органов
в Налоговом кодексе Российской Федерации (постатейный комментарий).
М., 2002. С. 12-13, 71.
*(135) В ТК 2003 г. содержится ст. 13 "Соблюдение запретов
и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу"
- данная поправка относится к сноске
*(136) Закреплены в ст. 20, 21 ТК РФ.
*(137) Закреплены в ст. 57 Конституции РФ и в ст. 5 (п. 2) НК РФ.
*(138) - В ТК 2003 года определение понимания таможенной территории
Российской Федерации содержится в ст. 2 и в ней же говорится о возможности
"изъятий" из нее.
*(139) - Законодатель, понимая значимость данного вопроса об обеспечении
уплаты таможенных платежей, посвятил его правовому закреплению в
новом Таможенном кодексе отдельную главу (глава 31 - ст.ст 337-347)
*(140) - в ТК 2003 г. этим вопросам посвящена целая глава 30 "Изменение
срока уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 333-336)
*(141) - о порядке вступления в силу нормативных правовых актов
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области
таможенного дела говорится в ст. 5 ТК 2003 г.
*(142) Законодатель в п. 3 ст. 24 "Информация о правовых актах
в области таможенного дела" нового ТК закрепил следующее положение:
"Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в
области таможенного дела, обеспечивает опубликование в своих официальных
изданиях правовых актов, принятых этим органом, а также актов таможенного
законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области
таможенного дела."
*(143) о предоставлении информации о правовых актах в области таможенного
дела в ТК 2003 г. говорится в ст. 24.
*(144) Положение об информировании и консультировании по таможенным
вопросам утверждено приказом ГТК России от 15 мая 1995 г. N 318.
*(145) Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения
и учебные заведения имеют право консультировать по таможенным вопросам
только в пределах своей компетенции.
*(146) новый ТК подобной статьи не содержит
*(147) См.: СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1706.
*(148) ЛАСТ - Латиноамериканская ассоциация для свободной торговли.
*(149) ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле; ВТО
- Всемирная торговая организация.
*(150) - в ТК 2003 г. видам таможенных режимов посвящена ст. 155
*(151) - В новом ТК в п. 2 ст. 155 закреплено следующее положение:
"Таможенные режимы устанавливаются настоящим Кодексом.
Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается
в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим
правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной
таможенной зоны (свободного склада)."
*(152) - в п. 22 ст. 11 нового ТК дается следующее определение "таможенный
режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований
и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных
средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров
и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей
их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной
территории Российской Федерации либо за ее пределами"
*(153) - "Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение
товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке,
установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными
договорами Российской Федерации." такое положение закреплено
в п. 1 ст. 12 нового ТК.
*(154) - в ТК 2003 г. ст. 12 посвящена вопросам о перемещении товаров
(в том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств
через таможенную границу
*(155) - в ТК 2003 г. видам таможенных режимов посвящена ст. 155
и там они подразделяются: на основные таможенные режимы; на экономические
таможенные режимы; завершающие таможенные режимы; специальные таможенные
режимы.
*(156) - ст. 155 нового ТК к экономическим режимам отнесены:
переработка на таможенной территории переработка для внутреннего
потребления;
переработка вне таможенной территории;
временный ввоз;
таможенный склад;
свободная таможенная зона (свободный склад);
*(157) Форма требования об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате
в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации, утверждена приказом ГТК РФ от 26 февраля 2001 г. N 208.
*(158) В ТК 2003 г. ст. 328 "Плательщики таможенных пошлин
и налогов"
*(159) в ТК 2003 определение декларанта содержится в п. 15 ст. 11
и ст. 126 "Декларант"
*(160) права и обязанности декларанта в новом ТК закреплены в ст.
127.
*(161) права и обязанности декларанта в новом ТК закреплены в ст.
127.
*(162) права декларанта в новом ТК закреплены в ст. 127.
*(163) обязанности декларанта в новом ТК закреплены в ст. 127.
*(164) в ТК 2003 г. это глава 15 "Таможенный брокер (Представитель)"
*(165) в новом ТК ст. 146 "Специалист по таможенному оформлению"
*(166) "Товары - любое перемещаемое через таможенную границу
движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу
отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные
средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не
относятся" такое определение содержится в п. 1 ст. 11 нового
ТК.
*(167) Определению товара, данному в Таможенном кодексе, в основном
соответствует дефиниция товара, содержащаяся в Федеральном законе
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
(ст. 2): "...товар - любое движимое имущество (включая все
виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские
суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся
предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые
при договоре о международной перевозке, товаром не являются".
*(168) См.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.,
1995. С. 31.
*(169) Комбинированная номенклатура ЕС опубликована в Official Journal
of the EC I 282 Vol. 32/2 October 1989.
*(170) Украина официально уведомила о прекращении своего участия
в Соглашении с 17 июня 2000 г.
*(171) См.: Таможенные ведомости. 1997. N 2. С. 6.
*(172) На данный момент действует приказ ГТК РФ от 26 апреля 2001
г. N 399 "Об организации работы с наличными денежными средствами",
в котором содержатся следующие положения: "... а) довести до
сведения участников ВЭД информацию о возможности уплаты наличных
денежных средств на счета таможенных органов, открытые в органах
федерального казначейства, через отделения Сбербанка России либо
иные коммерческие банки; б) провести мероприятия по открытию касс
кредитных организаций для приема наличных платежей и их дальнейшего
перечисления на счета таможенных органов, открытые в органах федерального
казначейства, на территориях, расположенных в местах таможенного
оформления; в) разрешать производить таможенное оформление товаров
при принятии наличных денежных средств в соответствии с подпунктом
"б", при условии предъявления платежных документов, подтверждающих
внесение соответствующих сумм таможенных платежей в кассы для их
последующего перечисления на счета таможенных органов, открытые
в органах федерального казначейства в соответствии с нормативными
документами ГТК России и Банка России..." Предельный размер
расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного
договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными
деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или
нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать
предельный размер расчетов наличными деньгами (письмо ЦБ РФ от 2
июля 2002 г. N 85-Т, МНС РФ от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252).
*(173) новый ТК не содержит подобной нормы
*(174) в новом ТК авансовым платежам посвящена ст. 3.
*(175) в новом ТК порядку и срокам уплаты таможенных платежей посвящена
глава 29.
*(176) в ТК 2003 г. срок подачи таможенной декларации закреплен
в ст. 129.
*(177) Применяется в части не противоречащей Методическим рекомендациям
по применению части первой Налогового Кодекса РФ таможенными органами,
доведенными письмом ГТК РФ от 31 мая 2000 г. N 01-06/14407.
*(178) в ТК 2003 г. этим вопросам посвящена целая глава 30 "Изменение
срока уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 333-336).
*(179) в ТК 2003 г. вопросам предоставления отсрочки и рассрочки
посвящена целая глава 30 "Изменение срока уплаты таможенных
пошлин, налогов (ст. 333-336).
*(180) Для целей осуществления контроля за правильностью начисления
и уплаты таможенных платежей Отделом таможенного оформления заполняется
Документ контроля таможенных платежей (Документ контроля), форма
которого приведена в Приложениях 1 и 2 к Правилам проведения таможенного
контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве
таможенного оформления товаров. Документ контроля заполняется в
соответствии с Инструкцией о порядке заполнения Документа контроля
таможенных платежей, приведенной в Приложении 3 к данным Правилам.
*(181) Форма уведомления приведена в Приложении 4 к Правилам проведения
таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей
при производстве таможенного оформления товаров.
*(182) Утвержден ГТК РФ 28 июля 1995 г. N 01-20/12098 (зарегистрировано
в Минюсте РФ 11 августа 1995 г. N 928).
*(183) "Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин,
налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество"
(ст. 322 нового ТК)
*(184) Счет-проформа (англ. proforma-invoice; фр. facture simulee;
нем. Proformca-Rechnung) - документ, который, как и все остальные
виды счетов, содержит сведения о цене и стоимости партии товара,
но не является расчетным документом, так как не содержит требования
об уплате указанной в нем суммы. Чаще всего счет-проформа выписывается
при поставках товаров на консигнацию, на выставки и ярмарки, аукционы.
*(185) См.: Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.,
1996. С. 210-211.
*(186) в новом ТК эти вопросы урегулированы в ст. 359 "Сроки
проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном
оформлении.
*(187) Разъяснения по данным вопросам содержатся в письме ГТК РФ
от 6 августа 2002 г. N 01-06/31475.
*(188) в новом ТК правовому регулированию этого вопроса посвящен
параграф § 1. "Страна происхождения товаров" Главы 6.
*(189) Скрап (англ. scrap) - отходы производства доменных и сталеплавильных
цехов, а также всякий железный и стальной лом, обрезки, стружка,
идущие в переработку.
*(190) Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся
стран при предоставлении преференций в рамках Общей системы преференций
подписано в Москве 12 апреля 1996 г. главами правительств Азербайджана,
Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана
и Украины.
*(191) От имени ГТК России подтверждение достоверности сертификатов
происхождения товаров производится Таможенно-тарифным управлением.
*(192) К основным способам обеспечения законодатель в новом Таможенном
кодексе относит: залог товаров и иного имущества; банковскую гарантию;
внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа
в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство.
Кроме того, он предусмотрел возможность использования дополнительного
способа обеспечения уплаты таможенных платежей - договора страхования
Все эти способы закреплены в ст. 340 нового ТК.
*(193) На данный момент действует Реестр, утвержденный приказом
ГТК РФ от 4 февраля 2003 г. N 93 "Об утверждении Реестра банков
и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед
таможенными органами".
*(194) При необходимости ГТК России может потребовать от заявителя
представления дополнительных документов и сведений, а также направить
запрос относительно дополнительных документов и сведений в другие
государственные органы.
*(195) Основными критериями для принятия решения о включении банка
в реестр являются: наличие генеральной лицензии на осуществление
банковских операций, выданной Банком России; отсутствие задолженности
перед таможенными органами; зарегистрированный уставный капитал
- не менее 200 млн. руб.; собственные средства (капитал) - не менее
1 млрд. руб.; отсутствие убытков в течение последнего календарного
года; сумма собственных средств (капитала) на последнюю отчетную
дату - не менее уставного капитала; соблюдение обязательных экономических
нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного
года; финансово-экономическое состояние банка достаточно устойчиво
для осуществления деятельности в качестве гаранта. Для филиала банка
основными критериями являются: филиал внесен в Книгу государственной
регистрации кредитных организаций; положение о филиале предусматривает
выдачу филиалом банковских гарантий; головной банк выполняет обязанности
организаций, включенных в реестр (раздел IV Правил, утв. приказом
ГТК РФ от 22 апреля 2002 года N 392) и показатели его деятельности
соответствуют критериям, перечисленным выше. Основными критериями
для принятия решения о включении страховой организации в реестр
являются: наличие действующей постоянной лицензии Минфина России
на право проведения страховой деятельности по видам страхования
ответственности, применяемым в таможенном деле; отсутствие задолженности
перед таможенными органами; зарегистрированный уставный капитал
- не менее 500 млн. руб.; отсутствие убытков в течение последнего
календарного года; фактический размер свободных активов на последнюю
отчетную дату - не менее их нормативного размера; стоимость чистых
активов по окончании последнего отчетного периода - не ниже размера
оплаченного уставного капитала; характер и направления деятельности
страховой организации отвечают потребностям таможенных органов в
управлении рисками; финансово-экономическое состояние страховой
компании достаточно устойчиво для осуществления деятельности в качестве
гаранта.
*(196) Включение банков, кредитных организаций или страховых организаций
в реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных
ст. 343 нового ТК
*(197) Плата за включение банка в реестр не взимается (ст. 343 нового
ТК).
*(198) В случае принятия Комиссией решения о включении в реестр
банка или иной организации Главное управление федеральных таможенных
доходов направляет заявителю от имени ГТК России извещение об уплате
сбора по установленной форме (форма приводится в приложении 5 к
приказу ГТК РФ от 22 апреля 2002 г. N 392).
*(199) Новый ТК не содержит отдельной статьи эквивалентной ст. 111.
*(200) Ст. 11 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе"
нового ТК не дает определения понятия "таможенная пошлина".
*(201) Лебедев В.А. Финансовое право. Т. II. Спб., 1883-1885. С.
504-745.
*(202) Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1-2. Изд. 4-е.
М., 1911. С. 75.
*(203) Тарасов И.Т. Очерк науки финансового права. Ярославль, 1883.
С. 550-551.
*(204) Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных
доходах. Изд. 3-е. Спб., 1899. С. 202, 228, 235 и сл.
*(205) Вацуро Г.А. Лекции по науке публичных финансов. Казань, 1907.
С. 285.
*(206) Петти В. Трактат о налогах и сборах. (Шедевры мировой экономической
мысли) Т. 2. Петрозаводск, 1993. С. 37-38.
*(207) См.: Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа.
Спб., 1886. С. 1.
*(208) Янжул И.И. Указ. соч. С. 247.
*(209) См. там же. С. 228.
*(210) Там же.
*(211) Там же.
*(212) См. там же. С. 235.
*(213) Котляровский С.А. Финансовое право СССР. Л., 1926. С. 84.
*(214) Финансово-кредитный словарь. Т. III. М., 1988. С. 227.
*(215) См.: Финансы: Учебник/Под ред. проф. В.М.Родионовой. М.,
1993. С. 242-243.
*(216) См.: Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной
политики зарубежных стран. М., 1994. С. 69-70; он же. Таможенная
пошлина. М., 1998. С. 4-6.
*(217) Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. Е.А.Ровинского.
М., 1971. С. 220-221.
*(218) Там же. С. 228.
*(219) Политическая экономия: Экономическая энциклопедия. Т. 3.
М., 1979. С. 310.
*(220) Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И.Химичевой. Изд. 2-е.
М., 1999. С. 389-394; Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997. С.
188-192.
*(221) Химичева Н.И. Указ. соч. С. 189.
*(222) См. там же. С. 190.
*(223) Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И.Химичевой. С. 391.
*(224) Химичева Н.И. Указ. соч. С. 187-188.
*(225) Очевидно, что регулярный характер уплаты свойствен многим
налогам, но далеко не всем.
*(226) Химичева Н.И. Указ. соч. С. 189.
*(227) Заметим, что в этом смысле неточность вкралась и в определение
таможенной пошлины, содержащееся в п. 19 ст. 18 ТК РФ, в котором
она названа "платежом, взимаемым таможенными органами Российской
Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации
или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием
такого ввоза или вывоза".
*(228) Сухарчук И.Л. Правовое регулирование налогообложения товаров,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации: Автореф/дис....
канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 11-12.
*(229) См.: СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2607.
*(230) См.: СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1310.
*(231) Под экспортной ценой понимается цена, уплаченная или подлежащая
уплате за товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации
и предназначенный для продажи на российском внутреннем рынке в соответствии
с контрактом.
*(232) Уведомление должно содержать следующую информацию: - название
страны экспортера, страны производителя соответствующего товара
с указанием наименования товара и его кода; - факты, обосновывающие
необходимость введения защитных мер и приведенные в заявлении, в
том числе оценка материального ущерба, понесенного российскими производителями;
- адреса и телефоны, куда заинтересованные стороны могут обратиться
по данному вопросу, а также сроки, в течение которых они могут изложить
свою позицию.
*(233) В рамках ЮНКТАД с 1971 г. стала создаваться Общая система
преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами
в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу
развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее
развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе,
а из остальных развивающихся стран подлежит, как правило, обложению
таможенными пошлинами по ставкам вдвое меньшим, чем обычные.
*(234) См.: СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2400.
*(235) См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 25. Ст. 1426.
*(236) См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.
N 12. Ст. 992.
*(237) См.: СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 863.
*(238) См.: СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1531.
*(239) См.: СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2607.
*(240) См.: СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3546.
*(241) См.: СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1036.
*(242) См.: СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4735.
*(243) См.: СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2321.
*(244) См.: СЗ РФ. 1997. N 8. Ст. 943.
*(245) См.: СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1036.
*(246) См.: Таможенные ведомости. 1996. N 7.
*(247) В ст. 1 ГАТТ содержится такое определение режима наибольшего
благоприятствования: "В отношении таможенных пошлин и сборов
всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз или в связи с ними, или
на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в
отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех
правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом...
любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет,
предоставляемые любой Договаривающейся Стороной в отношении любого
товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого
в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться
подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся
Сторон или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся
Сторон".
*(248) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. 1996. N 11.
*(249) См.: СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1895.
*(250) СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2400.
*(251) См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1990.
*(252) Ставки вывозных (экспортных) таможенных пошлин, так же как
и ставки ввозных пошлин, устанавливаются Правительством РФ (п. 3
ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе").
*(253) См.: СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3761.
*(254) См.: СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4490.
*(255) См.: СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5425.
*(256) См.: СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6340.
*(257) См.: СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1881.
*(258) См.: СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5141.
*(259) Согласно Правилам определения страны происхождения товаров,
утвержденным решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября
2000 г., "резидент" - любые физические и юридические лица,
предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица,
которые по законодательству этого государства подвергаются в нем
налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания,
места управления, регистрации и создания либо другой аналогичной
характеристики. В указанное понятие не включается лицо, которое
подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода,
полученного от операций, не связанных с производством и реализацией
товаров.
*(260) См.: Пиcьмо ГТК России от 1 августа 2001 г. N 01-06/30199
"Об особенностях применения специфических и комбинированных
ставок ввозных таможенных пошлин".
*(261) СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 3478.
*(262) См.: Распоряжение ГТК России от 3 июля 2002 г. N 702-р//Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002.
N 34.
*(263) Основные требования заключаются в следующем: реэкспортируемые
товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент
ввоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа
либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; реэкспорт
был осуществлен в течение двух лет с момента ввоза; реэкспортируемые
товары не использовались в целях извлечения дохода.
*(264) В новом ТК эти вопросы рассматриваются в ст. 157 "Содержание
таможенного режима" и ст. 182 "Освобождение продуктов
переработки от вывозных таможенных пошлин. Применение к продуктам
переработки запретов и ограничений, установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности".
*(265) В новом ТК эти вопросы регулируются ст. 207 "Применение
полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин,
налогов к продуктам переработки".
*(266) В новом ТК эти вопросы регулируются ст. 239 "Содержание
таможенного режима" и ст. 241 "Применение таможенных пошлин,
налогов при реэкспорте товаров".
*(267) Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая
самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных
крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное
средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные
средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые
используются в международных перевозках для платной перевозки лиц
либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки
товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование,
содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо,
если они перевозятся вместе с транспортными средствами - такое определение
закреплено в п. 5 ст. 11 нового ТК.
*(268) Справочник по Конвенции TIR. Нью-Йорк, 1994. С. 40.
*(269) Не применяется временно, до особого указания, в отношении
прицепов и полуприцепов, зарегистрированных на территории иностранного
государства за иностранным лицом и ввозимых на территорию Российской
Федерации при выполнении международных перевозок по процедуре МДП
российскими автотранспортными предприятиями (телефонограмма ГТК
РФ от 15 декабря 2000 г. N ТФ-19946).
*(270) Не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление товаров,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на морских,
воздушных судах и в поездах в соответствии с таможенным режимом
перемещения припасов (п. 4 приказа ГТК РФ от 19 октября 2001 г.
N 1000).
*(271) В новом ТК ст. 428 "Обращение товаров и транспортных
средств в федеральную собственность".
*(272) Ст. 281 нового ТК регулирует вопросы о перемещении товаров
физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
*(273) В новом ТК эти вопросы регулируются ст. 234 "Содержание
таможенного режима" и ст. 235 "Условия помещения товаров
под таможенный режим".
*(274) В ТК 2003 г. закреплен таможенный режим: международный таможенный
транзит (ст. 167-172) и внутренний таможенный транзит - таможенная
процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной
территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов
и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности (ему посвящена глава 10
ТК).
*(275) В новом ТК эти вопросы рассматриваются в ст. 157 "Содержание
таможенного режима".
*(276) В новом ТК ст. 209 содержит нормы о содержании таможенного
режима временного ввоза, а ст. 212 содержит положения о применении
таможенных пошлин и налогов при данном режиме.
*(277) В ТК 2003 ст. 197 содержит положения о содержании таможенного
режима переработки товаров вне таможенной территории, а ст. 207
- применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных
пошлин, налогов к продуктам переработки.
*(278) В новом ТК эти вопросы регулируются ст. 239 "Содержание
таможенного режима" и ст. 241 "Применение таможенных пошлин,
налогов при реэкспорте товаров".
*(279) В новом ТК нет статьи, посвященной НДС, а ст. 112 носила
отсылочный характер.
*(280) См.: СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
*(281) См.: СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 18.
*(282) См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
*(283) Доведены письмом ГТК РФ от 15 октября 2002 г. N 01-06/41079.
*(284) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
от 4 декабря 1999 г. N 1335//СЗ РФ. 1999. N 50. Ст. 6221.
*(285) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. 2000. N 31.
*(286) Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства
РФ от 17 января 2002 г. N 19//СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 226.
*(287) Перечень таких средств утвержден постановлением Правительства
РФ от 21 декабря 2000 г. N 998//СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 129;
также см. распоряжение ГТК России от 6 ноября 2001 г. N 1031-р//Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001.
N 52.
*(288) Перечень линз и оправ для очков, реализация которых не подлежит
обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением
Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 240//СЗ РФ. 2001. N 15. Ст.
1488. При ввозе сырья и комплектующих изделий для производства линз
и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) решение о применении
льгот по уплате НДС принимает ГТК России на основании соответствующего
подтверждения Минздрава России о целевом использовании ввозимых
товаров, о чем доводит до сведения таможенных органов соответствующим
документом.
*(289) Перечень таких материалов утвержден постановлением Правительства
РФ от 29 апреля 2002 г. N 283//СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1770.
*(290) Подробнее см. письмо МНС РФ от 29 июня 2001 г. N ВГ-6-03/502@.
*(291) В новом ТК нет статьи, посвященной акцизам, а ст. 113 носила
отсылочный характер.
*(292) В ТК 2003 г. законодатель выделил главу, посвященную правовому
регулированию перемещения товаров физическими лицами (Глава 23).
Статья 281 посвящена вопросам перемещения товаров физическими лицами
для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности нужд.
*(293) К таким товарам, например, таможенные органы могут отнести
различное сырье.
*(294) В новом ТК перечень таможенных платежей значительно сократился
по сравнению с тем, как он выглядел в ТК 1993 г. - в нем понятие
"таможенные сборы", упомянутое в статье 318 ТК как вид
таможенных платежей, к сожалению, не уточняется законодателем. В
отдельных статьях ТК встречается упоминание о некоторых видах таможенных
сборов (например, в п. 3 ст. 87 ТК говорится о таможенных сборах,
взимаемых за таможенное сопровождение в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах). "Размытость",
нечеткость определения понятий "таможенные платежи" и
"таможенные сборы" является существенным недостатком понятийного
аппарата нового ТК.
*(295) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. 2000. N 52.
*(296) При режимах, помеченных *, таможенные сборы за таможенное
оформление товаров взимаются дважды - как при помещении товаров
под указанные режимы, так и при завершении действий указанных режимов.
*(297) Технология расчетов по таможенным и иным платежам с применением
микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) утверждена
приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757.
*(298) В группе 71 ТН ВЭД России объединены: жемчуг природный или
культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные
металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия
из них; бижутерия; монеты.
*(299) Данный порядок утвержден постановлением Правительства РФ
от 17 сентября 1999 г. N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации
проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений,
подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к
технической помощи (содействию), а также осуществления контроля
за ее целевым использованием".
*(300) Следует обратить внимание на то, что перечень таможенных
платежей значительно сократился по сравнению с тем, как он выглядел
в ТК 1993 г. В новом ТК не предусмотрены такие виды таможенных платежей,
как, например, плата за принятие предварительного решения и др.
*(301) Исследование или испытание образцов (проб) товаров в таможенных
лабораториях и иных лабораторных организациях проводится на договорной
основе; оплата таких услуг не включается в плату за принятие предварительного
решения.
*(302) Следует обратить внимание на то, что перечень таможенных
платежей значительно сократился по сравнению с тем, как он выглядел
в ТК 1993 г. В новом ТК не предусмотрены такие виды таможенных платежей,
как, например, плата за информирование и консультирование и др.
*(303) В ТК 2003 г. эти вопросам посвящена Глава 4 (ст. 23-25).
*(304) Трехмесячный срок в случае бездействия исчисляется со дня
получения таможенным органом или его уполномоченным должностным
лицом просьбы о принятии решения или совершении действия. В качестве
такой просьбы рассматривается также подача лицом таможенной декларации
или совершение им иных действий, которые должны повлечь принятие
таможенным органом решения или совершение его должностным лицом
действия в соответствии с законодательством Российской Федерации
о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации,
контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
*(305) Если лицом направляется письменный запрос в таможенный орган
иной, чем тот, которым принято решение или должностным лицом которого
совершено действие либо решение не принято или требуемое действие
не совершено, указанный таможенный орган направляет такой запрос
не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об
этом лицо, подавшее запрос.
*(306) Консультирование в таможенных органах осуществляется сотрудниками
юридических служб, включая Правовое управление ГТК России. При этом
консультации оказываются уполномоченными сотрудниками юридической
службы. Начальник таможенного органа, исходя из укомплектованности
юридической службы, стажа работы ее сотрудников и тому подобных
обстоятельств, вправе привлекать для оказания консультаций сотрудников
других подразделений таможенного органа. Возложение обязанности
оказания консультаций производится с согласия сотрудника и оформляется
правовым актом таможенного органа.
*(307) Устный ответ с последующим письменным ответом рассматриваются
в качестве двух раздельных консультаций.
*(308) В данной ситуации заинтересованному лицу следует обращаться
в юридическую консультацию, адвокатское бюро, организацию, имеющую
лицензию на оказание юридических услуг.
*(309) В данной ситуации заинтересованному лицу следует обращаться
в юридическую консультацию, адвокатское бюро, организацию, имеющую
лицензию на оказание юридических услуг.
[an error occurred while processing the directive]
|
|