[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Правовое регулирование таможенных платежей

 

Глава 9. Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Порядок применения ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин регламентируется прежде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", актами, принятыми Правительством России, а также документами ГТК России, изданными в рамках компетенции последнего регулировать отношения в таможенно-тарифной сфере. Таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога. В Законе РФ "О таможенном тарифе" (п. 2 ст. 3) за Правительством РФ закрепляется право определять ставки импортных (ввозных) таможенных пошлин. В соответствии со ст. 3 НК РФ федеральные налоги и сборы могут устанавливаться, изменяться или отменяться только нормами НК РФ. При этом в отношении таможенных пошлин, являющихся федеральным налогом, сделана оговорка о том, что ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством. Это положение не является нарушением закрепленного в ст. 57 Конституции РФ права платить только законно установленные налоги и сборы. В данном случае законодатель делегирует полномочия по установлению существенного элемента налога (размера ставки таможенной пошлины) Правительству РФ.
Ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает следующее:
- на всей таможенной территории Российской Федерации ставки едины;
- ставки таможенных пошлин не подлежат изменению в зависимости от лиц, которые перемещают товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов (из данного правила есть и исключения, например тарифные льготы, закрепленные в ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе". При этом необходимо отметить, что исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены в указанном выше законе).

Ввозная таможенная пошлина и импортный тариф
Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. В России до 15 января 1992 г. в отношении ввозимых на ее территорию товаров формально действовал Таможенный тариф СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. N 394. 15 января 1992 г. постановлением Правительства РФ N 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" союзный таможенный тариф был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потребительского рынка". Однако полная свобода ввоза иностранных товаров, вместо того чтобы содействовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудности для российской экономики. Поэтому Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 630*(235) в России был введен Временный импортный таможенный тариф. В марте 1993 г. также Указом Президента РФ он был заменен на Импортный таможенный тариф Российской Федерации*(236).
С начала 1994 г. ставки ввозных таможенных пошлин стало утверждать Правительство России. Так, его постановлением от 10 марта 1994 г. N 196 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"*(237) практически полностью были пересмотрены применявшиеся до этого ввозные таможенные пошлины. Однако импортный таможенный тариф, утвержденный данным постановлением, практически сразу обнаружил свое несовершенство. Уже через месяц в него были внесены первые изменения, а за год его применения Правительство РФ выпустило восемь постановлений, корректирующих величину ставок ввозных таможенных пошлин и перечень товаров облагаемых ими товаров. В этом контексте представляется закономерным принятие Правительством РФ постановления от 28 февраля 1995 г. N 190 "О принципах рационального импортного таможенного тарифа"*(238). Данным постановлением было признано целесообразным установить максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30% таможенной стоимости товаров (за исключением предметов роскоши, табачных изделий, алкогольных напитков, оружия), а также устанавливать в отношении всех облагаемых ввозными таможенными пошлинами товаров минимальный уровень ставки в размере 5%. Кроме того, постановлением предусматривалось, что в 1998 г. средневзвешенная ставка импортного тарифа должна составить 80% уровня 1995 г., а в 2000 г. - 70%. Однако на практике обложение таможенными пошлинами ввозимых на таможенную территорию товаров развивалось иным образом.
Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и ГТК России, подготовленного с участием заинтересованных министерств и ведомств. Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1997 г. N 648*(239) образована, как уже отмечалось при рассмотрении вопросов предыдущей темы, Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на который возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования ввоза и вывоза товаров, а также о введении в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка и ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные меры других государств. Постановлением Правительства России от 17 июля 1997 г. N 890*(240) было утверждено Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Основными задачами этой Комиссии являются:
- рассмотрение и подготовка предложений по установлению и изменению ставок таможенных пошлин;
- рассмотрение и подготовка предложений о применении мер тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в неторговом обороте;
- анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации с позиций их соответствия положениям и соглашениям Всемирной торговой организации и подготовка соответствующих рекомендаций;
- рассмотрение и подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрение и подготовка предложений по изменению и уточнению национальной схемы преференций;
- рассмотрение и подготовка предложений о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз;
- принятие решений о начале расследований, предшествующих введению мер по защите внутреннего рынка;
- вынесение по результатам проведенного расследования заключения о наличии или отсутствии факта нанесения существенного ущерба отечественному производству или угрозы нанесения такого ущерба в связи с демпинговым занижением цены, использованием субсидий при производстве или вывозе, возросшим объемом ввоза на территорию Российской Федерации товара, в отношении которого проводилось расследование;
- подготовка на основе указанного заключения предложений о необходимости введения на территории Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка;
- разработка предложений о целесообразности введения ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные и иные действия со стороны других государств или их союзов, ущемляющие интересы Российской Федерации;
- анализ влияния введенных защитных мер на состояние соответствующих товарных рынков, в том числе конкуренции на них.
Заседания Комиссии проводятся регулярно, но не реже одного раза в квартал. Решения Комиссии оформляются протоколом, а при необходимости - в виде проектов правительственных постановлений и распоряжений, представляемых в установленном порядке в Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"*(241) был утвержден очередной таможенный тариф Российской Федерации. За первые шесть месяцев, прошедшие с момента принятия действующего тарифа, в него вносились существенные изменения восемь раз (только за июль 2000 г. было принято четыре постановления Правительства РФ, корректирующие Таможенный тариф). Поэтому представляется закономерным, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"*(242). был утвержден прилагаемый к данному постановлению новый Таможенный тариф Российской Федерации, действующий в настоящее время (с учетом многочисленных уточнений и изменений).
Стоит отметить неточность, вкравшуюся в действующее законодательство. Уже в самом названии утвержденных указанными постановлениями Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 и от 30 ноября 2001 г. N 830 Таможенных тарифов отмечается, что под последним (Таможенным тарифом) понимается свод ставок только ввозных таможенных пошлин. Из такого положения можно было бы сделать следующее заключение: в Российской Федерации не существует экспортных (вывозных) пошлин либо экспортные таможенные пошлины находятся за рамками таможенного тарифа России и самой системы таможенно-тарифного регулирования в целом.
В настоящее время таможенный тариф Российской Федерации (его экспортная и импортная составляющие), рассматриваемый как свод ставок таможенных пошлин, - это одновременно несколько нормативных правовых актов: постановления Правительства России и принятые на их основе правовые акты ГТК России. Некоторые решения Правительства, касающиеся применения таможенного тарифа, не устанавливают ставок пошлин, а определяют условия их применения, например постановление Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развитых и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции"*(243). Кроме того, сохраняют силу отдельные положения постановлений Правительства РФ, которыми был утвержден прежний импортный тариф или в него вносились изменения и дополнения (например, постановления Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о Таможенном тарифе Российской Федерации"*(244) и от 22 февраля 2000 г. N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"*(245). В качестве примера правового акта, изданного ГТК России по вопросам применения таможенных пошлин, можно назвать приказ ГТК России от 26 апреля 1996 г. N 258 "О ставках ввозных таможенных пошлин"*(246). В этом документе, в частности, содержатся три важнейших перечня, без использования которых невозможно рассчитать ввозную импортную пошлину:
а) перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наибольшего благоприятствования;
б) перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации;
в) перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации.
Очевидно, что сложившаяся практика нормативного регулирования таможенно-тарифной политики не может быть признана удовлетворительной. Выход из сложившейся негативной ситуации видится в принятии единого акта - Импортного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ и включающего (кодифицирующего) нормативные правовые акты, которыми устанавливались (изменялись) ставки ввозных таможенных пошлин. Аналогичный подход стоило бы использовать и в отношении вывозных (экспортных) таможенных пошлин: утвердить постановлением Правительства России единый акт - Экспортный таможенный тариф РФ, включающий (кодифицирующий) нормативные правовые акты, которыми устанавливались (изменялись) ставки вывозных таможенных пошлин. Еще более оптимальным видится объединение импортной и экспортной составляющих в единый Таможенный тариф Российской Федерации. Заметим, что подобная практика успешно зарекомендовала себя в целом ряде зарубежных стран.
Это общие замечания, относящиеся к правовой форме импортного и экспортного тарифа Российской Федерации. Об экспортном тарифе речь еще пойдет немного ниже.
Здесь же продолжим рассмотрение вопросов применения ввозных (импортных) таможенных пошлин. Как уже отмечалось, ставки таможенных пошлин являются едиными на всей таможенной территории Российской Федерации и не подлежат изменению в зависимости от лиц, которые перемещают товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов (из данного правила есть и исключения, например тарифные льготы, закрепленные в ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе").
В Законе РФ "О таможенном тарифе" (п. 2 ст. 3) дается понятие предельных ставок: это ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)*(247).
Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях.
Таким образом, базовыми ставками являются содержащиеся в Импортном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации.
Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, содержится в приказе ГТК от 26 апреля 1996 г. N 258. В этом перечне поименовано свыше 120 государств (на 10 ноября 2002 г. - 127 государств).
В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Необходимо обратить внимание, что к товарам, происхождение которых достоверно не установлено, может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления.
Практике таможенно-тарифного регулирования известны случаи, когда базовая ставка используется и для расчета таможенной пошлины с товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставила РНБ или страна происхождения которых неизвестна. Так, в соответствии с п. 4 указания ГТК от 14 октября 1996 г. N 01-14/1161 "О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам"*(248) (в настоящее время не действует) при определении размера ввозных таможенных пошлин, начисляемых в связи с ввозом на таможенную территорию судна после ремонтных работ, применялась ставка, используемая в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяла РНБ, независимо от того, в каком государстве фактически проводились ремонтные работы (за исключением случаев, когда, согласно критериям достаточной переработки, установленным в ст. 28 Закона РФ "О таможенном тарифе", судно после проведения ремонтных работ могло считаться происходящим из страны, на территории которой такие работы проводились).
Специального рассмотрения заслуживают преференциальные ставки таможенных пошлин. Они являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Российская Федерация имеет собственную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии со ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" национальная система преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Национальная система преференций включает в себя три основных элемента: перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации; перечень наименее развитых стран-пользователей системой преференций Российской Федерации; список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию распространяется преференциальный режим. Особенностью применения преференциального режима является то, что он может использоваться только при предоставлении сертификата происхождения формы "А" и при условии соблюдения правила прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки. Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 100 государств), до 15 мая 1996 г. применялись базовые ставки, уменьшенные вдвое, а с 15 мая 1996 г. - в размере 75% базовой ставки (постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. N 413*(249).
В случае если товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ (или одновременно в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ), и поставляются без выполнения перечисленных в предыдущем абзаце условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка. Если же товары происходят из страны, включенной либо в перечень наименее развитых стран, либо в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, но не включенной в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ, и поставляются без соблюдения указанных условий, они облагаются базовыми ставками, увеличенными вдвое.
Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяются так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.
Списки стран, которым предоставляются названные выше тарифные преференции, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется"*(250).
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применялись и до принятия данного постановления. Новым является то, что впервые была установлена связь между тарифными льготами и товарной номенклатурой ввоза из стран-пользователей схемой преференций. В приложении к указанному постановлению дан список товаров, на которые тарифные преференции не распространяются. В него вошли многие виды товаров, при ввозе которых в Россию требуется представление подтверждения их соответствия российским стандартам и нормам качества. Так, в этот список включены некоторые виды продуктов питания (соки, воды, пиво и др.), фармацевтическая продукция, одежда и обувь, изделия из драгоценных камней и бижутерия, некоторые виды аудио- и видеотехники (магнитофоны и другая звукозаписывающая аппаратура, видеозаписывающая или видеовоспроизводящая аппаратура, телевизоры и др.), машины для автоматической обработки информации, кассовые аппараты, электронные интегральные схемы и микросборки, телефонная аппаратура, автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, часы и часовые механизмы и др.
В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Республикой Киргизия, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Республикой Туркменистан, Республикой Узбекистан, Украинской Республикой и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. Происхождение товара с таможенной территории государства-участника СНГ и возможность применения к нему режима свободной торговли устанавливается Правилами определения страны происхождения товаров. Ставки вывозных таможенных пошлин могут быть адвалорными, специфическими и комбинированными. Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические пошлины исчисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с единицы веса, объема и т.д.
В таможенном тарифе могут быть установлены комбинированные ставки, т.е. одновременно указаны и адвалорные, и специфические ставки пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний могут взиматься или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Поэтому ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения, и называются комбинированными. Например, лимоны (0805 50 100 0) - 5%, но не менее 0,035 евро за 1 кг. Исчисление импортной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, согласно российскому законодательству, производится в три этапа. Сначала определяется размер импортной таможенной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу товара, затем исчисляется размер таможенной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая величина (так называемая альтернативная пошлина). Порядок расчета таможенных пошлин будет рассматриваться ниже.

Вывозная таможенная пошлина и экспортный тариф
Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Эти пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до определенного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины часто применяют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства или сбыта какого-либо товара.
В Европейском Сообществе с самого начала была предусмотрена возможность введения отчислений за вывоз, с тем чтобы приостановить опустошение рынка в том случае, если мировые цены окажутся значительно выше внутренних цен, регулируемых органами ЕС. Таможенный кодекс ЕС содержит положения об экспортных пошлинах и равнозначных отчислениях (ст. 4, 161), взимание которых является частью экспортной процедуры, однако в настоящее время экспортные пошлины в ЕС не применяются.
Законом СССР "О таможенном тарифе" (ст. 7) экспортная пошлина была введена в таможенно-тарифную систему. До этого вывозные пошлины существовали лишь для строго ограниченного числа товаров, а сами таможенные тарифы именовались тарифами по привозной торговле. Согласно ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", вывозные таможенные пошлины, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования "являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации". В постановлении Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п. 3) предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 г. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали (и продолжают обеспечивать) значительную часть поступлений от общей суммы уплаченных таможенных платежей. Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации... в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 г. было принято постановление Правительства РФ N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин"*(251), в котором снова предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 г. вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата (п. 1), а с 1 июля 1996 г. предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, также без взимания вывозной таможенной пошлины. Во исполнение этого постановления был издан приказ ГТК России от 30 апреля 1996 г. N 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин", в котором было подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 г. экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Однако на практике данные решения не были выполнены, и экспортные (вывозные) таможенные пошлины по-прежнему занимают важное место в системе таможенных платежей.
Первоначально экспортные (вывозные) таможенные пошлины были введены в России постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1991 г. N 91 "О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации"*(252).
Данное постановление было принято "в целях обеспечения экономической основы суверенитета, защиты внутреннего рынка и улучшения структуры экспорта". В этом постановлении одновременно были отменены экспортные налоги, установленные постановлением Совета Министров СССР от 10 января 1991 г. N 27. В дальнейшем ставки экспортного тарифа России, номенклатура включенных в него товаров неоднократно пересматривались и изменялись. Изменения вносятся достаточно часто. Поэтому экспортный тариф представлен в виде ряда правительственных постановлений, в которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин, перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также содержатся внесенные в последующем изменения и дополнения ставок вывозных таможенных пошлин и номенклатуры облагаемых товаров.
В настоящее время экспортный таможенный тариф Российской Федерации - это одновременно несколько нормативных правовых актов, среди которых можно назвать:
- постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 798 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(253);
- постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 987 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(254);
- постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1198 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(255);
- постановление Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1364 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(256);
- постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 351 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(257);
- постановление Правительства РФ от 9 декабря 2000 г. N 939 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе"*(258) и ряд иных постановлений Правительства России, устанавливающих (изменяющих) ставки вывозных (экспортных) таможенных пошлин.
Проблемы правового оформления экспортного таможенного тарифа России, кодификации правовых актов в данной сфере регулирования отмечались выше, при рассмотрении аналогичных проблем в правовом механизме применения ввозных (импортных) таможенных пошлин.
Порядок предоставления тарифных льгот при применении вывозных таможенных пошлин устанавливается законодательными актами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Основания получения льгот приведены в Законе РФ "О таможенном тарифе". Так, в настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения от пошлины в отношении товаров:
- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация;
- вывозимых с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с российскими законодательными актами;
- вывозимых предприятиями с иностранными инвестициями и инофирмами отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с российским законодательством или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций, в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 г. N 530 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государств-участников Таможенного союза" с 21 августа 2002 г. в отношении товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации на таможенную территорию государств-участников Таможенного союза на основании договора (контракта), заключенного между резидентом Российской Федерации*(259) и нерезидентом государства-участника Таможенного союза, применяются действующие ставки вывозных таможенных пошлин.
Для целей принятия решения о применении или неприменении к товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государства-участника Таможенного союза, вывозных таможенных пошлин основным документом признается договор (контракт), заключенный на поставку товаров и содержащий сведения о:
- резиденте Российской Федерации - экспортере (полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический адрес (место нахождения) в Российской Федерации либо фамилия, имя, отчество физического лица, паспортные данные, адрес (место жительства) в Российской Федерации);
- контрагенте по договору (контракту) - импортере (полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический адрес (место нахождения) либо полное наименование предприятия (организации), не являющегося юридическим лицом по законодательству зарегистрировавшего государства-участника Таможенного союза, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения) либо фамилия, имя, отчество физического лица, паспортные данные, адрес (место жительства).
В случае отсутствия указанных сведений в договоре (контракте), а также при возникновении сомнений в том, что контрагент по договору (импортер) относится к резиденту государства-участника Таможенного союза в значении, предусмотренном Правилами определения страны происхождения товаров, его статус может быть подтвержден справкой (свидетельством) налоговой службы государства-участника Таможенного союза о постановке такого лица на учет в качестве налогоплательщика государства-участника Таможенного союза, уплачивающего налоги с производственной или иной хозяйственной деятельности (в том числе налог с оборота), содержащей сведения о регистрационном (идентификационном) номере налогоплательщика, реквизиты и адрес налоговой службы. Если из представленной справки налоговой службы не представляется возможным однозначно определить, что лицо уплачивает налоги с производственной или иной хозяйственной деятельности (включая налог с оборота), дополнительно может быть представлена справка (свидетельство) уполномоченного органа, осуществившего государственную регистрацию такого лица на территории государства-участника Таможенного союза в порядке, установленном законодательством данного государства, содержащая сведения о месте нахождения (адресе) лица, реквизиты и адрес уполномоченного органа.
В зависимости от видов экспортируемых товаров ставки вывозных пошлин могут быть специфическими (устанавливаются в евро за единицу количества вывозимой продукции) или адвалорными (устанавливаются в процентах от таможенной стоимости).

Порядок и сроки уплаты ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин
Таможенные пошлины уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. При этом последнее допускает, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенную пошлину, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты таможенной пошлины исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. Таможенная пошлина уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенная пошлина уплачивается государственному предприятию связи, которое причисляет уплаченные суммы таможенной пошлины на счета таможенных органов Российской Федерации. По письменному разрешению ГТК России таможенная пошлина может уплачиваться на счета ГТК России.
По желанию плательщика таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ России. Уплата таможенной пошлины в различных видах валют, курсы которых котируются ЦБ России, допускается с согласия таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенной пошлины производится по курсу ЦБ России, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, - на день уплаты. При пересчете иностранных валют в валюту Российской Федерации, а также при пересчете валюты Российской Федерации в иностранную валюту полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой.
Таможенная пошлина может уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации. Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа, должны быть оформлены в виде платежных поручений или других платежных документов в соответствии с порядком, установленным ЦБ России и ГТК России.
Сумма причитающейся таможенной пошлины исчисляется и уплачивается в соответствии с условиями избранного таможенного режима, предусмотренного таможенным законодательством Российской Федерации. При перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты таможенной пошлины в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин
Объектом обложения таможенной пошлиной являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Исчисление таможенной пошлины производится в валюте Российской Федерации. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины при ее исчислении округляется по правилам округления до второго знака после запятой.
Основной для исчисления таможенной пошлины является:
- в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, - таможенная стоимость товара;
- в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам,
- количество товара в натуральном выражении;
- в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам, - таможенная стоимость товара либо количество товара в натуральном выражении.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле

П = Ст x С, (1)

где
П - сумма таможенной пошлины;
Ст - таможенная стоимость товара (в руб.);
С - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле

П = Вт x Ст x Ке, (2)

где
П - сумма таможенной пошлины;
Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;
Ке - курс евро, установленный ЦБ России на дату принятия таможенной декларации.

Для исчисления таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, необходимо правильно определить вес товара. Различают вес нетто и вес брутто. Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16 декабря 1998 г. N 848, информация о весе брутто и весе нетто заносится в соответственно графы 35 и 38 ГТД. При этом вес брутто указывается в килограммах и включает общую массу декларируемых товаров со всеми видами упаковочных материалов и упаковочных контейнеров, обеспечивающих их сохранность в процессе хранения и транспортировки. В графе 38 ГТД (вес нетто) указывается в килограммах масса декларируемых товаров с учетом их упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, или общая масса для наливных и насыпных товаров. Указываемые значения веса брутто и нетто округляются до целой величины, если общая масса товаров составляет более одного килограмма.
В отношении некоторых товаров нормативно-техническими документами может предусматриваться специальный порядок учета (определения) веса. Например, такой порядок установлен для нефти: ее учет по массе брутто принимается как вес собственно нефти плюс с масса балласта; вес нетто - масса без балласта. Для коммерческих целей применятся масса нетто. Однако сырая нефть классифицируется в ТН ВЭД в субпозиции 2709 00 (подсубпозиция 2709 00 900) вне зависимости от наличия балласта, и основной единицей ее измерения является килограмм. Поэтому для таможенных целей такие нормативно-технические документы применяются, если это предусмотрено требованиями таможенного законодательства. В указанном примере и иных аналогичных случаях используются общие правила расчета веса, указанные, в частности, в названной Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации.
С учетом сказанного можно сформулировать следующий вывод. При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или по комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчисления используется вес нетто: масса товара с учетом его первичной упаковки - упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
В случаях перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, не имеющих упаковки, в которой они будут представлены для розничной продажи, и упакованных в ящики, коробки, бочки, ведра и т.п. с применением вспомогательных материалов (солома, стружка, оберточная бумага, проволока и т.п.), обеспечивающих их сохранность в процессе транспортировки, расчетная база при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, определяется с учетом следующего*(260). В качестве расчетной базы при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых с товаров, не имеющих на момент представления к таможенному оформлению упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, используется масса товара без учета тары (упаковки) и вспомогательных упаковочных материалов. Например, для яблок, поставляемых в деревянных ящиках с использованием стружки, в расчетную базу для исчисления суммы таможенной пошлины включается масса яблок без учета массы деревянного ящика и стружки. Для пищевых товаров, поставляемых в бочках, ведрах и т.п., в рассоле, маринаде, соусе, сернистой воде и т.п., названные консервирующие растворы (рассол, маринад, соус, сернистая вода и т.п.) не могут рассматриваться как вспомогательные упаковочные материалы, поэтому в расчетную базу для исчисления суммы таможенной пошлины включается масса товара с рассолом, маринадом, соусом, сернистой водой и т.п. без учета массы тары (упаковки). Например, для соленых огурцов, поставляемых в бочках, в расчетную базу для исчисления суммы таможенной пошлины включается масса огурцов с рассолом без учета массы бочки.
При применении комбинированной ставки, определенной как "ставка таможенной пошлины, установленная в процентах таможенной стоимости товара, но не менее установленной ставки таможенной пошлины в евро за единицу товара", сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по указанной формуле 1, затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара по формуле 2. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке, определенной как "ставка таможенной пошлины, установленная в процентах таможенной стоимости товара, плюс установленная ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара", исчисление размера таможенной пошлины производится по адвалорной ставке в процентах таможенной стоимости по формуле 1, затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара по формуле 2. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется общая сумма исчисленных размеров таможенной пошлины.

Особенности уплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин при отдельных таможенных режимах
Правовое регулирование различных таможенных режимов, установленных законодательством Российской Федерации, предусматривает различные требования к порядку и условиям уплаты таможенных пошлин. Особенности уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин при отдельных таможенных режимах можно кратко представить следующим образом. В случае если используется таможенный режим:
- выпуск для свободного обращения: по общему правилу предполагается полная уплата налоговых таможенных платежей, включая ввозную таможенную пошлину, в отношении товаров, помещаемых под данный режим. Данное правило не распространяется на товары, при ввозе которых на таможенную территорию России предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин. Кроме того, таможенным законодательством предусмотрены случаи освобождения от уплаты указанных пошлин при помещении под рассматриваемый таможенный режим и иных категорий товаров. Так, в соответствии с регламентацией таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР ранее вывезенные в соответствии с данным таможенным режимом товары могут быть ввезены обратно на таможенную территорию Российской Федерации применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер экономической политики при соблюдении следующих условий:
- вывоз и ввоз товаров осуществляются одним и тем же юридическим лицом;
- в таможенный орган представлен экземпляр таможенной декларации с заявленным режимом вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР, на основании которой осуществлялся вывоз этих товаров;
- имеется письменное подтверждение таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР, в котором указываются конкретные количественные и стоимостные объемы товаров, которые могут быть обратно ввезены;
- реимпорт: товары освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Напомним, что в соответствии с ТК РФ при таможенном режиме реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования). Законодательством предусматривается, что при обратном ввозе товаров на территорию России в соответствии с режимом реимпорта подлежат возврату суммы вывозных таможенных пошлин и налогов;
- временный ввоз (вывоз): пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин. Постановлением Правительства РФ от 16 августа N 599*(261) был утвержден перечень товаров, помещение которых под рассматриваемый режим допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Данным постановлением предусматривается, что:
- допускается полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов указанных товаров, срок временного ввоза (вывоза) которых не может по общему правилу превышать одного года;
- в случае продления срока временного ввоза (вывоза) указанных товаров (более чем на один год) применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с ТК РФ.
В отношении иных товаров и транспортных средств (т.е. не включенных в указанный перечень), а также в случае продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, в отношении которых при первоначальном помещении под режим временного ввоза (вывоза) использовалось полное освобождение от уплаты пошлин и налогов, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. Уплата таможенных пошлин и налогов в данном случае производится в следующем порядке*(262).
За каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи). Указанная сумма таможенных пошлин и налогов исчисляется в долларах США. При исчислении этой суммы применяются ставки таможенных пошлин и налогов, действующие на день принятия ГТД к оформлению в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Рассчитанные суммы периодических таможенных платежей уплачиваются предварительно. При этом применяется курс доллара США, действующий на день фактической уплаты.
Периодические таможенные платежи уплачиваются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ России. Конкретные сроки уплаты этих платежей устанавливает таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров. Срок уплаты платежей в обязательном порядке фиксируется на оборотной стороне первого экземпляра ГТД.
Таможенный орган не вправе требовать уплаты периодических таможенных платежей более чем за три месяца сразу;
- транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли: взимание таможенных пошлин, налогов не производится;
- свободная таможенная зона и свободный склад: иностранные товары размещаются и используются в пределах таких зон (складов) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- переработка на таможенной территории: в отношении ввозимых для переработки иностранных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, при этом уплаченные суммы указанных пошлин затем подлежат возврату при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- переработка под таможенным контролем: иностранные товары ввозятся для переработки без взимания таможенных пошлин и налогов с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим;
- переработка вне таможенной территории: в отношении российских товаров, вывозимых на переработку, таможенные пошлины не применяются, последующий выпуск продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации осуществляется с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов;
- экспорт: перемещение товаров через таможенную границу осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу;
- реэкспорт: иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики. Следует обратить внимание, что при декларированном реэкспорте, когда товары при их первоначальном ввозе на таможенную территорию России заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, ввозные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются при ввозе товаров. Фактический ввоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации, в противном случае подлежат уплате все указанные таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим банком кредитам. При фактическом реэкспорте товары, ввозимые на таможенную территорию России, не заявляются в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Они, например, могут первоначально помещаться под иные таможенные режимы при условии, что "остаются" иностранными товарами. Если при таком ввозе были уплачены ввозные таможенные пошлины и налоги, их суммы подлежат возврату при вывозе реэкспортируемых товаров с соблюдением установленных таможенным законодательством требований*(263);
- уничтожение: взимание таможенных пошлин не производится. При данном режиме, напомним, иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования;
- отказ в пользу государства: взимание таможенных пошлин, налогов, а также применение мер экономической политики не предусмотрены;
- перемещение припасов: взимание таможенных пошлин, налогов не предусматривается;
- вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР: товары в соответствии с данным режимом вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики;
- вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом: товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]