[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
13.11. Протокол заседания третейского суда
В соответствии с процессуальными традициями протокол судебного
заседания является одним из основных, наиболее значимых процессуальных
документов. Однако теория и практика третейского разбирательства
отходят от этой процессуальной традиции. Согласно ст. 30 Федерального
закона "О третейских судах в Российской Федерации" стороны
вправе договориться о том, что в заседании третейского разбирательства
протокол заседания не ведется. Это объясняется прежде всего такими
особенностями третейского процесса, как доминирование принципа устности
процесса и свободой сторон в избрании методов и способов судебного
познания и фиксации результатов такого познания. В государственных
судах процедура судебного познания весьма существенно отличается
от процедуры судебного познания в третейском суде. В государственных
судах процедура судебного разбирательства может быть многоступенчатой,
поскольку предполагает возможность обжалования судебных актов, принимаемых
нижестоящими судами, и, следовательно, в этом случае результаты
судебного познания, полученные в ходе судебного разбирательства,
подлежат фиксации с тем, чтобы вышестоящий суд мог удостовериться
в том, что выявлено в результате судебного разбирательства. Таким
образом, при рассмотрении дел в государственных судах протокол судебного
заседания имеет прежде всего значение письменного доказательства*(961).
В третейском процессе отсутствует необходимость перепроверки фактов,
которые устанавливаются третейским судом в ходе судебного разбирательства.
Даже если решение третейского суда и обжалуется, то пересмотрено
оно может быть исключительно с позиций права, но не с точки зрения
фактов. Таким образом, отсутствует и необходимость ведения в третейском
суде протокола, в котором бы фиксировались данные, полученные в
ходе судебного разбирательства.
В то же время если стороны специально не оговорили, что судебное
разбирательство в третейском суде должно проходить исключительно
на началах устности, т.е. без ведения протокола, то протокол, в
силу общего смысла, вытекающего из рассматриваемой нормы, должен
вестись обязательно. Однако в отличие от процессуального законодательства
(ст. 270, 288 АПК РФ), регламентирующего деятельность государственных
судов, Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации"
не предусматривает возможность безусловной отмены решения третейского
суда в том случае, если при третейском разбирательстве протокол
не велся.
Протокол заседания третейского суда выполняет две функции: информационную
и доказательственную*(962).
Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации"
в отличие от гражданского процессуального кодекса и от арбитражного
процессуального кодекса не детализирует требований, предъявляемых
к протоколу судебного заседания. В то же время очевидно, что протокол
должен содержать информацию, которая позволяла бы идентифицировать
данное третейское разбирательство. К таким сведениям должны быть
отнесены: наименование третейского суда, который рассматривает дело;
состав третейского суда; сведения о председательствующем; дату и
место судебного заседания; наименование дела и сторон, участвующих
в деле; сведения о явке в судебное заседание лиц, участвующих в
деле, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков. Сюда
же следует отнести сведения о содержании судебных прений и об оглашении
решения, принятого третейским судом.
Кроме того, как уже подчеркивалось выше, следует обращать особое
внимание на то, что протокол имеет доказательственное значение.
В процессуальной литературе отмечается, что доказательственное значение
протокола "проявляется в том, что стороны могут ссылаться на
протокол для обоснования апелляционных, кассационных жалоб, суд
использует данные, содержащиеся в протоколе, для обоснования вынесенного
решения, вышестоящая инстанция по протоколу может проверить законность
рассмотрения дела по первой инстанции"*(963). Следовательно,
в протоколе должны быть отражены соответствующие сведения, которые
позволяли бы сделать вывод о существе исследованных судом доказательств.
К таким сведениям относятся заявления лиц, участвующих в деле, их
объяснения, показания свидетелей, устные разъяснения экспертов,
сведения об осмотре письменных и вещественных доказательств. Особенно
важное значение имеет фиксация в протоколе объяснений, которые дают
стороны в заседании третейского суда. Также важное значение имеет
содержание устных ответов, даваемых экспертами в ходе судебного
заседания. Поэтому и содержание таких ответов подлежит протоколированию.
Так как объяснения сторон и устные ответы экспертов имеют доказательственное
значение, именно это обстоятельство делает столь важным их фиксацию
в протоколе судебного заседания.
Кроме того, в протоколе должны быть отражены процессуально значимые
обстоятельства дела. Если в ходе судебного заседания третейский
суд выносит определение, которым разрешается вопрос, не затрагивающий
существа дела, это должно быть отражено в протоколе судебного заседания.
К примеру, если третейский суд удовлетворяет ходатайство об отложении
судебного заседания, это должно быть зафиксировано в протоколе судебного
заседания (при условии, что третейский суд в данном случае не принимает
отдельного определения).
Протокол судебного заседания третейского суда должен обладать достоверностью.
В этой связи возникает вопрос о полноте протокола. В частности,
какие вопросы и с какой степенью обстоятельности должны быть отражены
в протоколе. С одной стороны, протокол, будучи письменным доказательством,
должен содержать максимум информации, которая позволяла бы весомо
оценивать это доказательство.
С другой стороны, в третейском судопроизводстве господствует принцип
устности, что в принципиальном плане снижает уровень требований
к письменной форме вообще и к протоколу судебного заседания в частности.
В Законе не урегулировано, кто должен вести протокол судебного разбирательства.
Представляется, что такими лицами могут быть как председательствующий
в судебном заседании, так и один из третейских судей, а также и
секретарь судебного заседания. Видимо, наиболее целесообразным было
бы, чтобы вопрос о ведении протокола судебного заседания решался
в Правилах постоянно действующих третейских судов. Предпочтительным
было бы возложение такой обязанности на технических работников (секретарей,
референтов, стенографов и т.п.), что снимет вопрос о достоверности
данных, фиксируемых третейским судьей, который должен выполнять
иную, более важную функцию - рассматривать и разрешать правовой
спор и в связи с этим вынужден отвлекаться от тщательного ведения
протокола.
В связи с вышеизложенным вряд ли можно согласиться с М.Э. Морозовым,
который полагает, что, если иное не предусмотрено соглашением сторон,
ведение протокола секретарем невозможно, поскольку заседания носят
закрытый характер*(964). Секретарь связан с третейским судом служебными
отношениями, и в силу этого на него распространяются правила о соблюдении
в установленных случаях конфиденциальности. В некоторых регламентах
постоянно действующих третейских судов предусмотрено, что именно
секретарь, приглашаемый за счет сторон судебного заседания, ведет
протокол судебного заседания. К примеру, подобного рода норма содержится
в Регламенте Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной
палате (ст. 46)*(965).
Что касается технологии ведения протокола, то в данном случае возможны
два принципиально разных подхода. Во-первых, возможно протоколирование
информации путем фиксации основного смысла обстоятельств, исследованных
в ходе третейского разбирательства. Такая запись не является адекватным
отражением устных речей, которые прозвучали в ходе судебного разбирательства.
Второй подход к ведению протокола заключается в стенографировании
с использованием специальной техники (диктофонов, магнитофонов,
компьютеров) и последующей расшифровкой зафиксированных данных.
По свидетельству профессора И.В. Решетниковой, именно такой подход
используется при рассмотрении споров в Третейском суде при Нью-Йоркской
фондовой бирже. При этом расходы, связанные с использованием стенографической
техники, возлагаются на стороны, участвующие в деле*(966).
Рекомендации по ведению протокола третейского разбирательства содержатся
в Комментариях ЮНИСТРАЛ по организации арбитражного разбирательства.
В частности, третейскому суду рекомендуется "по возможности,
после проведения консультаций со сторонами, принять решение в отношении
методов подготовки протокола устных заявлений и показаний в ходе
слушаний. Один из возможных подходов состоит в том, чтобы члены
третейского суда вели личные записи. В соответствии с другим подходом
председательствующий арбитр диктует машинистке в ходе слушаний резюме
устных заявлений и показаний. Еще один метод, который можно использовать
в случае назначения секретаря третейского суда, состоит в том, чтобы
поручить такому лицу подготовку кратких протоколов. Весьма удобным,
хотя и дорогостоящим методом является привлечение профессиональных
стенографистов для подготовки стенографических отчетов, как правило,
в течение следующего дня или аналогичного непродолжительного периода
времени. Письменный протокол может дополняться магнитофонной записью,
что позволяет делать ссылки на такую запись в случае возникновения
разногласий по тексту письменного протокола" (п. 82)*(967).
Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации"
не регламентирует вопрос о праве сторон, участвовавших в деле, знакомиться
с содержанием протокола, представлять замечания и возражения относительно
полноты и правильности составления протокола, о порядке рассмотрения
таких замечаний и о действиях третейского суда в этой связи. Представляется,
что данная процедура должна быть урегулирована в Правилах и Регламентах
постоянно действующих третейских судов. И некоторые третейские суды
устанавливают такие нормы. К примеру, в соответствии с Регламентом
Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате
стороны вправе ознакомиться с содержанием протокола. По просьбе
стороны постановлением состава третейского суда в протокол могут
быть внесены изменения или дополнения, если просьба будет признана
обоснованной*(968). Однако в данном случае возникает вопрос о процедуре
внесения таких изменений и дополнений. Поскольку в соответствии
с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О третейских судах в Российской
Федерации" полномочия третейских судей прекращаются после принятия
решения по конкретному делу, а ознакомление с протоколом и принесение
ходатайства о внесении изменений и дополнений в него, как правило,
возможны только после окончания третейского разбирательства, то
необходимо возобновление полномочий третейских судей для решения
этого процессуального вопроса. Между тем законодательство о третейских
судах не предусматривает возможности возобновления полномочий третейских
судей для внесения изменений и дополнений в протокол судебного заседания.
Таким образом, регулирование данного вопроса возможно только за
счет норм, устанавливаемых локальными источниками правового регулирования
третейского разбирательства, - за счет регламентов и правил постоянно
действующих третейских судов.
[an error occurred while processing the directive]
|
|